МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070
Тенденции, которые можно воспринимать как негативные: коллизия компетенций; вторичность или повторность судов; появление квазимеждународных образований (это внесистемные образования, частое обращение к практике их формирования может разрушить систему); неоправданность или "спонтанность" появления судов, что приводит к появлению бездействующих, невостребованных судов и процедур; сохраняются смешанные частно - публичные суды.
В то же время, эволюция международных отношений, перемены, произошедшие в мировой геополитике на рубеже 90-х гг. XX в., практически свели на нет эффективность формального отправления международного правосудия как "механической" последовательности действий по выявлению и применению международно-правовых норм к конкретным обстоятельствам рассматриваемого спора. При этом современное международное право характеризуется такими качествами, как множественность субъектов, обладающих нормотворческими функциями, отсутствие четкой иерархии источников, повышающийся авторитет и значимость неписаного права. [3] Список использованной литературы:
1. Буткевич О.В. Формирование элементов системы международного правосудия в Средние века // Российский юридический журнал. 2012. N 4. // СПС КонсультантПлюс.
2. Правосудие в современном мире. Монография. / Под ред. д.ю.н., профессора В.М. Лебедева, академика РАН Т.Я. Хабриевой // СПС КонсультантПлюс.
3. Смбатян А.С. Решения органов международного правосудия в системе международного публичного права // Статут. 2012. // СПС КонсультантПлюс.
© А.Х. Карданов, 2015
УДК 343.01
П.Н. Кобец
Главный научный сотрудник Всероссийского научно -исследовательского института МВД России г. Москва Российская Федерация доктор юридических наук, профессор
ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЦИДИВА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, НЕОБХОДИМО ОРГАНИЧЕСКИ СВЯЗЫВАТЬ С УЧЕНИЕМ О ПРЕСТУПНОСТИ В ЦЕЛОМ
Проблема рецидива преступлений составляет одну из сторон общего учения о преступности. Поэтому проблемы рецидива не рассматриваются изолированно от проблемы преступности в целом, ее закономерностей, причин и условий, от средств и способов борьбы с преступностью, ибо рецидивная преступность, как и всякая любая, возникает на той же почве и подчиняется тем же закономерностям, что и преступность в целом. Вместе с тем, имея специфические особенности, рецидивная преступность не может рассматриваться обособленно от проблемы преступности в целом. Данный вывод подтверждается тем, что при назначении наказания, в первую очередь, на основании закона решается вопрос о наличии в содеянном признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законом Российской Федерации [1, с.43].
Анализ источников по вопросам рецидива преступлений наглядно свидетельствует, что существует различная трактовка понятия «рецидив преступлений», а также его отдельных видов. Постоянная работа по разработке данной проблемы оказывает содействие в повышении эффективности борьбы с рецидивом преступлений.
Подавляющее большинство работ, освещающих проблемы рецидива, рассматривали вопросы рецидива в плане учения о наказании, а не в плане учения о преступлении. В литературе не
получили необходимой разработки проблемы легального рецидива. В юридической литературе преимущественно широко освещались вопросы, связанные с наиболее опасным видом легального рецидива
189
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070
- особо опасным рецидивом, между тем успешное решение вопросов о борьбе с особо опасным рецидивом невозможно без решения проблемы рецидива в целом. По мнению ряда ученых ошибочно механически переносить в область уголовного законодательства общую периодизацию развития советского общества. При этом проигнорирована самостоятельность той или иной части надстройки, упускается из виду такой факт, как уголовное законодательство, принятое в один период, продолжает действовать в течение длительного времени и в совершенно иных исторических условиях.
Отрасли юридической науки, исследующие вопросы борьбы с преступностью, трактуют по-разному понятие «рецидив». Криминологическое понятие рецидива трактуется как совершение лицом нового преступления после однажды совершенного им преступления, независимо от наличия фактов судимости, истечения сроков давности или погашения судимости за первое преступление, при наличии определенной связи между данными преступлениями, свидетельствующей о стойкости преступных устремлений виновного. В юридической литературе все реже употребляется понятие криминологического рецидива. В основном используется уголовно-правовое понятие рецидива. Но и в уголовно-правовой науке понятие рецидива различными авторами трактуется по-разному. Многие авторы полагают, что обязательным признаком рецидива является наличие судимости. Ряд авторов считает, что помимо наличия судимости признаком рецидива является отбытие наказания, установленное решением суда. Таким образом,
уголовно-правовое определение рецидива связано непременно с обстоятельством, когда следующее преступление совершено после вынесения приговора за предыдущее преступление. Этот признак в уголовно-правовом понимании отличает «рецидив» от «повторности» и «совокупности» преступлений [2, с.12].
Некоторые авторы не считают факт полного или частичного отбытия наказания обязательным признаком рецидива. На основании изложенного понятие «рецидив» можно сформулировать так: совершение лицом нового умышленного преступления после о суждения судом и обязательно при наличии судимости за ранее совершенное умышленное преступление.
