Научная статья на тему 'Исследование профессиональных намерений студентов сельскохозяйственного направления в обучении'

Исследование профессиональных намерений студентов сельскохозяйственного направления в обучении Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
236
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СОЗНАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАМЕРЕНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пудовкина Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование профессиональных намерений студентов сельскохозяйственного направления в обучении»

УДК 371:301

Н.В. Пудовкина*

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАМЕРЕНИЙ СТУДЕНТОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ

В ОБУЧЕНИИ

В статье представлены результаты исследования профессиональных намерений студентов сельскохозяйственного направления в обучении. Определена зависимость профессиональных намерений студентов от различных объективных и субъективных факторов.

Ключевые слова: субъект профессиональной деятельности, сознание,

профессиональное сознание, профессиональные намерения.

Стратегическое направление экономического и социального развития современного общества требует новых высококвалифицированных субъектов профессиональной деятельности во всех сферах, не исключая агропромышленный комплекс (АПК). В настоящее время состояние рынка труда в АПК усугубляется сокращением общего числа занятых в сельском хозяйстве, снижением числа работающих специалистов, их качественного состава и профессионального уровня из-за обострения демографической ситуации, ухудшения социально-экономических условий и проблем в аграрном образовании. Все это вызывает необходимость пересмотра концептуальных и технологических подходов к подготовке специалистов для сельского хозяйства. Новое понимание целей аграрного образования актуализировало задачу реформирования профессиональной и личностной подготовки будущего специалиста АПК, в основе которой - исследование и формирование профессионального сознания.

Профессиональное сознание - важнейшая категория, реально отражающая существо процесса профессионализации именно на этапе вузовского образования [1-5].

Профессиональное сознание объединяет все те проявления сознания личности, которые связаны с ее профессиональной деятельностью. Они определяют -

* © Пудовкина Н.В., 2008

Пудовкина Наталья Владимировна, кафедра педагогики Самарской государственной сельскохозяйственной академии, 446442, Россия, Самарской обл., г. Кинель, пос. Усть-Кинельский, ул. Учебная, 2.

ся местом и значением данной профессии в профессиональной структуре общества; отношениями личности к профессии, ее представителям и к себе как к профессионалу; профессиональными идеалами; уровнем профессиональных знаний и умений; выраженностью профессиональных способностей; профессиональными перспективами и достижениями; переживаниями успехов и неудач в профессиональной деятельности [3,5].

Профессиональное сознание строится на основе общего сознания личности и представляет собой взаимодополняющее соединение трех подструктур: когнитивной («знаю и соответственно оцениваю»), аффективной («нравится - не нравится») и поведенческой («намерен выбрать - выбрал», «в дальнейшем предполагаю работать по избранной профессии») [3,5,7-9].

Нами было проведено исследование одной из составляющих поведенческой подструктуры профессионального сознания будущих специалистов АПК -профессиональных намерений.

Проанализируем некоторые результаты мониторинга учебного процесса, проведенного в Самарской государственной сельскохозяйственной академии в период с 2000 по 2007 годы. В исследовании приняли участие 1250 студентов I - V курсов дневного отделения инженерного, экономического, технологического, агрономического и биотехнологического факультетов академии. В качестве инструментария исследования использовалась диагностическая анкета профессионального сознания [5], отвечающая всем необходимым требованиям надежности и валидности. Для определения профессиональных намерений студентов предлагалась шкала из следующих утверждений: обязательно буду работать по специальности; скорее всего буду работать по специальности; возможно буду работать по специальности; еще не решил (а); не хотел (а) бы работать по специальности; буду работать в другой сфере. При анализе результатов исследования были объединены первые и последние два варианта ответов.

В соответствии с данными табл. 1 можно выделить группы студентов с высоким уровнем профессиональной направленности - инженерный и технологический факультеты; со средним уровнем - экономический и биотехнологический факультеты; с низким уровнем - агрономический факультет.

Соответственно, профессиональные намерения студентов инженерного и технологического факультетов более определенные по сравнению с обучающимися на экономическом, биотехнологическом и агрономическом факультетах. Доля студентов, не желающих работать по специальности, наиболее выражена среди будущих зооинженеров, ветеринаров (факультет биотехнологии) и агрономов (агрономический факультет). Данные различия, видимо, могут быть объяснены спецификой получаемой студентами профессии, возможностью будущего трудоустройства, связанного с прогнозируемым социальным положением и возможностью личностно-профессионального роста.

