Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗМЕРОВ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТАЮЩИХ СТУДЕНТОВ ПО МЕТОДИКЕ В.И. ГЕРЧИКОВА'

ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗМЕРОВ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТАЮЩИХ СТУДЕНТОВ ПО МЕТОДИКЕ В.И. ГЕРЧИКОВА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
33
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ШКАЛ В.И. ГЕРЧИКОВА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Харламова Н.Д., Лимонова Е.В.

В статье рассматривается уровень зарплат студентов в условиях кризиса. Сравнивается ожидаемый размер заработной платы студентов с реальным. Описывается и используется при анализе метод социологических шкал В.И. Герчикова. Сравнивается совмещение студентами учебы с работой в советский период и в настоящее время.The level of students’ salaries in the crisis period is examined in the article. The expected students’ salary is compared with the actual one. Gerchikov’s sociological scales method is described and used in the analysis. The way the students combine study with work in the Soviet period and present days is compared.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗМЕРОВ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТАЮЩИХ СТУДЕНТОВ ПО МЕТОДИКЕ В.И. ГЕРЧИКОВА»

4.Берзон Н. И. и др. Вексель // Фондовый рынок / Под ред. проф. Н. И. Берзона. — Учебное пособие для вузов экономического профиля. — М.: Вита-Пресс, 1998. — 397 с.

6.Федеральный закон от 11 марта 1997 г. N 48-ФЗ "О переводном и простом векселе".

7.Приложение № 1 к Женевской конвенции от 7 июня 1930 года № 358 «О Единообразном законе о переводных и простых векселях».

8.«ОК 011-93. Общероссийский классификатор управленческой документации» (утв. Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 299)

УДК 331.2

Харламова Н.Д. студент

4 курс, факультет Экономики и управления Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина - филиал ФГУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной

службы при Президенте Российской Федерации

Россия, г. Саратов Научный руководитель: Лимонова Е.В.

преподаватель ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗМЕРОВ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТАЮЩИХ СТУДЕНТОВ ПО МЕТОДИКЕ В.И. ГЕРЧИКОВА Аннотация: в статье рассматривается уровень зарплат студентов в условиях кризиса. Сравнивается ожидаемый размер заработной платы студентов с реальным. Описывается и используется при анализе метод социологических шкал В.И. Герчикова. Сравнивается совмещение студентами учебы с работой в советский период и в настоящее время.

Ключевые слова: оплата труда студентов, метод социологических шкал В.И. Герчикова, социально-экономический кризис.

Abstract: the level of students' salaries in the crisis period is examined in the article. The expected students' salary is compared with the actual one. Gerchikov's sociological scales method is described and used in the analysis. The way the students combine study with work in the Soviet period and present days is compared.

Key words: students' salary, Gerchikov's sociological scales method, economic and social crisis.

В условиях социально-экономического кризиса резко растет число безработных и снижается уровень заработной платы. Однако, в России есть такие категории населения, которые зачастую независимо от экономической ситуации в стране получают невысокую заработную плату и вынуждены часто менять место работы. Речь идет о студентах.

Согласно статистическим данным1, в период с мая 2016 по январь 2017 средняя заработная плата российских студентов составляла 20000 рублей. При этом, уровень средней заработной платы студентов Саратовской области достигает отметки 22500 рублей2. Напомним, что МРОТ с 1 июля 2016 составляет 7500 рублей3. Отсюда можно сделать вывод о том, что

Мы решили провести анализ уровня заработной платы студентов Саратовского филиала одного из крупных вузов России, чтобы выяснить, совпадает ли он с данными, представленными сайтом http://russia.trud.com4 [4] и ожиданиями самих студентов.

При исследовании рынка заработной платы используются три вида источников информации:

- существующая практика оплаты труда, возможности и политика компании-работодателя;

- запросы самих работников и соискателей;

- результаты специализированных опросов.

Для анализа был выбран третий вид - специализированный опрос.

За основу был взят метод социологических шкал В.И. Герчикова5. Данный метод представляет собой построение субъективной шкалы зарплатных ожиданий группы работников, включающей в себя значения «очень мало», «мало», «нормально», «много» и «очень много», на основе опроса самих работников.

Метод В.И. Герчикова имеет следующее преимущество перед другими методами. При ответе на вопрос «Сколько бы вы хотели получать?», человек обычно не задумывается, о чем именно его спрашивают. В результате кто-то может указать минимальную необходимую для жизни сумму, кто-то реально достижимую, а большинство укажет предельно желаемую. Такие данные нецелесообразно использовать для определения размера заработной платы. А если попросить человека указать, какая зарплата по его текущим обязанностям будет высокой и низкой, он формулирует более осмысленное представление о «нормальной» зарплате, соотнесенной с некоторыми соседствующими категориями. Использование дополнительных категорий «очень низкая» и «очень высокая» позволяет человеку уточнить значение категорий «высокая» и «низкая», соотнося их с соседними пунктами шкалы.

