Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
383
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАФОМОТОРНЫЕ НАВЫКИ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ / КОМПЛЕКС ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ / НЕЙРОФИТНЕС / МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шкерина Татьяна Александровна, Петрова Татьяна Ивановна, Ходова Марина Геннадьевна

В статье актуализируется необходимость формирования графомоторных навыков (ГМН) у старших дошкольников с речевыми нарушениями. Исследования отечественных ученых подчеркивают, что дошкольники с нарушениями речи испытывают существенные затруднения в овладении графическими навыками, и это усложняет начальный этап их обучения в школе. Проблема исследования заключается в поиске логопедических средств, способствующих формированию ГМН у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Целью статьи является теоретическое обоснование и освещение результативности комплекса логопедических упражнений с элементами нейрофитнеса по формированию ГМН у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Осмысление образовательной теории и практики позволило конкретизировать понимание исследуемого феномена. С целью получения объективных представлений об уровне сформированности ГМН конкретизирован их состав - графомоторные умения. Раскрыт дидактический потенциал комплекса логопедических упражнений с элементами нейрофитнеса по формированию ГМН у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями как средство, которое позволяет не только формировать, но и управлять этим процессом. В комплекс логопедических упражнений включены элементы нейрофитнеса (выполнение упражнений на формирование графомоторных навыков на вертикальной поверхности и двумя руками одновременно). С опорой на всесторонний анализ трудов отечественных и зарубежных исследователей выделены и охарактеризованы этапы реализации комплекса логопедических упражнений с элементами нейрофитнеса по формирование ГМН у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Содержание и логика реализации выделенных этапов комплекса обоснованы. Представлен анализ результатов реализации разработанного комплекса в рамках этапов опытно-экспериментальной работы. Полученные результаты подтвердили результативность содержания логопедических упражнений и методики их реализации в формировании ГМН у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Выявление динамики уровня сформированности графомоторных умений стало возможным посредством проведения дополнительного обследования в процессе реализации подготовительного и заключительного этапов реализации комплекса упражнений, по итогам которых скорректированы содержание и логика реализации упражнений. Изучение проблемы исследования может быть продолжено в направлении дальнейшей разработки и реализации методики формирования ГМН для других возрастных групп и различных уровней речевых нарушений. Результаты исследования могут быть использованы в профессиональной подготовке, повышении квалификации и переподготовки не только логопедов, но и других специалистов, сопровождающих обучающихся с нарушением речи в образовательной практике, а также в условиях семейного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шкерина Татьяна Александровна, Петрова Татьяна Ивановна, Ходова Марина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF GRAPHOMOTOR SKILLS IN SENIOR PRESCHOOLERS WITH SPEECH DISORDERS

The article actualizes the need for the formation of graphomotor skills (GMS) in senior preschoolers with speech disorders. Studies of Russian scientists emphasize that preschoolers with speech disorders experience significant difficulties in mastering graphic skills, and this complicates the initial stage of their schooling. The problem of the study is to find speech therapy tools that contribute to the formation of GMS in senior preschoolers with speech disorders. The purpose of the article is the theoretical substantiation and coverage of the effectiveness of a complex of speech therapy exercises with elements of neurofitness for the formation of GMS in senior preschoolers with speech disorders. The comprehension of educational theory and practice made it possible to concretize the understanding of the phenomenon under study. In order to obtain objective ideas about the level of formation of GMS, their composition is specified - graphomotor skills. The didactic potential of a complex of speech therapy exercises with elements of neurofitness for the formation of GMS in senior preschoolers with speech disorders is revealed as a means that allows not only to form, but also to manage this process. The complex of speech therapy exercises includes elements of neurofitness (performing exercises for the formation of graphomotor skills on a vertical surface and with two hands at the same time). Based on a comprehensive analysis of the works of domestic and foreign researchers, the stages of the implementation of a complex of speech therapy exercises with elements are identified and characterized. The content and logic of the implementation of the selected stages of the complex are justified. The analysis of the results of the developed complex implementation within the pilot work stages is presented. The obtained results confirmed the effectiveness of the content of speech therapy exercises and the methods of their implementation in the formation of GMS in senior preschoolers with speech disorders. The identification of the dynamics of the level of formation of graphomotor skills became possible by conducting an additional survey during the implementation of the preparatory and final stages of the implementation of a set of exercises, according to the results of which the content and logic of the implementation of exercises were adjusted. The study of the research problem can be continued in the direction of further development and implementation of the methodology for the formation of GMS for other age groups and different levels of speech disorders. The results of the study can be used in professional training, advanced training and retraining not only of speech therapists, but also of other specialists accompanying students with speech disorders in educational practice, as well as in family education.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ»

