Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ К РАБОТЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ К РАБОТЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
62
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОЖНАЯ ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНАЯ РЕАКЦИЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ЭМПАТИЯ / ТЕМПЕРАМЕНТ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / СТУДЕНТЫ-ДЕФЕКТОЛОГИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Воробьева Елена Викторовна, Бондарева Виктория Валерьевна, Воробьева Алиса Юрьевна, Дидигова Амина Юсуповна, Казьменко Карина Александровна

В работе проведен теоретический анализ исследований, посвященных изучению психологических качеств, способствующих успешности в профессии дефектолога, а также выполнено эмпирическое исследование психологической готовности студентов-дефектологов к работе в образовательной среде. Психологическая готовность студентов-дефектологов к работе в образовательной среде оценивалась в работе на основе совокупности показателей операторской работоспособности, полученных в результате оценки сложной зрительно-моторной реакции и психологических характеристик, включающих особенности эмоционального интеллекта и эмпатии, а также выраженность экстраверсии-интроверсии и нейротизма. В работе приняли участие 63 студента женского пола второго, третьего и четвертого курсов направления подготовки «специальное (дефектологическое) образование» Академии психологии и педагогики Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону). Для оценки психологической готовности студентов-дефектологов к работе в образовательной среде использовались: методика сложной зрительно-моторной реакции, «Тест эмоционального интеллекта» Н. Холла, «Методика диагностики уровня эмпатических способностей» В.В. Бойко, опросник темперамента Г. Айзенка (ЕPI) в адаптации А.Г. Шмелева. Получено, что большинство участников исследования (51 %) показали высокий и выше среднего уровень сенсомоторных реакций, что свидетельствует о высокой операторской работоспособности и безошибочности выполнения действий. При этом 33 % респондентов показали ниже среднего и низкий уровень сенсомоторных реакций. На основании полученных данных описаны три типа психологической готовности к работе в образовательной среде у студентов-дефектологов, характеризующиеся различным уровнем операторской работоспособности и способности к эмпатии. Полученные данные могут найти применение в разработке образовательных программ для обучения студентов дефектологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Воробьева Елена Викторовна, Бондарева Виктория Валерьевна, Воробьева Алиса Юрьевна, Дидигова Амина Юсуповна, Казьменко Карина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE PSYCHOLOGICAL READINESS OF STUDENTS-DEFECTOLOGISTS TO WORK IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The paper provides a theoretical analysis of studies devoted to the study of psychological qualities that contribute to success in the profession of a defectologist, as well as an empirical study of the psychological readiness of students-defectologists to work in an educational environment. The psychological readiness of students-defectologists to work in an educational environment was assessed in the work on the basis of a set of indicators of operator performance obtained as a result of assessing a complex visual-motor reaction and psychological characteristics, including features of emotional intelligence and empathy, as well as the severity of extraversion-introversion and neuroticism. The work was attended by 63 female students of the second, third and fourth years of the training direction "special (defectological) education" of the Academy of Psychology and Pedagogy of the Southern Federal University (Rostov-on-Don). To assess the psychological readiness of students-defectologists to work in an educational environment, the following methods were used: a complex visual-motor reaction technique, N. Hall's "Emotional Intelligence Test", V.V. Boyko, G. Eysenck's temperament questionnaire (EPI) adapted by A.G. Shmelev. It was found that the majority of study participants (51 %) showed a high and above average level of sensory-motor reactions, which indicates a high operator performance and error-free performance of actions. At the same time, 33 % of respondents showed a below average and low level of sensory-motor reactions. On the basis of the data obtained, three types of psychological readiness for work in the educational environment among students-defectologists are described, characterized by different levels of operator performance and empathy. The data obtained can be used in the development of educational programs for teaching defectology students.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ К РАБОТЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2023, Том 11, № 1 / 2023, Vol. 11, Iss. 1 https://mir-nauki. com/issue-1-2023. html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/25PSMN123.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Воробьева, Е. В. Исследование психологической готовности студентов-дефектологов к работе в образовательной среде / Е. В. Воробьева, В. В. Бондарева, А. Ю. Воробьева, А. Ю. Дидигова, К. А. Казьменко, К. С. Миносян, А. Д. Тырса // Мир науки. Педагогика и психология. — 2023. — Т. 11. — № 1. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/25PSMN123.pdf

For citation:

Vorobyeva E.V., Bondareva V.V., Vorobeva A.Yu., Didigova A.Yu., Kazmenko K.A., Minosian K.S., Tyrsa A.D. Study of the psychological readiness of students-defectologists to work in the educational environment. World of Science. Pedagogy and psychology. 2023; 11(1): 25PSMN123. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/25PSMN123.pdf. (In Russ., abstract in Eng.)

Воробьева Елена Викторовна

ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», Ростов-на-Дону, Россия

Академия психологии и педагогики Профессор кафедры «Коррекционной педагогики»

E-mail: evorob@sfedu.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8974-5655 РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=162285 WoS: https://www.webofscience.com/wos/author/rid/A-1568-2019 Google Scholar: https://scholar.google.ru/citations?user=NLBROhIAAAAJ SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=55571762900

Бондарева Виктория Валерьевна

ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», Ростов-на-Дону, Россия

E-mail: drslvndr@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0335-4835

Воробьева Алиса Юрьевна

ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», Ростов-на-Дону, Россия

E-mail: avoro@sfedu.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5455-2757

Дидигова Амина Юсуповна

ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», Ростов-на-Дону, Россия

E-mail: didigova@sfedu.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2454-3654

Казьменко Карина Александровна

ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», Ростов-на-Дону, Россия

E-mail: kazmenko@sfedu.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0954-3119

