Научная статья на тему 'Социальное партнёрство и межведомственное взаимодействие в профилактике девиантного поведения молодёжи'

Социальное партнёрство и межведомственное взаимодействие в профилактике девиантного поведения молодёжи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1014
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Базис
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО / МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / МОЛОДЁЖЬ / ВОСПИТАНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА / SOCIAL PARTNERSHIP / INTERDEPARTMENTAL INTERACTION / DEVIANT BEHAVIOR / YOUTH / EDUCATION / PREVENTION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Колокольцева Ольга Владимировна, Вертий Андрей Олегович

В статье рассматриваются причины девиантного поведения молодёжи в современном обществе. Автор перечисляет наиболее распространённые мероприятия профилактики девиантного поведения молодёжи. Особое внимание уделяется социальному партнёрству и межведомственному взаимодействию в реализации профилактических мероприятий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL PARTNERSHIP AND INTERDEPARTMENTAL INTERACTION IN PREVENTION OF DEVIANT BEHAVIOUR OF YOUTH

In article the reasons of deviant behavior of youth in modern society are considered. The author lists the most widespread actions of prevention of youth deviant behavior. The special attention is paid to social partnership and interdepartmental interaction in realization of preventive actions.

Текст научной работы на тему «Социальное партнёрство и межведомственное взаимодействие в профилактике девиантного поведения молодёжи»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРА ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

ВАНИЕ:

УДК 371.4

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО И МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО

ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЁЖИ

SOCIAL PARTNERSHIP AND INTERDEPARTMENTAL INTERACTION IN PREVENTION

OF DEVIANT BEHAVIOUR OF YOUTH

© Колокольцева Ольга Владимировна

Olga V. Kolokoltseva кандидат социологических наук, доцент, заведующий отделением, Академия управления городской средой, градостроительства и печати (г. Санкт-Петербург).

PhD (Sociological), Associate Professor, Head of Department, Academy of Urban Management, Planning and Printing (Saint-Petersburg).

И olga_kolokolceva@mail.ru

© Вертий Андрей Олегович

Andrey O. Verty

заведующий отделом воспитательной работы, Санкт-Петербургское суворовское военное училище Министерства обороны РФ (г. Санкт-Петербург).

Head of the Department of Educational Work, St. Petersburg Suvorov Military School of the Ministry of Defense of the Russian Federation (Saint-Petersburg).

И andrejschukar@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются причины девиантного поведения молодёжи в современном обществе. Автор перечисляет наиболее распространённые мероприятия профилактики девиантного поведения молодёжи. Особое внимание уделяется социальному партнёрству и межведомственному взаимодействию в реализации профилактических мероприятий

Ключевые слова: социальное партнёрство, межведомственное взаимодействие, девиантное поведение, молодёжь, воспитание, профилактика

Современная молодёжь является наиболее уязвимой и подверженной девиант-ному поведению по ряду объективных и субъективных причин. С одной стороны, социальная жизнь в условиях глобализации и виртуализации развивается быстрыми темпами, что создаёт дополнительные условия для так называемых

Abstract. In article the reasons of deviant behavior of youth in modern society are considered. The author lists the most widespread actions of prevention of youth deviant behavior. The special attention is paid to social partnership and interdepartmental interaction in realization of preventive actions.

Key words: socialpartnership, interdepartmental interaction, deviant behavior, youth, education, prevention.

«информационных атак» и «информационного зомбирования», которые могут способствовать созданию стрессовых ситуаций. А это в свою очередь является благоприятным фактором воздействия и манипулирования молодыми людьми, вовлечения их в различные формы девиантного поведения. С другой стороны, жёсткая социаль-

ч

%

ная стратификация и социальное неравенство на фоне кризисных явлений в экономике и духовно-нравственной сферах также создают условия для того, чтобы молодые люди пошли по пути отклоняющегося поведения, вернуться с которого очень тяжело, а в некоторых случаях, уже даже невозможно.

Нельзя не отметить и влияние социальной аномии на девиантное поведение. Эмиль Дюркгейм, который ввёл понятие аномии в научный оборот, определил её как «состояние общества, в котором происходят разложение, дезинтеграция и распад определённой системы устоявшихся ценностей и норм, ранее поддерживавшей традиционный общественный порядок, по причине её несоответствия новым, сформулированным и принятым государством идеалам» [1]. Все это, по мнению Э. Дюркгейма, приводит к суицидальным настроениям, апатии, разочарованию, противоправному поведению. Развитие концепции аномии продолжил Роберт Мертон, который дал её определение как «политико-экономический обусловленный процесс разрушения базовых элементов культуры, прежде всего в аспекте этических норм. При достаточно резкой замене одних общественных идеалов и морали другими определённые социальные группы перестают чувствовать свою причастность к данному обществу, происходит естественное их отчуждение, новые социальные нормы и ценности (в том числе социально декларируемые образцы поведения) не успевают усваиваться членами этих групп и позиционируются уже вместо некогда конвенциональных и равных средств для достижения прежних индивидуальных или общественных целей как собственные (уже являющиеся не одобряемыми, в частности, противоправными). Явления аномии, затрагивая при социальных потрясениях все слои населения, особенно сильно Ш I действуют в отношении молодёжи» [1]. А I Медицинские работники выде-

