Научная статья на тему 'Исследование регионального рынка переработки вторичного сырья (на примере Курской области)'

Исследование регионального рынка переработки вторичного сырья (на примере Курской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
548
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВТОРИЧНОЕ СЫРЬЕ / SECONDARY RAW MATERIALS / ТВЕРДЫЕ БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ / MUNICIPAL SOLID WASTE / ПЕРЕРАБОТКА ВТОРИЧНОГО СЫРЬЯ / REGIONAL MARKET OF SECONDARY RAW MATERIALS / ОБРАЩЕНИЕ ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ / RECYCLING OF SOLID WASTE / РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ВТОРИЧНОГО СЫРЬЯ / RECYCLING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Минакова Ирина Вячеславна, Тимофеева Ольга Геннадьевна

Проведенный авторами комплексный SWOT-анализ перспектив развития рынка переработки вторичных ресурсов позволил установить, что, несмотря на преобладание слабых сторон, потенциал отрасли в Курской области обладает достаточным количеством возможностей для ее успешного развития и повышения конкурентоспособности. Определены мероприятия, способные выступить локомотивом формирования инфраструктуры мусороперерабатывающей отрасли в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF THE REGIONAL MARKET OF SECONDARY RAW MATERIALS PROCESSING (CASE STUDY OF KURSK REGION)

The SWOT-analysis of prospective development of the secondary raw materials processing market has allowed the authors to establish that, despite predominance of weaknesses, the potential of the industry in the Kursk region has sufficient opportunities for its successful development and competitiveness improvement. The article defines measures that can drive the development of the recycling industry infrastructure in the region.

Текст научной работы на тему «Исследование регионального рынка переработки вторичного сырья (на примере Курской области)»

УДК 330.123.72(470.323) Минакова Ирина Вячеславна

доктор экономических наук, доцент, декан факультета государственного управления и международных отношений Юго-Западного государственного университета

Тимофеева Ольга Геннадьевна

соискатель кафедры таможенного дела и мировой экономики

Юго-Западного государственного университета

ИССЛЕДОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ПЕРЕРАБОТКИ ВТОРИЧНОГО СЫРЬЯ (НА ПРИМЕРЕ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ)

Аннотация:

Проведенный авторами комплексный SWOT-анализ перспектив развития рынка переработки вторичных ресурсов позволил установить, что, несмотря на преобладание слабых сторон, потенциал отрасли в Курской области обладает достаточным количеством возможностей для ее успешного развития и повышения конкурентоспособности. Определены мероприятия, способные выступить локомотивом формирования инфраструктуры мусоро-перерабатывающей отрасли в регионе.

Ключевые слова:

вторичное сырье, твердые бытовые отходы, переработка вторичного сырья, обращение твердых бытовых отходов, региональный рынок вторичного сырья.

Minakova Irina Vyacheslavna

D.Phil. in Economics, Associate Professor, Dean of State Administration and International Relations Department, South-Western State University

Timofeeva Olga Gennadyevna

PhD applicant, Customs and World Economy Department, South-Western State University

THE STUDY OF THE REGIONAL MARKET OF SECONDARY RAW MATERIALS PROCESSING (CASE STUDY OF KURSK REGION)

Summary:

The SWOT-analysis of prospective development of the secondary raw materials processing market has allowed the authors to establish that, despite predominance of weaknesses, the potential of the industry in the Kursk region has sufficient opportunities for its successful development and competitiveness improvement. The article defines measures that can drive the development of the recycling industry infrastructure in the region.

Keywords:

secondary raw materials, municipal solid waste, recycling, recycling of solid waste, regional market of secondary raw materials.

Структурные изменения промышленного производства и уровня жизни населения, процесс урбанизации регионов обусловливают необходимость учета качественных и количественных изменений отходов производства и потребления. Тем более что в последнее время наблюдается устойчивый рост образования твердых бытовых отходов (ТБО) коммунального хозяйства. По усредненным данным на территории Курской области ежегодно образуется около 2,5 млн м3 твердых бытовых отходов [1]. Текущие объемы образования ТБО в разрезе районов представлены в таблице 1 [2].