Делая общий вывод о развитии связной речи 117 детей старших групп в процентном соотношении на констатирующем этапе опытно-экспериментального исследования, нами был высчитан средний показатель уровня развития речи по группам. Для этого мы количество набранных баллов поделили на максимальное количество баллов и умножили на 100%. Подсчитав значения по представленной формуле, мы получили в среднем значение 16,5 баллов. Данное значение указало на тот факт, что даже предварительное знакомство и минимальное использование мнемотаблиц не является гарантией овладения грамотной связной речью. Для эффективного формирования и развития связной речи детей необходима целенаправленная и планомерная работа.

Обследуя связную речь детей с использованием мнемических таблиц, мы выявили наиболее распространенные затруднения. Ни один ребенок не смог самостоятельно и правильно составить предложение по одному из девяти квадратикам мнемотаблицы. В основном дети ждали подсказки педагога, дополнительные вопросы. Фрагментарно работая ранее с мнемотаблицами, большинство детей не поняло задания с первого раза. Многим пришлось объяснять и приводить примеры. Большинство детей испытывало значительные затруднения при ответе на задания, с ошибками выполняли его. Зачастую, не поняв задания, дети отказывались от дальнейшей работы или переводили тему разговора на другую.

Наибольшие затруднения на данном этапе в работа с мнемотаблицей вызвал квадратик: «Как защищается от врагов?», «Какую пользу приносит людям». На данные вопросы дети обеих групп отвечали невнятно, не имея соответствующих знаний. на констатирующем этапе экспериментального исследования, проведенном октябре 2021 года среди 117 детей из трех детских садов городского округа Орехова-Зуева было установлено, что развитие навыков связной речи (составления рассказа с использованием мнемотаблицы) составляет достаточно невысокий уровень: 16,5 баллов из 100. Данный факт убедил нас в том, что необходимо проводить целенаправленную работу по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста. В качестве ведущего направления в развитии связной речи было избрано с использование различных форм работ с мнемотаблицами.

Результаты проведенного исследования продемонстрировали, что работу с детьми необходимо структурировать исходя из четко разработанного последовательного перспективного плана. В ходе работы были спроектированы также занятия с родителями, работа с которыми считалась необходимым условием в реализации проекта по использованию мнемотаблиц. Анализируя в-целом развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования мнемических таблиц, хочется отметить, что оно протекает значительно эффективнее.

Литература:

1. Андреева, И.Н. Развитие логического мышления старших дошкольников посредством мнемотаблиц / И.Н. Андреева, А.Ю. Веденькина // Проблемы марийской и сравнительной филологии. Сборник статей VII (заочной) Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Йошкар-Ола, 2020. - С. 239-242.

2. Беленко, А.В. Возможности использования заучивания стихотворений по мнемотаблицам для развития произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста / А.В. Беленко // Инновационная деятельность педагога в условиях реализации образовательных и профессиональных стандартов. - Москва-Берлин, 2021. - С. 54-56.

3. Измайлова, Р.Г. Развитие монологической речи детей при подготовке к школьному обучению / Р.Г. Измайлова, Т.Г. Шейнова, Т.В. Тимохина // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: Ялта: РИО ГПА, 2021. - Вып. 71( 1). - С. 150-153.

4. Маммаева, М.Б. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня средствами мнемотаблиц / М.Б. Маммаева // Академическая публицистика. - 2021. - № 6. - С. 463-467.

5. Петра, И.С. Опыт использования мнемотаблиц на занятиях по развитию речи по конспектам О.С. Ушаковой / И.С. Петра, А.Т. Уашева // Психология и педагогика: теоретический и практический потенциал. сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова». - Чебоксары, 2021. - С. 66-68.

