Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ, НАВЫКОВ И РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ В СРЕДНЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ'

ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ, НАВЫКОВ И РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ В СРЕДНЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дошкольное образование / средний дошкольный возраст / развитие речи / речевая активность / анализ / планирование / preschool education / middle preschool age / speech development / speech activity / analysis / planning

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казначеева Светлана Николаевна, Бичева Ирина Борисовна, Казначеев Дмитрий Александрович

В статье проводится анализ развития речи и речевой активности у средних дошкольников. По результатам выявленных проблем авторами предлагается проектирование на основе дидактических игр, упражнений и речевых ситуаций с целью повышения его уровня, а также обозначаются некоторые формы и методы взаимодействия с родителями. Апробация рекомендуемого содержания работы позволила обеспечить более высокие показатели исследуемых параметров на контрольном этапе у детей экспериментальной группы. Сделан вывод, что целенаправленное планирование речевых игр, упражнений, ситуаций, специально подобранных для средних дошкольников, и их внедрение в воспитательно-образовательный процесс способствует повышению уровня развития речевых умений, навыков и речевой активности. Авторы подчеркивают роль самообразования педагога и его методического сопровождения в достижении высокого качества речевой подготовки ребенка-дошкольника во взаимодействии с родителями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казначеева Светлана Николаевна, Бичева Ирина Борисовна, Казначеев Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article the authors analyze the development of speech and speech activity in middle preschoolers. The authors found out problems during the experience. Based on their results, the authors propose design based on didactic games, exercises and speech situations in order to increase its level, and also identify some forms and methods of interaction with parents. Testing of the recommended content of the work made it possible to ensure higher rates of the studied parameters at the control stage in children of the experimental group. In conclusion, the authors think that purposeful planning of speech games, exercises, situations specially selected for middle preschoolers, and their implementation in the educational process help to increase the level of development of speech abilities, skills and speech activity. The authors emphasize the role of the teacher’s self-education and his methodological support in achieving high quality speech training of a preschool child in interaction with parents.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ, НАВЫКОВ И РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ В СРЕДНЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»

структурирующих цели, задачи, результаты обучения, и компоновщиков содержания, выделяющих модули, согласуя внутри них теоретическое содержание с практическим; назначение экспертной подгруппы, проверяющей согласованность компонентов образовательных программ и связей между ними; отбор менеджерами проектов потенциальных мест практики из перечня действующих региональных инновационных площадок, если их больше, чем одна; ведение переговоров с администрацией соответствующих образовательных организаций и заключение соглашения; координация менеджером проекта взаимодействия конкретной подгруппы компоновщиков образовательной программы и представителей соответствующей инновационной площадки при уточнении нюансов в содержании практик; проведение экспертной проверки согласованности компонентов отдельных образовательных программ и связей между ними; презентация разработанных образовательных программ перед педагогическим сообществом, потенциальными обучающимися.

Организационно-управленческие действия со стороны региональной инновационной площадки: постановка администрацией образовательной организации производственной задачи по распространению опыта инновационной деятельности; стимулирование активности представителей инновационной площадки на взаимодействие с проектной группой от образовательной организации; получение согласия на включение отобранных представителей инновационной площадки в совместные действия по доработке проекта образовательной программы в части организации различных практик, закрепленного локальным актом; выделение времени (ресурса) на участие отобранных представителей инновационной площадки во взаимодействии с проектной группой от образовательной организации, претендующей на реализацию образовательной программы.

Выводы. Описанные выше идеи, программные представления, научно-методические основания, организационно-управленческие действия по привлечению региональных инновационных площадок к разработке и реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров разворачиваются на практике в Красноярском государственном педагогическом университете им. В.П. Астафьева. Пилотные пробы показывают реализуемость и результативность предложенной модели.