д | ляют множество других разнообразных причин девиантного поведения молодёжи. В частности, одной из таких являются недостатки воспитания. Как отмечает портал Psihomed.com, «от 25%-75% детей - неполная семья, 65% подростков имеют серьёзные нарушения характера, 65% - акцентуанты. Больных пациентов с делинквентными отклонениями до 40%. Половина из них имеет такое состояние как психопатия. Бродяжничество и побеги из дома

из*4*

щ а

т:

в большинстве случаев объясняются делинквент-ностью. Самые первые побеги осуществляются от страха наказания или вступают реакцией протеста, а потом превращаются в условно-рефлекторный стереотип.

Причины девиантного поведения подростков кроются в недостаточном надзоре, отсутствии внимания со стороны близких, в тревоге и страхе за наказания, в фантазёрстве и мечтательности, в желании устраниться от опеки воспитателей и родителей, в жестоком обращении со стороны товарищей, в немотивированной тяге изменить скучную обстановку.

Отдельно хочется отметить раннюю алкоголизацию и наркотизацию подростков. Среди делинквентных подростков большая часть знакома с наркотиками и злоупотребляет алкоголем. Мотивы такого употребления - это желание быть в компании своим и стать взрослым, удовлетворить любопытство или изменить психическое состояние. В последующие разы принимают наркотики и выпивают для весёлого настроения, а также для самоуверенности, раскованности. Возникновение групповой зависимости напиваться на встрече друзей несёт угрозу алкоголизма. А стремление подростка к наркотизации является ранним признаком зависимости от наркотика» [2].

Кроме того, в качестве причин девиации среди молодёжи учёные выделяют следующие [3]:

- противоречие между активно растущими, особенно в молодости, потребностями и легальными, социально-одобряемыми средствами их удовлетворения;

- неравенство возможностей среди представителей различных социальных групп, особенно остро ощущаемое в молодости;

- статусное (а не только возрастное) неравенство между поколениями;

- репрессивные меры воспитания;

- необходимость в социальном признании и самоутверждении, связанная с поиском «своего пути» во взрослом мире;

- недостаточность социального опыта и как следствие, попытка облегчить трудности вступления в различные социальные отношения при помощи так называемых раскрепощающих средств (сигарет, алкоголя, наркотиков).

И это далеко не исчерпывающий перечень причин девиантного поведения молодёжи. Очевидно, что этот список можно продолжать аналогично тому, как рассматривать множество формы девиантного поведения, которые в современном обществе постоянно увеличиваются, обновляются, приобретают большую изощрённость.

Соответственно, девиантное поведение является элементом объективной реальности любого социума. Последствия такого поведения могут быть очень тяжёлыми как для самого девианта, так и для его окружения и общества в целом. Поэтому очень важно на всех уровнях

работы с молодёжью организовывать систему профилактики девиантного поведения, а это является одним из важных элементов воспитательной работы с молодёжью.

В качестве наиболее часто применяемых мер профилактики девиантного поведения в работе с молодёжью можно выделить:

- мониторинг факторов риска, в том числе особенности семьи, социального окружения, увлечений молодых людей;

- организация разъяснительной работы, информационно-просветительских лекций, а также, в случае необходимости, индивидуальных бесед, предупреждающих рискованное поведение и вовлечение в ситуации, связанные с риском для жизни и здоровья;

- волонтёрская деятельность, которая способствует успешной социализации и развития у молодёжи таких жизненных ценностей, как здоровье, милосердие, любовь, самосовершенствование, помощь и поддержка другим людям [4]. Особенно это актуально, поскольку в современном обществе этих ценностей не хватает, они утратили своё истинное значение. Остро назрела необходимость возрождения этих ценностей. Неслучайно 2018 год Президентом Российской Федерации В. В. Путиным был объявлен Годом добровольца (волонтёра), органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации было рекомендовано осуществлять необходимые мероприятия в рамках проводимого в Российской Федерации Года добровольца (волонтёра) [5];

- стимулирование студенческого самоуправления, организация студенческих активов, которые с одной стороны, обеспечивают эффективную коммуникацию между администрацией, педагогическими работниками и обучающимися, а с другой стороны, способствуют адаптации и успешной социализации студентов, создают условия для сплочённости молодых людей, обеспечивают взаимную помощь и поддержку;

- активизация спортивной жизни и физической культуры, вовлечение молодёжи в занятие спортом, участие в соревнованиях, пропаганда здорового образа жизни;

- организация культурных мероприятий и досуга молодёжи;

- участие молодёжи в проведении социальных акций, в том числе направленных на патриотическое воспитание, а также тренингов, деловых игр, дискуссионных площадок;

- организация молодёжных научных мероприятий (конференций, семинаров, круглых столов, форумов и т. д.);

- внедрение института наставничества в различные формы работы с молодёжью, а в случае необходимости применение индивидуальной работы по коррекции поведения.

