психология
Е.Г. Смирнова
Курганский государственный университет
ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РОДИТЕЛЬСТВА В МОЛОДОЙ СЕМЬЕ ПО ФАКТОРУ ОСОЗНАННОСТИ
Характеристика выборки. Исследование проводилось на базе гимназии № 57 и Челябинской медицинской академии в г. Кургане и Челябинске. В нем приняли участие 66 полных семей (132 родителя, в том числе 66 отцов и 66 матерей), имеющих высшее или незаконченное высшее образование. Возраст респондентов колебался в пределах от 22 до 35 лет: Однако, согласно нашим представлениям о молодой семье, данные родители имели также маленьких детей и первый опыт семейного воспитания. Родители, имеющие детей в возрасте от 1 года до 3-х лет (20 полных семей), студенты Челябинской медицинской академии, составили 30,3% от выборки. Родители детей дошкольников в возрасте 4-х лет из «Школы будущего гимназиста» школы № 57 (46 полных семей) составили 66,7% выборки.
В ходе проведенного эмпирического исследования были получены следующие результаты.
Анализ данных анкеты М.О. Ермихиной «Я -родитель», раскрывающих особенности психологической структуры родительства.
Репродуктивные установки молодых семей, имеющих регулярную материальную поддержку со стороны собственных родительских семей, более оптимистичны. Они уверены в том, что имеют все возможности для достижения желаемого количества детей в семье (40% позитивных выборов). Молодые семьи с более существенным стажем совместной жизни, с более старшими по возрасту детьми, определившиеся в профессиональном плане, смотрят на вероятность реализации планов относительно желаемого количества детей в семье менее оптимистично (26% позитивных выборов).
Среди причин, препятствующих достижению желаемого количества детей в семье, в обеих группах молодых семей доминируют факторы материального характера: материальная нестабильность, проблемы с жилплощадью (общая дисперсия выборов - от 26% до 60%). Студенческие семьи, ещё не приступившие к профессиональному самоопределению, других причин не называют.
Негативные факторы социальной направленности (нестабильность с работой, состояние российского общества) совсем не озвучены родителями-сту-
дентами, а среди родителей «будущих гимназистов» имеют дисперсию выборов 10,9%.
Негативные факторы индивидуально-личностной направленности выделены только родителями «будущих гимназистов». Это проблемы с состоянием здоровья, плохие взаимоотношения в семье и неуверенность в собственных силах (общая дисперсия выборов 15,2%). Понятие «неуверенность в собственных силах»при индивидуальной беседе было расшифровано, как «неуверенность в состоянии здоровья и в том, что материальные интересы семьи не потребуют предпочтения карьерных перспектив перед рождением ещё одного ребёнка». Таким образом, никто из молодых родителей не указал, что препятствием для реализации родительских планов может стать отсутствие специальных знаний и навыков.
Внешние по отношению к семье факторы в восприятии доминируют над внутрисемейными. Индивидуально-личностные особенности родителей и особенности взаимоотношений между членами семьи молодыми родителями явно недооцениваются.
Таким образом, молодые родители считают правильным, если воспитание ребёнка осуществляют сами родители: диффузия выборов негативного отношения к ситуации, когда ребёнка передают на воспитание в прародительскую семью, составляет от 61% до 75%. Причём негативное отношение к воспитанию ребёнка бабушками и дедушками высказывают даже те молодые родители, которые реально передали своего ребёнка своим родителям, особенно среди студенческих семей, где такой шаг объективно обоснован.
Большинство молодых родителей на момент рождения первого ребёнка считали себя готовыми к выполнению родительской роли: дисперсия утвердительных ответов составляет от 55% до 76%. Варианты «нет» и «не уверен» выбраны только отцами.
Компетентными в вопросах воспитания и развития детей считают себя 15% родителей в обеих группах семей. Достаточно уверенно в вопросах воспитания чувствуют себя от 40% до 70% респондентов. Не уверены в собственной родительской компетенции 15% родителей «будущих гимназистов» и 45% студентов, что количественно соответствует данным предыдущей таблицы. Полученные данные подтвер-
ждают, что работа по психолого-педагогическому просвещению и консультированию молодых родителей является необходимой.
