Научная статья на тему 'Исследование сформированности профессиональных компетенций учителей физики'

Исследование сформированности профессиональных компетенций учителей физики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
448
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
исследование компетенций учителей / компетенция / методическая подготовка / предметная подготовка / психолого-педагогическая подготовка. / study of teachers’ competence / competence / methodical preparation / subject preparation / psychological and pedagogical preparation.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дамбуева Альбина Борисовна, Чимитова Джамиля Кимовна

В настоящее время одним из мониторинговых исследований является исследование компетенций учителей, проводимое по инициативе Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки с 2015 г. На федеральном уровне проведены исследования компетенций учителей русского языка, математики и истории. Основная цель исследования заключается в выявлении профессиональных затруднений у учителей и оказании методической поддержки в дальнейшем. В будущем планируется, что исследование компетенций учителей станет одной из составляющих национальной системы учительского роста. В статье описан опыт проведения исследования компетенций учителей физики на региональном уровне, приведены результаты и их анализ. Результаты исследования позволяют дифференцировать уровень компетенций учителей по заявленным блокам, однако имеются и ограничения, в частности, не все виды компетенций можно оценить заданиями и вопросами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дамбуева Альбина Борисовна, Чимитова Джамиля Кимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF PHYSICS TEACHERS’ PROFESSIONAL COMPETENCE FORMATION

Currently, one of the monitoring studies is the study of the competences of teachers, conducted at the initiative of the Federal Service for Supervision in Education and Science since 2015. At the federal level, studies of the competencies of teachers of Russian language, mathematics, and history have been conducted. The main goal of the research is to identify the professional difficulties of teachers and provide methodological support in the future. It is planned that the study of teacher competencies will become one of the components of the national system of teaching development. The article describes the experience of conducting a study of the competences of physics teachers at the regional level, presents the results and their analysis. The results of the study allow to differentiate the level of competence of teachers according to the stated blocks, however, there are limitations, in particular, not all types of competencies can be assessed by tasks and questions.

Текст научной работы на тему «Исследование сформированности профессиональных компетенций учителей физики»

УДК 372.853 ББК 74.262.22

ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ

А. Б. Дамбуева, Д. К. Чимитова

Аннотация. В настоящее время одним из мониторинговых исследований является исследование компетенций учителей, проводимое по инициативе Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки с 2015 г. На федеральном уровне проведены исследования компетенций учителей русского языка, математики и истории. Основная цель исследования заключается в выявлении профессиональных затруднений у учителей и оказании методической поддержки в дальнейшем. В будущем планируется, что исследование компетенций учителей станет одной из составляющих национальной системы учительского роста. В статье описан опыт проведения исследования компетенций учителей физики на региональном уровне, приведены результаты и их анализ. Результаты исследования позволяют дифференцировать уровень компетенций учителей по заявленным блокаж, однако имеются и ограничения, в частности, не все виды компетенций можно оценить заданиями и вопросами.

Ключевые слова: исследование компетенций учителей, компетенция, методическая подготовка, предметная подготовка, психолого-педагогическая подготовка.

STUDY OF PHYSICS TEACHERS' PROFESSIONAL COMPETENCE FORMATION

A. B. Dambueva, D. K. Chimitova

Abstract. Currently, one of the monitoring studies is the study of the competences of teachers, conducted at the initiative of the Federal Service for Supervision in Education and Science since 2015. At the federal level, studies of the competencies of teachers of Russian language, mathematics, and history have been conducted. The main goal of the research is to identify the professional difficulties of teachers and provide methodological support in the future. It is planned that the study of teacher competencies will become one of the components of the national system of teaching development. The article describes the experience of conducting a study of the competences of physics teachers at the regional level, presents the results and their analysis. The results of the study allow to differentiate the level of

competence of teachers according to the stated blocks, however, there are limitations, in particular, not all types of competencies can be assessed by tasks and questions.

Keywords: study of teachers' competence, competence, methodical preparation, subject preparation, psychological and pedagogical preparation.

Исследование профессиональной компетентности учителя физики сегодня нуждается в адекватном понимании как ее структурных компонентов, отражающих общее содержание самой компетентности, так и определение показателей уровней ее сформированности [1, с. 35].

В справочной литературе понятие «компетентный» определяется как «(лат. competens, competes - надлежащий, способный) - знающий, сведущий в определенной области, имеющий право по своим знаниям или полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем-либо» [2, с. 316-317].

