Научная статья на тему 'Исследование проблемы «Психология духовно-нравственных отношений в системе образования: диагностика, профилактика, коррекция, реабилитация на различных этапах развития человека»'

Исследование проблемы «Психология духовно-нравственных отношений в системе образования: диагностика, профилактика, коррекция, реабилитация на различных этапах развития человека» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование проблемы «Психология духовно-нравственных отношений в системе образования: диагностика, профилактика, коррекция, реабилитация на различных этапах развития человека»»

В ПОМОЩЬ

начинающему исследователю

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ «ПСИХОЛОГ ИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ДИАГНОСТИКА, ПРОФИЛАКТИКА, КОРРЕКЦИЯ, РЕАБИЛИТАЦИЯ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА»

М.И. Старое

Starov M.l. Work on the problem «The psychology of spiritual-ethical relations in the s\ stein of education: diagnosis, prophylaxis, correction, rehabilitation at different stages of the human’s development» I he problem of spiritual-ethical relations in the system of education is considered. Ilie results of an activity of a team of scientists headed by the author are summed up. The activity is carricd out within the framework of the scientific trend «The psychology of spiritual-ethical relations in the system of education: diagnosis, prophylaxis. correction, rehabilitation at different stages of the human's development».

Во все времена в России отечественные психологи и идеологи в своих научных изысканиях в области воспитания молодежи опирались и опираются на духовно-нравег-веннме традиции многочисленных народов, общечеловеческие ценности и подлинно демократические принципы. Однако следует постоянно считаться с тем. что им активно противостоят такие силы, как религиозный фанатизм, шовинизм, национализм, расизм, экстремизм, терроризм и другие, стремящиеся любыми способами и средствами расширить сферу своего влияния, особенно на подрастающее поколение. Отсюда обостряется борьба за умы и сознание людей, становящаяся все более изощренной и массивной, в том числе с использованием современных информационных технологий.

В связи с этим исследование проблемы «Психология духовнонравственных отношений в системе образования: диагностика, профилактика, коррекция и реабилитация на различных возрастных этапах развития человека» можно с уверенностью считать актуальным. своевременным, острым и многоаспектным, являющимся продолжением научного поиска нашего руководителя профессора В.А. Яковлева, который возглавлял лабораторию «Нравственное воспитание учащейся молодежи».

Известно, что духовно-нравственное состояние личности человека нельзя измерять только его профессиональной компетентностью, интеллектом или высокой успеваемостью учащихся и студентов, если за этим не стоит нравственное начало и душевный по-

тенциал. У некоторых людей существует ошибочное мнение о том. что городские жители, в том числе учащиеся, студенты, психологи, инженеры, юристы, экономисты, специалисты в сфере искусства, учителя, преподаватели и другие, имеют более высокое духовное развитие, по сравнению с сельскими жителями. В качестве доказательства они приводят то, что в городе имеются для этого более благоприятные возможности, т. е. многочисленные учреждения - носители духовных ценностей (школы, средние и высшие специальные заведения, музеи, театры, библиотеки, концертные залы, церкви и т. д.).

Несомненно, роль окружающего соци-апьного пространства в развитии духовности и нравственности у людей велика, но надо учитывать и то обстоятельство, что все эго может влиять на личность неоднозначно: при одних условиях - позитивно, а при других -негативно. Можно привести конкретные жизненные примеры, когда некоторые люди из сельской глубинки проявляют подчас более высокую духовность и нравственность, внутреннюю чистоту, нежели некоторые городские жители.

В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. за № !756-р) подчеркивается: «Школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором |уманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные.

нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способы к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». И далее в этом же документе говорится: «Воспитание, как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органической составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания - формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда».

Главный фактор осуществления модернизации образования - это человек. А его сущность составляет ансамбль всех общественных отношений, значительная часть которых представлена духовно-нравственными отношениями, которые в настоящее время, к сожалению, не у всех россиян находятся на должном уровне развития.

Отношения, проявляющиеся в действиях, поведении, поступках и мотивах, по сово-

купности которых мы определяем направленность личности человека (с реальным и виртуальным миром, с самим собой, с окружающими людьми), образуют целостную систему. Будучи тесно взаимосвязанными между собой. они оказывают сильнейшее воздействие на формирование духовно-права венных ценностей при становлении личностей подрастающего поколения в онтог енезе.

