Исследование проблемы профилактики девиантного поведения в молодёжной среде (на
материале социологического исследования)
Research of the problem of prevention of deviant behavior in the youth environment
Скорынин Д. О.,
студент 4 курса бакалавриата,
Институт общественных наук и массовых коммуникаций, кафедра социологии и организации работы
с молодежью, НИУ «БелГУ», Россия, г. Белгород [email protected]
Skorynin D.O.,
4th year undergraduate student,
Institute of Social Sciences and Mass Communications, Department of Sociology and Organization of Work
with Youth, National Research University «BelSU»,
Russia, Belgorod 1379884@bsu. edu. ru
Научный руководитель Кисиленко А.В.,
канд. социол. наук, доцент,
Институт общественных наук и массовых коммуникаций, кафедра социологии и организации работы
с молодежью, НИУ «БелГУ», Россия, г. Белгород Kisilenko@bsu. edu.ru
Scientific adviser Kisilenko A.V.,
cand. of sociology, Associate Professor, Institute of Social Sciences and Mass Communications, Department of Sociology and Organization of Work
with Youth, National Research University «BelSU»,
Russia, Belgorod [email protected]
Аннотация.
В настоящей статье рассматривается проблема профилактики девиантного поведения в молодёжной среде. Описывается авторский опыт проведения социологического опроса среди учащихся 14-18 лет школ города Губкина Белгородской области. В процессе исследования анализируется отношение молодёжи к различным формам девиантного поведения, возможные причины появления девиаций в молодёжной среде, влияние близких друзей, родителей, учителей на поведение. Кроме того, рассматриваются мнения опрошенных молодых людей о том, какие методы и способы профилактики девиантного поведения наиболее соответствуют их интересам, в каких условиях молодёжь готова участвовать в мероприятиях по коррекции поведения. Также, особое внимание уделяется реализации методов профилактики девиантного поведения в образовательных учреждениях города Губкина и заинтересованности респондентов в этом процессе.
Annotation.
This article discusses the problem of prevention of deviant behavior among young people. The author's experience of conducting a sociological survey among students aged 14-18 years of schools in Gubkin, Belgorod region, is described. In the course of the research, the attitude of young people to various forms of deviant behavior, possible causes of the appearance of deviations in the youth environment, the influence of close friends, parents, teachers on behavior is analyzed. In addition, the opinions of the interviewed young people are considered about which methods and methods of preventing deviant behavior most correspond to their interests, in what conditions young people are ready to participate in behavioral correction activities. Also, special attention is paid to the implementation of methods of prevention of deviant behavior in educational institutions of the city of Gubkin and the interest of respondents in this process.
Ключевые слова: девиация, девиантное поведение, девиантология, социализация, профилактика девиантного поведения.
Key words: deviation, deviant behavior, deviantology, socialization, prevention of deviant behavior.
В современном мире, в быстро меняющихся социально-экономических и социально-политических условиях проблема профилактики девиантного поведения приобретает всё большую актуальность. Такая тенденция связана с кризисными явлениями, большим уровнем стресса как во взрослой, так и в молодёжной среде. Дети и подростки являются одними из самых уязвимых и зависимых групп населения, поэтому вопрос о необходимой профилактике отклоняющегося поведения достаточно актуален. В настоящее время количество молодых людей, обладающих признаками девиантного поведения, увеличивается. Признаки девиаций могут возникнуть у подростка в силу ряда причин, например, из-за повышенной чувствительности к оценкам со стороны окружения, поиска эталонов поведения, стремления к самоутверждению.
В настоящее время существует большое количество методов профилактики девиантного поведения молодых людей, осуществляется работа по коррекции поведения в образовательных учреждениях, в учреждениях психологических служб, однако на практике данные методы оказываются устаревшими и не вполне эффективными. Важно отметить консервативность образовательных учреждений, центров профилактики поведения, психологических служб, которые не могут реализовать эффективные программы профилактики девиантного поведения для молодых людей. Как правило, основные методы профилактики девиантного поведения изучаются молодыми людьми только в рамках теории и не закрепляются на практике. Таким образом, появляется необходимость в проведении социологических исследований среди молодёжи города Губкина с целью сбора данных для создания и совершенствования механизмов профилактики девиантного поведения.
