Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА'

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
680
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
АУТИЗМ / ОНТОГЕНЕЗ / РАССТРОЙСТВО АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА / СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хуланхова А.А., Арефьева А.В.

В статье описаны психолого-педагогические особенности дошкольников с расстройством аутистического спектра (РАС). Описан онтогенез развития коммуникативных навыков. Проанализирована отечественная и зарубежная литература по формированию коммуникативных навыков дошкольников с РАС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Хуланхова А.А., Арефьева А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FEATURES IN PRESCHOOLERS WITH AUTISM SPECTRUM DISORDER

The article describes the psychological and pedagogical features of preschoolers with autism spectrum disorder (ASD). The ontogenesis of the development of communication skills is described. The domestic and foreign literature on the formation of communication skills of preschoolers with ASD is analyzed.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА»

УДК 376.3

Хуланхова А.А.

студент 4 курса бакалавриата по направлению Специальное дефектологическое образование (логопедия) Институт психологии и педагогики Тюменский государственный университет (г. Тюмень, Россия)

Арефьева А.В.

канд. биол. наук, доцент кафедры возрастной физиологии, специального и инклюзивного образования

Институт психологии и педагогики Тюменский государственный университет (г. Тюмень, Россия)

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

ОСОБЕННОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Аннотация: в статье описаны психолого-педагогические особенности дошкольников с расстройством аутистического спектра (РАС). Описан онтогенез развития коммуникативных навыков. Проанализирована отечественная и зарубежная литература по формированию коммуникативных навыков дошкольников с РАС.

Ключевые слова: аутизм, онтогенез, расстройство аутистического спектра, психолого-педагогическая характеристика, коррекционная работа, социально-коммуникативные навыки.

Введение. Образовательная среда не готова принять детей с РАС, а также не готова оказать качественную помощь на разных этапах развития

аутистических расстройств, ввиду того что, с учетом их образовательных потребностей должны создаваться определенные образовательные условия.

Данная проблема приобретает особую актуальность, так как от психолого-педагогических особенностей дошкольников с РАС зависит их дальнейшая социализация в обществе, а также создание и развитие целостной системы оказания помощи таким детям. Необходим индивидуальный анализ психолого-педагогических особенностей развития каждого ребенка, для создания наиболее эффективной и комфортной образовательной среды.

Цель исследования: изучить психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра для построения программы работы по формированию социально-коммуникативных навыков.

Для достижения цели в исследовании решались следующие задачи:

• анализ психолого-педагогической литературы об особенностях онтогенеза развития детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра;

• составление и изучение анамнестических данных, историй развития

детей;

• качественный анализ для построения программы по формированию социально-коммуникативных навыков, выявленных в ходе исследования данных, их обработка, обобщение, формулирование выводов.

Материалы и методы исследования. С целью выявления психолого-педагогических особенностей дошкольников с РАС исследование проведено на базе МАДОУ ДС № 51 г. Тюмени.

Для изучения психолого-педагогических особенностей у детей с РАС использовалась методика, разработанная Лебединской Кларой Самойловной и Никольской Ольгой Сергеевной «Диагностическая карта аутичного ребёнка», опубликованная в 2008 году.

Подобный метод позволяет определить общую тактику коррекции, подобрать адекватный вид помощи и последовательность их включения в общий контекст программы. В нашем исследовании данная методика обеспечивает полноту исследования, разностороннее рассмотрение проблемы и даёт возможность получить точные, наглядные результаты исследования и упорядочить их.

Обследование проводилось в игровой форме с учётом индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста. Исследование проходило в индивидуальной форме, в кабинете логопеда. Для исследования были тщательно подобраны дидактические и наглядные материалы и оборудование, такие как: Иншакова О.Б. "Альбом для логопеда", карточная методика «Установление последовательности событий», карточная методика В.М. Когана, карточная методика «Предметная классификация», методика с фигурами Выготского -Сахарова. Также для сбора анамнестических данных со стороны родителей использовалась анамнестическая карта из «Диагностической карты аутичного ребёнка» Лебединской К.С. и Никольской О.С.