Нами учитывалось общеизвестное положение о том, что возрождение России необходимо рассматривать в результате непрерывного развития и совершенствования системы духовно-нравственного формирования личности человека в онтогенезе, начиная с дошкольного, затем школьного, студенческого и более поздних возрастов. Цель наших нау чных изысканий подчинена этой государственной проблеме.

Процесс духовно-нравственного воспитания подрастающей молодежи является объектом нашего научного направления, а предметом - концепции, принципы, закономерности, психолог о-педагогические и организационно-педагогические условия формирования системы духовно-нравственных отношении личностей дошкольников, школьников, студентов, аспирантов, специалистов различных профилей в многочисленных видах деятельностей: игровой, учебной, трудовой,

Послевузовское образование

переподготовка и повышение _____ квалификации____________

И ПК

стажировки

докторанту ра, соискательство

аспирантура, ординатура, соискательство

В ыс шее образо ванне

государственные вузы

магистратура

бакалавриат

высшие училища

частные вузы

Среднее образование

государст-

венные средние гимназии лицеи частные школы колледжи техникумы училища

школы

Обучение, воспитание и развитие в начальной школе

государственные школы

частные школы

сад-школа

ясли-сад

Дошкольное воспитание и рашитие

детсад

сад-школа

детские комбинаты

Рис. I. Структура духовно-нравственных отношений в системе российского оГфазования

физкультурно-спортивной, досуговой, культурологической. в сфере искусства и др.

Задачами исследования нашего научного направления являются:

1) теоретический анализ отечественных и зарубежных научных источников по проблеме духовно-нравст венного воспитания (монографии, статьи в сборниках и журналах, у чебные пособия, содержания кандидатских и докторских диссертаций);

2) выявление психологических особенностей системы духовно-нравственных отношений у дошкольников, школьников (младшего школьного возраста, подростков, старшеклассников) и студентов - будущих специалистов:

3) определение структуры, подструктур и содержания субъект-объектных и субъект-субъектных межличностных отношений детей;

4) определение методологических и теоретических основ исследования объективных и субъективных отношений людей в системе образования;

5) подбор, разработка, адаптация пси-холого-педа! огических диагностических методов, критериев и показателей для определения уровней развития духовнонравственных отношений у испытуемых;

6) разработка моделей личностей с высоким уровнем развития духовно-нравственных отношений;

7) определение (выявление) психолого педа1 огических тенденций, условий, механизмов, закономерностей, оптимального формирования духовно-нравственных отношений у детей разного возраста и в различных видах деятельности;

8) разработка программ и психологопедагогических техноло! ий развития духовно-нравственных отношений у дегей в различных видах деятельности;

9) проверка г ипотезы и решение задач исследования опытно-экспериментальным путем по выбранным направлениям изучения психологии духовно-нравственных отношений человека: диагностика, профилактика, коррекция и реабилитация на разных этапах развития человека;

10)разработка научно-практических рекомендаций по формированию духовнонравственных отношений личности в системе образования.

Методологическую основу наших исследований составляет системный подход, разработанный Г1.К Анохиным. И.В. Блаубергом. В.11. Зинченко, Ф.Ф. Королевым. Ь.Ф. Ломовым, A.B. Петровским, К.К. Платоновым.

B.Н. Садовским, Э.Г. Юдиным и другими, позволяющий получить всестороннее представление о личности в целом, об учебно-воспитательных и развивающих процессах и путях ее совершенствования, с целью повышения эффективности, надежности, достоверности, точности и стабильности и в то же время динамичности характера духовнонравственной направленности отношений личности человека.

Системный подход позволяет взять за основу наших научных изысканий концепцию человека, сущность которого есть совокупность всех общественных отношений. В психолого-педагогической антропологии эго выражено у К.Д. Ушинского: «...если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Именно отношения A.C. Макаренко считал истинным объектом педагогической работы. Такой подход тесно коррелирует с анализом психофизиологической природы человека, которая представлена JI.C. Выготским как совокупность общественных отношений, перенесенных внутрь и ставших функциями личности и формами ее структуры. Согласно

C.Л. Рубинштейну: «Сердце человека все соткано из человеческих отношений к другим людям, то, чего он стоит, целиком определяется тем, к каким человеческим отношениям он стремится, какие отношения к людям, к другому человеку он способен устанавливать. Поэтому отношения к другим лицам составляют ядро подлинно жизненной психологии». По мнению В.Н. Мясищева, личность характеризуется, прежде всего, как система отношений с окружающей действительностью. Значительны в этом направлении идеи Л.И. Анцыферовой, заключающиеся в том, что личность - этот способ бытия человека в обществе, в конкретно-исто рических условиях, это индивидуальная форма существования и развития социальных связей и отношений.

