Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ЛИЧНОСТНОГО ОПОСРЕДОВАНИЯ СТРАТЕГИЙ СОВЛАДАНИЯ В СИТУАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ В ПЕРИОД РАННЕЙ И СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ЛИЧНОСТНОГО ОПОСРЕДОВАНИЯ СТРАТЕГИЙ СОВЛАДАНИЯ В СИТУАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ В ПЕРИОД РАННЕЙ И СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
165
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
IN SITU
Ключевые слова
НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ / СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / РЕСУРСЫ СОВЛАДАНИЯ / САМОСОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Голикова Надежда Викторовна, Чернов Александр Юрьевич

Исследователи совладающего поведения и толерантности к неопределенности указывают на важный факт субъектной опосредованности этих феноменов содержанием самосознания. В этом ракурсе обнаруживается исследовательский потенциал рассмотрения содержания самосознания в контексте его взаимосвязи с совладающим поведением в ситуации неопределенности. В статье приводятся результаты исследования, направленного на определение влияния смыслового содержания самосознания и возрастных факторов на структурные и содержательные характеристики опосредования совладания в ситуации неопределенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Голикова Надежда Викторовна, Чернов Александр Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF THE PSYCHOLOGICAL CONTENT OF PERSONAL MEDIATION OF COPING STRATEGIES IN A SITUATION OF SOCIAL UNCERTAINTY DURING EARLY AND MIDDLE ADULTHOOD

Researchers of coping behavior and tolerance to uncertainty point to an important fact of subjective mediation of these phenomena by the content of self-consciousness. In this perspective, the research potential of considering the content of self-consciousness in the context of its relationship with coping behavior in a situation of uncertainty is revealed. The article presents the results of a study aimed at determining the influence of the semantic content of self-consciousness and age factors on the structural and content characteristics of mediation of coping in a situation of uncertainty.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ЛИЧНОСТНОГО ОПОСРЕДОВАНИЯ СТРАТЕГИЙ СОВЛАДАНИЯ В СИТУАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ В ПЕРИОД РАННЕЙ И СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ»

студентов, будущие трудовые показатели, напрямую зависят от того, насколько подробно разобраны алгоритмы трудовых приемов,

Трудовой прием - это комплекс практических действий, направленный на получение промежуточного, элементарного и законченного результатов трудовой деятельности. Различают приемы умственной и практической (предметной) деятельности. Во время практической работы используются оба типа приемов.

Выполнение приемов умственного типа не приводит к физическому изменению объекта труда. Выполнение приемов практической (предметной) деятельности приводит объект труда, к физическим изменениям. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, важным свойством трудовой деятельности является возможность использования в своей будущей трудовой деятельности ранее сформированные, неоднократно отработанные, и регулярно закрепляемые посредствам постоянного повторения навыки, от этого напрямую зависит успешность их трудовой адаптации и социализация в обществе.

Список использованной литературы:

1. Лубовский В.И., Розанова Т.В., Солнцева Л.И. Специальная психология: Учебное пособие. - М.: Академия, 2015. - 464 с.

2. Макарова Т.А. Воспитание трудолюбия у школьников: Учебное пособие. - М.: Педагогика, 2011. - 200 с.

3. Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития // Дефектология. - 2016. -№ 4. - С. 3-15.

4. Резван Н.Г. Формирование общетрудовых и профессиональных умений у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках ПТО (обувное дело) с использованием информационных технологий// Урочная и внеурочная деятельность в специальном (коррекционном) образовательном учреждении как средство социализации учащихся с нарушением интеллекта./ Под ред. Г.П. Шереметовой, Е.А. Ивановой. - Кострома: Костромской областной институт развития образования, 2014. - С. 106 - 109.

5. Савин В.В. Трудовая подготовка учащихся коррекционной школы // Профессиональное образование. - 2009. - N 8. - С. 32-33

©Бондаренко С.Б., 2022

Голикова Надежда Викторовна

Волгоградский институт управления - филиал ФГБОУ ВО Российская академия народного

хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Чернов Александр Юрьевич

Волгоградский институт управления - филиал ФГБОУ ВО Российская академия народного

хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

г. Волгоград, РФ

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ЛИЧНОСТНОГО ОПОСРЕДОВАНИЯ СТРАТЕГИЙ СОВЛАДАНИЯ В СИТУАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ В ПЕРИОД РАННЕЙ И СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ

Аннотация

Исследователи совладающего поведения и толерантности к неопределенности указывают на

важный факт субъектной опосредованности этих феноменов содержанием самосознания. В этом ракурсе обнаруживается исследовательский потенциал рассмотрения содержания самосознания в контексте его взаимосвязи с совладающим поведением в ситуации неопределенности. В статье приводятся результаты исследования, направленного на определение влияния смыслового содержания самосознания и возрастных факторов на структурные и содержательные характеристики опосредования совладания в ситуации неопределенности.

