Научная статья на тему 'Исследование психологических особенностей старших дошкольников с различным типом привязанности к матери'

Исследование психологических особенностей старших дошкольников с различным типом привязанности к матери Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
253
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
личность / привязанность к матери / надежный / амбивалентный / избегающий типы привязанности к матери / тревожность / социальная приспособленность / сфера межличностных отношений / старший дошкольный возраст / personality / attachment to mother / reliable / ambivalent / avoiding types of attachment to mother / anxiety / social fitness / sphere of interpersonal relations / senior preschool age

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кравченко Людмила Валерьевна

Введение. Статья посвящена исследованию привязанности к матери детей старшего дошкольного возраста, а также психологических особенностей детей с различными типами привязанности к матери. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 60 испытуемых в возрасте 6-7 лет. Для изучения феномена привязанности к матери и связанных с ним особенностей эмоционально-личностной сферы старших дошкольников нами были использованы следующие методики: «Рисуночный рассказ» (автор Н.Каплан), методика «Гнездо» (автор Донна Кайзер), «Детский тест тревожности Р. Теммла», Фильм-тест Рене-Жиля. Результаты исследования. В ходе эмпирического исследования привязанности к матери детей старшего дошкольного возраста были выделены три экспериментальные группы: надежный, амбивалентный, избегающий типы привязанности к матери, дети с дезорганизованным типом привязанности к матери выявлены не были. Обобщая результаты исследования психологических особенностей старших дошкольников с различными типами привязанности к матери, можно сделать следующие выводы: 1. Испытуемые в группе с надежным типом привязанности к матери имеют низкий уровень тревожности. У респондентов выявлена стойкая направленность на формирование близких отношений с матерью, отцом, сиблингами, сохраняя достаточную степень самостоятельности, позволяющую ребенку активно взаимодействовать с миром. 2. У детей с амбивалентным типом привязанности преобладает высокий уровень тревожности. У испытуемых выявлена склонность к симбиотическим отношениям с матерью, родными и близкими людьми. У представителей этой группы наблюдается повышенная конфликтность и стремление к доминированию в группе. 3. У детей с избегающим типом привязанности преобладает средний уровень тревожности. Испытуемые склонны к изоляции и дистантности. Они избегают любых контактов как с близкими, так и с незнакомыми людьми, как со взрослыми, так и со сверстниками. Отстраняясь от общения, они больше находятся в «своем мире», не проявляя инициативы и любознательности. Обсуждение и выводы. Тип привязанности к матери, сформировавшийся в раннем детстве, проявляется и имеет разные показатели в эмоциональноличностной сфере старших дошкольников, накладывая определенные ограничения и преимущества в психическом развитии и социальной адаптации детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF PSYCHOLOGICAL FEATURES OF ELDER PRESCHOOLERS WITH VARIOUS TYPE OF MOTHER ’S ATTACHMENT

Introduction. The article is devoted to the study of attachment for mothers of children of preschool age, as well as the psychological characteristics of children with various types of attachment for mothers. Materials and methods. The study involved 60 subjects aged 6-7 years. To study the phenomenon of attachment to a mother and the features of the emotional-personal sphere of older preschoolers associated with him, we used the following methods: “Picturesque Story” (author N. Kaplan), “Nest” method (author Donna Kaiser), “R. Child’s Anxiety Test Temmla”, Rene-Gilles test film. Results. In an empirical study of attachment tu mothers of children of preschool age, three experimental groups were identified: reliable, ambivalent, avoiding types of affection for mothers, children with a disorganized type of affection for mothers were not identified. Summarizing the results of the study of the psychological characteristics of older preschoolers with various types of mother attachment, the following conclusions can be drawn: 1. Subjects in a group with a reliable type of mother affection have a low level of anxiety. Respondents revealed a persistent focus on the formation of close relations with their mother, father, siblings, while maintaining a sufficient degree of independence, allowing the child to actively interact with the world. 2. a high level of anxiety prevails in children with an ambivalent type of attachment. The subjects revealed a tendency to symbiotic relationships with their mother, relatives and close people. Representatives of this group show increased conflict and the desire for dominance in the group. 3. In children with avoiding attachment, an average level of anxiety prevails. Subjects are prone to isolation and distance. They avoid any contact with relatives or strangers, both adults and peers. Moving away from communication, they are more in «their world», not showing initiative and curiosity. Discussion and conclusions. The type of attachment to the mother, formed in early childhood, manifests itself and has different indicators in the emotional and personal sphere of older preschoolers, imposing certain limitations and advantages in the mental development and social adaptation of children.