Педагогика

УДК 376.37

кандидат педагогических наук, доцент Шкерина Татьяна Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательной учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева» (г. Красноярск); кандидат педагогических наук, доцент Петрова Татьяна Ивановна Федеральное государственное бюджетное образовательной учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева» (г. Красноярск); магистрант Ходова Марина Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательной учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева» (г. Красноярск)

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ

НАРУШЕНИЯМИ

Аннотация. В статье актуализируется необходимость формирования графомоторных навыков (ГМН) у старших дошкольников с речевыми нарушениями. Исследования отечественных ученых подчеркивают, что дошкольники с нарушениями речи испытывают существенные затруднения в овладении графическими навыками, и это усложняет начальный этап их обучения в школе. Проблема исследования заключается в поиске логопедических средств, способствующих формированию ГМН у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Целью статьи является теоретическое обоснование и освещение результативности комплекса логопедических упражнений с элементами нейрофитнеса по формированию ГМН у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Осмысление образовательной теории и практики позволило конкретизировать понимание исследуемого феномена. С целью получения объективных представлений об уровне сформированности ГМН конкретизирован их состав - графомоторные умения. Раскрыт дидактический потенциал комплекса логопедических упражнений с элементами нейрофитнеса по формированию ГМН у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями как средство, которое позволяет не только формировать, но и управлять этим процессом. В комплекс логопедических упражнений включены элементы нейрофитнеса (выполнение упражнений на формирование графомоторных навыков на вертикальной поверхности и двумя руками одновременно). С опорой на всесторонний анализ трудов отечественных и зарубежных исследователей выделены и охарактеризованы этапы реализации комплекса логопедических упражнений с элементами нейрофитнеса по формирование ГМН у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Содержание и логика реализации выделенных

этапов комплекса обоснованы. Представлен анализ результатов реализации разработанного комплекса в рамках этапов опытно-экспериментальной работы. Полученные результаты подтвердили результативность содержания логопедических упражнений и методики их реализации в формировании ГМН у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Выявление динамики уровня сформированности графомоторных умений стало возможным посредством проведения дополнительного обследования в процессе реализации подготовительного и заключительного этапов реализации комплекса упражнений, по итогам которых скорректированы содержание и логика реализации упражнений. Изучение проблемы исследования может быть продолжено в направлении дальнейшей разработки и реализации методики формирования ГМН для других возрастных групп и различных уровней речевых нарушений. Результаты исследования могут быть использованы в профессиональной подготовке, повышении квалификации и переподготовки не только логопедов, но и других специалистов, сопровождающих обучающихся с нарушением речи в образовательной практике, а также в условиях семейного образования.

Ключевые слова: графомоторные навыки, дети старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, комплекс логопедических упражнений, нейрофитнес, методика формирования графомоторных навыков.

Annotation. The article actualizes the need for the formation of graphomotor skills (GMS) in senior preschoolers with speech disorders. Studies of Russian scientists emphasize that preschoolers with speech disorders experience significant difficulties in mastering graphic skills, and this complicates the initial stage of their schooling. The problem of the study is to find speech therapy tools that contribute to the formation of GMS in senior preschoolers with speech disorders. The purpose of the article is the theoretical substantiation and coverage of the effectiveness of a complex of speech therapy exercises with elements of neurofitness for the formation of GMS in senior preschoolers with speech disorders. The comprehension of educational theory and practice made it possible to concretize the understanding of the phenomenon under study. In order to obtain objective ideas about the level of formation of GMS, their composition is specified - graphomotor skills. The didactic potential of a complex of speech therapy exercises with elements of neurofitness for the formation of GMS in senior preschoolers with speech disorders is revealed as a means that allows not only to form, but also to manage this process. The complex of speech therapy exercises includes elements of neurofitness (performing exercises for the formation of graphomotor skills on a vertical surface and with two hands at the same time). Based on a comprehensive analysis of the works of domestic and foreign researchers, the stages of the implementation of a complex of speech therapy exercises with elements are identified and characterized. The content and logic of the implementation of the selected stages of the complex are justified. The analysis of the results of the developed complex implementation within the pilot work stages is presented. The obtained results confirmed the effectiveness of the content of speech therapy exercises and the methods of their implementation in the formation of GMS in senior preschoolers with speech disorders. The identification of the dynamics of the level of formation of graphomotor skills became possible by conducting an additional survey during the implementation of the preparatory and final stages of the implementation of a set of exercises, according to the results of which the content and logic of the implementation of exercises were adjusted. The study of the research problem can be continued in the direction of further development and implementation of the methodology for the formation of GMS for other age groups and different levels of speech disorders. The results of the study can be used in professional training, advanced training and retraining not only of speech therapists, but also of other specialists accompanying students with speech disorders in educational practice, as well as in family education.