Миносян Кристина Сергеевна

ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», Ростов-на-Дону, Россия

E-mail: minosian@sfedu.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7661-2180

Тырса Алина Денисовна

ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», Ростов-на-Дону, Россия

Исследование психологической готовности студентов-дефектологов к работе в образовательной среде

Аннотация. В работе проведен теоретический анализ исследований, посвященных изучению психологических качеств, способствующих успешности в профессии дефектолога, а также выполнено эмпирическое исследование психологической готовности студентов-дефектологов к работе в образовательной среде. Психологическая готовность студентов-дефектологов к работе в образовательной среде оценивалась в работе на основе совокупности показателей операторской работоспособности, полученных в результате оценки сложной зрительно-моторной реакции и психологических характеристик, включающих особенности эмоционального интеллекта и эмпатии, а также выраженность экстраверсии-интроверсии и нейротизма.

В работе приняли участие 63 студента женского пола второго, третьего и четвертого курсов направления подготовки «специальное (дефектологическое) образование» Академии психологии и педагогики Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону).

Для оценки психологической готовности студентов-дефектологов к работе в образовательной среде использовались: методика сложной зрительно-моторной реакции, «Тест эмоционального интеллекта» Н. Холла, «Методика диагностики уровня эмпатических способностей» В.В. Бойко, опросник темперамента Г. Айзенка (ЕР1) в адаптации А.Г. Шмелева.

Получено, что большинство участников исследования (51 %) показали высокий и выше среднего уровень сенсомоторных реакций, что свидетельствует о высокой операторской работоспособности и безошибочности выполнения действий. При этом 33 % респондентов показали ниже среднего и низкий уровень сенсомоторных реакций. На основании полученных данных описаны три типа психологической готовности к работе в образовательной среде у студентов-дефектологов, характеризующиеся различным уровнем операторской работоспособности и способности к эмпатии. Полученные данные могут найти применение в разработке образовательных программ для обучения студентов дефектологов.

Ключевые слова: сложная зрительно-моторная реакция; функциональное состояние; эмоциональный интеллект; эмпатия; темперамент; психологическая готовность; студенты-дефектологи

Подготовка студентов-дефектологов в рамках программы бакалавриата строится на основе обязательного усвоения содержания дисциплин естественно-научного и психолого-педагогических блоков, а также изучения содержания и методов специальных дефектологических дисциплин, с обязательным прохождением практик и выполнения проектных работ на базе профильных образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья. Такая программа обучения характеризуется интенсивными умственными, физическими и психологическими нагрузками, что требует включения процессов адаптации [1-3]. В образовательном процессе сенсорные системы организма подвергаются значительной нагрузке, особенно — зрительная сенсорная система, вследствие широкого применения в современном обучении компьютерных и видеодисплейных технологий [4]. Напряженная учебная деятельность, сопряженная со стрессами перенапряжения и сдачи экзаменов, отражается на функциональном состоянии центральной нервной системы, которое выступает как показатель степени адаптации к учебным и профессиональным нагрузкам [5; 6].

Введение

Теория функциональных систем составляет основу для существующих представлений об адаптации. Адаптация понимается как многоуровневый процесс структурно-функциональных изменений всех систем организма, обеспечивающий возможность реализации необходимой деятельности в данных условиях окружающей среды. Функциональное состояние человека рассматривается как процесс, отражающий взаимодействие всех уровней адаптации [7].

О функциональном состоянии центральной нервной системы можно судить по результативности выполнения заданий на простую и сложную зрительно-моторную реакцию [8]. Оценка простой и сложной зрительно-моторной реакции (СЗМР) применяется в качестве средства оценки текущего функционального состояния студентов различных направлений подготовки, в том числе, с оценкой влияния условий обучения (традиционного, дистанционного, на модульной основе, в условиях экзаменационной сессии) [5; 6; 9; 10]. СЗМР позволяет определить скорость реакции выбора на свето-цветовые раздражители — латентное время от момента подачи цветового раздражителя до нажатия кнопки, что указывает на уровень продуктивности нервных процессов. Важной способностью, востребованной в работе дефектолога, являются особенности когнитивной сферы, в частности, внимания. Показано, что свойства внимания обусловливают точность и безошибочность выполнения когнитивной деятельности [11].

В современных исследованиях отмечается психологическая неготовность студентов к выполнению профессиональных функций, проявляющаяся в том, что ожидания и реальность работы в дефектологической профессии не всегда совпадают, это вызывает разочарование, страх и стремление избегать тех или иных аспектов работы. Отмечается негативное отношение к критике и слабая психологическая устойчивость перед профессиональными и жизненными неудачами, в то время как труд дефектолога предполагает преодоление трудностей и наличие педагогического оптимизма [12].

В ряде исследований было показано, что для «помогающих» профессий, связанных с работой с людьми (таких, как педагог, психолог, дефектолог, логопед и др.) важными психологическими особенностями являются такие качества профессионалов, которые помогают быстро устанавливать и налаживать контакт, безошибочно оценивать психоэмоциональное состояние другого человека, выражать собственные эмоции и управлять своими эмоциями, а также способность к сочувствию и сопереживанию другим людям [12-15].