В качестве апробации выдвинутого положения был подготовлен и реализован социологический опрос среди 997 молодых людей города Губкина в возрастной группе от 14 до 18 лет.
Молодые люди представленной выборки в большинстве знают о девиантном поведении: 67% ответили, что имеют представление о таком понятии. Несмотря на то, что большинство опрошенных знают о девиантном поведении, 7% опрошенных не имеют представления о данном понятии, ещё 6% выбрали вариант ответа «Скорее нет, чем да» (см. рисунок 1).
■ Да, знаю
■ Скорее да, чем нет
■ Скорее нет, чем да
■ Нет, не знаю
■ Затрудняюсь ответить
Рисунок 1. Распределение ответов на вопрос: «Знаете ли Вы, что такое девиантное поведение?»
Отвечая на вопрос «Какие взаимоотношения преобладают в Вашей семье?» мнения респондентов распределились следующим образом. Почти половина опрошенных (40%) имеют дружелюбные отношения в семье. Однако, 23% респондентов замечают преобладание в своей семье равнодушных отношений. Наименьшее количество ответов (6%) набрал вариант «Враждебные». Можно понять, что практически четверть опрошенных не до конца довольны взаимоотношениями в семье, что может негативно отражаться на их поведении как в семье, так и в обществе
В ходе опроса мы выяснили, что 39% опрошенных могут открыто поделиться своими проблемами с близкими людьми. В процессе своего взросления и социализации молодым людям необходима поддержка со стороны. Однако, исходя из ответов, почти треть опрошенных (27%) по каким-либо причинам не хотят обсуждать
свои жизненные проблемы с близкими. Ещё 34% респондентов не уверены в выборе правильного для них ответа и выбрали вариант «Затрудняюсь ответить» (см. рисунок 2).
■Да
■ Нет
■ Затрудняюсь ответить
Рисунок 2. «Распределение ответов на вопрос: «Можете ли Вы обсуждать свои проблемы с близкими (члены
Вашей семьи, друзья)?»
Причины такого поведения достаточно распространены в современной молодёжной среде. При ответе на вопрос о причинах такой закрытости к близким людям, 26% заявили, что могут делиться своими переживаниями с другими, 22% опрошенных считают, что родители не замечают их проблемы, тем самым вызывая недоверие. Также, 17% респондентов заявляют, что они не нуждаются в поддержке со стороны и способы сами справиться со своими проблемами. Меньше всего ответов набрал вариант «Не доверяю и вариант «Другое» (см. рисунок 3).
■ Не доверяю
■ Родители не замечают мои проблемы
■ Я могу открыться только своим друзьям
Я не нуждаюсь в поддержке
■ Я открыто делюсь своими проблемами
■ Другое
Рисунок 3. Распределение ответов на вопрос: «Если не можете, то почему?»
Следующий вопрос был направлен на анализ посещаемости учебных заведений молодыми людьми. Как правило, у подростков с отклоняющимся поведением могут быть проблемы с успеваемостью и посещаемостью в образовательных учреждениях. Большая часть опрошенных (68%) регулярно посещают образовательные учреждения и не пропускают занятия. 15% посещают школы несколько раз в неделю. Ещё 12% респондентов стараются посещать учебные заведения и не пропускать занятия и только 5% заявили, что посещают школы несколько раз в месяц. Таким образом, можно понять, что около четверти опрошенных имеют проблемы с посещаемостью
Для того, чтобы определить основные причины плохой посещаемости опрошенных, молодым людям был задан соответствующий вопрос. Не пропускают занятия 58% молодых людей, 15% опрошенных основной причиной своей плохой посещаемости считают трудные отношения со сверстниками. Конфликты с учителями являются причиной плохой посещаемости у 10% респондентов. Также, 7% заявили об отсутствии интереса при обучении в школе. По 5% набрали варианты ответов «Нехватка свободного времени» и «Отсутствие желания».