При обработке ответов на данный вопрос обращает на себя внимание, что респонденты обычно указывают в качестве критерия психологической готовности к сознательному родительству:
- возраст, когда они сами стали родителями, - для соответствующей родительской функции;
- возраст, на 3 - 5 лет превышающий возраст супруга, когда тот стал родителем, особенно для отцов.
Респонденты считают, что психологическая готовность к материнству достигается раньше психологической готовности к отцовству. Можно предположить, что на мнения респондентов относительно оптимального возраста материнства более влияют представления о физиологических особенностях женского организма, чем о психологических закономерностях становления личности. Психологическую готовность к отцовству в большей степени связывают с социальным успехом мужчины: профессиональная определённость, гарантированное материальное благополучие. С личностной зрелостью и тем более с формированием группы качеств, определяющих полноценное выполнение родительских функций, родители «будущих гимназистов» готовность к родительству не связывают. Это подтверждается тем, что немногие респонденты указывают на зависимость психологической готовности к родительству от индивидуальных особенностей конкретной личности: 6,6% от числа опрошенных. Родители - студенты в большей степени обращают внимание на индивидуально-личностную обусловленность готовности к родительству: 25% от числа опрошенных.
В целом, относительно возраста психологической готовности к материнству выделяются две позиции: 20 лет (дисперсия выборов - от 20% до 26%) и 25 лет (дисперсия выборов - от 20% до 39%).
Возрастом психологической готовности к отцовству большинство респондентов считают возраст 24 - 25 лет (дисперсия выборов - от 11% до 35%) и 30 лет (диффузия выборов - от 13% до 20%). 9,5% от общего числа респондентов считают, что возраст психологической готовности к материнству индивидуален. 8,5% опрошенных считают, что возраст психологической готовности к отцовству индивидуален.
Детальные представления респондентов о роди-тельстве, его психосемантические характеристики по компонентному составу: когнитивному, эмоциональному и поведенческому были исследованы с помощью методики «Представления об идеальном родителе» Р.В. Овчаровой.
Анализ выбранных вариантов показал, что выбор определяется не столько полом, возрастом и социальным положением респондента, сколько его личностными качествами и социальными ориентирами. Например, при собеседовании было выявлено, что выбор «0 баллов» респонденты делают и если они затрудняются принять решение, и, чаще, если считают, что у «идеального родителя» противопоставленные в задании качества должны быть сбалансированы, и
проявлять свою направленность и интенсивность в зависимости от конкретной ситуации общения с ребёнком. Понятие «идеальный родитель» для респондентов не означает «идеальный человек»: допускается, например, что он может чего-то не знать, иногда быть неправым, даже кричать на ребёнка. Разные молодые люди вкладывают в расшифровку одного и того же качества разный смысл: например, кто-то связывает понятие «сильный» с физической силой (тогда это качество не является актуальным и может быть выражено слабо), а кто-то - со способностью противостоять жизненным трудностям (тогда это качество необходимо идеальному родителю). Ниже приводится общая статистика вариантов выборов, без градации групп семей и пола респондентов. Общее количество респондентов - 132.
Судя по ответам, «ИДЕАЛЬНЫЙ РОДИТЕЛЬ» НЕ МОЖЕТ (эти качества совсем не получили баллов в ответах респондентов):
- соперничать с детьми;
- проявлять неуважение к детям;
- не интересоваться детьми;
- не помогать детям;
- быть жестоким;
- быть эмоционально холодным;
- не любить детей;
- считать себя не готовым к родительству;
- ничему не обучать ребёнка;
- принципиально не хвалить детей;
- не слушать ребёнка;
- быть неспособным оказать влияние на ребёнка;
- не вникать в жизнь ребёнка.
«ИДЕАЛЬНЫЙ РОДИТЕЛЬ» - это тот, кто имеет
следующие характеристики:
- практичный (средний балл 2,23);
- радостный (2,11);
- справедливый (2,04);
- доверяющий детям (1,84);
- одобряющий детей (1,74);
- благоразумный (1,72);
- ответственный (1,33).
Остальные качества получили значительно меньший средний балл. Следовательно, молодые родители считают, что указанные в парах противоположные качества могут сочетаться в структуре личности «идеального родителя» и проявляются в зависимости от обстоятельств. То, что качество «радостный» получило второй ранг среди наиболее характерных качеств «идеального родителя», а качество «ответственный», объективно самое важное в семейной жизни, хотя и попало в перечень наиболее характерных качеств, но оказалось только на седьмой позиции, свидетельствует о повышенной эмоциональности молодых родителей.