Литература:

1. Адольф, В. А. Развитие методологической культуры исследователя через решение разноуровневых профессиональных задач / В.А. Адольф, И.Ю. Степанова // Евразийское научное объединение. - 2021. - №12-4 (82). -С. 342-346

2. Григорьева, С.Г. Инновационная деятельность учителя как педагогическое явление / С.Г. Григорьева // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. -2011. - №3(71). - Ч. 1. - С. 49-56

3. Ильина, Н.Ф. Программа подготовки студента педагогического колледжа к организации проектной деятельности младших школьников / Н.Ф. Ильина, В.А. Попова // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2021. - № 2 (75). - Т.1. -С. 82-95

4. Козырев, Ф.Н. Тема вечной жизни вселенной в русском космизме / Ф.Н. Козырев // Вестник Свято-филаретовского института. - 2019. - № 31,- С. 126-152

5. Малышева, Н.В. Проектный метод обучения и проектное мышление педагога: поиск новых подходов / Н.В. Малышева // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2019. - № 1,- С. 48-56

6. Мануйлов, Ю.С. Средовый подход в воспитании /Ю.С. Мануйлов // Педагогика. - 2000. - №7. - С. 36-41

7. Педагогика открытости и диалога культур / под ред. М.Н. Певзнера, В.О. Букетова, О.М. Зайченко. - М.: Исследовательский центр качества подготовки специалистов, 2000. -265 с.

8. Понятийный аппарат педагогики и образования: коллективная монография / отв. ред. Е.В. Ткаченко, М.А. Галагузова, Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2016. - 484 с.

9. Степанова, И.Ю. Опережающее образование педагога: индивидуально-личностный аспект: монография / И.Ю. Степанова. - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2020. -244 с.

Педагогика

УДК 373.2

кандидат педагогических наук, доцент Казначеева Светлана Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Бичева Ирина Борисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Казначеев Дмитрий Александрович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ, НАВЫКОВ И РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ В

СРЕДНЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация. В статье проводится анализ развития речи и речевой активности у средних дошкольников. По результатам выявленных проблем авторами предлагается проектирование на основе дидактических игр, упражнений и речевых ситуаций с целью повышения его уровня, а также обозначаются некоторые формы и методы взаимодействия с родителями. Апробация рекомендуемого содержания работы позволила обеспечить более высокие показатели исследуемых параметров на контрольном этапе у детей экспериментальной группы. Сделан вывод, что целенаправленное планирование речевых игр, упражнений, ситуаций, специально подобранных для средних дошкольников, и их внедрение в воспитательно-образовательный процесс способствует повышению уровня развития речевых умений, навыков и речевой активности. Авторы подчеркивают роль самообразования педагога и его методического сопровождения в достижении высокого качества речевой подготовки ребенка-дошкольника во взаимодействии с родителями.

Ключевые слова: дошкольное образование, средний дошкольный возраст, развитие речи, речевая активность, анализ, планирование.

Annotation. In the article the authors analyze the development of speech and speech activity in middle preschoolers. The authors found out problems during the experience. Based on their results, the authors propose design based on didactic games, exercises and speech situations in order to increase its level, and also identify some forms and methods of interaction with parents. Testing of the recommended content of the work made it possible to ensure higher rates of the studied parameters at the control stage in children of the experimental group. In conclusion, the authors think that purposeful planning of speech games, exercises, situations specially

selected for middle preschoolers, and their implementation in the educational process help to increase the level of development of speech abilities, skills and speech activity. The authors emphasize the role of the teacher's self-education and his methodological support in achieving high quality speech training of a preschool child in interaction with parents.

Key words: preschool education, middle preschool age, speech development, speech activity, analysis, planning.

Введение. Одним из показателей коммуникативного развития дошкольников является развитие у них всех сторон речи и проявление речевой активности в разных ситуациях общения [2]. В исследованиях показано, что при доброжелательном сотрудничестве с другими детьми, педагогом, родителями устанавливаются коммуникативные отношения, которые способствуют формированию правильного речевого поведения. И, наоборот, в процессе неэффективного взаимодействия и общения отсутствует результативность «передачи знаний», создаются конфликтные ситуации, препятствующие развитию личности ребенка [4, 5].