Согласно словарю С. И. Ожегова, слово «компетентность» трактуется как свойство в значении прилагательного к «компетентный», толкование которого в современном понимании рассматривается в двух аспектах: 1) обладающий основательными знаниями в какой-либо области, знающий; основанный на осведомленности, веский, авторитетный; 2) обладающий компетенцией, правомочный. Собственно, и «компетенция» рассматривается как: 1) область вопросов, в которой кто-либо хорошо осведомлен; 2) круг полномочий какого-либо учреждения, лица или круг дел, вопросов, подлежащих чьему-либо ведению [3, с. 248].

Для выражения достаточного уровня квалификации и профессионализма специалиста используется понятие «профессиональная компетентность», которая для педагога рассматривается как интегративная характеристика субъекта педагогического труда, выражающая единство его теоретической и практической готовности к эффективному осуществлению педагогической деятельности на основе имеющихся знаний, умений, навыков, опыта и личностных качеств [4].

Исследования качества образования по физике в регионе проводились для учащихся девятых классов и учителей в один день. Учителя и учащиеся выполняли предметные тесты, разработанные по одним и тем же содержательным разделам курса физики. Для учителей тест содержал задания базового, повышенного и высокого уровней сложности, а для учащихся - базового и повышенного. Это позволило выявить затруднения учащихся по отдельным разделам физики и соотнести их с уровнем профессиональной компетентности учителя для организации образовательного процесса, направленного на восполнение выявленных дефицитов. Анализ данных позволяет утверждать, что результаты обучения учащихся определяются преимущественно уровнем профессиональной компетентности учителя, а не местом расположения образовательной организации и качественным составом контингента. В связи с этим очень важное и определяющее значение приобретает личность учителя, его профессиональная подготовка.

Для исследования уровня сформиро-ванности компетенций учителей физики разработана диагностическая работа, состоящая из предметного теста по физике и анкеты социологического и научно-методического характера.

Результаты выполнения теста позволили определить уровень сформированности предметной компетенции по физике - знания по предмету, умение решать задачи.

В анкете были представлены блоки:

1. Информационно-методическое обеспечение учебного процесса.

2. Методика обучения физике и организация учебно-познавательной деятельности учащихся.

3. Проверка и оценивание образовательных результатов обучающихся.

Анализ результатов ответов на вопросы об информационно-методическом обеспечении учебного процесса позволил сделать выводы о сформированности психолого-педагогической компетенции, включающей владение педагогической диагностикой, самостоятельность в постановке и решении педагогических проблем, понимание значения ФГОС для современного образования, умение строить отношения с обучающимися, осуществлять индивидуальную работу, пробуждать интерес к изучаемому предмету.

Вопросы, предложенные в анкете по методике обучения физики, позволили оценить методическую компетенцию в области способов формирования знаний, умений, навыков, владения различными методами обучения, знания дидактических методов и приемов, умения применять их.

Также были предложены вопросы на рефлексию педагогической деятельности -умение осознавать уровень успешности собственной деятельности, видеть причины недостатков в своей работе.

На выполнение диагностической работы отводится 90 минут.

В исследовании принял участие 71 учитель из 65 общеобразовательных организаций Республики Бурятия: 47 учителей физики из сельских школ и 24 учителя физики из городских школ. Для сравнения: в 2016 г. принимали участие 36 учителей из 29 образовательных организаций.

Максимальное количество баллов за выполнение теста составило 15.

44 (62% от общего количества участников) учителя получили баллы в интервале от 11 до 15; 25 (35%) учителей - 6-10 баллов; 2 (3%) учителя - 0-5 баллов.

На становление педагога как профессионала влияет много факторов. В проведенном исследовании мы изучили влияние таких факторов, как стаж работы, наличие квалификационной категории, возраста и др.

Анализ данных о стаже работы учителей физики показывает, что наибольшее количество учителей в школах со стажем работы 1525 лет. Следует отметить, что в школах трудится значительное количество учителей со стажем работы 37-45 лет. Молодые учителя со стажем работы до 10 лет составляют 23%.

Наиболее высокие результаты показали учителя со стажем работы 26-36 лет, они имеют наиболее высокую оценку уровня сформированности профессионально значимых качеств (рис. 1).