Эмоциональный интеллект как способность к пониманию эмоций другого человека и собственных, а также управлению ими, обеспечивает специалисту-дефектологу эффективную психологическую подготовку к своей работе, а также повышает уровень профессиональной пригодности. Способность анализировать и управлять эмоциями является важной составляющей для дефектолога при обучении, реабилитации и абилитации детей с ограниченными особенностями здоровья [16]. П. Саловей и Д. Мейер описываю эмоциональный интеллект как «сложный психологический конструкт, включающий три типа способностей: к идентификации и выражению эмоции; к регуляции собственных эмоций; к применению этой информации для управления своим мышлением и поведением» [17]. Для специалиста-дефектолога понимание своих эмоциональных состояний и умение управлять своими эмоциями важны, поскольку в условиях образовательной среды педагог, которому свойственны такие отрицательные качества, как раздражительность, пессимизм и тревожность, не сможет строить эффективное взаимодействие с детьми и другими педагогами, а в дальнейшем это негативно скажется на его компетентности [13; 18; 19].

Наиболее важными для эмоциональной компетентности являются два аспекта: способность к самоуправлению и способность к управлению взаимоотношениями с другими людьми [20]. В то же время высокий эмоциональный интеллект позволяет человеку понять и разобраться в своих отрицательных эмоциональных состояниях, позволяет высказать несогласие с чем-либо, вызывающим у него отрицательные эмоции [21]. Эмоциональный интеллект позволяет специалисту-дефектологу лучше осознавать и понимать эмоциональные проявления своей личности и личности другого человека. Это, в свою очередь, выступает условием для достижения более высокого уровня профессионализма в выстраивании успешной коррекционной работы [22].

Важной составляющей профессиональной успешности работы специалиста-дефектолога является эмпатия [22-24]. Согласно Бойко В.В. под эмпатией понимается форма рационально-эмоционально-интуитивного отражения другого человека [25]. Кохут Х. рассматривает эмпатию как универсальную потребность и как способ наблюдения за другими людьми [26]. Эмпатия является важной человеческой способностью, которая проявляется в сопереживании другим людям и стремлении оказывать им помощь и поддержку. Как показали исследования, в условиях образовательной среды эмпатийный учитель-дефектолог отличается развитым чувством понимания, предвидения, он умеет сопереживать школьнику с ограниченными возможностями здоровья, способен к ориентированию в сложных ситуациях, применяет верные стратегии в общении с детьми [12]. При обучении в ВУЗе, к концу первого — началу второго года обучения будущий учитель-дефектолог должен уметь наблюдать за уровнем эмоционального состояния и поведением ребенка, при этом большое значение имеет развитие эмпатийных качеств, таких как способность к сопереживанию и умение понять точку зрения ребенка [27]. Понимание важности способности к эмпатии в образовательной среде возрастает у студентов-дефектологов по мере продвижения в обучении от первого к последующим курсам [22]. Высокие способности к эмпатии будущего специалиста помогут быстро достичь взаимопонимании с ребенком, учащийся быстрее пойдет на контакт, что окажет положительное влияние на выполнение коррекционно-развивающих упражнений [2].

Адаптация к профессии дефектолога, уже начиная с периода обучения в ВУЗе, и в последующем, в профессиональной деятельности, протекает на основе вырабатывания собственного стиля деятельности, с учетом особенностей темперамента, таких, как экстраверсия-интроверсия и нейротизм. Экстравертированность представляет собой преобладание направленности личности на мир внешних объектов, в противоположность интровертированности, как направленности личности на явления его собственного субъективного мира. Нейротизм проявляется как степень эмоциональной устойчивости, эмоциональная устойчивость присуща сангвиникам и флегматикам, эмоциональная неустойчивость — холерикам и меланхоликам [28]. Природа экстраверсии и интроверсии связана с врожденными свойствами нервной системы, которые обеспечивают уравновешенность процессов возбуждения и торможения [29]. Эти характеристики существенно влияют на стилевые характеристики выполнения профессиональной деятельности [16; 30; 31]. Особенности темперамента могут способствовать успешности человека в той или иной профессиональной деятельности, в зависимости от условий работы. Например, подвижность сангвиника будет способствовать его успешности, если работа требует от него частой смены занятий или оперативности в принятии решений, а монотонные условия работы могут привести к быстрому утомлению. Флегматики и меланхолики в монотонных условиях проявляют большую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники [32]. Студенты-дефектологи должны понимать особенности своего темперамента, а также связанные с ними, свои «сильные» и «слабые» стороны. Это позволит им подготовиться к работе в образовательной среде с осознанием собственного стиля работы в тех или иных условиях.

Цель данной работы — проведение исследования психологической готовности студентов-дефектологов к работе в образовательной среде. Психологическая готовность студентов-дефектологов к работе в образовательной среде рассматривалась нами, как с одной стороны, совокупность показателей операторской работоспособности, полученных на основе оценки сенсомоторных реакций (сложной зрительно-моторной реакции) и, с другой стороны, как совокупность психологических характеристик, включающая особенности эмоционального интеллекта и эмпатии, а также выраженность экстраверсии-интроверсии и нейротизма.

Выборка. Исследование проводилось на базе кафедры коррекционной педагогики Южного федерального университета (ЮФУ), г. Ростов-на-Дону. В данном исследовании приняли участие 63 студента 2-4 курсов направления подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование. Все респонденты женского пола, средний возраст — 20 лет.

Материалы и методы: проводилась оценка уровня работоспособности по параметрам двухальтернативной сложной зрительно-моторной реакции (СЗМР) с применением устройства психофизиологического тестирования УПФТ-1/30 — «Психофизиолог» («Медиком МТД», Россия, г. Таганрог). Процедура включала предъявление обследуемым попеременно световых стимулов красного или зеленого цвета, при появлении которых нужно как можно быстрее реагировать нажатием кнопки на пульте справа или слева в зависимости от цвета предъявляемых световых стимулов. В группе обследуемых были определены средние значения показателей: интегрального показателя надежности (ИНН), среднего времени реакции (М, мс), среднего квадратического отклонения (СКО, мс), общего количества ошибок (ER) (упреждающих нажатий на кнопку, пропусков, неправильных ответов), уровня сенсомоторных реакций (ОУСР), класса сенсомоторных реакций. Выделяют пять классов сенсомоторных реакций (5 — высокий, 4 — ниже среднего, 3 — средний, 2 — ниже среднего, 1 — низкий). Оценка уровня сенсомоторных реакций (ОУСР, отн. ед.) рассчитывается из соотношения среднего времени реакции (М) и ER [33].