Рецидивная преступность - это наиболее опасная форма преступности. Определить сущность рецидива преступления - значит ответить на вопрос, чем обусловлена повышенная общественная опасность рецидива и рецидивиста. Рецидив преступления - явление правовое. Сущность рецидива преступления имеет не только социальную, общественную, но и психологическую природу. Преступники по-разному реагируют на привлечение их к уголовной ответственности. Злостные преступники с неуравновешенной психикой бурно реагируют на факт осуждения, становятся агрессивными, открыто проявляют свои низменные свойства, такие осужденные особенно склонны к совершению рецидивного преступления. Поэтому, рецидив преступления в социально-психологическом плане - это сознательное игнорирование состоявшегося осуждения - наиболее острой формы воздействия государства на сознание, волю и эмоции преступника.
Наиболее опасными преступниками согласно ст. 18 УК РФ признаются рецидивисты. Уголовное законодательство предусматривает более строгое наказание за рецидив преступлений. Проблема теоретической разработки вопросов уголовно-правовой борьбы с рецидивом преступлений представляет большой практический интерес и необходима в деле укрепления законности и выработки мер борьбы с рецидивом.
Список использованной литературы:
1. Кобец П.Н., Власов Д.В. Уголовно-правовые и криминологические проблемы рецидива преступлений в современной России. Пособие. М.: ВНИИ МВД России, 2007.
2. Кобец П.Н. Особенности личности рецидивиста в условиях России второго десятилетия XXI столетия. Личность, общество, государство, право. Проблемы соотношения и взаимодействия: материалы III международной научно-практической конференции 15-16 октября 2013 года. - Прага: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera - CZ», 2013.
© П.Н. Кобец, 2015
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070
УДК34
К.В.Лядова,
магистрант 2 курса магистратуры Ростовского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет
правосудия».
ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ В.С. СОЛОВЬЕВА
Аннотация
В статье раскрываются философско-правовые взгляды В.С. Соловьева. Автор анализирует ход мысли философа, объясняет обусловленность содержания понятий «право» и «государство» этическими воззрениями мыслителя. Указывается на глубокую внутреннюю связь морали и права.
Ключевые слова
Мораль, право, справедливость, государство, В.С. Соловьев, русская философия.
Рассуждая о цели человеческого существования, Соловьёв приходит к выводу о том, что «сила западной цивилизации, как выработавшей только частные формы и внешний материал жизни, но внутреннего содержания самой жизни не давшей, не может дать ... высшие, всеобъемлющие формы жизни»[6, С. 83]. Суть Запада, его достижение - «отдельный эгоистический интерес, случайный факт, мелкая подробность - атомизм в жизни, атомизм в науке, атомизм в искусстве...»[10, С. 223-224] Но кто же в состоянии разрешить эту проблему, кто обладает «божественной потенцией»? Соловьёв разрешает этот вопрос в духе славянофилов, развивая их взгляды, одновременно обращаясь к русскому православию в духе предшествующих эпох: «Только славянство, в особенности Россия, осталась свободной от этих двух низших начал и, следовательно, может стать историческим проводником третьего»[10, С. 226]. Высшая триада ценностей, особенно третий её элемент, оказывает непосредственное влияние на мораль и право. Идеальное бытие, три его ступени, суть таковы: мистика - в сфере творчества, теология - в сфере знания и церковь - в сфере общественной жизни. Более всего интересен третий элемент, анализируя который Соловьёв заключает: «.нормальное отношение в общественной сфере определяется тем, что высшая ступень этой сферы, или третий член религиозного целого, - духовное общество, или церковь в свободном внутреннем союзе с обществами политическими и экономическими, образует один цельный организм - свободную теократию, или цельное общество . государство и земство совершенно свободны в распоряжении своими собственными средствами и силами, если только они имеют при этом в виду те высшие потребности, которыми определяется духовное общество, которое таким образом, подобно божеству, должно всё двигать, оставаясь само недвижимым»[10, С. 229-230].
Видно, как, качественно преломляясь призмой теософских взглядов этого периода творчества философа, взгляды на роль государства, на право подчиняются этике христианства: право, государство легитимны постольку, поскольку следуют утверждению высших духовных ценностей, заключённых в православной вере. Мораль христианства, её идеальное выражение, концентрат духовных идей церкви есть единственная цель существования общества, прозванного цельным. «Он проповедует ту бесспорную истину христианской морали, что христиане прежде всего должны стремиться к тому, чтобы самим быть лучше и осуществлять заповеди Христа, а не ненавидеть и преследовать не христиан»[4, С.209]. Любое другое общество, не подчинённое духовным стремлениям, по природе своей порочно: Запад, увлекшись внешней стороной жизни и акцентируя своё внимание на сфере материальной, отделенной от деятельности человеческого духа, пришел к вырождению в многократно расчленённой и потому слишком «мелкой» своей жизни, в том числе правовой. «Окончательный фазис исторического развития, составляющий общую цель человечества, выражается в образовании всецелой жизненной организации, долженствующей дать объективное удовлетворение всем коренным потребностям и стремлениям человеческой природы и потому непосредственно определяемой как summum bonum»[10, С. 231]. Государство и право содействуют достижению этой цели, подчиняясь ей, следовательно, налицо примат этики, но не формального, «западного», права. Следуя славянофилам, он не ставит, подобно западным мыслителям, на первое место человеческую личность, но акцентирует внимание прежде всего на христианском обществе: отдельные лица не могут быть движущей силой развития морали и права.