Знание педагогами реального уровня речевого развития ребенка способствует более эффективному планированию и организации как индивидуальных, так и коллективных форм работы по данному направлению. Поэтому важно, чтобы педагоги владели современными технологиями речевого развития и применяли их в соответствии с конкретным возрастным этапом дошкольного возраста [1, 3].

Цель данной статьи: планирование работы по развитию речевых умений, навыков и речевой активности у средних дошкольников на основе исследование уровня их сформированности.

Изложение основного материала статьи. Изучение уровня сформированности речевых умений, навыков и речевой активности у детей среднего дошкольного возраста (в количестве 36 человек) проводилось в МБДОУ «Детский сад № 411» г. Нижний Новгород. В исследовании использованы две диагностические методики: «Уровень владения речевыми умениями и навыками» (авт. О.С. Ушакова, Е.М. Струнина) и «Уровень развития активной речи» (авт. Е.А. Стребелева).

Показатели оценки и оцениваемые умения показаны на рис. 1.

| Исследуемый показатель: словарь_

■ Понимать близкие и противоположные по смыслу слова, разные значения многозначного слова.

• Понимать и употреблять обобщающие сло^а (фрукты).

• Подбирать признаки, качества и действия к названию предметов

• Сравнивать и называть предметы по размеру, ь,вету, величине [ Исследуемый показатель: грамматика

• Соотносить названия животньх и ихдетень шей (медведь-медвежонок).

• Упо-реблять глаголы в повелительном наклонеь-ии (побегай).

• Правкльносогласовыиз-ьсуществительныек прилагательные в роде, числе и падеже, ориентируясь на окончание [пушистый кот).

• Си'. 1;!иЛН1Ы1рК,Л,1иЖеНМЯ р:ННЬ X ШМОЬ.

[ Исследугмый показатель: фонетина

• Правильно произносить звуки родного языка.

• НгШ.у1И'Ы.ЖМ|],':.Х[1ДНЫК И (!|].!ЛИЧЬЫе |Ю.1|<уЧ::НИЮ.

• Правильно пользоваться умеренным темпом речи, силой голоса, интонационными средствами выразительности.

Рисунок 1. Показатели оценки и оцениваемые умения

Обобщенные данные, полученные на констатирующем этапе, показаны на рис. 2, 3.

Уровень речевого развития на констатирующем этапе

58%

14%

1

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Рисунок 2. Сформированность речевых умений и навыков

Уровень сформированное™ активной речи на констатирующем этапе

60,00% - 50%

40,00% 20,00% 0,00%

16,60%

25%

8,40%

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Очень низкий

уровень

Рисунок 3. Сформированность активной речи

Анализируя результаты исследования, следует, что на начало экспериментальной работы большинство детей демонстрируют средний уровень речевого развития по всем показателям (58%). Низкий уровень выявлен у 28% детей, высокий у 14%. Также у половины детей (50%) на среднем уровне отмечается и развитие речевой активности, 25% проявляют низкий уровень, а 8,4% очень низкий уровень. Высокий уровень выявлен у 16,6% детей.

Данные констатирующего эксперимента свидетельствуют о важности повышения результативности работы по всем исследуемым параметрам.

С этой целью в систему речевой работы были дополнительно введены специальные дидактические игры, упражнения и речевые ситуации (табл. 1).

Таблица 1

Планирование дополнительных речевых дидактических игр, упражнений и ситуаций для средних

дошкольников

Месяц Формы работы Цель

Сентябрь «Скажи наоборот» Развивать речевой слух, учить подбирать слова, противоположные по смыслу.

«Что за птица?» Учить описывать характерные признаки птиц и по описанию узнавать их.

Октябрь Речевая ситуация «Осень наступила» Активизировать речевые высказывания, характеризующие осень.

«Радио» Формировать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей.

Ноябрь «Вопрошайка» Развивать вопросительно-исследовательскую активность.

«Дополни предложение» Развивать умение подбирать слова по смыслу.

Декабрь Ситуация-обсуждение «Что я знаю о зиме?» Развивать навыки диалогической речи, умение слушать друг друга.