Отношения человека - весьма сложный и многоаспектный объект исследования.

Суть его заключается в том, что, с одной стороны, феномен «отношение» всегда имеет социальную направленность, потому что возникает, развивается в определенной социально-общественной среде; с другой стороны, - это своеобразно-индивидуальное, духовно-нравственное интимное свойство, ибо предполагает индивидуально и сознательно избираемую психическую, основанную на иерархии мотивов, связь личности с объектами и субъектами окружающей реальной и виртуальной действительности, включая отношение к самому себе. Функционируя в режиме этого противоречия и необходимости его разрешения, отношение имеет важные мотивационно-ценностный, ориентационный и поведенческий смыслы, и поэтому, по мнению многих известных ученых, должно являться объектом пристального внимания педагогов и психологов.

Процесс психолого-педагогического исследования становится еще более трудоемким. когда изучается система отношений личности, поскольку «система», как известно, - понятие, прежде всего, методологическое и. в свою очередь, еще более сложное и многообразное. Кроме этого, система психологических отношений человека неразрывно связана с мотивацией, ценностями и общей направленностью его личности с ее компонентами. структурой, интегральностью и духовно-нравственной компетентностью.

Любое «прикосновение» к процессам изучения, формирования и совершенствования отношений ребенка требует от исследователя высокой эрудиции, фундаментальной теоретической и методологической подготовки, а также непосредственного опыта практической педагог ической деятельности в вузе, школе, дошкольном учреждении. Отдавая себе полный отчет в сложности поставленной проблемы, мы опирались на тщательное изучение и анализ философских, социологических, психофизиологических, психологических и педагогических научных источников, собственный опыт работы и опыт других педагогов.

Основной замысел исследования заключается в следующем. У будущего российского гражданина в качестве главной предпосылки его успешной будущей деятельности должна сформироваться сложная система

личностных духовно-нравсгвенных отношений. При этом важным является то, чтобы она развивалась и совершенствоватась преемственно - на основе формирования предшествующего аналога подобной системы духовно-нравственных связей в процессе подготовки в детских и школьных учреждениях. Готовность и адаптация молодого человека в учебном заведении, первые этапы его практической деятельности окажутся более полноценными и будут проходить, во всяком случае, почти бесконфликтно, с выраженными стеничсскими эмоциями и с меньшими стрессовыми ситуациями, что, естественно, положительно скажется на успешном профессиональном становлении специалиста и сэкономит его душевные и физические силы.

Нет особой необходимости доказывать, что осуществление этого замысла является решением крупной научно-прикладной пси-холого-педагогической проблемы. Ведь совершенствование педагогического образования всегда имело и имеет очевидное социальное значение, так как непосредственно влияет через воспитателя, школьного учителя. преподавателя на подготовку людей разного возраста к наиболее полной самореализации и самоактуализации личности, к эффективному участию в жизни и духовноэкономическому преобразованию общества.

Сложность практического решения проблемы формирования системы отношений у детей заключается в том. что многочисленные факторы и средства, без которых невозможно их духовно-нравственное становление. в некоторых случаях, как показали наши лонгитюдные исследования, сами становятся причиной отклонений в ценностно-мотива-ционной сфере отдельных детей и, естественно, негативно отражаются в их последующей жизни.

Объектами широкомасштабного и комплексного исследования преподавателей, аспирантов, соискателей и студентов, осуществляемого под нашим руководством, явились системы отношений дошкольников, учащихся, студентов - будущих преподавателей различных дисциплин (педагогов-хо-реографов. педагогов-режиссеров. социальных педагогов, преподавателей истории, географии. биологии, русского я шка и литературы. иностранных языков, психологов и

преподавателей психологии, математики и информатики, фишки и информатики, химии, музыки, права, физической культуры и др.).

Отношения дакл возможность выявить в изучаемых явлениях главное и существенное, объективно их оценить и, в итоге, получить обоснованные отвегы на вопросы, возникающие в процессе профессиональной подготовки специалиста в высшем учебном заведении.

Раньше нами отмечалось, что духовнонравственные отношения являются составной частью общей системы общественных отношений, но, тем не менее, их положение своеобразно. Они пронизывают всю систему человеческих отношений, проявляясь отчетливо не только во взаимоотношениях между людьми, они присутствуют также в таких проявлениях человека, как подсистемы его отношения к игровой, учебной, профессиональной, физкультурно-спортивной деятельности, к коллективам и объединениям людей. к реальной и виртуальной действительности. к разнообразной массовой информации. к самому себе, характер которых, преломляясь через психику детей, становится или не становится их личностными качествами.