Key words: graphomotor skills, senior preschool children with speech disorders, complex of speech therapy exercises, neurofitness, methods of formation of graphomotor skills.

Введение. Анализ образовательной теории и практики на уровне дошкольного образования обусловил необходимость разработки и обоснования логопедического инструментария как системного соединения форм, методов (приемов) и средств обучения при подготовке детей к школе, в т.ч. посредством обеспечения взаимодействие всех субъектов образовательных отношений [9].

В трудах отечественных (М.М. Безруких [1]; Л.С. Выготский [2]; С.Е. Гаврина [3]; Т.Н. Гирилюк, И.В. Старковой [4]; О.Б. Иншакова [5]; Р.Е. Левина [6]; А.Р. Лурия [7]; Н.П. Мещерякова, Л.К. Жуковская, Е.Б. Терешкова [8]; Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина Г.В. [10] и др.) и зарубежных исследователей (Ani S. Whitmore, Mary Ann Romski & Rose A. Sevcik [11]; Aoife O'Reilly [12]; Kleim, J.A., Jones, T.A. & Schallert, T. [14]; Marianna Alesi, Sebastiano Costa, Antonino Bianco & Annamaria Pepi [15]; Sitaram, R., Ros, T., Stoeckel, L. [16] & etc.) обосновывается необходимость организации и осуществления коррекционно-развивающей работы в формировании ГМН у старших дошкольников с речевыми нарушениями.

Проведенный анализ научной психолого-педагогической литературы, диссертационных исследований, официальных документов позволил определить, что у детей с речевыми нарушениями предпосылки готовности к овладению чтением и письмом недостаточно сформированы, что приводит к множеству проблем, в т. ч. связанных с освоением образовательной программы на уровне начального общего образования.

Проблема исследования заключается в поиске логопедических средств, способствующих формированию ГМН у старших дошкольников с речевыми нарушениями.

Целью статьи является теоретическое обоснование и освещение результативности комплекса логопедических упражнений с элементами нейрофитнеса по формированию ГМН у старших дошкольников с речевыми нарушениями.

Изложение основного материала статьи. С опорой на опыт зарубежных и российских ученых в аспекте формирования ГМН у старших дошкольников с речевыми нарушениями разработан и реализован комплекса логопедических упражнений с элементами нейрофитнеса (выполнение упражнений на формирование ГМН на вертикальной поверхности и двумя руками одновременно). Под нейрофитнесом понимается научно-обоснованный способ контроля, улучшения и развития когнитивных процессов и эмоциональных состояний, основанный на формировании и развитии «мышц» (нейронных связей) мозга, включающий в себя комплекс стандартных упражнений для развития определенных функций мозга [13; 14; 16].

Выявление результативности разработанного комплекса логопедических упражнений с элементами нейрофитнеса в формировании ГМН у старших дошкольников с речевыми нарушениями обеспечено организацией и проведением опытно-экспериментальной работы, формирующий этап которой осуществлен продолжительностью в один учебный год.

С целью выявления первоначального уровня сформированности ГМН у старших дошкольников с речевыми нарушениями осуществлен отбор оценочно-диагностического инструментария, также разработаны карты наблюдения за динамикой уровня сформированности ГМН до и после реализации подготовительного и завершающего этапов комплекса упражнений.