Фактический объем образования отходов больше нормы во всех районах области. Сложившаяся в области система обращения с ТБО основана на их сборе, вывозе и захоронении на полигонах, свалках. В связи с неэффективными способами захоронения ТБО на большинстве районных свалок происходит их быстрое заполнение, несмотря на небольшие объемы поступающих ТБО и значительные площади, выделенные под их захоронение. Кроме того, в Курской области отсутствуют предприятия по переработке ТБО, слабо развита отрасль по ре-циклингу вторичных материальных ресурсов и производству из них конкурентоспособной товарной продукции.

Общая площадь зарегистрированных мест захоронения бытовых отходов составляет более 3 248 га, отмечается тенденция к ее увеличению. Общее количество полигонов и свалок ТБО, расположенных на территории муниципальных районов области, составляет более 33 единиц. Практически все объекты размещения отходов не отвечают экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям.

К объектам, имеющим разрешительную документацию на ведение деятельности по захоронению отходов, относятся полигон ТБО г. Курска (ООО «СтройИнтер»), полигоны (санкционированные свалки) ТБО в городах Железногорске, Курчатове - ООО «АТХ Курчатов-парк» и поселке Солнцево (таблица 2).

Таблица 1 - Объемы образования ТБО в территориальных образованиях Курской области

Наименование города, района Курской области Образовано ТБО и КГО Всего ТБО и КГО

норма тыс. м3/год факт тыс. м3/год тыс. м3/год

районный центр, поселки сельское население районный центр, поселки сельское население норма факт

Беловский район 4,8 17,1 7,68 22,8 21,9 30,48

Большесолдатский район 4,65 10,35 7,44 13,8 15,00 21,24

Глушковский район 16,5 15,48 26,4 20,64 31,98 47,04

Горшеченский район 11,1 13,86 17,76 18,48 24,96 36,24

Дмитриевский район 2,55 18,63 4,08 24,84 21,18 28,92

г. Железногорск и Железно-горский район 146,85 14,85 234,96 19,8 161,7 254,76

Золотухинский район 16,95 13,95 27,12 18,6 30,9 45,72

Касторенский район 15,3 12,6 24,48 16,8 27,9 41,28

Конышевский район 6,15 9,99 9,84 13,32 16,14 23,16

Кореневский район 9,9 13,41 15,84 17,88 23,31 33,72

г. Курск и Курский район 630 50,85 1008 67,8 680,85 1075,8

г. Курчатов и Курчатовский район 84,3 8,19 134,88 10,92 92,49 145,8

г. Льгов и Льговский район 35,7 17,37 57,12 23,16 53,07 80,28

Мантуровский район 11,7 8,1 18,72 10,8 19,8 29,52

Медвенский район 6,9 13,14 11,04 17,52 20,04 28,56

Обоянский район 21,9 19,08 35,04 25,44 40,98 60,48

Октябрьский район 17,55 10,98 28,08 14,64 28,53 42,72

Поныровский район 9 15,66 14,4 20,88 24,66 35,28

Пристенский район 13,2 11,25 21,12 15 24,45 36,12

Рыльский район 33 16,83 52,8 22,44 49,83 75,24

Советский район 10,05 15,3 16,08 20,4 25,35 36,48

Солнцевский район 6,75 12,6 10,8 16,8 19,35 27,6

Суджанский район 25,65 12,96 41,04 17,28 38,61 58,32

Тимский район 5,7 9,72 9,12 12,96 15,42 22,08

Фатежский район 20,1 8,82 32,16 11,76 28,92 43,92

Хомутовский район 10,35 8,55 16,56 11,4 18,9 27,96

Черемисиновский район 6,15 7,47 9,84 9,96 13,62 19,8

г. Щигры и Щигровский район 36,6 9,27 58,56 12,36 45,87 70,92

ИТОГО 1 219 396 1 951 528 1 616 2 479

Таблица 2 - Основные показатели деятельности полигонов и свалок ТБО на территории Курской области_