Текст научной работы на тему «Исследование психологических особенностей старших дошкольников с различным типом привязанности к матери»

исследование психологических особенностей старших дошкольников с различным типом привязанности к матери

Кравченко Людмила Валерьевна

Кандидат психологических наук, доцент, Сочинский государственный университет (г. Сочи), e-mail: ludak@inbox.ru DOI: 10.24411/1029-3388-2020-100787

Аннотация: Введение. Статья посвящена исследованию привязанности к матери детей старшего дошкольного возраста, а также психологических особенностей детей с различными типами привязанности к матери.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие 60 испытуемых в возрасте 6-7 лет. Для изучения феномена привязанности к матери и связанных с ним особенностей эмоционально-личностной сферы старших дошкольников нами были использованы следующие методики: «Рисуночный рассказ» (автор Н.Каплан), методика «гнездо» (автор Донна Кайзер), «Детский тест тревожности Р. Теммла», Фильм-тест Рене-Жиля.

Результаты исследования. В ходе эмпирического исследования привязанности к матери детей старшего дошкольного возраста были выделены три экспериментальные группы: надежный, амбивалентный, избегающий типы привязанности к матери, дети с дезорганизованным типом привязанности к матери выявлены не были.

Обобщая результаты исследования психологических особенностей старших дошкольников с различными типами привязанности к матери, можно сделать следующие выводы:

1. Испытуемые в группе с надежным типом привязанности к матери имеют низкий уровень тревожности. У респондентов выявлена стойкая направленность на формирование близких отношений с матерью, отцом, сиблингами, сохраняя достаточную степень самостоятельности, позволяющую ребенку активно взаимодействовать с миром.

2. У детей с амбивалентным типом привязанности преобладает высокий

уровень тревожности. У испытуемых выявлена склонность к симбиотическим отношениям с матерью, родными и близкими людьми. У представителей этой группы наблюдается повышенная конфликтность и стремление к доминированию в группе.

3. У детей с избегающим типом привязанности преобладает средний уровень тревожности. Испытуемые склонны к изоляции и дистантности. Они избегают любых контактов как с близкими, так и с незнакомыми людьми, как со взрослыми, так и со сверстниками. Отстраняясь от общения, они больше находятся в «своем мире», не проявляя инициативы и любознательности.

Обсуждение и выводы. Тип привязанности к матери, сформировавшийся в раннем детстве, проявляется и имеет разные показатели в эмоционально-личностной сфере старших дошкольников, накладывая определенные ограничения и преимущества в психическом развитии и социальной адаптации детей.

ключевые слова: личность, привязанность к матери, надежный, амбивалентный, избегающий типы привязанности к матери, тревожность, социальная приспособленность, сфера межличностных отношений, старший дошкольный возраст.

research of psychological features of elder preschoolers with various type of mother's attachment

Kravchenko Lyudmila Valerievna

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Sochi State University (Sochi), e-mail: ludak@inbox.ru DOI: 10.24411/1029-3388-2020-10087

Abstract: Introduction. The article is devoted to the study of attachment for mothers of children of preschool age, as well as the psychological characteristics of children with various types of attachment for mothers.

Materials and methods. The study involved 60 subjects aged 6-7 years. To study the phenomenon of attachment to a mother and the features of the emotional-personal sphere of older preschoolers associated with him, we used the following methods: "Picturesque Story" (author N. Kaplan), "Nest" method (author Donna Kaiser), "R. Child's Anxiety Test Temmla", Rene-Gilles test film.

Results. In an empirical study of attachment tu mothers of children of preschool age, three experimental groups were identified: reliable, ambivalent, avoiding types of affection for mothers, children with a disorganized type of affection for mothers were not identified.