В исследовании приняли участие 19 учителей высшей категории (26,76% от общего количества участников), 36 - первой (50,7%), 16 - без категории (22,54%), в том числе соответствующие занимаемой должности.

Следует отметить, что результаты выполнения тестовой части указывают на достаточно хорошую предметную подготовку всех участников исследования. Конечно, более высокие показатели продемонстрировали учителя с высшей квалификационной категорией: 14 из 19 (73,7%) учителей с высшей квалификационной категорией получили высокие баллы. 18 из 36 (50%) учи-

0-5 лет 6-10 лет 11-14 лет 15-25 лет 26-36 лет ■ 0-5 баллов I 6-10 баллов ■ 11-15 баллов

37-45 лет

Рис. 1. Стаж работы и выполнение диагностической работы, %

0-5 баллов 6-10 баллов 11-15 баллов

■ Высшая кат. ■ Первая кат. ■ Без кат.

Рис. 2. Показатели выполнения диагностической работы по квалификационным категориям, %

телей с первой категорией, 10 из 16 (62,5%) учителей без категории также продемонстрировали высокие показатели (рис. 2).

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» учителя имеют право на дополнительное профессиональное образование не реже, чем 1 раз в три года.

6 человек (8,5% от общего количества участников) не проходили курсы повышения квалификации. Также отметим, что у некоторых учителей истекает срок действия курсов повышения квалификации: они повышали квалификацию в 2014 г.

65 человек регулярно повышают свою квалификацию. Помимо курсов повышения квалификации, организуемых Бурятским республиканским институтом образовательной политики, учителя повышали квалификацию, участвуя в дистанционных курсах.

Оказалось, что не все учителя ассоциируют понятие «показатели успеваемости» с успеваемостью, качеством знаний учащихся. 58 учителей (81,69% от общего количества участников) знают и умеют рассчитывать абсолютную успеваемость и качество знаний учащихся. 8 учителей (11,27%) знают, но не умеют рассчитывать основные показатели успеваемости. 5 учителей (7,04%) затруднились ответить на вопрос.

В соответствии с новым стандартом учащиеся должны владеть не только предметными, но личностными и метапредмет-

ными умениями. Метапредметные умения обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, такими как умение работать с информацией, обеспечивать управление познавательной деятельностью, составляющими основу умения учиться.

На наш взгляд, учителя испытывают трудности при оценивании метапредметных результатов по физике. И это вполне обоснованно, так как в нормативных документах нет четкого описания способов формирования и оценивания метапредметных результатов. В анкетах 61 учитель (85,92% от общего количества участников) указывает, что оценивает метапредметные результаты с помощью тестов, контрольных работ и считает, что формирует метапредметные умения. Однако лишь единицы предлагают такие формы работы, как выполнение проектов, лабораторных работ, осмысленное чтение текста, групповые формы работы. 10 учителей (14,08%) имеют слабое представление о возможных видах заданий на проверку метапредметных умений.

Современная школа сталкивается с проблемой снижения интереса учащихся к изучению предметов. Физика относится к категории сложных учебных предметов и для того, чтобы заинтересовать детей, не спугнув их сложностью предмета, широко используются современные педагогические технологии.

Большинство учителей - 67 человек -предпочитают использовать проблемное об-

учение в преподавании физики. ИКТ-техно-логии используют в своей профессиональной деятельности 63 учителя, личностно-ориентированное обучение - 54 человека.

Основными факторами, препятствующими профессиональному развитию учителя, участники исследования считают ограниченные ресурсы и стесненные жизненные обстоятельства, влияющие на распределение рабочего и свободного времени.

Результаты исследования показали, что учителя испытывают затруднения при использовании современных педагогических технологий - 60% от общего количества участников. Около 30% учителей не умеют проводить анализ урока, столько же не умеют описать свой опыт работы, работать с ППО по предмету; 33% участников не знают, как развить у обучающихся интерес к предмету. Больше половины участников испытывают затруднения различной степени при работе с неуспевающими учащимися, а также не знают, как эффективно использовать оснащение кабинета.

70% и более учителей испытывают потребность в совершенствовании тематического планирования с учетом универсальных учебных действий учащихся, анализа и оценки своей деятельности и деятельности учащихся, а также необходимость в углублении своих профессиональных знаний по вопросам внедрения современных педагогических технологий, методов и приемов развивающего обучения, разноуровневой дифференциации в обучении.