Конфликты в образовательных учреждениях, как со сверстниками, так и с преподавателями негативно сказываются на поведении и дисциплине молодых людей. Отвечая на вопрос «Случаются ли у Вас конфликты с учителями?», мнения респондентов распределились следующим образом. Почти половина прошенных (47%) принимали участие в конфликте с учителями. 39% отметили, что у них не возникало конфликтных ситуаций с учителями. Еще 14% выбрали вариант ответа «Затрудняюсь ответить».
По мнению опрошенных, основной причиной конфликтов с учителями является непонимание со стороны учителя (см. рисунок 4).
3% 14%
1 Учителя бывают слишком требовательны
1Я чувствую непонимание со стороны учителя
Учителя неспрведливо выставляют оценки
У меня не бывает конфликтов с учителями
■ Другое
Рисунок 4. Распределение ответов на вопрос «Как Вы считаете, что может являться причинами этих
конфликтов?»
Большинство опрошенных молодых людей имеют в ближайшем окружении друзей, которые обладают признаками отклоняющегося поведения. Дружеские связи с асоциальными сверстниками могут оказывать прямое влияние на поведение молодых людей (см. рисунок 5).
Да Нет
Затрудняюсь ответить
Рисунок 5. Распределение ответов на вопрос: «Есть ли у Вас друзья, которые ведут асоциальный образ жизни?»
Следующий вопрос был направлен на то, чтобы выяснить количество молодых людей, которые совершали противоправные действия. Большинство опрошенных (74%) ни разу не совершали каких-либо преступлений. Однако, 11% заявили, что совершали противоправные действия (см. рисунок 6).
Да Нет
Затрудняюсь ответить
Рисунок 6. Распределение ответов на вопрос: «Совершали ли Вы какие-либо противоправные действия?»
В процессе исследования необходимо было определить, какие вредные привычки присутствуют у молодых людей. Исходя из полученных данных, половина опрошенных имеют какие-либо вредные привычки и зависимости. Наличие данных привычек влияет на появление асоциальных признаков в поведении молодого человека (см. рисунок 7).
2%
Алкоголизм
Наркомнания
Курение
Игровая
зависимость
Интернет-
зависимость
У меня нет
вредных привычек
Другое
Рисунок 7. Распределение ответов на вопрос «Есть ли у Вас вредные привычки?»
Учитывая, что речь идёт о профилактике девиантного поведения, необходимо было выяснить основные причины появления отклоняющегося поведения по мнению респондентов. Респонденты подчеркнули, что основной причиной появления девиаций в молодёжной среде является непонимание со стороны взрослых (23%). Высокий процент респондентов (18%) выбрали вариант «Конфликты в семье». 13% считают основной причиной появления девиаций тяжёлое социально-экономическое положение в семье. 12% выбрали вариант ответа «Плохое отношение со стороны сверстников». 10% респондентов считают основной причиной развития отклонений в поведении возможность получить сильные эмоциональные впечатления. 9% набрал вариант ответа «Недостаточная уверенность в себе». Наименее популярными вариантами ответа (5%) стали «Плохая успеваемость в учёбе» и «Незнание законов», а также «Стремление к самостоятельности и независимости» (4%) Большинство опрошенных молодых людей понимают важность осуществления профилактики девиантного поведения в молодёжной среде (см. рисунок 8).
Да
Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет
Затрудняюсь ответить
Рисунок 8. Распределение ответов на вопрос: «Как Вы считаете, важно ли осуществлять профилактику
девиантного поведения детей и подростков?»