Для оценки эмоционального интеллекта использовался самоотчетный «Тест эмоционального интеллекта» Н. Холла, русскоязычная версия которого была описана Ильиным в 2001 году [34]. Данный тест включает 30 вопросов с 6-балльной шкалой. Тест позволяет получить оценки таких составляющих эмоционального интеллекта, как «эмоциональная осведомленность» (понимание собственных эмоций и своего внутреннего эмоционального состояния), «управление своими эмоциями» (способность произвольно управлять собственными эмоциями), «самомотивация» (способность к управлению собственным поведением благодаря управлению своими эмоциями), «эмпатия» (способность к пониманию эмоций других людей и сопереживанию им), «распознавание эмоций других людей» (способность оказывать воздействие на эмоциональное состояние других людей).

Для оценки выраженности способности к эмпатии в работе использовалась «Методика диагностики уровня эмпатических способностей» В.В. Бойко. Методика позволяет оценить выраженность таких составляющих способности к эмпатии, как «рациональный канал эмпатии» (способность фокусировать свое внимание на состоянии и поведении другого человека), «эмоциональный канал эмпатии» (способность к эмоциональной подстройке и сопереживанию по отношению к другому человеку), «интуитивный канал эмпатии» (способность составлять интуитивное представление о поведении партнера по общению в условиях недостатка информации), «установки, способствующие или препятствующие эмпатии» (наличие установок на внимательное или, напротив, равнодушное отношение к другим людям), «проникающая способность в эмпатии» (способность создавать доверительную или напряженную атмосферу при общении с другими людьми), «идентификация» (способность поставить себя на место партнера по общению). Суммарный показатель эмпатии имеет максимум в 36 баллов, при этом 30 баллов и выше соответствует

высокому уровню эмпатии, 29-22 баллов — среднему, 21-15 баллов — ниже среднего, менее 14 баллов — низкому уровню эмпатии [25].

Для оценки выраженности экстраверсии-интроверсии и нейротизма использовался опросник темперамента Г. Айзенка (EPI) в адаптации А.Г. Шмелева [35].

Статистическая обработка данных включала дескриптивный анализ, корреляционный анализ, дисперсионный анализ по Спирмену и проводилась с применением программы Statistica 10.0.

Результаты

Дескриптивная статистика. Дескриптивная статистика показателей сложной зрительно-моторной реакции (СЗМР) студентов-дефектологов приведена в таблице 1.

Таблица 1

Значения средних и стандартных отклонений по показателям сложной зрительно-моторной реакции (СЗМР)

Показатели СЗМР Среднее Стандартное отклонение

Интегральный показатель надежности (ИПН) 65,71 19,77

Среднее время реакции (М, мс) 449,95 103,76

Среднее квадратическое отклонение (СКО, мс) 115,58 54,90

Количество пропусков 0,52 1,73

Количество упреждений 0,72 1,32

Количество неправильных ответов 2,11 2,28

Всего ошибок 3,35 4,14

Оценка уровня сенсомоторных реакций (ОУСР) 0,45 0,33

Класс сенсомоторных реакций 3,34 1,37

Составлено автором

На основе оценки показателей СЗМР, приведенных в таблице 1, были выделены подгруппы студентов на основе оценки уровня сенсомоторных реакций (ОУСР) (> 080 — высокий; 0,58-0,8 — выше среднего; 0,59-0,36 — средний; 0,37-0,1 — сниженный; < 0,1 — низкий).

В подгруппу с пятым классом сенсомоторных реакций (высоким) вошли студенты с высокой работоспособностью (высокая скорость и точность выполнения заданий) и оптимальным уровнем функционального состояния ЦНС (17 чел., 26 %). В подгруппу с четвертым классом сенсомоторных реакций (выше среднего) вошли студенты со средней работоспособностью и удовлетворительным функциональным состоянием ЦНС, они показали скорость реакций среднего уровня (16 чел., 25 %). В подгруппу с третьим классом сенсомоторных реакций (средним) вошли студенты с работоспособностью ниже среднего уровня и удовлетворительным функциональным состоянием ЦНС, они показали скорость реакций ниже среднего уровня (10 чел., 16 %). В подгруппу со вторым классом сенсомоторных реакций (ниже среднего) вошли студенты с низкой работоспособностью и сниженным функциональным состоянием ЦНС, они показали низкую скорость реакций (16 чел., 25 %). В подгруппу с первым классом сенсомоторных реакций (низким) вошли студенты с низкой работоспособностью и неудовлетворительным функциональным состоянием ЦНС, такие студенты стремились к быстрому выполнению задания в ущерб качеству и допускали большое количество ошибок (5 чел., 8 %).

Частотное распределение суммарного показателя эмоционального интеллекта по методике Н. Холла, полученного в нашей выборке, соответствует нормальному распределению. Дескриптивная статистика показателей эмоционального интеллекта студентов-дефектологов приведена в таблице 2.