Механизм принятия решения о профессиональном самоопределении студентов остается «подвижным» на протяжении всего периода обучения. При-

чем количество студентов, высказывающих намерение работать по специальности, равномерно снижается от первого к пятому курсу, а количество тех, кто решил расстаться с избранной специальностью, скачкообразно возрастает именно на пятом курсе.

Таблица 1

Профессиональные намерения студентов Самарской ГСХА, %

Профессиональные намерения факультет Весь массив, 1250 чел.

Экономический, 250 чел. Инженер- ный, 250 чел. Биотех- нологиче- ский, 250 чел. Технологи- ческий, 250 чел. Агрономический, 250 чел.

Будут работать по специальности 36 43 44 43 37 40

Возможно, будут работать по специальности 26 38 22 42 16 29

Еще не решили 31 10 20 12 31 26

Не будут работать по специальности 7 9 14 3 16 10

Если соотнести эти данные с динамикой представлений студентов о профессии, то можно предположить, что принятие решения о работе по избранной профессии происходит именно на предвыпускных курсах. Третий и четвертый годы обучения характеризуются тем, что первоначальное идеальное моделирование - «Я и профессия» - продолжается в процессе реальной «примерки» в ходе производственных практик, что увеличивает объем знаний студентов о профессии и вносит изменения в процесс личностного осмысления профессии.

В целом 40% студентов академии выражают твердую готовность работать по избранной ими профессии, 29% рассматривают трудоустройство по профессии в качестве возможного варианта, 21% не принял окончательного решения, 10% будущих специалистов АПК твердо решили не связывать свою профессиональную деятельность с получаемой специальностью после окончания вуза.

Среди причин, по которым студенты не собираются трудиться в сельском хозяйстве, были названы следующие: низкий уровень заработной платы; непрестижность работы; плохие условия труда; отсутствие жилищных условий; отсутствие необходимых социально-бытовых условий; плохое транспортное обеспечение; желание продолжить обучение. Следовательно, в основе нежела-

ния будущих специалистов работать в сельском хозяйстве лежат производственные (размер заработной платы, плохие условия труда) и психологические (престиж работы) факторы.

Существенное влияние на профессиональные намерения студентов оказывают мотивы получения образования и профессиональной подготовки, обусловленные ценностными ориентациями и претензиями личности, сформировавшимися в процессе ее довузовской социализации. Обратим внимание на мотивацию выбора студентами Самарской ГСХА своей специальности и вуза (табл. 2).

Таблица 2

Основные мотивы выбора вуза, специальности студентами Самарской ГСХА, % к числу опрошенных*

Мотивы выбора Факультет Весь массив, 1250 чел.

Экономический, 250 чел. Инже- нерный, 250 чел. Биотех- нологи- ческий, 250 чел. Технологи- ческий, 250 чел. Агрономиче- ский, 250 чел.

Желание получить диплом 45 57 68 47 52 54

Престиж, авторитет вуза - 3 3 4 3 2,6

Интерес к профессии 31 36 25 33 27 30

Призвание - 10 6 3 3 4

Наилучшие способности именно в этой области 15 15 8 11 6 11

Учеба в специализированном классе, техникуме 4 3 6 4 3 4

Семейная традиция, желание родителей 38 26 26 28 21 28

Совет учителей, специалистов по профориентации - 9 - 5 4 4

Окончание таблицы 2

Перспектива найти хорошую работу после вуза 27 33 21 32 22 27

Возможность сделать карьеру 19 21 11 19 12 16

Самореализация, само-утверждение 53 25 23 49 28 36

Престижность работы 25 10 8 21 9 15

Стремление продлить беззаботный период жизни 11 13 18 12 12 13

Нежелание идти в армию - 23 20 16 11 14

Другое - 6 7 - 4 3

* Сумма превышает 100%, т.к. респонденты отмечали несколько мотивов.

В пятерке приоритетных мотивов - желание получить диплом о высшем образовании; самореализация и самоутверждение; интерес к профессии; семейная традиция, желание родителей; перспектива найти хорошую работу после вуза.