Система формируемых духовно-нравст-венных отношений состоит из множества подсистем - учебных, экономических, культурных, экологических, эстетических, патриотических, этнических, эмпатических и других отношений.

Нами в исследованиях делается акцент на то, что динамика связей обусловливает усложнение социальных функций дошкольных учреждений, школы, средних и высших учебных заведений, которые во все большей мере становятся ответственными за формирование структур духовно-нравственного мира детей.

Учитывая вышеизложенное, нашим исследовательским коллективом выполняются комплексные исследования по проблеме духовно-нравственных отношений и на основе полученных результатов успешно защищаются докторские и кандидатские диссертации по педагогической психологии, общей педагогике, истории педагогики и образования. теории и методике профессионального образования, философии. Причем защищающиеся - из различных регионов Рос-

сии - Тамбова. Мичуринска, Саратова, Липецка и других. Зашиты соискателей состоялись также в разных городах - Москве. Тамбове. Липецке, Белгороде и Курске в различных диссертационных советах, что свидетельствует об авторитетности и эффективности нашего научного направления для науки и практики.

В данной статье хотелось бы подвести некоторые итоги сделанного в научной области коллективом кафедры педагогической и возрастной психологии Института психологии Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, особенно начиная с 1999 года, после открытия при кафедре двух аспирантур по специальностям:

19.00.07 - педагогическая психология,

13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования (таблица I).

Темы защищенных диссертаций выпускниками наших аспирантур выполнены в русле нашего научного исследования «Психология духовно-нравственных отношений в системе образования».

Так, в концепции модернизации российскою образования подчеркивается необходимость более полного использования духовно-нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности, поэтому в нашем научном коллективе выполнили и успешно защитили диссертации доцент кафедры режиссуры Н.В. Белякова на тему «Развитие самостоятельности профессионального мышления в процессе подготовки режиссера-педагога»; зав. кафедрой хореографии, доцент М.Н. Юрьева на тему «Профессионально-педагогические взаимодействия субъектов в процессе подготовки педагога-хо-реографа в вузе».

Эстетическое чувство выражает соци-ально-приобретенную способность человека, которая проявляется и в эстетической потребности, и в эстетической деятельности. Весь смысл эстетической деятельности заключен в универсальной человеческой способности осваивать и преобразовывать окружающий мир по законам красоты. Любой вид человеческой деятельности, где присутствует эстетической чувство, где есть гармония и красота - и в побуждениях, и в дейст-

Таблица I

Результаты деятельности аспирантур при кафедре педагогической и возрастной психологии

2001

Ученая степень ФИО защитившегося Специальность Город Научный руководитель или консультант

к.п.н. М.Н. Юрьева 13.00.08 Липецк М.И. Старое

к.п.н. Н.Л. Королева 13.00.01 Липецк М.С. Иванова, М.И. Старое

к.п.н. Н.В. Белякова 13.00.08 Липецк М.И. Старое

к.п.н. М.В. Вислобокова 13.00.01 Москва М.С. Иванова

к.п.н. Т.И. Гущина 13.00.08 Белгород М.И. Старое. Б.И. Тенюшев

к.п.н. Н.В. Толстошеина 19.00.07 Курск М.И. Старое

2002

д.п.н. A.B. Тихоненко 13.00.01 Тамбов М.И. Старое

к.п.н. В.В. Смирнов 13.00.01 Тамбов М.И. Старое

к.п.н. Е.В. Швецова 13.00.08 Тамбов М.И. Старое

к.п.н. А.Е. Швецов 13.00.08 Тамбов М.И. Старое

к.п.н. И.В. Сидорова 13.00.08 Липецк М.И. Старое. В.В. Помогаев

к.с.н. Р.К. Картушов 22.00.06 Тамбов М.И. Старое, И.А. Федоров

2003

к.пс.н. Т.В. Заморская 19.00.07 Курск В.Н. Косырев

к.пс.н. Л.В. Протасова 19.00.07 Курск И.В. Смолярчук

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

к.пс.н. И.М. Курносова 19.00.07 Курск И.В. Смолярчук

к.п.н. Н.И. Ильин 13.00.01 Тамбов М.И. Старое

к.пс.н. О.Г. Гужва 19.00.13 Тамбов В.Н. Косырев, Е.А. Уваров

2004

к.пс.н. H.A. Левина 19.00.07 Тамбов В.Н. Косырев

к.п.н. Е.И. Агаркова 13.00.08 Тамбов М.И. Старое

к.п.н. А.К. Г'ажа 13.00.02 Тамбов В.А. Монастырский

к.пс.н. Д.В. Белых 19.00.07 Тамбов М.И. Старое

к.пс.н. И.В. Михолец 19.00.07 Тамбов М.И. Старов

виях, и в результатах, - может быть назван видом духовно-нравственно-эстетической деятельности.