Анализ результатов обследования по методике Л.А. Венгера «Дорожки» свидетельствует о том, что в основном у детей средний и низкий уровни сформированности умения выполнять точные движения, умения удерживать внимание и контроль за собственными действиями, слабая степень подготовленности руки к овладению письмом. Дети в основном не соблюдают границ дорожки, допускают касания и выходы за пределы, обозначенного в задании пути; линии неровные, дрожащие, прерывистые; дети многократно проводят линии по одному и тому же месту; не сформировано умение контролировать

нажим на пишущий предмет, обучающиеся работают либо с очень сильным нажимом, рвущим бумагу, либо проводят очень слабые, почти невидимые линии; некоторые дошкольники не умеют правильно удерживать пишущий предмет.

Анализ результатов обследования по методике Н.И. Гуткиной «Домик» свидетельствует о том, что процент детей с низким и средним уровнем сформированности умений, входящих в группу графо-моторных навыков очень высок и практически совпадает с результатами обследования по методике Л.А. Венгера «Дорожки». Умения осуществлять действия по образцу, копировать, располагать детали в пространстве рисунка недостаточно сформированы у старших дошкольников с ОНР III уровня, допущены отклонения прямых линий более чем на 30%, разрывы между линиями в тех местах, где они должно быть соединены, увеличения, либо уменьшение отдельных деталей рисунка или их отсутствие, в частности: труба, дым, крыша, штриховка на крыше, окно, забор и др.

Дети, имеющие высокий уровень сформированности ГМН, самостоятельно, без поддержки со стороны взрослого и сверстников выполнили все задания, совершаемые действия - полные, без пропусков операций и приемов при выполнении задания, что подтверждается достаточно четким прорисовывании линий, более координированными и плавными движениями.

Дети со средним уровнем сформированности ГМН, испытывали незначительные затруднения при выполнении заданий определенной направленности, но в целом, понимали требования взрослого с минимальной поддержкой с его стороны. Им требуется мотивация, организационная поддержка и поддержка положительного эмоционального фона, отмечается слабое развитие навыков соизмерения, соотнесения и расчета размеров, построение линий прерывистыми, неровными движениями.

Старшим дошкольникам с речевыми нарушениями с низким уровнем сформированности ГМН необходима максимальная помощь, детализированное, пошаговое сопровождение. Без участия взрослого ребенок испытывает значительные затруднения, чувствует себя неуверенно, пропускает приемы и операции, постоянно уточняет задание, уровень полноты выполнения действий при выполнении задания требует постоянного контроля со стороны педагога, дошкольники выполняют задания медленно, наблюдаются трудности при срисовывании образцов фигур, неправильная передача пространственного положения фигур.

Результаты логопедического обследования показали, что в индивидуальной коррекционной работе нуждались старшие дошкольники с низким уровнем сформированности ГМН с речевыми нарушениями в количестве 7 человек (из 20 человек), у них отсутствуют элементарные умения. В то время как остальные обучающиеся испытывают трудности лишь по некоторым позициям, поэтому для них допускалась возможность работы на подгрупповых занятиях.

В качестве основных этапов реализации комплекса определены: подготовительный, основной этап, состоящий из трех разноуровневых подэтапов и заключительный этап.

Целью подготовительного этапа комплекса логопедических упражнений с элементами нейрофитнеса по формированию ГМН у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями является формирование первоначальных представлений и знаний о способах выполнения упражнений на вертикальной поверхности двумя руками и умений осуществлять соответствующие действия.

Упражнения включались в логопедические занятия два раза в неделю по 10 минут. Все дети проявили интерес к выполнению упражнений комплекса, проявив высокий уровень инициативного действия.

Выполнение упражнений для не ведущей руки на первых занятиях вызывало определенные трудности, все внимание было направлено на работу не ведущей рукой, страдала согласованность движений, но уже к третьему занятию основная часть воспитанников смогла справиться с заданиями удовлетворительно. Родители отметили интерес детей к работе на вертикальной поверхности дома.

По итогам реализации подготовительного этапа комплекса логопедических упражнений с элементами нейрофитнеса по формированию ГМН у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями осуществлена фиксация учета сформированных умений, входящих в группу ГМН, данные представлены в карте наблюдения (дополнительное обследование) за динамикой уровня сформированности графо-моторных умений.