В процессе исследования нами выявлены такие дидактические дефициты учителей физики, как организация научно-исследовательской работы учащихся, своевременного контроля и коррекции знаний учащихся, а также деятельности по развитию творческих способностей учащихся.

Обобщая вышеизложенное, отметим, что результаты исследования позволяют

дифференцировать уровень компетенций учителей по заявленным блокам, однако имеются и ограничения; в частности, не все виды компетенций можно оценить заданиями и вопросами.

В целом учителя физики показали достаточный уровень предметной подготовки. Продемонстрирован средний уровень методической подготовки, это определено нами из анализа педагогической составляющей профессиональных затруднений учителя. Дидактические и методические дефициты учителей физики позволяют констатировать неумение дать объяснения по методическим вопросам, касающихся конкретных приемов и методов решения задач, а также вопросов отбора учебных материалов, в частности, для формирования метапредметных умений учащихся. К сожалению, есть учителя, которые показали и весьма низкий уровень предметной подготовки, не выполнив простейшие базовые задания, что говорит о необходимости их серьезной переподготовки.

Выявлен недостаточный уровень владения приемами объективного стандартизированного оценивания результатов обучения, что может препятствовать эффективной оценке учителями результатов их деятельности.

Использованные в исследовании подходы могут применяться как для оценки компетенций учителей в рамках аттестационных процедур, так и для диагностики с целью организации адресного повышения квалификации и оказания профессиональной помощи учителю на основе результатов выполнения им диагностической работы.

В дальнейшем мы планируем расширить вариативность заданий, включив в диагностическую работу задания, основанные на педагогических ситуациях, чтобы учитель имел возможность проявить свои компетенции в ситуации, близкой к его практической работе.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Нижегородцев В. А., Лебедева О. В. Критерии и показатели сформированности методических компетентностей будущих учителей физики // Наука и школа. - 2013. - № 3. С. 34-39.

2. Большой словарь иностранных слов в русском языке: 20 000 слов и словосочетаний. - М.: ЮНВЕС, 2004. - 784 с.

3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., доп. - М.: А ТЕМП, 2008. - 944 с.

4. Нагибина Н. А., Ипполитова Н. В. Сущность понятия методическая компетентность педагога // Научный поиск: вестник кафедры педагогики и психологии. - 2013. -№ 3. - URL: vestnikkaf.esrae.ru/6-57 (дата обращения: 22.05.2019).

REFERENCES

1. Nizhegorodtsev V A., Lebedeva O. V Kriterii i pokazateli sformirovannosti metod-icheskikh kompetentnostey budushchikh uchiteley fiziki. Nauka i shkola. 2013, No. 3, pp. 34-39.

2. Bolshoy slovar inostrannykh slov v russkom yazyke: 20 000 slov i slovosochetaniy. Moscow: YUNVES, 2004. 784 p.

3. Ozhegov S. I., Shvedova N.Yu. Tolkovyy slovar russkogo yazyka: 80 000 slov i frazeo-logicheskikh vyrazheniy. Moscow: A TEMP, 2008. 944 p.

4. Nagibina N. A., Ippolitova N. V. Sushchnost ponyatiya metodicheskaya kompetentnost pedagoga. Nauchnyy poisk: vestnik kafedry pedagogiki i psikhologii. 2013, No. 3. Available at: vestnikkaf.esrae.ru/6-57 (accessed: 22.05.2019).

Дамбуева Альбина Борисовна, кандидат физико-математических наук, доцент, начальник отдела оценки качества образования ГБУ «Региональный центр обработки информации и оценки качества образования», Улан-Удэ

e-mail: abain76@list.ru

Dambueva Albina B., PhD in Physical and Mathematics, Associate Professor, head of the Department of education quality assessment, State budget institution „Regional Center for Information Processing and Education Quality Assessment", Ulan-Ude e-mail: abain76@list.ru

Чимитова Джамиля Кимовна, доктор исторических наук, профессор, директор ГБУ «Региональный центр обработки информации и оценки качества образования», Улан-Удэ

e-mail: chimitova.dk@mail.ru

Chimitova Dzhamilya K., ScD in History, Professor, chief specialist, State budget institution „Regional Center for Information Processing and Education Quality Assessment", Ulan-Ude

e-mail: chimitova.dk@mail.ru

Статья поступила в редакцию 18.03.2019 The article was received on 18.03.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.