В представлениях молодых родителей о том, каким должен быть «идеальный родитель», доминирует эмоциональный аспект, что соответствует возрастным особенностям и результатам других методик. На второй позиции - когнитивный аспект, то есть знания респондентов о качествах «идеального родителя» достаточно полноценны. Формирование именно этих качеств должно стать целью самовоспитания молодых
родителей и воспитания ими собственных детей. На третьей позиции - поведенческий аспект, то есть молодым родителям достаточно непросто подкреплять теоретические представления практическими действиями, на практические установки существенно влияют эмоции.
Повышенную эмоциональность молодых родителей подтверждают и результаты качественного анализа. Наибольшее количество баллов - у « эмоционально насыщенных» антиномий, таких, как «положительное - отрицательное» (16 баллов), «тёплое - холодное» (12 баллов), «предлагаемое - отвергаемое» (11 баллов), тогда как «практикоориентированные» категории «достижимое - неосуществимое» и «должное - необязательное» получили всего 2,5 и 4,5 балла соответственно.
Особенности реальных родительских позиций в молодой семье изучались с помощью модифицированного варианта методики диагностики межличностных отношений Т. Лири, адаптированный Л. Н. Собчик (1990), в модификации Р. В. Овчаро-вой (2000).
В молодых семьях преобладают «дружелюбная» и «зависимая» родительские позиции как системы отношений к ребенку, для которых характерна высокая степень кооперации с ребенком и низкая степень конфликтности. Достаточно выражена также авторитарная позиция, которая может быть источником конфликтности и напряжения во внутрисемейных отношениях.
Существенное значение имеет также сравнение типов родительских позиций в супружеской паре. Они могут соответствовать друг другу, взаимно дополнять особенности и сглаживать недостатки, а могут вступать в противоречие между собой.
В 25 супружеских парах (38%) конфликтность заложена в особенностях отношения супругов к окружающим людям. В 17 супружеских парах (26% от общего количества) одному из партнёров требуется приспосабливаться к коммуникативным особенностям супруга: пары «дружелюбный - подозрительный», «авторитарный - альтруистический», «альтруистический -эгоистический».
С помощью методики PARI Е.С. Шеффера и Р.К. Белла, адаптированной Т.В. Нещерет, в модификации Т.В. Архиреевой (1990) выявлялась информация о родительских установках, об отношении к родительской роли, принятии родительской ответственности, отношении к ребенку и межсупружеских отношениях.
В обеих группах семей для матерей получены близкие значения средних баллов по всем признакам родительского отношения, а для отцов в группе студентов средние баллы ниже, особенно в отношении излишней концентрации на ребёнке. Это можно объяснить особенностями жизни студенческих семей, где отцу приходится сочетать учёбу и заботу о материальном положении семьи с заботой о ребёнке. В обеих группах преобладают средние значения показателей. Отсутствие высоких баллов по излишней эмоциональной дистанции с ребёнком и излишней концентрации на ребёнке может быть оценено положительно, 94
как свидетельство оптимальных родительских позиций по данным признакам.
Респонденты показали достаточно позитивную ситуацию по специфике внутрисемейных отношений и организации семейной жизни, обеспечивающим воспитание детей. Низкий уровень выявлен только у 10% матерей «будущих гимназистов» при средней диффузии высокого уровня 20,3%. Существенно преобладает средний уровень. Можно сделать вывод, что в семьях респондентов в целом созданы оптимальные условия для воспитания детей. В ответах матерей значения баллов более близки друг к другу, в ответах отцов наблюдается существенный разброс в выборе баллов. Это подтверждает вывод о том, что родительское чувство отцов в молодых семьях формируется позднее и медленнее.
Особенности родительской любви в молодой семье выявлены на основе анализа данных методики «Диагностика родительской любви и симпатии» Е.В.Милюковой и «Родительская любовь» Р.В.Ов-чаровой.