Ключевые слова

Неопределенность, толерантность к неопределенности, совладающее поведение,

ресурсы совладания, самосознание

Golikova Nadezhda Viktorovna

Volgograd Institute of Management - branch of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President

of the Russian Federation» Chernov Alexander Yurievich

Volgograd Institute of Management - branch of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President

of the Russian Federation» Volgograd, Russia

RESEARCH OF THE PSYCHOLOGICAL CONTENT OF PERSONAL MEDIATION OF COPING STRATEGIES IN A SITUATION OF SOCIAL UNCERTAINTY DURING EARLY AND MIDDLE ADULTHOOD

Abstract

Researchers of coping behavior and tolerance to uncertainty point to an important fact of subjective mediation of these phenomena by the content of self-consciousness. In this perspective, the research potential of considering the content of self-consciousness in the context of its relationship with coping behavior in a situation of uncertainty is revealed. The article presents the results of a study aimed at determining the influence of the semantic content of self-consciousness and age factors on the structural and content characteristics of mediation of coping in a situation of uncertainty.

Keywords

Uncertainty, tolerance to uncertainty, coping behavior, coping resources, self-awareness

Психологическим содержанием личностного опосредования стратегий совладания являются компоненты когнитивной оценки и психологические ресурсы совладания. Специфика совладания с неопределенностью определяется параметрами ситуации неопределенности (вероятности, двусмысленности и сложности), а также особенностями субъективного восприятия и отношения человека к неопределенности [1]. Содержание самосознания, как фактор личностного опосредования, занимает особое положение в контексте исследуемых феноменов, поскольку, с одной стороны, является источником когнитивной оценки и ресурсом совладающего поведения, с другой стороны является опосредующей процесс динамического контроля неопределенности структурой. Смысловое содержание самосознания является частью высших уровней регуляции и детерминации поведения человека, имеет эмпирически доказанную возрастную динамику, которая соотносится с содержанием

возрастных задач периода взрослости [2]. Данные положения определили направленность нашей исследовательской работы на рассмотрение различных аспектов смысловой сферы личности в качестве опосредующих совладание с неопределенностью факторов.

Личностное опосредование, описываемое в культурно-исторической психологии Л. С. Выготского, в более узком смысле состоит в том, что «все психические акты взаимоопосредствуют друг друга, каждый испытывает на себе влияние других» [3]. Таким образом, опосредование является понятием, «употребляемым для обозначения таких ситуаций, когда при кажущейся непосредственной связи между внешним воздействием и последующими процессами в психике и поведении человека эти процессы закономерно зависят от некоторых неявных внутренних промежуточных (опосредующих) явлений и обстоятельств» [4].

В качестве основной гипотезы выступило предположение, что личностное опосредование совладания с неопределенностью детерминировано компонентами смысловой сферы личности. В исследовании приняло участие 89 человек в возрасте от 20 до 60 лет. Были проанализированы результаты испытуемых двух возрастных групп (ранней и средней взрослости) по следующим методикам: «Новый опросник толерантности-интолерантности к неопределенности» Т.В. Корнилова [5], R. Lazarus и S. Folkman «Ways of Coping Checklist» («Стратегии совладающего поведения» в адаптации Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой, версия стандартизированная и валидизированная в НИПНИ им. Бехетерева Л.И. Вассерманом) [6], «Purpose-in-Life Test» J. Crumbaugh и L. Maholic («Смысложизненные ориентации» в адаптации Д.А. Леонтьева) [7], «World assumptions scale» R. Janoff-Bulman («Шкала базисных убеждений» адаптированная и стандартизированная М.А. Падуном, А.В. Котельниковой) [8].