Анализ полученных данных свидетельствует о том, что при работе на вертикальной поверхности двумя руками одновременно, на более высоком уровне сформирована следующая группа умений: умение правильно держать пишущий предмет, контролировать нажим пишущего предмета, умение проводить прямые вертикальные линии. С данной задачей справились все обучающиеся. Умение проводить прямые горизонтальные и, особенно, спиралевидные линии вызывало трудности. Два ребенка с низким уровнем сформированности графо-моторных навыков испытывали значительные затруднения: неловкость выполняемых движений; несогласованная деятельность различных групп мышц; низкая выносливость к статическим нагрузкам и быстрая истощаемость не позволяли им выполнить задание качественно. Эти положения позволили нам подкорректировать содержание Комплекса упражнений на основном этапе его реализации и оставить индивидуальную форму обучения для 7 воспитанников с низким уровнем сформированности графо-моторных навыков.

Целью основного этапа реализации комплекса логопедических упражнений явилось формирование основных графо-моторных умений при выполнении упражнений на вертикальной поверхности двумя руками. Работа проводилась в три подэтапа от простого к сложному с учетом индивидуальных особенностей детей.

С задачами всех трех подэтапов реализации основного этапа комплекса упражнений большая часть детей справилась (умение осуществлять штриховку контуров геометрических фигур; проведение волнистых, ломаных линий; умение дорисовывать недостающие части изображения; умение обводить геометрические формы; умение проводить дугообразные линии в указанном направлении; умение дорисовывать контуры изображений простых предметов и др.).

Некоторым детям требовалась помощь педагога в контроле за работой не ведущей руки при выполнении более сложных заданий таких как умение проводить линии по диагоналям, умение ориентироваться в пределах строки; умение проводить штриховку крупной клетки; умение выполнять графические диктанты и др.

В рамках индивидуального формата взаимодействия с детьми, имеющими низкий уровень сформированности графо-моторных навыков, работа проводилась с учетом индивидуальных особенностей детей (демонстрация образца, инструкция, поддержка, визуальные опоры и др.).

Целью заключительного этапа комплекса логопедических упражнений с элементами нейрофитнеса по формированию ГМН у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, является закрепление полученных умений, проверка готовности руки к выполнению письменных работ.

По итогам реализации заключительного этапа комплекса логопедических упражнений с элементами нейрофитнеса по формированию ГМН у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями осуществлена фиксация учета сформированных умений, входящих в группу графо-моторных навыков, данные представлены в карте наблюдения (дополнительное обследование) за динамикой уровня сформированности графо-моторных умений.

Анализ полученных данных позволил прийти к вводу о том, что 100% детей при работе на вертикальной поверхности двумя руками одновременно, овладели умениями работать с тетрадным листом, ориентироваться на тетрадном листе,

слушать и выполнять инструкцию.

С выполнением графем, выполнением элементов прописных букв, выполнением простых последовательных узоров в тетради в клетку, выполнением рисунков простых предметов (флажки, круги, домики и т.д.) справилось подавляющее большинство детей. Выполнение заданий детьми не требовало дополнительной мотивации, некоторым требовалось больше времени на выполнение упражнения. Отметим, что при разработке комплекса упражнений за удовлетворительное его освоение принят результат 40%. Большая доля детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями справилась с освоением содержания комплекса.

Выводы. Обоснован дидактический потенциал комплекса логопедических упражнений с элементами нейрофитнеса по формированию ГМН у старших дошкольников с различными речевыми нарушениями и доказана его результативность. Данная разработка может быть модифицирована для других возрастных групп. Результаты исследования могут быть использованы в профессиональной подготовке, повышении квалификации и переподготовки не только логопедов, но и других специалистов, сопровождающих обучающихся с нарушением речи в образовательной практике.

Литература:

1. Безруких, М.М. Как научить ребенка писать красиво / М.М. Безруких. - Москва: Мозаика-Синтез, 2013. - 160 с.

2. Выготский, Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. / Л.С. Выготский. - Москва: «Лабиринт», 1999. - 352 с.