Показатель Полигон Курчатов Полигон Курск Свалка Курск Свалка Железногорск Полигон пос. Солнцево

Оператор АТХ «Курчатов Парк» ООО «СтройИнтер» МУП «САХ» МУП «Экосервис» ООО «Эгида» ООО «Солнцевское ЖКХ»

Плановая мощность, млн м3/год 3,9 4,3 15,2 0,07 0,384

Коэффициент заполнения / оставшийся срок службы 2 года 0,01 1,7 2 года 2 года

Самым большим объектом размещения отходов является свалка ТБО г. Курск, действующая с 1979 г. и расположенная у деревни Чаплыгино Курского района Курской области, эксплуатируемая МУП «САХ». Расчетный срок ее эксплуатации закончился в 2000 г. Коэффициент заполнения составляет 1,7.

Сбор и переработка вторичного сырья в Курской области осуществляются незначительным числом предприятий. В частности, это ООО «Резипол» (занимается сбором и переработкой автопокрышек и резиновых изделий с превращением их в резиновую крошку), ООО «КБК "БУТЕК"» (занимается сбором и производством бумажной продукции санитарно-гигиенического назначения), ООО «Дилер-Курск+», ЗАО «Агропромсервис», ОАО «Курский завод "Аккумулятор"» (принимают и частично перерабатывают отработанные свинцово-кислотные аккумуляторные батареи и свинец-содержащие отходы), ООО «Итос-Компаунд», ООО Полимервтор (переработка полимерных отходов) и др. Основными видами вторичного сырья, подлежащими сбору, являются:

металлолом, макулатура, ветошь, стеклобой, полимерная тара. При этом в Курской области имеются предприятия по приему и демеркуризации люминесцентных ламп (МУП «Курские городские электрические сети», ЗАО «Торгвторсервис») и отработанных нефтепродуктов (ООО «Кур-скоблнефтепродукт»). Однако общий объем переработанных вторичных ресурсов составляет менее 10 % от образованных на территории города ТБО.

Для определения стратегических направлений развития сферы обращения ТБО в Курской области целесообразно провести дополнительный анализ с использованием методики SWOT-анализа рынка переработки вторичных материалов в Курске (таблица 3).

Таблица 3 - Перекрестная матрица SWOT взвешенной балльной оценки рынка переработки вторичных ресурсов_

Соотношение признаков

Возможности (O): pO = 28,18

Угрозы (T): pT =25,89

Сильные стороны

(S):

P = 27,32

8-С

высокий уровень развития востребованной отрасли экономики - переработка вторичного сырья;

развитие региональной инфраструктуры за счет выгодного географического положения и экономического стимулирования рынка; создание условий для повышения конкурентоспособности предприятий рецик-линга за счет использования иностранного опыта и технологий переработки вторичных ресурсов;

наличие в городе условий и постоянных источников вторичного сырья для реализации крупных, прорывных мегапроектов, способных обеспечить мультипликативный эффект развития экономики за счет инвестиционной привлекательности региона и государственно-частного партнерства; наличие условий для формирования диверсифицированных комплексов по обращению твердых бытовых отходов, способных совместно создавать наукоемкую и конкурентоспособную продукцию за счет заинтересованных в развитии промышленных предприятий и квалифицированных трудовых ресурсов; конкурентоспособность продукции, выпускаемой предприятиями области, может быть обеспечена за счет низких издержек и на основе использования иностранного опыта и наукоемкой, инновационно-инвестиционной экономики при эффективном использовании имеющегося ресурсного потенциала

Pso = Ps х Po 27,32 х 28,18 = 769,88

W-O

корректировка муниципального бюджета с учетом выделения денежных средств на развитие комплексов предприятий по обращению твердых бытовых отходов;