Таблица 2

Значения средних и стандартных отклонений по показателям эмоционального интеллекта по методике Н. Холла

Показатели Среднее Стандартное отклонение

Эмоциональная осведомленность 12,03 0,92

Управление своими эмоциями 10,14 0,96

Распознавание эмоций других людей и умение воздействовать на них 13,72 0,71

Эмпатия 13,64 0,71

Самомотивация 13,86 0,58

Суммарный показатель эмоционального интеллекта 63,39 3,11

Составлено автором

Анализ данных, приведенных в таблице 2, позволяет заключить, что среднегрупповые значения показателей эмоционального интеллекта соответствуют среднему уровню.

Частотное распределение суммарного показателя эмпатии по «Методике диагностики уровня эмпатических способностей» В.В. Бойко, полученного в нашей выборке, соответствует нормальному распределению (рис. 1).

Histogram: Суммарный показатель эмпатии K-S d=,09587, p> .20; Lilliefors p<,20 - Expected Normal

35 30 25

a: 20

I-

o

I-

o

O!

^ 15

10 5

0

0 3 6 9 12 15 18 21 24 27 30 33 36 Значение суммарного показателя эмпатии

Рисунок 1. Частотное распределение суммарного показателя эмпатии у студентов-дефектологов по «Методике диагностики уровня эмпатических способностей» В.В. Бойко» (составлено автором)

В таблице 3 приведены полученные среднегрупповые показатели по «Методике диагностики уровня эмпатических способностей» В.В. Бойко.

Таблица 3

Значения средних и стандартных отклонений по показателям «Методика диагностики уровня эмпатических способностей» В.В. Бойко

Показатели эмпатии Среднее Стандартное отклонение

Рациональный канал эмпатии 2,90 1,23

Эмоциональный канал эмпатии 3,16 1,83

Интуитивный канал эмпатии 2,60 1,73

Установки 3,78 1,29

Проникающая способность в эмпатии 3,75 1,23

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Идентификация 3,62 1,30

Суммарный показатель эмпатии 19,81 4,46

Составлено автором

Анализ данных, приведенных в таблице 3, показал, что среднее значение суммарного показателя эмпатии у студентов-дефектологов соответствует уровню ниже среднего, согласно нормативным данным «Методики диагностики уровня эмпатических способностей» В.В. Бойко.

В таблице 4 приведены полученные среднегрупповые показатели по тесту Г. Айзенка для оценки экстраверсии-интроверсии и нейротизма.

Таблица 4

Значения средних и стандартных отклонений по показателям теста Г. Айзенка

Показатели Среднее Стандартное отклонение

Шкала лжи 3,61 0,19

Экстраверсия-интроверсия 9,56 0,43

Нейротизм 11,52 0,24

Составлено автором

Согласно приведенным в таблице 4 данным можно заключить, что среднегрупповые значения показателей экстраверсии-интроверсии и нейротизма, полученные на выборке студентов-дефектологов, соответствуют среднему уровню выраженности. При этом показатель экстраверсии интроверсии несколько снижен в сторону интроверсии.

Дисперсионный анализ. Проведенный дисперсионный анализ ANOVA (независимая переменная — курс обучения, зависимые переменные — показатели сложной зрительно-моторной реакции (СЗМР) показал, что обучение на 2, 3 или 4 курсе не оказывает достоверного влияния на показатели СЗМР студентов-дефектологов.

Проведенный дисперсионный анализ ANOVA (независимая переменная — курс обучения, зависимые переменные — показатели эмпатии по «Методике диагностики уровня эмпатических способностей» В.В. Бойко) показал, что обучение на 2, 3 или 4 курсе не оказывает достоверного влияния на уровень эмпатии студентов-дефектологов.

Проведенный дисперсионный анализ ANOVA (независимая переменная-класс сенсомоторных реакций, зависимые переменные — показатели эмпатии, показатели эмоционального интеллекта, показатели экстраверсии-интроверсии и нейротизма) показал, что класс сенсомоторных реакций оказывает статистически достоверное влияние на показатель «эмоциональный канал эмпатии» (F = 2,57*, p = 0,047). При этом выраженность эмоциональной составляющей эмпатии выше у респондентов с третьим, вторым и четвертым классом сенсомоторной реакции (рис. 2).

Класс сенсо-моторных реакций; LS Means Vertical bars denote 0,95 confidence intervals

6 5 4

ц

0! X 0! m

3

.0 3 X .0

0! X

° 2 j

о s О

1 0

-1

1 2 3 4 5

Класс сенсо-моторных реакций

Рисунок 2. Выраженность показателя «эмоциональный канал эмпатии», диагностированного с применением «Методики диагностики уровня эмпатических способностей» В.В. Бойко в зависимости от класса сенсомоторных реакций (составлено автором)

На рисунке 2 видно, что показатель «эмоциональный канал эмпатии» (способность к эмоциональной подстройке и сопереживанию по отношению к другому человеку) принимает более высокие значения у респондентов, имеющих средний уровень сенсомоторных реакций, а также ниже среднего и выше среднего.

Проведен корреляционный анализ показателей сложной зрительно-моторной реакции и показателей эмпатии и эмоционального интеллекта, темперамента. Для показателей эмоционального интеллекта корреляционный анализ с параметрами СЗМР показал, что имеются значимые корреляционные взаимосвязи между временем сложной зрительно-моторной реакции и эмоциональной осведомленностью (r = -0,31*, p = 0,016), управлением своими эмоциями (r = -0,27*, p = 0,038), распознаванием эмоций других людей (r = -0,33*, p = 0,01), самомотивацией (r = -0,33*, p = 0,01), общим показателем эмоционального интеллекта (r = -0,32*, p = 0,012). Таким образом, более короткому времени СЗМР соответствуют более высокие показатели эмоционального интеллекта.