Анализ полученных по методикам результатов показал, что различия между эмпирическими группами по параметрам толерантности к неопределенности и базовым убеждениям личности статистически не значимы, из чего следует, что готовность к принятию или непринятию неопределенности, а также базовые убеждения личности в период взрослости не зависят от возраста. В обеих возрастных группах преобладает проблемно-ориентированный стиль совладания с опорой на собственные силы и смыслы, однако существует статистически значимая тенденция на рост выраженности совладания путем привлечения внешних ресурсов эмоциональной, информационной и действенной поддержки с увеличением возраста. У представителей группы средней взрослости относительно группы ранней взрослости наблюдается статистически значимое увеличение показателей общей осмысленности жизни, обусловленное увеличением как показателей субшкал смысложизненных ориентаций (цели, процесс, результат), так и показателями субшкал интернального локуса контроля.

Для определения структурных характеристик опосредования совладания в ситуации неопределенности был использован метод многофакторного дисперсионного анализа (ANOVA). В качестве зависимой переменной выступили стратегии совладания. Поскольку нас интересует специфика совладания с неопределенностью и ее возрастная динамика, то в качестве первых двух независимых переменных были взяты показатель толерантности к неопределенности и возраст. Третьей независимой переменной стали компоненты смысловой сферы личности (смысложизненные ориентации и базисные убеждения личности). Проведя последовательную проверку восьми стратегий совладания по каждому компоненту смысловой сферы личности, мы обнаружили два значимых эффекта взаимодействия факторов.

В таблице 1 представлена первая группа полученных значимых эффектов взаимодействия факторов по стратегии положительной переоценки (критерий Ливиня F = 0,977, p = 0,491).

Таблица 1. Результаты многофакторного дисперсионного анализа

Факторы F Значимость R-квадрат

Положительная переоценка 0,502

Возраст 6,922 0,010

Толерантность к неопределенности (ТН) 4,737 0,012

Общая осмысленность жизни (ООЖ) 2,449 0,094

Возраст*ТН*ООЖ 3,335 0,024

Как видно из табл. 1, стратегия положительной переоценки опосредована взаимодействием параметров толерантности к неопределенности, общей осмысленности жизни и имеет возрастную специфику. После оценки статистической значимости влияния градаций факторов с помощью апостериорных тестов, был построен график (рис. 1.)

90 80 70 60 50 40 30 20

Низкая толерантность к Средняя толерантность к Высокая толерантность к

неопределенности неопределенности неопределенности

• Ранняя взрослость • Средняя взрослость

Рисунок 1 - Влияние показателей толерантности к неопределенности на выраженность предпочтения стратегии положительной переоценки на высоком уровне осмысленности жизни

в разных возрастных группах.

В таблице 2 представлена вторая группа полученных значимых эффектов взаимодействия факторов по стратегии положительной переоценки (критерий Ливиня F = 1,637, p = 0,085).

Таблица 2. Результаты многофакторного дисперсионного анализа

Факторы F Значимость R-квадрат

Положительная переоценка 0,455

Возраст 2,053 0,158

Толерантность к неопределенности (ТН) 2,682 0,075

Локус контроля - Я (ЛК-Я) 4,395 0,016

Возраст*ТН*ЛК-Я 3,295 0,043

Полученные результаты свидетельствуют о том, что стратегия положительной переоценки в контексте взаимодействия параметров толерантности к неопределенности и возраста, опосредуется также внутренним локусом контроля (локус контроля - Я). После оценки статистической значимости

влияния градаций факторов с помощью апостериорных тестов, был построен график (рис. 2).

90 80 70 60 50 40 30 20

Низкая толерантность к Средняя толерантность к Высокая толерантность к

неопределенности неопределенности неопределенности

» Ранняя взрослость » Средняя взрослость

Рисунок 2 - Зависимость показателей толерантности к неопределенности от выраженности предпочтения стратегии положительной переоценки при высоких значениях локуса контроля - Я и в разных возрастных группах

На рис. 1 и рис. 2 мы видим схожую картину: для респондентов из группы ранней взрослости с высокими показателями общей осмысленности жизни и высокими показателями локуса контроля - Я характерно увеличение выраженности использования стратегии положительной переоценки при увеличении показателей толерантности к неопределенности. У представителей средней взрослости с высоким уровнем общей осмысленности жизни и высокими показателями локуса контроля - Я наблюдается выраженное использование стратегии положительной переоценки на всех уровнях толерантности к неопределенности, однако, наблюдается обратная предыдущей возрастной группе тенденция на уменьшение использования стратегии положительной переоценки на высоком уровне толерантности к неопределенности.

Высокий уровень общей осмысленности жизни и высокий показатель локуса контроля - Я на этапе ранней взрослости с статистически значимой вероятностью предопределяет выбор стратегии положительной переоценки для совладания с неопределенностью. Продуктивность этого выбора следует из высоких показателей толерантности к неопределенности.