Результаты исследования. В ходе анализа результатов, можно сделать вывод о том, что у старших дошкольников с РАС выявлен ряд нарушений в различных сферах развития:

♦ визуальный контакт («бегающий» взгляд, попытка избежать взгляда в глаза, отсутствие фиксации взгляда на человеке, боязнь незнакомых людей, сопротивление при взаимодействии);

♦ аффективная сфера (расфокусирование, присутствуют немотивированные колебания настроения, резкая реакция на критику или замечания, слабая эмоциональная откликаемость, пониженный фон настроения);

♦ сфера влечений (проявление агрессии к окружающим, отгороженность);

♦ контактность (контакт не качественен, не длителен, не полон);

• зрительное восприятие (присутствует вызывание стереотипной смены зрительных ощущений, взгляд «сквозь» объект);

• слуховое восприятие (отрицательная реакция на музыку, стремление к звуковой аутостимуляции, страх отдельных звуков (резких, громких));

• тактильная чувствительность (отрицательная реакция на прикосновения при причесывании, стрижке ногтей, умывание лица, плохая переносимость некоторой одежды и обуви);

• вкусовая чувствительность (избирательность в еде);

• обонятельная чувствительность (отрицательная реакция на некоторые запахи);

• проприоцептивная чувствительность (склонность к аутостимуляции);

• развитие моторики (неуклюжесть, ощущение пространства);

• игровая деятельность (стихийный интерес к игрушкам, зацикленность на выбранных игрушках).

Отдельный следует выделить затруднения, связанные с речью:

• речью (эхолалии, «попугайная» речь, проблемы с пониманием длинных предложений (длиннее трёх-четырёх слов), необходимость корректировки звукопроизносительной стороны речи);

• пониманием речи (понимание действий, выраженных возвратными глаголами нарушено; различение единственного и множественного числа имен существительных и глаголов не используется, длинные предложения воспринимаются крайне редко, скудный словарный запас глаголов);

• отраженной речью (нарушение фонематического слуха, нарушение способности сохранять серийные ряды звуков;

• синтаксической стороной речи (не способность к пересказу, предложения строятся из малого количества слов);

• звукопроизношением (неуверенное использование артикуляционных поз).

Выводы. Таким образом, результаты исследования показали, что в разных направлениях развития дети дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра имеют определенные отклонения и сложности, которые безусловно влияют на качество жизни и процесс социализации и обучения. При своевременной диагностике индивидуальных психолого-педагогических особенностей ребенка с расстройством аутистического спектра появляется возможность как можно раньше приступить к систематическим коррекционным занятиям, которые будут воздействовать на формирование необходимых для жизни навыков.

При коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра следует обратить внимание на следующие психолого-педагогические особенности этих детей:

• особенности визуального контакта - поощрять визуальный контакт, акцентировать на нем внимание ребенка;

• особенности зрительного восприятия - использовать в коррекционной работе больше дидактических наглядных материалов: картинки с изображениями и словами, сюжетные картинки, картинки с интерактивными элементами;

• особенности тактильной чувствительности - увеличить в коррекционной работе количество предметов с разнообразными фактурами для изучения и развития мелкой моторики;

• особенности игровой деятельности - направлять ребенка в игровой деятельности, поощрять, когда игровая деятельность не хаотична, а осознанно направленна;

• особенности понимания речи - сократить инструкции до двух-трех слов для лучшего понимания ребенка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999. 351 с.

2. Гилберт К., Питерс Т. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие: кн. для педагогов-дефектологов / пер. с англ. О. В. Деряевой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 144 с.

3. Гилберт К., Питерс Т. Аутизм: Медицинское и педагогическое воздействие: Книга для педагогов-дефектологов / Пер. с англ. О.В. Деряевой; под науч. ред. Л.М. Шипициной; Д.Н. Исаева. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. 144с. (Коррекционная педагогика).

4. Каган В.Е. Аутизм у детей. / Каган В.Е. Л.: Медицина, 2008. 564 с.

5. Лебединская К.С. Нарушения эмоционального развития как клинико-дефектологическая проблема. Дис. на соискание уч. ст. докт. психол. наук в форме научного доклада. М.: НИИ дефектологии РАО, 1992. С. 22-44.

6. Лебединская К. С., Никольская О. С., Диагностика раннего детского аутизма. — М.: Просвещение, 1991

7. Никольская О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. - М.: Теревинф, 1997

Hulankhova A.A.

4th year undergraduate student in the direction of Special defectological education (speech therapy) Institute of Psychology and Pedagogy Tyumen State University (Tyumen, Russia)

Arefieva A.V.

cand. Biol. sci., Associate Professor of the Department of Age Physiology, Special and Inclusive Education Institute of Psychology and Pedagogy Tyumen State University (Tyumen, Russia)

RESEARCH OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FEATURES IN PRESCHOOLERS WITH AUTISM SPECTRUM DISORDER

Abstract: the article describes the psychological and pedagogical features ofpreschoolers with autism spectrum disorder (ASD). The ontogenesis of the development of communication skills is described. The domestic and foreign literature on the formation of communication skills of preschoolers with ASD is analyzed.

Keywords: autism, ontogenesis, autism spectrum disorder, psychological and pedagogical characteristics, correctional work, social and communicative skills.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.