Итак, нами был проведен опрос среди работающих студентов Саратовского филиала одного из крупных вузов России. Согласно результатам опроса, ожидаемая заработная плата выше, чем реальная у 33%

1 Обзор статистики зарплат профессии Работа для студентов в России URL: http://russia.trud.com/salary/692/4552.html (дата обращения 05.03.2017)

2 См. 1

3 Федеральный закон от 02.06.2016 № 164-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» http://duma.consultant.ru/documents/3710227 (дата обращения 05.03.2017)

4 См. 1

5 Ребров А.В. Мотивация и оплата труда. Современные модели и технологии: учеб. пособие / А.В. Ребров. -М.: ИНФРА-М, 2016, С. 43_

студентов, ожидаемая заработная плата совпадает с реальной у 17% студентов, а у 50% студентов реальная зарплата превышает ожидания.

Интересно, что В.И. Герчиков на основании своего исследования сделал вывод о том, что среди российских работников принято считать, что им недоплачивают. Также в процессе апробирования методики социологических шкал автор разработал своеобразный «норматив недоплаты», существующий в массовом сознании российских работников. Этот норматив был многократно подтвержден в проектах, в которых задействовалась методика социологических шкал.

На основе результатов проведенного нами исследования мы, в свою очередь, можем сделать вывод о том, что большинство студентов удовлетворено размером своей заработной платы. Предполагаем, это связано с тем, что многие из опрошенных не ведут отдельное домашнее хозяйство.

Обратимся к истории. По утверждению Т.Э. Петровой, в середине 90-х гг. примерно половина студентов всех курсов работала (46%)6. Также различные аспекты трудовой деятельности студентов рассматривались в исследованиях пореформенного периода 1990-2000 гг. По мнению Г.А. Чередниченко, «за последние 15-20 лет сложилась новая модель образовательного поведения и трудовой занятости молодежи: все большее распространение получает феномен выхода на рынок труда еще во время учебы»7.

Напомним, что совмещение студентами учебы с работой имело место и в советский период, но при этом подразумевались вечерняя или заочная формы обучения, а трудовая занятость студентов дневных отделений функционально имела иной характер. Как отмечает В.И. Герчиков, студенческая занятость в советский и в пореформенный период имеет существенное различие: в советский период трудовая занятость для студента очной формы обучения не была жизненной необходимостью8.

С целью определить масштаб и характер вовлеченности студентов очной формы обучения в трудовую деятельность в октябре 2007 г. Научно-образовательным центром Социологического института РАН был проведен опрос среди студентов очной формы обучения семи вузов Санкт-Петербурга. Опрошено 836 человек по пропорциональной выборке - студентов второго, третьего, четвертого и пятого курсов государственных и негосударственных образовательных учреждений, обучающихся по четырем группам специальностей: «образование и педагогика», «экономика и управление», «гуманитарные науки», «культура и искусство». Выборка соответствует генеральной совокупности студентов указанного профиля в Санкт-Петербурге.

6 Петрова Т.Э. Российское студенчество и высшее образование. М., 1995, С. 137

7 Чередниченко Г.А. Новое в образовании и профессиональной деятельности молодежи. - 2009. - № 7, С. 120

8 Герчиков В.И. Феномен работающего студента вуза/Социология образования перед новыми проблемами. Москва-Омск, 2003, С. 310_

Как оказалось, в период обучения в вузе на дневном отделении постоянно работает или подрабатывает каждый четвертый из опрошенных студентов (27%). Еще чуть менее половины (44,8%) работают или подрабатывают время от времени. Таким образом, в трудовую деятельность в период учебы в вузе с разной степенью интенсивности вовлечены более двух третей студентов дневного отделения (71,8%). Только 6,7% убеждены, что в работе или подработке нет необходимости, а у 21,5% опрошенных не было случая, чтобы работать или подрабатывать9.

Таким образом, в настоящее время совмещение студентами учебы с работой - широко распространенное явление, вызванное динамикой развития российского общества, его экономическими и политическими преобразованиями.

Использованные источники:

1.Обзор статистики зарплат профессии Работа для студентов в России URL: http://russia.trud.com/salary/692/4552.html (дата обращения 05.03.2017)

2.Ребров А.В. Мотивация и оплата труда. Современные модели и технологии: учеб. пособие / А.В. Ребров. - М.: ИНФРА-М, 2016. - С. 43

3.Петрова Т.Э. Российское студенчество и высшее образование. М., 1995. - С. 137

4.Чередниченко Г.А. Новое в образовании и профессиональной деятельности молодежи. - 2009. - № 7. - С. 120

5.Герчиков В.И. Феномен работающего студента вуза/Социология образования перед новыми проблемами. Москва-Омск, 2003. - С. 310

6.Родионова А.В. Трудовая занятость студентов в контексте обучения (на примере Санкт-Петербурга) // Теория и практика общественного развития. -2011. - №7. - С. 81

7.Федеральный закон от 02.06.2016 № 164-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» http://duma.consultant.ru/documents/3710227 (дата обращения 05.03.2017)

Хертек А. В. студент

4 курс, экономический факультет Научный руководитель: Маркова Г.И. Тувинский государственный университет Республика Тыва, г.Кызыл ФАКТОР ИЗМЕНЕНИЯ ПРИБЫЛИ ОТ ПРОДАЖ Рыночная экономика является всемерным удовлетворением потребностей народного хозяйства и граждан в его продукции, работах и услугах с высокими потребительскими свойствами и качеством при минимальных затратах, увеличение вклада в ускорение социально-

9 Родионова А.В. Трудовая занятость студентов в контексте обучения (на примере Санкт-Петербурга) // Теория и практика общественного развития. - 2011. - №7. - С. 81_

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.