Полученные данные обнаруживают особое положение стратегии положительной переоценки в контексте ее специфической роли в совладании с неопределенностью. Человек, сталкиваясь с неопределенностью, на первом этапе совладания производит первичную оценку ситуации и собственных ресурсов, опираясь на смыслы и представления о себе. Здесь осмысленность жизни и локус контроля могут выступать как источником этой оценки, так и ресурсом процесса совладания. Высокая осмысленность жизни и представление о себе, как о сильной личности опосредуют выбор стратегии положительной переоценки, которая направлена на работу со смыслами и Я-концепцией, а также поиск и использование тех самых точек бифуркации, возможностей, скрытых в ситуации неопределенности. Эти выводы созвучны с представлениями о неопределенности в экзистенциальной парадигме, которая главным источником преодоления неопределенности называет смысл [9].

Наблюдаемая в группе средней взрослости тенденция на снижение выраженности использования стратегий совладания на высоких уровнях толерантности к неопределенности,

позволила сделать предположение о разном содержании процесса совладания с неопределенностью в двух возрастных группах. Для проверки этого предположения и определения содержательных характеристик опосредования совладания в ситуации неопределенности был использован метод множественного регрессионного анализа.

В качестве зависимой переменной мы взяли фактор толерантности к неопределенности, а в качестве рассматриваемых предикторов выступили стратегии совладания, смысложизненные ориентации и убеждения. Множественный регрессионный анализ был проведен отдельно в каждой возрастной группе с помощью метода backword .

В таблице 3 представлен результат регрессионного анализа, полученный в группе респондентов в возрасте от 20 до 40 лет.

Таблица 3. Результаты множественного регрессионного анализа в группе

ранней взрослости

Факторы Р F Значимость R-квадрат

Толерантность к неопределенности 0,617

Положительная переоценка 0,456 3,910 0,000

Планирование решения проблем 0,455 3,472 0,001

Бегство-нзбегание 0,357 2,554 0,015

Доброжелательность окружающего мира 0,239 2,129 0,040

Самоконтроль -0,326 -2,950 0,006

Поиск социальной поддержки -0,389 -3,189 0,003

В результате применения метода backword из девятнадцати предикторов в уравнение регрессии включены лишь шесть: пять стратегий совладания и одно убеждение. Значение R-квадрат показывает, что 61,7 % дисперсии переменной толерантность к неопределенности в группе ранней взрослости обусловлены влиянием предикторов. Стандартные коэффициенты регрессии являются статистически достоверными, и указывают на дифференцированное влияние полученных предикторов на зависимую переменную.

Наибольшую предсказательную силу и статистическую значимость, а также положительную связь имеют стратегии положительной переоценки и поиск решения проблем. Меньшее влияние при положительной связи имеет стратегия бегства-избегания и базисное убеждение о доброжелательности окружающего мира. Стратегии самоконтроля и поиска социальной поддержки имеют отрицательную корреляционную связь с толерантностью к неопределенности при средней предсказательной силе и высокой статистической значимости.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что в группе представителей ранней взрослости толерантность к неопределенности зависит в большей мере от выраженности применения стратегий совладания. В этом случае можно говорить непосредственно о процессе «совладания», когда человек ощущает ситуацию неопределенности как проблемную, оценивает сложность ситуации, собственные ресурсы и предпринимает осознанные и целенаправленные действия для совладания с ситуацией неопределенности. Важным пунктом здесь является восприятие ситуации как проблемной, поскольку только в этих обстоятельствах актуализируется совладающее поведение.

Полученные результаты приводят к постановке важной проблемы принятия неопределенности и отношения человека к ней.

В таблице 4 представлен результат регрессионного анализа, полученный в группе респондентов в возрасте от 40 до 60 лет.

Таблица 4. Результаты множественного регрессионного анализа в группе средней взрослости

Факторы Р Б Значимость Я-квадрат

Толерантность к неопределенности 0,700

Локус контроля - Я 0,449 3,721 0,001

Процесс 0,508 3,664 0,001

Справедливость 0,327 2,580 0,014

Результат - 0,350 - 2,763 0,009

Поиск социальной поддержки - 0,252 - 2,425 0,020

В результате применения метода backword из девятнадцати предикторов в финальное уравнение регрессии включены пять: три смысложизненные ориентации, одна стратегия совладания и одно убеждение. Значение R-квадрат показывает, что 70 % дисперсии переменной толерантность к неопределенности в группе средней взрослости обусловлены влиянием предикторов. Стандартные коэффициенты регрессии являются статистически достоверными, и указывают на дифференцированное влияние полученных предикторов на зависимую переменную.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наибольшую предсказательную силу и статистическую значимость, а также положительную связь имеют локус контроля - Я и субшкала смысложизненных ориентаций «Процесс». Меньшее влияние при положительной связи имеет убеждение о справедливости окружающего мира. Стратегия поиска социальной поддержки и субшкала смысложизненных ориентаций «Результат» имеют отрицательную корреляционную связь с толерантностью к неопределенности при средней предсказательной силе.