Кроме того, защитили диссертации: два •заместителя директора Института психологии, доценты Т.И. Гущина на тему «Развитие концепции ученика у студентов вуза в процессе профессиональной подготовки (на материале изучения психологических дисциплин)» и Н.В. Вязовова (Толстошеина) на тему «Система мотивов как основа формирования профессиональной ментальности будущего специалиста»; доцент Тамбовского государственного технического университета А.Е. Швецов на тему «Методика коррекции самооценки деятельности специалиста по связям с общественностью» и начальник центра по работе с иностранцами Е.В. Швецова на тему «Методика индивидуального проектирования профессионально-важных

качеств личности психолога в системе высшего профессионального образования»; зав. кафедрой истории Мичуринского государственного педагогического института, доцент И.В. Сидорова на тему «Подготовка преподавателей гуманитарных дисциплин к обучению с использованием информационных технологий»; доцент Института физкультуры и спорта Р.В. Картушов на тему «Духовноценностные отношения студентов к физической культуре»; заместитель директора Института математики, физики и информатики, доцент Н.Л. Королева на тему «Педагогические условия развития младших школьников в процессе раннего обучения информагике»; зав. кафедрой филиала Орловской Академии государственно!« управления, доцент В.В. Смирнов на тему «Педагогическая коррекция направленности личности подростков (детей, эпизодически употребляющих наркотиче-

ские вещества)»; доцент Тамбовского областного института повышения квалификации работников образования (ТОИПКРО) Т.В. Заморская на тему «Психолого-педагогические особенности совершенствования профессиональной компетентности педагогов-психоло-гов в условиях Института повышения квалификации»; старшие преподаватели J1.H. Протасова на тему «Развивающие задачи как педагогические средства интеллектуального развития младших школьников», Н.И. Ильин на тему «Формирование патриотических отношений у студентов», И.В. Курносова на тему «Формирование метагнитивной саморегуляции у старших дошкольников»; проректор по науке ТОИПКРО, доцент Е.И. Агаркова на тему «Моделирование системы повышения профессионально-педагогической компетентности специалиста в условиях ИПА РО»; старший преподаватель кафедры общей психологии Института психологии H.A. Левина на тему «Типологические особенности развития чувства патриотизма у младших школьников»; преподаватель ТОИПКРО О.Г. Гужва на тему «Психологическое содержание субъективной активности студентов»; доцент кафедры психологии Пензенского государственного университета имени В.Г. Белинского И.В. Михалец на тему «Психолого-педагогические условия развития духовно-нравственных отношений будущих учителей»; педагог-психолог школы Тамбовского ИЗО Д.В. Белых на тему «Психологические условия развития педагогической эмпатии у студентов педколледжа»; главный врач Тамбовской психиатрической больницы А.К. Гажа на тему «Педагогиче-

ские условия реализации возможностей родственников в процессе социальной реабилитации психически больных»; профессор Таганрогского государственного педагогического института A.B. Тихоненко защитил докторскую диссертацию на тему «Компе-тентностный подход к формированию общенаучных понятий у учителей и учащихся начальной школы» и, наконец, руководитель аспирантур и зав. кафедрой М.И. Старое защитил докторскую диссертацию на тему «Формирование системы отношений учигеля в процессе его профессиональной подготовки».

Анализ вышеизложенного свидетельствует о высокой результативности работы коллектива кафедры педагогической и возрастной психологии с аспирантами и соискателями. Очевиден существенный вклад кафедры в подготовку высококвалифицированных специалистов для системы российского образования. Так, после защит диссертаций повысился научный, профессиональный потенциал и должностной статус бывших преподавателей. Большинство из них стали доцентами, старшими преподавателями, одна - профессором. Кроме этого, среди защитившихся в настоящее время проректор по научной работе, три заместителя директоров институтов, пятеро избраны заведующими кафедрами и др.

Темы защищенных диссертаций являются своевременными и актуальными, представляющими большую теоретическую значимость для психологической и педагогической науки и системы российского образования.

Поступила в редакцию 15.02.2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.