Известия ТРТУ
Специальный выпуск
быть определено путем смещения передней точки вперед на величину, определяемую решением уравнения У0 At = / (х).
При продольной качке гидросамолета на воде скорости поступательного движения точек поперечных сечений лодки связаны выражением У0 = н1, где Н
- угловая скорость, а 1х - расстояние от рассматриваемой точки до центра масс .
воде можно задать ряд значений угловой скорости Н (круговая частота колебаний), и для них осуществить решение задачи о погружении клина в жидкость. Более общим будет подход, при котором частота колебаний определяется из решения динамических уравнений продольного движения гидросамолета. Эти уравнения по существу должны дополнить систему интегральных уравнений (5) - (8), так как они содержат неизвестные гидродинамические силы, действующие на корпус гид.
Решение системы интегральных уравнений (5)-(9) каким-либо способом, позволяет осуществить определение плотности вихревого слоя и с помощью интеграла Коши-Лагранжа распределение давление на контуре погружаемого клина:
^p(t, х, у ) = р((, х у )- Ро =
где (х0, у0) - критическая точка, в которой скорость равна нулю; (х, у) - текущая точка на контуре £;,; р(х, у) - давление в текущей точке смоченной части контура; ро - давление на свободной поверхности жидкости.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Логвиноет Г.В. Гидродинамика течений со свободными границами. Киев: Наукова Думка. 1968.
2. Мугтлинский СТ. Некоторые проблемы проектирования формы днища гидросамолетов // Сб. докладов IV научной конференции по гидроавиации «Гидросалон-2002», 2002.
3. Ко чин Н.Е. и др. Теоретическая гидромеханика. Т.1 М.: Огиз. Гостехиздат. 1948.
УДК 623.746-519
С.Г. Муганлинский, 03. Носко
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФИЛЕЙ МИКРОБЛА СХЕМЫ “ЛЕТАЮЩЕЕ КРЫЛО”
В настоящее время в ряде стран мира ведутся разработки микробеспилотных летательных аппаратов (МикроБЛА) [1].
- 1 -диусом действия до 1 км [2].
В ходе исследований были определены летно-технические и массовые характеристики перспективного МикроБЛА. В настоящее время ведутся работы по соз-
Секция летательных аппаратов
данию прототипа МикроБЛА с электрической силовой установкой. Масса целевой нагрузки 40 г. Аэродинамическая схема “летающее крыло”.
Одной из важнейших задач проектирования МикроБЛА является выбор профиля крыла. Для схемы “летающее крыло” рекомендуется применять S-образные профили. Выбор профиля производился из S-образных авиамодельных профилей, относительная толщина которых лежит в пределах 12%-9% [3]. Были построены зависимости Cy по Cx и Су по а для 18 профилей с помощью программы X-foil [4] и определено их максимальное аэродинамическое качество для чисел Re = 400000. В результате выбраны наиболее эффективные для данных чисел Re профили Selig S5010и S5020.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Сип кин АЛ. Беспилотные летательные аппараты военного назначения зарубежных стран. - М.: 2 Центральный научно-исследовательский институт Министерства обороны Российской Федерации, 2002. - 191 с.
2. Ростопчин В.В. Современная классификация беспилотных авиационных систем военного назначения // Авиация и космонавтика. 2003. №3.
3. UIUC Low-Speed Airfoil Tests. URL. [WWW Document]. http://amber.aae.uiuc.edu/~m-selig
4. XFOIL subsonic airfoil development system. URL. [WWW Document]. http://clubmodelisme.free.fr/Download/files/Xfoil.htm
ББК 629.735.07
С.М. Занорин, Е.Е. Бублей ПОКАЗАТЕЛИ РЕМОНТОПРИГОДНОСТИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ
Сокращение выпуска новых летательных аппаратов (ЛА) и резкого повышения их стоимости привели к необходимости продления ресурса находящейся в эксплуатации авиационной техники. Продление ресурса сопровождается доработкой системы технической эксплуатации, направленной на повышение технического ( ), , -эксплуатационных свойств и средств их технической эксплуатации. Анализ доку-
15 -12, -
40 , ,
выработки максимального ресурса авиатехники является разработка более совершенных методик определения системы показателей, характеризующих степень износа авиатехники.
Обработка сведений о ремонтах самолетов и назначаемых дополнительных наработок после капитального ремонта показывает экспоненциальную зависимость между временем наработок и количеством капитальных ремонтов. Указанная зависимость показывает возможность осуществления мероприятий при ремонте, позволяющая осуществить мероприятия, обеспечивающие наиболее полную выработку ресурса ЛА. В основу разработанных методик ремонта ЛА и его агрегатов положен анализ материалов оценки технического состояния наработок и сроков службы после капитальных ремонтов. Авиаремонтные предприятия выполняют не только устранение выявленных дефектов, модернизации, продление ресурса ЛА, но и совместно с НИИ разрабатывают методики продления ресурса при минимальных затратах на техническое обслуживание и ремонт. Кроме этого, совместно с университетом ведет работу по разработке методологических основ управления технического обслуживания и ремонта ЛА, что позволяет убедить заказчиков в конкурентоспособности предприятия и тем самым получить заказы.