Summarizing the results of the study of the psychological characteristics of older preschoolers with various types of mother attachment, the following conclusions can be drawn:

1. Subjects in a group with a reliable type of mother affection have a low level of anxiety. Respondents revealed a persistent focus on the formation of close relations with their mother, father, siblings, while maintaining a sufficient degree of independence, allowing the child to actively interact with the world.

2. A high level of anxiety prevails in children with an ambivalent type of attachment. The subjects revealed a tendency to symbiotic relationships with their mother, relatives and close people. Representatives of this group show increased conflict and the desire for dominance in the group.

3. In children with avoiding attachment, an average level of anxiety prevails. Subjects are prone to isolation and distance. They avoid any contact with relatives or strangers, both adults and peers. Moving away from communication, they are more in «their world», not showing initiative and curiosity.

Discussion and conclusions. The type of attachment to the mother, formed in early childhood, manifests itself and has different indicators in the emotional and personal sphere of older preschoolers, imposing certain limitations and advantages in the mental development and social adaptation of children.

Keywords: personality, attachment to mother, reliable, ambivalent, avoiding types of attachment to mother, anxiety, social fitness, sphere of interpersonal relations, senior preschool age.

Введение. В современном мире понятия «семья», «семейные ценности», «привязанность» находятся в зоне постоянной дискуссии. постепенно в обществе трансформируются представления о том, что такое семья и какие функции она выполняет. при этом формирование личности, способной устанавливать тесные и продолжительные контакты, умеющей противодействовать кризисам и трудностям, возможно только в психологически комфортной обстановке. Роль матери в данном процессе переоценить невозможно. психологическая привязанность к матери является для ребенка тем мерилом, через который он определяет свое отношение к окружающему миру и мира к нему.

Обзор литературы. Само слово «привязанность» как обозначение определенного психологического феномена возникло в середине прошлого века. привязанность - это стремление, тяга, тоска человека по контакту близости с себе подобными. Несмотря на то, что слову «привязанность» в качестве психологического термина не более 60 лет, само явление существовало всегда и изучалось с точки зрения многих научных школ. Дж. Боулби и его последователи представляют привязанность как комплекс поведенческих и эмоциональных реакций, основанных на сложной системе внутренней регуляции, и представляют ее как сложную систему, в состав которой входят когнитивные компоненты (образ матери), эмоциональные реакции (чувства и эмоции, связанные с матерью), собственно поведенческие реакции (плач, улыбка, приближение, следование, цепляние и др.) [3].

Актуальность нашей работы обусловлена тем, что в психологии достаточно полно изучены стадии развития привязанности детей младенческого и раннего возраста, последствия разлучения с матерью, типы привязанности, особенности привязанности ребенка к матери. Однако недостаточно исследований, посвященных оценке психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста в зависимости от типа их привязанности к матери.

Материалы и методы. В данной статье использованы результаты исследования, проведенного магистрантом Т.А. Мошногорской под нашим руководством. В исследовании приняли участие 60 испытуемых в возрасте 6-7 лет (22 мальчика, 38 девочек), воспитанники дошкольных образовательных учреждений города Сочи.

Для изучения феномена привязанности к матери и связанных с ним особенностей эмоционально-личностной сферы старших дошкольников нами были использованы следующие методики: «Рисуночный рассказ» (автор Н.Каплан), методика «гнездо» (автор Донна Кайзер), «Детский тест тревожности Р. Теммла», Фильм-тест Рене-Жиля.

Результаты исследования. В ходе исследования привязанности к матери детей старшего дошкольного возраста было выявлено, что преобладающим в выборке является надежный тип привязанности детей к матери (47% испытуемых). Для этой экспериментальной группы характерна способность к открытому и четко выраженному переживанию негативных эмоций, которые возникли непосредственно по поводу разлуки с матерью. Дети с надежным типом привязанности к матери более активные и самостоятельные, они легко находят способы конструктивного совладания с эмоциональным состоянием, которые возникают в ситуации разлу-

ки с матерью. Среди типов, относящихся к группе ненадежной привязанности к матери, преобладающим можно выделить амбивалентный тип (33% от общего количества испытуемых детей). Дети с амбивалентным типом привязанности к матери проявляют разноплановые чувства, при этом достаточно часто именно негативно окрашенные (чаще гнев), используют как открытые, так и скрытые формы выражения эмоций.