Организация и реализация мероприятий по коррекции поведения в учебных заведениях является важной частью системы профилактики девиантного поведения среди молодёжи. Большинство респондентов (68%) отмечают, что в их учебном заведении осуществляется работа по профилактике отклоняющегося поведения. Однако, 18% опрошенных заявляют, что в их учебных учреждениях такой практики не существует (см. рисунок
9).
"Да
■ Нет
■ Затрудняюсь ответить
Рисунок 9. Распределение ответов на вопрос: «В Вашем учебном заведении ведётся работа по профилактике
девиантного поведения?»
Респонденты отметили наиболее распространённые виды работ по профилактике девиантного поведения, которые осуществляются в их учебных заведениях: дополнительные лекции для всех желающих (41%), внеклассные занятия с психологом (12%), все виды работ, указанные в вопросе (11%), создание дополнительных программа на базе учебного заведения (10%), учебная программа включает предметы, связанные с профилактической работой с поведением обучающихся (9%). Также, 14% отметили, что такая работа не осуществляется.
Следующий вопрос был направлен на то, чтобы узнать, достаточно ли эффективны реализуемые программы профилактик девиантного поведения, которые реализуются в городе Губкине. Как можно увидеть из полученных данным, мнения респондентов разделились. Больше половины опрошенных не до конца довольны методам профилактики девиантного поведения, реализуемых в городе (см. рисунок 10).
"Да
■ Скорее да, чем нет
■ Скорее нет, чем да
■ Нет
■ Затрудняюсь ответить
Рисунок 10. Распределение ответов на вопрос: «По Вашему мнению, реализуемые программы профилактики отклоняющегося поведения в Вашем городе достаточно эффективны?»
Респонденты отмечают, что наиболее привлекательными формами осуществления работы с девиантной молодёжью являются: организация социальной работы с родителями (27%), организация форм досуга по распространению здорового образа жизни (23%), обучение социально-важным навыкам посредством тренингов и лекций (19%). 16% опрошенных отметили, что эффективной формой профилактики является организация
творческих кружков для детей и подростов. Помимо этого, 9% молодых людей наиболее эффективной формой профилактики считают разработку индивидуальных рекомендаций для подростков.
Отвечая на вопрос «Известно ли Вам о деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи?». Большинство молодых людей выбрали вариант ответа «Нет» (53%). Данные говорят о том, что большинство опрошенных слабо проинформированы о возможностях профилактики девиантного поведения и получения психологической помощи.
Следующий вопрос был направлен на то, чтобы узнать наиболее привлекательные и интересные для молодых людей виды деятельности, которые направлены на предотвращение девиантного поведения. Исходя из полученных данных, можно увидеть, что больше четверти опрошенных (23%) выбрали вариант «Укрепление здоровья посредством участия в спортивных кружках». Также, 19% опрошенных хоте ли бы принимать участие во внешкольных досуговых мероприятиях. Поучаствовать в семейной профилактике совместно со своими родственниками хотели бы 18% опрошенных. 17% респондентов выбрали вариант ответа «Участие в программах психологической коррекции эмоциональных нарушений. Меньшее количество голосов набрали варианты ответов «Информирование о видах девиантного поведения и способах профилактики» (11%), «Обучение противодействию негативным социальным влияниям» (6%), «Участие в программах жизненных навыков и личностного роста» (5%).
Далее следовал вопрос, направленный на то, чтобы выяснить, заинтересованы ли молодые люди в участии в мероприятиях по профилактике девиантного поведения. Исходя из полученных данных, почти четверть респондентов (24%) хотели бы принять участие в мероприятиях по профилактике девиаций (см. рисунок 11)
Рисунок 11. Распределение ответов на вопрос: «Хотели бы Вы принять участие в мероприятиях по
профилактике отклоняющегося поведения?»