3. Гаврина, С.Е., Письмо. Проверяем готовность к школе. ФГОС / С.Е. Гавтрина. - Москва: РОСМЭН, 2017. - 96 с.

4. Гирилюк, Т.Н. Формирование графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня / Т.Н. Гирилюк, И.В. Старкова // Детство в современном мире: альманах научно-исследовательских работ студентов и молодых ученых / под ред. О.Р. Ворошниной, Ю.М. Хохряковой. - Пермь, 2016. - С. 228-231.

5. Иншакова, О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет: пособие для логопеда: в 2 ч. Ч. 2: Формирование элементарного графического навыка / О.Б. Иншакова. - Москва: Владос, 2019. - 111 с.

6. Левина, Р.Е., Нарушение речи и письма у детей: избранные труды / Р.Е. Левина; [ред.-сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин]. - Москва: АРКТИ, 2005. - 221 с.

7. Лурия, А.Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / А.Р. Лурия. - Москва: Academia, 2002. - 345 с.

8. Мещерякова, Н.П. Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников: диагностика, занятия, упражнения, игры / авт.-сост. Н.П. Мещерякова, Л.К. Жуковская, Е.Б. Терешкова. - Волгоград: Учитель, 2009. - 141 с.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. Утвержден приказом Министерства образования и науки России от 17.10.2013 № 1155. - Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-do (дата обращения: 17.01.2022).

10. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: [В 2 ч.] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - [2-е изд., испр.]. - Ч. 1: первый год обучения: (Ст. группа). -Москва: Альфа, 1993. - 99 с.

11. Ani S. Whitmore, Mary Ann Romski & Rose A. Sevcik (2014) Early Augmented Language Intervention for Children with Developmental Delays: Potential Secondary Motor Outcomes, Augmentative and Alternative Communication, 30:3, 200-212, DOI: 10.3109/07434618.2014.940466.

12. Aoife O'Reilly (2016) Assessment and management of apraxic agraphia: applying principles from the management of apraxia of speech and the principles of 0, 311-312 (2004). https://doi.org/10.1038/427311a.

13. Draganski, B., Gaser, C., Busch, V. et al. Changes in grey matter induced by training. Nature 427, 311-312 (2004). https://doi.org/10.1038/427311a

14. Kleim, J.A., Jones, T.A. & Schallert, T. Motor Enrichment and the Induction of Plasticity Before or After Brain Injury. Neurochem Res 28, 1757-1769 (2003). https://doi.org/10.1023/A:1026025408742.

15. Marianna Alesi, Sebastiano Costa, Antonino Bianco & Annamaria Pepi (2020) A teacher-led motor programme to enhance pre-literacy and motor skills in kindergarten children, European Journal of Developmental Psychology, DOI: 10.1080/17405629.2020.1789860.

16. Sitaram, R., Ros, T., Stoeckel, L. et al. Closed-loop brain training: the science of neurofeedback. Nat Rev Neurosci 18, 86100 (2017). https://doi.org/10.1038/nrn.2016.164.

Педагогика

УДК 378.1

доктор педагогических наук, профессор Штрекер Нина Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); аспирант Нигматулина Ольга Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга), учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 24» (г. Калуга)

ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКИЙ ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена проблеме профессиональной лингвометодической подготовки бакалавров педагогического образования в условиях модернизации высшего профессионального педагогического и начального общего образования. В статье представлен перечень основных профессиональных компетенций необходимых будущему педагогу начальной школы. Обоснована актуальность углубленной лингвистической подготовки учителей начальных классов. Сделан вывод о необходимости единства лингвистической и методической подготовки бакалавров педагогического образования. Определены основа и направления лингвистической и методической подготовки студентов. В обобщённом виде представлены данные вводных письменных работ бакалавров, результаты опросов директоров и методистов школ, указывающих на недостатки лингвометодической подготовки как студентов, так и молодых педагогов. Данные проведённого анкетирования начинающих педагогов свидетельствуют об их недостаточной теоретической и практической готовности к формированию первоначальных представлений о нормах русского языка у младших школьников. В статье

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.