«Новогодние загадки» Обогащать и активизировать словарный запас.

Январь «Назови разными словами» Упражнять в обозначении словом качеств, признаков и действий животных.

«Придумай предложение» Развивать навыки составления предложений, умение замечать нелогичность высказываний.

Февраль Речевая ситуация «Расскажи, как мы сегодня играли» Формировать умение составлять рассказ, участвовать в диалоге.

«Что это может быть?» Развивать познавательно-речевую активность. Формировать умение включаться в диалог, аргументируя свой ответ.

Март «Придумай слово» Стимулировать к проявлению речевого творчества.

«Узнай цветок по описанию» Закреплять умение называть словом признаки, характерные для цветка.

Апрель «Расскажи про любимую игрушку» Развивать познавательную мотивацию, творческое воображение, умение использовать в речи различные средства выразительности.

«Какая, какой, какое?» Активизировать усвоенные слова и выражения.

Май Упражнение «Скажи, что делает бабушка?» Упражнять в умении составлять короткие предложения.

Речевая ситуация «Моя любимая игрушка» Закреплять умение составлять короткий рассказ, используя выразительные средства речи.

Работа осуществлялась во взаимодействии с родителями формами и методами, которые способствовали повышению их компетентности в вопросах речевого развития детей и способов повышения у них речевой активности.

На формирующем этапе было проведено родительское собрание «Роль семьи в повышении речевой активности детей среднего дошкольного возраста», групповые и индивидуальные консультации «Что я знаю о речевой активности детей?», «Роль речевой активности в личностном становлении ребенка». Особое внимание уделялось обновлению информационного содержания на стенде для родителей посредством оформления специальных рекомендаций: «Давайте задумаемся, всегда ли правильно звучит наша речь», «Использование книги-иллюстрации в развитии речевой активности детей», др. Высокий интерес вызвало участие родителей в мастер-классах (например, «Речевые ситуации в повышении речевой активности детей»), др.

На контрольном этапе были проведены повторные исследования по тем же диагностическим методикам. Для исследования дети были разделены на экспериментальную и контрольную группы по18 человек.

Сравнительные результаты по методике 1 (владение речевыми умениями и навыками) представлены на рис. 4 (экспериментальная группа) и 5 (контрольная группа).

Экспериментальная группа

80 60 40 20 0

I констатирующии эксперимент

I контрольный эксперимент

высокииуровень средним уровень низким уровень

Рисунок 4. Динамика сформированности речевых умений и навыков у детей экспериментальной группы, %

Контрольная группа

80 60 10 20 0

58 58

22 ¿а __ 20

1Л ^^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I констатирующии эксперимент

I контрольный эксперимент

высокииуровень среднииуровень низкии уровень

Рисунок 5. Динамика сформированности речевых умений и навыков у детей контрольной группы, %

Анализируя динамику сформированности речевых умений и навыков, можно констатировать, что в большей степени она выражена в экспериментальной группе: увеличение высокого уровня произошло в 3,4 раза, а показатели низкого уровня уменьшились в 2,3 раза.

В контрольной группе также отмечаются изменения, но они имеют не такой выраженный характер.

Сравнительные результаты по методике 2 (сформированность активной речи) представлены на рис. 6 (экспериментальная группа) и 7 (контрольная группа).

Экспериментальная группа

80 60 40 20 0

58

эи ■

15,6 25

■ 1 9 8,4 _ 0

высокии уровень

средним уровень

низкии уровень

I констатирующии эксперимент

I контрольный эксперимент

очень низким уровень

Рисунок 6. Динамика сформированности активной речи у детей экспериментальной группы, %

60 40 20

0

Контрольная группа

Ьс

24 16,6_ 25 20

8,4 1 °

высоким средним низким оченьнизкии уровень уровень уровень уровень

I констатирующим эксперимент

I контрольным эксперимент

Рисунок 7. Динамика сформированности активной речи у детей контрольной группы, %

Сравнивая результаты диагностики на констатирующем и контрольном этапах, следует, что у большинства детей экспериментальной группы в 3,4 раза увеличились показатели высокого уровня сформированности речевой активности. Средний уровень показали 33% детей, низкий уровень сохраняется у 9%, а очень низкий уровень не выявлен.