Ответы родителей свидетельствуют об их неравнодушной и ответственной позиции по отношению к ребёнку, адекватном и терпимом восприятии особенностей ребёнка, склонности к доверительным взаимоотношениям. Завышены показатели взаимозависимости родителей и ребёнка, что объясняется существенной зависимостью детей от взрослых в силу возраста (до 4-х лет). Родительство представляет для респондентов важную жизненную ценность.Таким образом, у всех молодых родителей, принимавших участие в исследовании, сформировано позитивное эмоциональное отношение к выполнению родительских функций.
Большинство из опрошенных молодых родителей указывают на наличие эмоциональной взаимосвязи с ребёнком: диффузия положительных ответов - от 85% до 100%. Сомневаются в наличии интуитивной связи с ребёнком от 5% до 15% респондентов. Отрицают такую связь 1,5% от общего количества родителей, участвовавших в диагностике.
Анализ ответов родителей свидетельствует, что от 30% до 70% опрошенных имеют склонность к гипертрофированному выражению родительской любви, особенно в отношении позиций «Мой ребёнок самый умный» и «Я стремлюсь больше отдавать любви ребёнку, чем получать от него». Такое родительское отношение может вести за собой развитие у ребёнка таких негативных качеств, как эгоизм и завышенная самооценка. Но около 60% всех опрошенных родителей выбирают средние варианты ответов: «Вероятно, это так». При собеседовании с ними выяснилось, что в практическом отношении к ребёнку они стараются придерживаться продуманной системы требований и внимательны к негативным элементам в поведении ребёнка.
В период беременности взаимосвязь с развивающимся плодом отмечают от 50% до 100% матерей и от 40% до 60% отцов. Примерно столько же молодых родителей (в среднем 60%) ощущают, что между ними и ребёнком существует взаимосвязь, действие которой не всегда поддаётся объяснению. Можно сделать
вывод, что внимание к ребёнку на внутриутробной стадии его развития, тактильный контакт с ним, осознание чувства нежности способствуют в дальнейшем формированию интуинтивной связи между ребёнком и родителем. Отношение к завершению родов выражено сдержанное: от 50% до 78% опрошенных отмечают по этому поводу положительные эмоции. При личной беседе было внесено уточнение, что рождение первого ребёнка вызывает чувство сильной ответственности, напряжение и тревогу, особенно если молодые родители не могут рассчитывать на серьёзную помощь родственников. От 60% до 87% респондентов показали, что сразу после рождения ребёнка начали испытывать эмоциональную потребность находиться рядом с ребёнком и ответственность за его благополучие (эмоциональный и поведенческий) компоненты родительской любви).
Большинство респондентов (от 70% до 87%) показали позитивное эмоциональное отношение к общению с ребёнком. В среднем 64% родителей испытывают удовлетворение от собственной родительской роли. Таким образом, позитивный эмоциональный компонент родительского отношения выражен в ответах респондентов достаточно существенно.
Родители «будущих гимназистов» проявили достаточно высокий уровень уверенности в собственных знаниях об особенностях и потребностях ребёнка, проявлении родительской любви: дисперсия позитивных ответов - от 56,5% до 82,6%.
Родители-студенты более сдержанно оценивают свои знания о личностных особенностях, потребностях, интересах и желаниях ребёнка, а также об идеальных образах «любящего отца» и «любящей матери», чем родители 4-х летних детей. Это можно объяснить тем, что в студенческих семьях дети ещё маленькие, до 2-х лет, а в этот период дети меняются очень сильно.
Можно также сделать вывод, что представления о проявлении родительской любви и родительских ролях формируются в процессе собственной родительской практики.
Поведенческий компонент родительской любви проявляется адекватно. В среднем, 70% респондентов стараются создать для своего ребёнка условия физического и психического благополучия, признавая за ребёнком право на проявление индивидуальности и естественные ошибки. При этом со стороны родителей нет чрезмерной жертвенности и демонстративности.
При доминировании симпатии для родителя выступают как значимые следующие характеристики ребенка: внешние данные, его поведение, поступки, успешность и удачливость ребенка. Большое значение родитель придает схожести ребенка с ним (внешнее сходство, сходство черт характера, особенностей поведения); ощущению собственного счастья и комфорта, которое обеспечивает присутствие ребенка. При этом родитель рассчитывает на получение любви со стороны ребенка, взамен на аналогичные проявления со своей стороны: «Я даю тебе, ты отдаешь мне взамен столько же».