Помимо анкетирования, проведённого с молодыми людьми г. Губкина, нами было проведено интервью с десятью экспертами в области девиантологии, педагогики, психологии, проектного управления и молодёжной политики. Большая часть экспертов имеет стаж профессиональной деятельности, который составляет более 5-7 лет. В число экспертов вошли: социальные педагоги школ г. Губкина, педагоги-психологи МБУ «Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, сотрудники отдела молодежной политики администрации Губкинского городского округа. Эксперты имеют опыт в организации таких мероприятий, как: методические объединения педагогов-психологов, семинары-практикумы по коррекции девиантного поведения для обучающихся общеобразовательных учреждений г. Губкина, федеральные и муниципальные проекты, направленные на профилактику семейных отношений, семинары по вопросам профилактики девиантного поведения для педагогов и педагогов-психологов.
■ Да, мне это нужно
■ Нет, не вижу в этом смысла
■ У меня нет свободного времени
■ Затрудняюсь ответить
В ходе проведения интервью, экспертам было предложено определить основные задачи современных механизмов профилактики девиантного поведения. Большинство экспертов ответили, что современные формы профилактики девиантного поведения «помогают уменьшить рост поведенческих отклонений у подростков, как в школьной, так и в повседневной среде». Также, эксперты отметили, что «девиантное поведение всегда препятствует процессу социализации подростков».
На вопрос «Как Вы считаете, актуальны ли мероприятия, направленные на профилактику девиантного поведения среди современных подростков?» все эксперты ответили, что «актуальны». Однако, они отметили, что «не все мероприятия до конца понятны молодым людям». Эксперты выделили наиболее актуальные формы профилактических мероприятий, такие как: лекции и семинары, направленные на профилактику девиантного поведения, индивидуальные консультации с психологом, различные виды тренингов (по формированию жизненных навыков, устойчивости к негативному социальному влиянию, ценностного обучения).
Мероприятия по профилактике девиантного поведения являются актуальными. Однако, эксперты отметили, что «около 20% молодых людей г. Губкина, у которых наблюдаются признаки отклоняющегося поведения не принимали в них участие. Привлечь подростков к проблеме профилактики отклоняющегося поведения и заинтересовать их в участии в мероприятиях способствует «создание уникального проекта или профилактической программы, которая сможет реализовать интересы большинства подростков». Также, эксперты отметили, что «привлечь молодых людей в такие мероприятия можно с помощью «активного освещения мероприятий в социальных сетях в социальных сетях, которые популярны в молодёжной среде».
Все эксперты отметили, что современные молодые люди существенно отличаются от предыдущих поколений в области отношения к девиантному поведению и его профилактике. «Современная молодёжь в меньшей степени подвержена влиянию девиаций фармакологического характера, например алкоголизму, наркомании и токсикомании». По мнению экспертов, «в настоящее время основными видами девиаций являются побеги из дома, беспризорность, интернет-зависимость». Также, некоторые эксперты подчеркнули, что «в настоящее время основной причиной появления у подростков отклоняющегося поведения является нарушение принципов воспитания подростков в семье».
Отвечая на вопрос «Имеете ли Вы опыт организации мероприятий по профилактике девиантного поведения?» эксперты дали следующие ответы (см. рисунок 12).
Рисунок 12. Распределение ответов экспертов на вопрос: «Имеете ли Вы опыт организации мероприятий по
профилактике девиантного поведения?»
Опираясь на большой опыт экспертов в организации профилактических мероприятий, мы выяснили, что основными проблемами при организации и реализации таких мероприятий являются: «отсутствие использования полученной информации на практике, однообразность проводимых лекций и семинаров».
Также, эксперты выделили несколько ошибок, которые были совершены в ходе реализации профилактических мероприятий. Эксперты выделяют такие ошибки как: «излишнюю формализацию в ходе
проведения мероприятия, отсутствие системности и очерёдности проведения семинаров». Помимо этого, эксперты отметили, что «единоразовое проведения мероприятия лишает возможности понять, было ли эффективно мероприятие и принесло ли оно пользу для молодого человека».