В группу с избегающим типом привязанности к матери вошли 20% респондентов. В рассказах испытуемых прослеживалась тенденция детей игнорировать в описании картинок проявления привязанности, проявления эмоций подвергались внутреннему запрету. Для этой категории детей характерно эмоциональное дистанцирование.

В ходе исследования дети с дезорганизованным типом привязанности к матери выявлены не были. Это объясняется тем, что такой тип привязанности редко встречается в чистом виде, так как это дети, которые испытывают глубокую фрустрацию родительского внимания и любви, чаще воспитываются в неблагополучных семьях и у них не формируется привязанности к матери.

Таким образом, в ходе исследования мы выделили три экспериментальные группы в зависимости от типа привязанности респондентов к матери: надежный, амбивалентный и избегающий.

На следующем этапе исследования мы изучили особенности эмоционально-личностной сферы старших дошкольников в каждой экспериментальной группе.

Исследуя уровень тревожности респондентов экспериментальных групп, было выявлено, что высокий уровень тревожности наблюдается у 33% респондентов, средний уровень тревожности наблюдается у 50% испытуемых, а низкий уровень тревожности у 17%. Данный факт может говорить о том, детям старшего дошкольного возраста свойственно повышение тревожности как личностной, так и ситуативной. Дети данного возраста стоят на пороге перехода на следующую ступень развития, многие из них испытывают определенные признаки возрастного кризиса.

Дальнейший анализ уровня тревожности проводился внутри экспериментальных групп. Испытуемые в группе с надежным типом привязанности к матери имели низкий уровень тревожности (100%). Данный факт свидетельствует о том, что привязанность к матери является тем определяющим механизмом, позволяющим ребенку эмоционально справиться с угрозами окружающего мира. Надежная привязанность является стабильной и крепкой платформой, дающей ощущение защиты и опоры, что обеспечивает ребенку внутреннее спокойствие и уверенность в себе в моментах напряжения и фрустрации.

Дети с амбивалентным типом привязанности имели высокий (47%) и средний (53%) уровень тревожности. Амбивалентная привязанность к матери проецируется во внешний мир непредсказуемостью и непоследовательностью, невозможностью опираться на себя. Разнонаправленное восприятие отношений с матерью неизбежно ведет к повышению тревожности. Ребенок постоянно на-

ходится в ситуации неопределенности: что ждет его сегодня - добрая и ласковая мама или злая и чрезмерно требовательная. Исследование подтверждает тот факт, что именно амбивалентная привязанность к матери рождает всплеск повышения тревожности.

Дети с избегающим типом привязанности имели высокий (17%) и средний уровень (83%) тревожности. Избегающая привязанность проявляется в образовании так называемых «слепых зон», то есть если разлука непереносима и вызывает сильное напряжение, с которым справляться трудно, то момент разлуки исключается из сознания, чувства, связанные с этим событием, глубоко убираются. Дети с таким типом привязанности не могут обращаться за помощью, этим и объясняется повышение тревожности.

Для исследования социальной приспособленности, сферы межличностных отношений старшего дошкольника, их восприятия внутрисемейных отношений и некоторых поведенческих характеристик респондентов с различным типом привязанности к матери было проведено исследование с помощью методики Фильм-теста Рене-Жиля (рисунок 1). Для подтверждения различий между экспериментальными группами был применен метод и-критерия Манна-Уитни.

по подавляющему большинству шкал, обозначенных в методике, были получены достоверные различия между группами. Различий не было выявлено между группами с амбивалентным и избегающим типом привязанности по шкале «Отношение к другу», между группами с надежным и избегающим типом привязанности по шкале «Отношение к бабушке и дедушке», между группами с надежным и амбивалентным типом привязанности по шкалам «Отношение к другу», «Отношение к педагогу», «Степень общения с детьми в больших группах».