Для показателей эмпатии корреляционный анализ с СЗМР показал, что значимые корреляционные взаимосвязи выражены для проникающей способности эмпатии и средним временем сложной зрительно-моторной реакции (r = -0,30*, p = 0,017), проникающей способности эмпатии и количеством пропусков при выполнении теста сложной зрительно-моторной реакции (r = 0,28*, p = 0,025), идентификации в эмпатии и количеством

пропусков при выполнении теста сложной зрительно-моторной реакции (г = 0,26*, р = 0,046). Таким образом, чем выше проникающая способность в эмпатии, тем меньше среднее время СЗМР и выше количество пропусков, более высокой идентификации в эмпатии также соответствует большее количество пропусков при выполнении теста СЗМР.

Для показателей темперамента корреляционный анализ показал, что значимые корреляционные взаимосвязи между экстраверсией-интроверсией выражены с показателем идентификации в эмпатии (г = 0,29*, р = 0,022). То есть, более выраженной экстраверсии соответствует более высокая идентификация с объектом эмпатии.

Функциональное состояние человека является прогностическим показателем оценки его работоспособности и определяется степенью активации всех систем организма, задействованных в исследуемом виде деятельности. Среди факторов, связанных с уровнем и особенностями функционального состояния, Н.Н. Данилова выделяет факторы индивидуальных особенностей субъекта, таких как сила нервной системы, темперамент, волевые качества и др. К другим группам факторов, также взаимосвязанным с функциональным состоянием организма, согласно Н.Н. Даниловой, относятся мотивация, содержание самого труда, характер задания и степень сложности для самого индивида, величина сенсорной нагрузки, исходный фоновый уровень активации [36].

В нашей работе была получена оценка психофизиологической составляющей функционального состояния студентов с применением сложной зрительно-моторной реакции. Большинство студентов-дефектологов (51 %) показали высокий и выше среднего уровень сенсомоторных реакций, что свидетельствует о высокой операторской работоспособности и безошибочности выполнения действий. Однако 33 % студентов-дефектологов, принимавших участие в нашем исследовании, показали ниже среднего и низкий уровень сенсомоторных реакций, что свидетельствует о соответствующем уровне операторской работоспособности и функционального состояния. В последнем случае относительно высокие уровни быстродействия сложной зрительно-моторной реакции, случаи опережающих реакций при высоком значении суммарного числа ошибочных реакций при выполнении сложной зрительно-моторной реакции позволяют говорить о низкой устойчивости внимания и слабой реализации дифференцировочного торможения у части студентов-дефектологов нашей выборки.

По методике «Тест эмоционального интеллекта» Н. Холла было получено, что среднее значение суммарного показателя эмоционального интеллекта у студентов-дефектологов соответствует среднему уровню. При этом лица с более высокими показателями эмоционального интеллекта (эмоциональной осведомленностью, управлением своими эмоциями, распознаванием эмоций других людей, самомотивацией и общим уровнем эмоционального интеллекта) проявляют быстродействие при выполнении теста сложной зрительно-моторной реакции.

В результате оценки способностей к эмпатии у студентов-дефектологов с применением «Методики диагностики уровня эмпатических способностей» В.В. Бойко в нашей работе получено, что среднее значение суммарного показателя эмпатии у студентов-дефектологов соответствует уровню ниже среднего. При этом было получено, что выраженность такой составляющей эмпатии, как «эмоциональный канал эмпатии» (способность к эмоциональной подстройке и сопереживанию по отношению к другому человеку) более высока у лиц, имеющих средний уровень сенсомоторных реакций, а также ниже среднего и выше среднего. Респонденты с более высоким уровнем выраженности отдельных составляющих эмпатии,

Обсуждение результатов

таких как проникающая способность в эмпатии и идентификация в эмпатии стремятся выполнить тест СЗМР за более быстрое время и допускают большее количество пропусков. Возможно, это объясняется большей направленностью таких лиц на общение и межличностное взаимодействие, нежели на выполнение предметных действий.

Оценка выраженности экстраверсии-интроверсии и нейротизма показала, что у студентов-дефектологов среднегрупповое значение нейротизма соответствует среднему уровню, а экстраверсии-интроверсии — несколько снижено от среднего уровня в сторону интроверсии. При этом студенты-дефектологи с более выраженной экстраверсией проявляют более высокую степень идентификации с объектом эмпатии, согласно данным, полученным в нашем исследовании.

На основе полученных данных можно предполагать наличие трех типов психологической готовности к работе в образовательной среде у студентов-дефектологов. Первый тип — с наличием высокой или выше среднего операторской работоспособности. Такие студенты отличаются хорошими показателями выполнения предметных действий: скорости, концентрации внимания, безошибочности выполнения действий. Второй тип — со средней, ниже или выше среднего операторской работоспособностью и высоким уровнем выраженности такой составляющей эмпатии, как «эмоциональный канал эмпатии» (способность к эмоциональной подстройке и сопереживанию по отношению к другому человеку). Такие студенты могут допускать ошибки при выполнении предметных заданий, однако направлены на эмпатическое общение, что является важной профессиональной составляющей профессии дефектолога. Третий тип — с низким уровнем операторской работоспособности, большим количеством допускаемых ошибок при выполнении сенсомоторных действий, низкой концентрацией внимания.

Выводы

1. Оценка психологической готовности студентов-дефектологов к работе в образовательной среде включала диагностику их операторской работоспособности по параметрам сложной зрительно-моторной реакции, а также оценку показателей эмоционального интеллекта, эмпатии, экстраверсии-интроверсии и нейротизма.

2. Выделены три типа психологической готовности к работе в образовательной среде у студентов-дефектологов, характеризующиеся различным уровнем операторской работоспособности и способности к эмпатии.