Данные нашего исследования свидетельствуют о стремлении большей части студентов не к получению определенной сельскохозяйственной профессии, а о желании продолжить учебу в высшем учебном заведении, которое позволяет получить исходный, необходимый минимум профессиональных знаний, затем переквалифицироваться и работать в другой сфере. Отражением этого является мнение 42% опрошенных студентов - «как специалист сельского хозяйства я никому не нужен». Вполне закономерно, что более половины из их числа планируют работать в коммерческих структурах или открыть свое дело, не связанное с сельским хозяйством.

При сопоставлении формального мотива выбора профессии (желание получить документ о высшем образовании) и дальнейших профессиональных намерений студентов, мы видим, что на тех факультетах, где процент выбора по данному мотиву выше, отмечается более низкий уровень профессиональной направленности будущих специалистов. Напротив, на факультетах, где у сту-

дентов более выражен интерес к профессии в качестве мотива выбора вуза и специальности, в дальнейшем мы наблюдаем большее стремление применить полученные знания в сферах, связанной с сельскохозяйственным производством.

Анализ трудоустройства выпускников Самарской СГСХА (2004 - 2006 гг.) показывает, что 51,3% из них работают по специальности, 27,3% - в агропромышленном комплексе, у 24,9% выпускников трудоустройство не соответствует полученной специальности (табл. 3).

Таблица 3

Сведения о трудоустройстве выпускников Самарской ГСХА, %

Место трудоустройства Год

2004 2005 2006 Всего

Работают по специальности 44,2 55,0 54,3 51,3

В т.ч. в организациях АПК 23,7 30,5 26,9 27,1

Трудоустроены не по специальности 26,9 23,1 24,9 24,9

Продолжают обучение 5,0 6,5 4,3 5,3

Призваны в ряды ВС РФ 12,8 8,9 10,3 10,1

Декретный отпуск 5,4 1,7 3,0 3,3

В образовательных учреждениях 2,8 2,2 1,0 2,0

Нет сведений 1,9 2,5 2,3 2,3

Итого 100,0 100,0 100,0 100,0

В т. ч. трудоустроены в сельской местности 24,5 31,8 29,2 28,6

Наибольший процент тех, кто работает по специальности и в организациях агропромышленного комплекса, отмечается среди выпускников технологического факультета (58,8 и 44,1%). Универсальная подготовка инженеров и экономистов позволяет работать им в различных отраслях, что обусловливает то, что 61% выпускников инженерного и экономического факультетов трудоустроен по специальности, но лишь 22,5 и 26,1% соответственно работают в сельском хозяйстве. Наименьший процент осуществляющих трудовую деятельность по полученной профессии характерен для выпускников биотехнологического и агрономического факультетов ( в среднем 30% для каждого из факультетов). Как было отмечено ранее, именно у обучающихся на этих факультетах наблюдался самый низкий уровень профессиональной направленности.

Таким образом, профессиональные намерения будущих специалистов агропромышленного комплекса носят двойственный характер: с одной стороны, они обусловлены социально-экономическими причинами, с другой - индивидуальны, так как отражают опыт конкретного субъекта, являются важнейшим компонентом его мировоззрения, следовательно, выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Акопов, Г.В. Социальная психология образования / Г.В. Акопов. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2000. - 296 с.

2. Брагина, В. Д. Влияние представлений о выбранной профессии на профессиональное самоопределение учащейся молодежи: дис ...канд. психол. наук / В. Д. Брагина. - М., 1976.

3. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М., 1996. - 308 с.

4. Митина, Л.М. Психология профессионального развития учителя / Л.М. Митина. -М., 1998. - 202 с.

5. Отчет: результаты мониторинга трудоустройства выпускников образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, входящих в состав АОК, в организации АПК и проведения исследований по определению мотивации работы на селе. - Кинель, 2006 г.

N.V. Pudovkina

THE STUDENS PROFESSIONAL INTENTIONS OF AGRICULTURAL DIRECTION REASEARCH

In the paper the investigating results of the professional intentions of the students of different departments of agricultural direction are represented. The dependance of the professional intentions of studens on different objective and subjective factors is determined.

Key words: subject of the professional activities, sense, professional sense, professional intentions.

Статья принята в печать в окончательном варианте 2б.12.0б г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.