Обобщая результаты исследования социального взаимодействия старших дошкольников с различным типом привязанности к матери, можно сделать следующие выводы:

1. У респондентов с надежным типом привязанности к матери выявлена стойкая направленность детей на формирование близких отношений с матерью, отцом, сиблингами. при этом дошкольники стремятся сформировать здоровые отношения с близкими, с достаточной степенью самостоятельности, позволяющей ребенку активно взаимодействовать с миром. Такой тип отношений формирует у детей любознательность и стремление к другим контактам, что также выражено в результатах исследования. У испытуемых с надежным типом привязанности к матери отсутствует стремление к доминантности и изоляции, являющихся двумя полюсами негативного взаимодействия с социумом.

14 12 10 8 6

4 2

0

с/

^ У

¿р </ </

^ ^ о/ * с /

Рисунок 1. Результаты исследования социального взаимодействия испытуемых

2. У испытуемых с амбивалентным типом привязанности к матери выявлена склонность к симбиотическим отношениям с матерью, родными и близкими людьми. Они стремятся к тесным контактам со взрослым окружением, при этом максимально ограничивают контакты со сверстниками. Ресурсы, позволяющие простраивать конструктивные контакты с ровесниками, у них не сформированы, что приводит к амбивалетным чувствам и поведенческим реакциям. У представителей этой группы наблюдается повышенная конфликтность и стремление к доминированию в группе.

3. Дети с избегающей привязанностью больше склонны к изоляции и дистантности. Они избегают любых контактов как с близкими, так и с незнакомыми людьми, как со взрослыми, так и со сверстниками. Отстраняясь от общения, они больше находятся в «своем мире», не проявляя инициативы и любознательности.

Обсуждение и выводы. Таким образом, мы эмпирически доказали, что тип привязанности к матери, сформировавшийся в раннем детстве, проявляется и имеет разные показатели в эмоционально-личностной сфере старших дошкольников, накладывая определенные ограничения и преимущества в психическом развитии и социальной адаптации детей. Целесообразно ранее выявление нарушений привязанности к матери с целью возможной коррекционной работы и оптимизации эмоциональных связей в диаде «мать-ребенок» на ранних стадиях развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авдеева, H.H. Особенности материнского отношения и привязанности ребенка к матери. / Н.Н.Авдеева// Психологическая наука и образование. - 2006. - №2. - с. 82-91.

2. Авдеева, H.H. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве. / Н.Н.Авдеева // Вопросы психологии. - 1997 - №4. - с. 3 -12.

3. Боулби, Д. Привязанность. / Д.Боулби.- М.: Гардарики, 2003. - 477с.

4. Борисова, И. А. Самооценка детей с разными типами эмоциональной привязанности к матери // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы прикладной психологии».- Калуга, 2006.181 с.

5. Бурменская, Г.В. Методики диагностики привязанности к матери ребенка дошкольного и младшего школьного возраста / Г. В. Бурменская // Психологическая диагностика.- 2005.- №4.- С. 5-36.

6. Кравченко, Л.В. К вопросу об изучении форм проявления страха смерти // Гуманизация образования. - 2017. - №5. - С.64-68.

REFERENCES

1. Avdeeva H.H. Osobennosti materinskogo otnoshenija i privjazannosti rebenka k materi [Features of the maternal attitude and attachment of the child to the mother]. Psihologicheskaja nauka i obrazovanie, 2006, no.2, pp. 82-91.

2. Avdeeva H.H. Privjazannost' rebenka k materi i obraz sebja v rannem detstve [Child's affection for mother and self-image in early childhood]. Voprosy psihologii, 1997, no.4, pp. 3 -12.

3. Bowlby J. Attachment and Loss. New York, Basic Books, 1982. 436 p.

4. Borisova I. A. [Self-esteem of children with different types of emotional attachment to mother] Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Aktual'nye problemy prikladnoj psihologii» [Materials of the All-Russian scientific-practical conference «Actual problems of applied psychology»]. Kaluga, 2006, pp. 181 (In Russian)

5. Burmenskaja, G.V. Metodiki diagnostiki privjazannosti k materi rebenka doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta [Methods for diagnosing affection for a mother of a child of preschool and primary school age]. Psihologicheskaja diagnostika, 2005, no.4, pp. 5-36.

6. Kravchenko, L.V. K voprosu ob izuchenii form projavlenija straha smerti [On the study of the forms of manifestation of the fear of death]. Gumanizacija obrazovanija, 2017, no.5, pp. 64-68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.