Среди предикторов, имеющих положительную корреляционную связь с толерантностью к неопределенности в группе средней взрослости, не оказалось ни одной стратегии совладания. Такая разница в содержательных характеристиках опосредования совладания в ситуации неопределенности в группах ранней и средней взрослости может быть объяснена через проблему принятия неопределенности и отношения человека к ней. Опираясь на содержание позитивного результата проживания стадии средней взрослости, мы можем сделать предположение, что после 40 лет совладание с неопределенностью в меньшей степени зависит от конкретных стратегий совладания, поскольку, исходя из экзистенциального подхода, может быть реализовано на первом этапе совладания, где происходит оценка ситуации и оценка ресурсов, путем признания неопределенности фундаментальным условием бытия. Если человек сквозь призму собственной внутренней аксиологической структуры не оценивает неопределенность как проблемную ситуацию, принимает собственное незнание не разрушаясь, то совладающее поведение не актуализируется.

Возможность совладания с неопределенностью, возможность ее принятия, может быть реализована как переживание человеком онтологической значимости жизни через примирение с тревогой, позитивное отношение к своей жизни (субшкала «Процесс»), убеждение о собственной ценности и благосклонности окружающего мира (субшкала «Справедливость»), а также через субъективное ощущение свободы выбора и возможности влиять на свою судьбу (локус контроля - Я).

Полученные данные дают нам возможность предположить, что способность адаптивного функционирования в ситуации социальной неопределенности может быть реализована не только в процессе совладания, но и в сущностном принятии неопределенности неотъемлемым фактом окружающей действительности, которое заключается в умении человека сохранять целостность, не разрушаться под воздействием тревоги, с опорой на субъективно опосредованную систему ценностных ориентиров, смыслов, установок и убеждений, самодетерминацию, самоидентичность и

обретение субъектности.

Полученные результаты позволяют нам сделать вывод о том, что личностное опосредование совладания с неопределенностью детерминировано компонентами смысловой сферы личности. Этот вывод открывает новые перспективы как для дальнейших исследований, так и для практической работы психолога.

Список использованной литературы:

1. Anderson Eric C., Carleton R. Nicholas, Diefenbach Michael, Han Paul K. J. The Relationship Between Uncertainty and Affect // Frontiers in Psychology. - 2019. - №10. - [Электронный ресурс]. - URL: https://www.frontiersin.org/article/10.3389/fpsyg.2019.02504

2. Голикова Н.В. Особенности личностного опосредования совладающего поведения в ситуации социальной неопределенности // Наука и образование в контексте глобальной трансформации: сборник статей III Международной научно-практической конференции (21 апреля 2022 г.) -Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2022. - C. 138-145

3. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - 4-е изд., расш. -М.: АСТ; Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2009. - 811 с.

4. Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности. Словарь. // Серия: Gaudeamus. - 3-е изд. - Издательство: Академический проект, Деловая книга, 2005. - 848 с.

5. Корнилова Т. В. Новый опросник толерантности-интолерантности к неопределенности // Психологический журнал. - 2010. - Том 31. - № 1. - С. 74-86

6. Методика для психологической диагностики способов совладания со стрессовыми и проблемными для личности ситуациями. Пособие для врачей и медицинских психологов / под ред. проф. Л. И. Вассермана. - СПб.: НИПНИ им. В. М. Бехтерева, 2009. - 38 с.

7. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). - 2-е изд. - М.: Смысл, 2000. - 18 с.

8. Падун М.А., Котельникова А.В. Модификация методики исследования базисных убеждений личности Р. Янофф-Бульман // Психологический журнал. - 2008. - Том 29. - № 4. - С. 98-106

9. Леонтьев Д. А. Вызов неопределенности как центральная проблема психологии личности // Психологические исследования. - 2015. - Том 8. - № 40. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.psystudy.com

© Голикова Н.В., Чернов А.Ю., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.