3. Необходимы специальные развивающие мероприятия, направленные на обучение студентов-дефектологов приемам концентрации и поддержания внимания и сохранения операторской работоспособности и оптимального функционального состояния центральной нервной системы.

4. Возможна разработка и применение психологических тренингов, направленных на развитие эмоционального интеллекта, эмпатических способностей у студентов-дефектологов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ваниева В.Ю. Личностный аспект профессиональной готовности дефектологов // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2014. № 3. С. 131-133.

2. Гордеева Н.О., Сыроватская Т.А. Алгоритм социально-профессиональной адаптации бакалавра: способы совершенствования // Современные наукоемкие технологии. — 2018. — № 12-2. — С. 423-426. — EDN YVMDML.

3. Мальцев В.П. Психофизиологический потенциал адаптации студенток русского и казахского этносов к обучению в педагогическом вузе / В.П. Мальцев, Ж.Т. Суюндикова // Психология. Психофизиология. — 2019. — Т. 12. — № 3. — С. 72-82. — DOI 10.14529/jpps190307.

4. Михайлов Н.А. Нервная деятельность и функциональная асимметрия по результатам теппинг-теста // В мире научных открытий. — 2011. — Т. 21. — No 9.4. — С. 1290-1297.

5. Михайлова Л.А., Орлова С.Н. Особенности нейродинамических процессов у студентов с различным типом работоспособности нервной системы // Современные проблемы науки и образования. — 2016. — № 2. — С. 8. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25869711&vsclid=lcs20ciunk710388422.

6. Михайлова Л.А., Орлова С.Н. Характеристика нейродинамических процессов у студентов гуманитарного профиля обучения // Современные проблемы науки и образования. — 2016. № 3. С. 4. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27205839&ys clid=lcs0knxpkv344235105.

7. Судаков К.В. Общая теория функциональных систем. М.: Медицина, 1984. 224 с.

8. Игнатова Ю.П., Макарова И.И., Яковлева К.Н., Аксенова А.В. Зрительно-моторные реакции как индикатор функционального состояния центральной нервной системы // Ульяновский медико-биологический журнал. 2019. № 3. URL: https://cvberleninka.ru/article/n7zritelno-motornye-reaktsii-kak-indikator-funktsionalnogo-sostovaniya-tsentralnov-nervnov-sistemv (дата обращения: 09.01.2023).

9. Макарова И.И., Аксенова А.В., Игнатова Ю.П., Власенко Н.Ю., Беличенко Н.А., Страхов К.А. Сравнительный анализ показателей простой и сложной зрительно-моторных реакций у студентов-юношей медицинского университета и машиностроительного колледжа // Материалы XXIII съезда Физиологического общества имени И.П. Павлова с международным участием, Воронеж, 18-22 сентября 2017 года. — Воронеж: Издательство Истоки, 2017. — С. 636-638.

10. Ярославцева И.В., Гутник И.Н., Конопак И.А., Диянова З.В., Щеголева Т.М., Кузьмин М.Ю. Психофизиологические и психологические характеристики функционального состояния студентов в разных условиях организации учебного процесса в вузе // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2013. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihofiziologicheskie-i-psihologicheskie-harakteristiki-funktsionalnogo-sostovaniya-studentov-v-raznyh-usloviyah-organizatsii (дата обращения: 04.12.2022).

11. Шутова С.В., Муравьева И.В. Сенсомоторные реакции как характеристика сенсомоторного состояния ЦНС // Вестник ТГУ. — 2013. — Т. 18, No. 5. — C. 2831-2840.

12. Борозинец Н.М. Оценка результатов подготовки бакалавров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» на основе компетентностного подхода // Специальное образование. 2014. № 2(34). С. 75-82.

13. Александрова Н.П. Эмоциональный интеллект как фактор саморегуляции педагогической деятельности // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. Серия: Философские, социальные и естественные науки. 2011. № 5. С. 171-177.

14. Белова, О.А. Формирование эмпатии и её значение в процессе обучения по направлению специальное (дефектологическое) образование у студентов вуза / О.А. Белова // Современные наукоемкие технологии. — 2019. — № 4. — С. 6166.

15. Воробьева Е.В., Петровская М.Д. Способность к эмпатии и эмоциональный интеллект у студентов-психологов // В сборнике: Психология сегодня: актуальные исследования и перспективы. материалы Всероссийского психологического форума: в 2 томах. 2022. С. 144-147.

16. Сычева Е.С. Личностные особенности студентов дефектологического факультета разных специальностей // Наука и школа. 2011. № 5. URL: https://cvberleninka.ru/article/n/lichnostnve-osobennosti-studentov-defektologicheskogo-fakulteta-raznyh-spetsialnostey (дата обращения: 19.11.2022).

17. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект. Теория, измерения, исследования // Под ред. Д.В. Ушакова, Д.В. Люсина. — М., 2004, с. 11-29.

18. Нечаева К.А. Диагностика сформированности эмоционального интеллекта у студентов дефектологов / К.А. Нечаева // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста: материалы XV Международной научно-практической Internet-конференции, Тамбов, 27 мая — 02 2019 года / Ответственный редактор Л.Н. Макарова. — Тамбов: Издательский дом «Державинский», 2019. — С. 217-224.

19. Ручица Т.С. Профессионально-важные качества педагога-дефектолога глазами студентов первокурсников // Вестник Донецкого педагогического института. 2018. № 3. С. 87-91.

20. Роицкая Ю.А., Вальковская А.С. Развитие эмоционального интеллекта будущих психологов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 7. — С. 6-10.

21. Воробьева Е.В., Перков М.А., Щетинина Д.П. Исследование взаимосвязи принятия агрессии и эмоционального интеллекта // Российский психологический журнал. 2017. Т. 14. № 2. С. 28-50. DOI: 10.21702/rpj.2017.2.2.