При доминировании любви значимыми являются
социально-психологические характеристики ребенка. Большое значение родитель придает наличию доверия в отношениях с ребенком. Родитель воспринимает ребенка как самостоятельную личность, со всеми присущими ей достоинствами и недостатками. Родитель принимает на себя ответственность за то, чтобы ребенку было хорошо и комфортно с ним, при этом родитель испытывает потребность больше «отдать» любви ребенку, чем получить от него взамен.
Проявлением родительской любви являются: бескорыстная самоотдача и жертвенность родителя; стремление родителя быть рядом и постоянно общаться с ребенком; сопереживание ребенку; его эмоциональное и безусловное принятие.
Выявлено, что в молодых семьях преобладает чувство любви к ребенку (в среднем 64% от общего количества выборов). Для чувства симпатии общая дисперсия выборов составила 33%. Во всех ответах сумма баллов была выше 30, то есть результат можно считать достоверным.
В целом, доминирующим типом родительской любви в молодых семьях является эмоциональная любовь, что можно соотнести с возрастными психологическими особенностями респондентов: дисперсия результатов - 36%, причём количественные показатели близки по обеим группам семей. Вторую позицию занимает действенная любовь: дисперсия выборов - 23%, и количественные показатели по обеим группам семей различаются незначительно, на 3%.На третьей позиции оказалась инстинктивная любовь: дисперсия выборов - 18%, при этом показатели в студенческих семьях значительно превышают показатели в семьях «будущих гимназистов» (на 10%). Это можно объяснить профессиональной склонностью студентов медицинской академии к внимательному отношению к физиологическим и психическим проявлениям человека. Но обращает на себя внимание факт, что в семьях «будущих гимназистов» отцы в целом не очень внимательно относятся к беременности жены, и мало кто из них отмечает устойчивую связь с ребёнком на инстинктивном уровне. Четвёртый ранг имеет рациональная любовь: общая дисперсия выборов - 15% при практически совпадающих показателях по обеим группам семей. Смешанный тип любви выявился только в семьях «будущих гимназистов» и в общей дисперсии выборов составил 8%. Вероятно, студенты-медики показали большую, чем родители «будущих гимназистов», определённость выборов вследствие профессиональных особенностей.
Опросник «Сознательное родительство» М.О.Ермихиной диагностирует уровень осознанности всех компонентов родительства: ценностных ори-ентаций, установок родителя, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности, реализуемых в стиле семейного воспитания .
По мнению 52% родителей «будущих гимназистов» и 40% родителей-студентов, способность быть родителем является врождённой. Соответственно, 48% родителей «будущих гимназистов» и 60% родителей-студентов считают, что способность быть родителем является приобретённой.
Информацию о воспитании детей современные молодые родители получают из социального окружения, семей родственников и близких знакомых, образовательных учреждений. Определённый объём знаний поступает из литературы, средств массовой информации и сети "Интернет".
Для молодых семей с небольшим стажем совместной жизни (2-3 года) самым значимым источником информации о воспитании детей являются родители, существенную роль играет также социальное окружение. Для молодых семей со стажем совместной жизни от 5 лет порядок значимости факторов меняется: наиболее существенным фактором влияния на формирование родительских позиций становится социум, а родители занимают вторую позицию. В обеих группах молодых семей влияние школы и вуза на становление сознательного родительства незначительно. К литературе обращаются только 6,5% родителей "будущих гимназистов" и совсем не обращаются родители-студенты, что объясняется их большой загруженностью учебной литературой. Влияние средств массовой информации на становление родительских позиций также несущественно.
Таким образом, респонденты не используют средства массовой информации как источник знаний о воспитании детей. На вопрос: "Как Вы оцениваете тенденцию к уменьшению объёма информации, посвя-щённой семье, в средствах массовой информации?", - 70% респондентов ответили, что негативно, для 18% это безразлично, и 12% оценивают эту тенденцию позитивно, так как серьёзной информации на эту тему средства массовой информации не дают.
Следовательно, большинство участвовавших в опросе молодых родителей указывают, что иногда ощущают недостаток знаний о воспитании детей: дисперсия мнений от 43,5% до 60%. Значительная часть родителей 4-летних детей уверены в собственной компетентности: 45,7% от числа опрошенных. Считают, что часто обнаруживают некомпетентность в вопросах воспитания в среднем 10% молодых родителей.