Далее в ходе нашего исследования, мы выяснили, какую информацию, по мнению экспертов, необходимо преподносить подросткам при проведении профилактического мероприятия. Эксперты отметили, что необходимо затронуть такие темы как: «последствия девиантного поведения для индивида и общества, основные виды девиантного поведения, определение личностных и социальных факторов, влияющих на поведение, формы и способы профилактики девиаций, факторы формирования ценностей и норм поведения в обществе.»
Отвечая на вопрос «По Вашему мнению, будет ли эффективно совместное участие в профилактических мероприятиях подростков и их родителей?» эксперты отметили, что «совместные семейные мероприятия достаточно эффективны». По мнению экспертов, «совместные профилактические мероприятия позволят родителям наравне с подростками углубиться в проблему профилактики отклоняющегося поведения, что существенно облегчит дальнейшее воспитание молодых людей».
Профилактика девиантного поведения через занятия спортом, по мнению экспертов, позволит «улучшить как физическое, так и психологическое состояние молодых людей, снять эмоциональное напряжение и попробовать себя в чём-то новом».
Эксперты отметили, что профилактические мероприятия должны проходить на регулярной основе, по 2 мероприятия в неделю. Мероприятия должны длиться 45-60 минут.
Подводя итог вышесказанному, в ходе проведения нашего исследования, было выявлено, что молодёжь имеет представление о том, что такое девиантное поведение. Но, вместе с этим, школьники не обладают необходимой информацией об основах профилактики отклоняющегося поведения и возможностях участия в деятельности Центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Также, у молодых людей существуют заметные проблемы с адаптацией в семье и школьном коллективе. Всё это негативно влияет на развитие социально-важных качеств личности подростка и его поведение в обществе.
Сегодня большая часть молодёжи имеют друзей, ведущих асоциальный образ жизни. С подросткового возраста у молодых людей начинают появляться вредные привычки. Следует также отметить, что часть школьников заинтересованы в том, чтобы принять участие в мероприятиях по профилактике отклоняющегося поведения. Молодых людей интересует совместное участие родителей и детей в профилактике девиантного поведения, а также вовлеченность в спортивные, досуговые мероприятия.
В следствии выше сказанного, основной проблемой, по результатам исследования, является отсутствие практических знаний о способах профилактики девиантного поведения, необходимость привлечения родителей для совместной работы с подростками в рамках профилактических мероприятий. Поэтому необходимо формирование благоприятных условий для профилактики девиантного поведения в молодёжной среде.
Таким образом, можно сделать несколько выводов о причинах развития девиантного поведения и способах его профилактики в молодёжной среде:
Во-первых, в ходе проведения опроса молодёжи г. Губкина было выявлено, что большая часть молодых людей не знают о возможностях профилактики девиаций и существовании специальных учреждений, которые реализуют профилактические программы работы с подростками;
Во-вторых, основными причинами появления отклоняющегося от норм поведения у подростков являются непонимание со стороны взрослых, конфликты в семье и в школе что приводит к ухудшению состояния здоровья подростков, лишению возможности к социальной адаптации, появлению знакомых, которые ведут
асоциальный образ жизни;
В-третьих, молодёжь заинтересована в формировании условий для эффективной профилактики девиантного поведения посредством участия в спортивных, досуговых мероприятиях, программах психологической коррекции, а также консультационной и практической работы с родителями.
Список используемой литературы:
1. Набойченко, Е.С. Психология отклоняющегося поведения подростков / Е.С. Набойченко. -Екатеринбург: Издатель Калинина Г.П., 2007. - 285 с.
2. Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей / В.М. Целуйко. - Москва: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 272 с.
3. Сманцер, А.П. Превентивная педагогика: методология, теория, методика / А.П. Сманцер, Е.М. Рангелова. - Минск: БГУ, 2008. - 263 с.