22. Зайцев Д.В., Николаева С.С. Представления студентов-дефектологов о профессионально-личностных качествах специального психолога и дефектолога // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 03(68). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/predstavleniya-studentov-defektologov-o-professionalno-lichnostnykh-kachestvakh-spetsialnogo-psikhologa-i-defektologa.html.

23. Феофанов, В.Н. Особенности личности специалиста, работающего с детьми с расстройствами аутистического спектра (часть 1) / В.Н. Феофанов // Ученые записки Российского государственного социального университета. — 2019. — Т. 18. — № 4(153). — С. 100-108. — DOI 10.17922/2071-5323-2019-18-4-100-108.

24. Феофанов, В.Н. Особенности личности специалиста, работающего с детьми с расстройствами аутистического спектра (часть 2) / В.Н. Феофанов // Ученые записки Российского государственного социального университета. — 2020. — Т. 19. — № 1(154). — С. 75-85. — DOI 10.17922/2071-5323-2020-19-1-75-85.

25. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении. — М.: Просвещение, 2006. — 75 с.

26. Кохут Х. Интроспекция, эмпатия и психоанализ: исследование взаимоотношений между способом наблюдения и теорией // Антология современного психоанализа. Т. 1 / Под ред. А.В. Россохина. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2000. С.282-299.

27. Шипицына Л.М. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2004. № 2. С. 7-9.

28. Батаршев А.В. Диагностика темперамента и характера. — Спб.: Питер, 2007. 368 с.

29. Воробьева Е.В. Психогенетическое исследование взаимосвязи темперамента и мотивации достижений // Известия высших учебных заведений. СевероКавказский регион. Общественные науки. 2006. № 3(135). С. 110-111. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9231350.

30. Афанасова, Д.Ю. Влияние особенностей темперамента на успешность в профессиональной деятельности / Д.Ю. Афанасова, В.Е. Пономарева // Наука и просвещение: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей Международной научно-практической конференции, Пенза, 28 февраля 2020 года. — Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020. — С. 129-132.

31. Борисов Д.Д. Темперамент и индивидуальность. Исследование темперамента методом визуальной психодиагностики // Проблемы современного образования. 2016. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/temperament-i-individualnost-issledovanie-temperamenta-metodom-vizualnoy-psihodiagnostiki (дата обращения: 19.11.2022).

32. Кривцова М.А., Авраменко А.В., Клименко А.А. Темперамент личности и его свойства // Уникальные исследования XXI века. 2015. № 5(5). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/temperament-lichnosti-i-ego-svoystva (дата обращения: 19.11.2022).

33. Методический справочник "Устройство психофизиологического тестирования УФПТ-1/30 — "ПСИХОФИЗИОЛОГ". Таганрог: Медиком МТД, 2015. 122 с.

34. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. С-Пб: Питер. — 2001. 752 с.

35. Шмелев А.Г. Тест-опросник Айзенка // Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы. — М.: МГУ, 1988. С. 11-16.

36. Данилова Н.Н. Функциональные состояния: механизмы и диагностика / Н.Н. Данилова — М.: Изд-во МГУ, 1985. — 287 с.

Vorobyeva Elena Viktorovna

Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia Academy of Psychology and Pedagogy E-mail: evorob@sfedu.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8974-5655 RSCI: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=162285 WoS: https://www.webofscience.com/wos/author/rid/A-1568-2019 Google Scholar: https://scholar.google.ru/citations?user=NLBROhIAAAAJ SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=55571762900

Bondareva Victoria Valeryevna

Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia E-mail: drslvndr@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0335-4835

Vorobeva Alice Yur'evna

Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia

E-mail: avoro@sfedu.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5455-2757

Didigova Amina Yusupovna

Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia E-mail: didigova@sfedu.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2454-3654

Kazmenko Karina Aleksandrovna

Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia E-mail: kazmenko@sfedu.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0954-3119

Minosian Kristina Sergeevna

Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia E-mail: minosian@sfedu.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7661-2180

Tyrsa Alina Denisovna

Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Study of the psychological readiness of students-defectologists to work in the educational environment

Abstract. The paper provides a theoretical analysis of studies devoted to the study of psychological qualities that contribute to success in the profession of a defectologist, as well as an empirical study of the psychological readiness of students-defectologists to work in an educational environment. The psychological readiness of students-defectologists to work in an educational environment was assessed in the work on the basis of a set of indicators of operator performance obtained as a result of assessing a complex visual-motor reaction and psychological characteristics, including features of emotional intelligence and empathy, as well as the severity of extraversion-introversion and neuroticism.

The work was attended by 63 female students of the second, third and fourth years of the training direction "special (defectological) education" of the Academy of Psychology and Pedagogy of the Southern Federal University (Rostov-on-Don).

To assess the psychological readiness of students-defectologists to work in an educational environment, the following methods were used: a complex visual-motor reaction technique, N. Hall's "Emotional Intelligence Test", V.V. Boyko, G. Eysenck's temperament questionnaire (EPI) adapted by A.G. Shmelev.

It was found that the majority of study participants (51 %) showed a high and above average level of sensory-motor reactions, which indicates a high operator performance and error-free performance of actions. At the same time, 33 % of respondents showed a below average and low level of sensory-motor reactions. On the basis of the data obtained, three types of psychological readiness for work in the educational environment among students-defectologists are described, characterized by different levels of operator performance and empathy. The data obtained can be used in the development of educational programs for teaching defectology students.

Keywords: complex visual-motor reaction; functional state; emotional intelligence; empathy; temperament; psychological readiness; students-defectologists

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.