Для детей контрольной группы, прежде всего, характерен средний уровень. Увеличение высокого уровня является незначительным (1,4 раза), показатели низкого уровня уменьшились до 20%, очень низкий уровень не выявлен.

Выводы. Сравнительные данные на начало исследования и по его завершению свидетельствуют о значительных изменениях в исследуемых параметрах (развитие речевых умений, навыков, речевой активности) у детей экспериментальной группы. Наблюдения за детьми этой группы показывают, что они стали проявлять большую самостоятельность при организации разных видов игр, между детьми уменьшилось количество конфликтов, поскольку они научились договариваться и аргументировать свои предложения. Как указывали родители, достаточно часто дети инициировали проведение речевых игр дома, предлагая различные речевые задания. Для детей контрольной группы характерны, прежде всего, показатели среднего уровня.

Следовательно, целенаправленное планирование речевых игр, упражнений, ситуаций, специально подобранных для средних дошкольников, и их внедрение в воспитательно-образовательный процесс, обеспечивает необходимое качество работы по развитию речи и речевой активности.

Поскольку именно от воспитывающих взрослых во многом зависит качество речевой подготовки ребенка-дошкольника, актуализируется роль самообразования педагога и его методического сопровождения в достижении высокого качества профессиональной деятельности по реализации данной образовательной области во взаимодействии с родителями. Это положение обуславливает важность постоянного мониторинга и выявление имеющихся профессиональных проблем в области коммуникативного и речевого развития детей, а также разработку соответствующих методов и форм их освоения и применения в педагогической практике.

Литература:

1. Белинова, Н.В. Готовность педагогов к внедрению инновационных технологий речевого развития в образовательный процесс детского сада / Н.В. Белинова, A.B. Хижная, Т.А. Конакова // Научно-методический электронный журнал "Концепт". - 2019. - № 8,- С. 1-12

2. Бичева, И.Б. Коммуникативные умения и особенности их формирования у дошкольников / И.Б. Бичева, A.A. Нарядчикова, Ю.Ю. Бочкарева // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 77-1. - С. 79-81

3. Красильникова, Л.В. Сюжетно-дидактические игры в развитии речи дошкольников: учебно-методическое пособие / Л.В. Красильникова; Мининский университет. - Нижний Новгород: Гладкова О.В., 2021. - 117 с.

4. Мусхаджиева, Т.А. Природа и сущность межличностных отношений между субъектами педагогической деятельности / Т.А. Мусхаджиева // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10, № 4(41).

5. Речевая активность и особенности ее формирования в дошкольном возрасте / И.Б. Бичева, С.Н. Казначеева, A.A. Бугрова, Д.А. Казначеев // Современные наукоемкие технологии. - 2023. - № 3. - С. 62-66

Педагогика

УДК 372.881.161.1

доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры предметных технологий начального и дошкольного образования Калашникова Светлана Георгиевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск); доктор филологических наук, профессор кафедры предметных технологий начального и дошкольного образования Щербакова Наталья Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск)

ФОРМИРОВАНИЕ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ УМЕНИЯ РАБОТАТЬ СО СЛОВАРЯМИ

Аннотация. В данной статье рассматриваются возможности организации работы по воспитанию лексикографической культуры на уроках русского языка в начальной школе. На основе анализа учебника авторы делают выводы о том, что младшие школьники уже в первом классе знакомятся с важнейшими типами словарей и некоторыми особенностями их оформления. По мнению авторов статьи, школьный учебник содержит языковой материал, который позволяет успешно организовать работу, направленную на формирование лексикографической компетенции путем работы со словарем и составлением собственных словарных статей.

Ключевые слова: русский язык в начальной школе, лексикография, учебные словари русского языка, лексикографическая культура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.