Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА'

ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
76
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАНИЕ / ПРОИЗВОЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / РАССТРОЙСТВО / АУТИСТИЧЕСКИЙ СПЕКТР

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зверева Т.С., Бородина А.А.

В настоящее время стали актуальными проблемы развития произвольного поведения у детей с расстройством аутистического спектра продолжаются исследования и разработки программ, позволяющих социализировать и интегрировать детей с данным диагнозом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE DEVELOPMENT OF ARBITRARY BEHAVIOR OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDER

Currently, the problems of the development of arbitrary behavior in children with autism spectrum disorder have become urgent, research and development of programs that allow socializing and integrating children with this diagnosis are continuing.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА»

УДК 371.315.5

Зверева Т. С. студент Бородина А.А студент

факультет «Физико-математический» Воронежский государственный педагогический университет

г. Воронеж

ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Аннотация: В настоящее время стали актуальными проблемы развития произвольного поведения у детей с расстройством аутистического спектра продолжаются исследования и разработки программ, позволяющих социализировать и интегрировать детей с данным диагнозом.

Ключевые слова: исследование, произвольное поведение, младшие школьники, расстройство, аутистический спектр.

Zvereva T.S. student Borodina A.A. student

faculty of Physics and mathematics» Voronezh state pedagogical University

Voronezh

STUDY OF THE DEVELOPMENT OF ARBITRARY BEHAVIOR OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM

DISORDER

Abstract: Currently, the problems of the development of arbitrary behavior in children with autism spectrum disorder have become urgent, research and development of programs that allow socializing and integrating children with this diagnosis are continuing.

Keywords: research, arbitrary behavior, primary school students, disorder, autism spectrum.

В младшем школьном возрасте произвольное поведение занимает одно из важнейших сторон психического развития ребенка. Это связанно с тем, что в данный период, ребенок занимает новый социальный статус и

данное положение возлагает свои требования, которые напрямую связаны с произвольностью в поведении. Поэтому очень актуальным является вопрос развития произвольного поведения у младших школьников с расстройствами аутистического спектра в учебной деятельности. Дети, имеющие диагноз, развиваются по иному пути, которое отражает влияние негативных социально-психологических факторов, влияющих на развитие в целом, а именно: созревание центральной нервной системы, физического роста, формирование психики и личности ребенка.

Для исследования произвольного поведения у детей с расстройством аутистического спектра в учебной деятельности была выбрана группа детей, состоящая из 8 человек, из них 6 - мальчиков и 2 - девочки, в возрасте от 7до 8 лет с данным диагнозом. Проведенное исследование показало, что большая часть испытуемых выявили высокую степень тяжести аустического расстройства.

В ходе исследования было установлено, что у большинства детей серьезно нарушено отношение к людям, это проявляется в полной отстраненность и безынициативности, о чем свидетельствует их поведение в процессе исследования. Младшие школьники демонстрировали страхи и трудно успокаивались, было отмечено: странное сочетание слов, неосмысленная речь, постоянно повторение одних и тех же вопросов, употребление жаргона.

Благодаря комплексному обследованию индивидуальных особенностей и сформированности навыков у детей с расстройством аутистического спектра удалось выявить негативное отношение к прикосновениям. У детей преобладает визуальный тип научения. В ходе исследования было зафиксировано, что у части детей явное предпочтение использования периферического зрения. Так же у детей с расстройством аутистического спектра страдает скорость движения глаз, что негативно влияет на обработку зрительной информации. Зафиксирован разрыв между пассивным и активным словарным запасом. Не имея ярко выраженных проблем со слухом, дети в основном используют невербальные средства общения. Предупреждение и исправление такого поведения возможно, если целенаправленно формировать у ребенка познавательную активность, включая его в разнообразные виды деятельности, конкретизировать правила в соответствии с условиями данной школы, класса, семьи и соблюдать единую систему требований к выполнению этих правил.

Для усвоения детьми правил поведения большое значение имеют также требования, идущие не только от взрослых, но и от сверстников, от детского коллектива. В работе с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра, нужен особый подход, важно максимально использовать возможность непроизвольного обучения, усвоения новой информации, новых умений в необязательной ситуации, в игровой форме, когда образец нового умения, новая речевая форма, новое знание даются

ребенку точно в тот самый необходимый момент, когда он нуждается в нем.

В этом случае ребенок чаще получает возможность самостоятельно использовать усвоенное, может переносить навык в другой контекст. Для развития произвольного поведения у детей с расстройством аутистического спектра в учебной деятельности необходимо сформировать учебную мотивацию т.к. если у ребенка нет познавательной потребности, то произвольность в обучении не появится. Так же бесспорным является тот факт, что развитие ребенка, страдающего аутизмом, аномально уже на самых ранних этапах онтогенеза. Однако при выделении первичного дефекта при аутизме и ведущего патопсихологического синдрома исследователь неизбежно встречается с большими трудностями.

Таким образом, программа обучения аутичного ребенка должна быть разработана индивидуально и должна строиться на основе его избирательных интересов и способностей. Вместе с тем существуют трудности, определяющие общие акценты работы. Так, для всех, даже для высокоинтеллектуальных аутичных детей огромной проблемой является освоение навыков бытового самообслуживания. Беспомощность в простейших бытовых ситуациях может провоцировать тяжелые нарушения поведения: негативизм, агрессию, самоагрессию. Что еще раз подтверждает необходимость поэтапного выбора методов обучения и пошаговое объяснение, а также индивидуальный подход к ребенку с расстройством аутистического спектра.

Использованные источники:

1. Кузьмина М. Аутизм. - Москва.: Хрестоматия, 2000. - 302с.

2. Лебединский В.В, Бардышевская М.К.. О синдроме «раннего детского аутизма» или синдроме Каннера у детей. - Москва: Издательство «Высшая школа», 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.