разработка и введение льготных программ для предприятий, использующих вторичные ресурсы, с целью экономического стимулирования и повышения конкурентоспособности отрасли; разработка политики в области тарифов на утилизацию отходов; повышение природоохранных платежей с целью увеличения финансирования инновационного развития предприятий, использующих вторичное сырье; расширение межрегиональных связей рынка вторичных ресурсов; совершенствование нормативно-правовой базы (ФЗ «Об отходах производства и потребления», подзаконные акты в сфере экологического нормирования, лицензирования, экспертизы, контроля); повышение экологической ответственности власти, бизнеса, населения; внедрение образовательных программ по подготовке высококвалифицированных кадров в области организации и управления предприятиями по обращению с твердыми бытовыми отходами; разработка и принятие ФЗ «О таре и упаковке», «О залоговой стоимости»; внедрение селективного сбора отходов в качестве начального этапа становления и развития мусороперерабатываю-щей промышленности

Р8Т = Р8 X Рт 27,32 X 25,89 = 707,43

Слабые

(W):

Pw =33,32

стороны

3-1

стимулирование научно-производственных объединений для разработки перспективных и малозатратных технологий переработки отходов; развитие комплексов обращения отходов в низкоконкурентной среде с целью устранения различий в социально-экономическом развитии муниципальных образований;

W-T

высокий уровень издержек при производстве в результате хронической недогрузки производственных мощностей приводит к неэффективности производства (основные средства затрачиваются не на модернизацию и расширение производства, а на поддержание производственных мощностей на существующем уровне);

недостаточный уровень развития отрасли переработки отходов приводит к неоправданно сильной зависимости от поставок вторичного сырья из других регионов_

Продолжение таблицы 3

Слабые Рш =33,32

стороны

большие объемы образования отходов позволят обеспечить самоокупаемые комплексы по обращению отходов; развитая транзитная сеть железнодорожных и автомобильных магистралей с учетом создания логистических комплексов и межрегионального сотрудничества позволит обеспечить недостающим объемом вторичного сырья для эффективного функционирования перерабатывающих предприятий, а также нивелировать скачки цен на вторичное сырье; разработка и использование образовательных программ на основе опыта зарубежных стран для административно-управленческого аппарата в области обращения отходов

Ршо = Рш X Ро 33,32 х 28,18 = 938,98

дефицит квалифицированных трудовых ресурсов в долгосрочной перспективе может осложнить развитие отрасли переработки отходов и повлиять на социально-экономическое развитие региона;

отсутствие экономических стимулов вовлечения вторичного сырья в хозяйственный оборот, нормативно-правовой базы и низкие тарифы на захоронение отходов при высоком уровне тарифа на переработку приведут к увеличению количества «серых» схем работы в отрасли;

отсутствие инвестиций в содержание и развитие транспортной инфраструктуры обеспечит снижение межрегионального взаимодействия, что приведет к возрастанию различий в социально-экономических уровнях развития регионов; отсутствие инфраструктуры в области переработки отходов повлечет существенное ухудшение экологической обстановки в регионе

Ршт = Рш х Рт 33,32 х 25,89 = 862,79

Графическое изображение распределения стратегий развития рынка переработки вторичных ресурсов в Курске приведено на рисунке 1.

БО

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1200

ШТ

БТ

ШО

Рисунок 1- Диаграмма распределения стратегий развития рынка переработки вторичных ресурсов в Курске

Комплексный SWOT-анализ перспектив развития рынка переработки вторичных ресурсов в Курске позволил установить, что, несмотря на преобладание слабых сторон, потенциал отрасли обладает достаточным количеством возможностей для ее успешного развития в регионе. В целях снижения воздействия угроз необходимо организовать на территории Курска селективный сбор ТБО, способный выступить «локомотивом» формирования инфраструктуры мусоропе-рерабатывающей отрасли в регионе.

Ссылки и примечания:

1. Отходы [Электронный ресурс] // Администрации Курской области : офиц. сайт. URL: http://adm.rkursk.ru/in-dex.php?id=373&mat_id=629&preview_mat=yes (дата обращения: 01.09.2015).

2. Таблица 1 составлена на основании данных, предоставленных Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Курской области (http://kurskstat.gks.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.