Эти общеизвестные профилактические мероприятия используются практически всеми организациями, прежде всего образовательными,

которые занимаются обучением и воспитанием подрастающего поколения.

Однако повысить эффективность профилактической работы с молодёжью можно благодаря объединению усилий различных ведомств и укреплению социального партнёрства в этой сфере.

Это возможно путём проведения совместных межведомственных мероприятий, направленных на профилактику отдельных форм девиантного поведения.

Выработке единой политики в вопросах профилактики тех или иных форм девиантного поведения способствует создание различных межведомственных комиссий. В частности, такой многолетний опыт имеют антинаркотические комиссии, создаваемые при органах местного самоуправления, либо органах исполнительной власти. В состав таких комиссий входят специалисты различных ведомств и служб (психологи, социальные педагоги, сотрудники органов внутренних дел, медицинские работники, представители органов местного самоуправления и органов исполнительной власти и др.).

Богатый опыт в проведении культурно-массовых профилактических мероприятий имеют такие учреждения, занимающиеся комплексной работой с подрастающим поколением, как дома молодёжи, дома творчества, культурные центры, а также молодёжные приёмные при органах местного самоуправления. Они активно взаимодействуют друг с другом и с образовательными организациями, проводят различные акции, концерты, конкурсы, развивающие тренинги и игры (например, Школа лидера, школа предпринимателя и т. д.), флешмобы. С одной стороны это является альтернативной формой занятости молодёжи, её сплочённости, с другой стороны это способствует формированию позитивного настроения и ориентиров в жизни, а также формированию и развитию социально значимых ценностей.

Большое значение в профилактической работе имеет социальное партнёрство и межведомственное взаимодействие при проведении так называемых социальных дней и приуроченных к ним акций, таких как акции, приуроченные ко дню донора, дню отказа от табакокурения, а также мероприятия, проводимые в рамках антинаркотических месячников и др. Как правило, в проведении таких мероприятий участвуют не только различные некоммерческие организации, но медицинские, образовательные, культурно-просветительские организации, а также представители органов государственной власти и местного самоуправления. Проведение подобных мероприятий в настоящее время активно стимулируется, на них выделяются различные гранты, как государственные, так и негосударственные, например, зарубежных фондов.

Таким образом, социальное партнёрство и межведомственное взаимодействие «способствует формированию социальной и коммуника-

ч

тивнои компетентности» молодых людей, а так же «позволяет студенту найти новые интересные сферы деятельности и успешно реализовывать себя в них» [6, с. 233]. Именно благодаря совместным усилиям различных субъектов социальных отношений, прежде всего, образовательных организаций, учреждений по работе с молодёжью,

некоммерческих организации, занимающихся профилактикой, а также органов государственной власти и местного самоуправления, органов внутренних дел, можно добиться значительных результатов в профилактике девиантного поведения молодёжи.

Материалы поступили в редакцию 27.07.2018 г.

Библиографический список (References)

1. Википедия. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Аномия (дата обращения: 26.07.2018).

2. Причины девиантного поведения. [Электронный ресурс]. URL: http:// psihomed.com/deviantnoe-povedenie/ (дата обращения: 26.07.2018).

3. Девиантное поведение молодёжи. [Электронный ресурс]. URL: https://

^ studme.org/1780032124392/sotsiologiya/ deviantnoe_povedenie_molodezhi/ (дата обращения: 26.07.2018).

4. Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года : распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_180402/ (дата обращения: 26.07.2018).

5. О проведении в Российской Федерации Года добровольца (волонтёра) [Электронный ресурс]: указ Президента Российской Федерации от 06.12.2017 № 583 // Официальный сайт Президента России. URL: http:// kremlin.ru/acts/bank/42573/ (дата обращения: 26.07.2018).

6. Потапчук, А. А. Опыт межкластерного взаимодействия при организации воспитательной (внеучебной) работы / А. А. Потапчук, А. С. Рукавишников // Актуальные вопросы создания системы воспитания в образовательных органи-

Ш I зациях высшего и среднего образова-ф I ния Российской Федерации : сб. матер.

I региональной конф. СПб. : ФГБОУ ВО ШШ СПбГМТУ, 2018. 246 с.

щ а

т:

1. (2018). Vikipedija [Wikipedia]. URL: https:// ru.wikipedia.org/wiki/Anomija (accessed 26 July, 2018).

2. (2017). Prichiny deviantnogo povedenija [Causes of deviant behavior]. URL: http://psihomed.com/ deviantnoe-povedenie/ (accessed 26 July, 2018).

3. (2018). Deviantnoe povedenie molodjozhi [Deviant behavior of young people]. URL: https://studme. org/1780032124392/sotsiologiya/deviantnoe_ povedenie_molodezhi/ (accessed 26 July, 2018).

4. (2015). Ob utverzhdenii Strategii razvitija vospitanija v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda : rasporjazhenie Pravitel'stva RFot 29.05.2015 № 996-r. Oficial'nyj sajt Prezidenta Rossii [About the approval of strategy of development of education in the Russian Federation for the period till 2025: the order of the Government of the Russian Federation of 29.05.2015 No. 996-r]. URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_i80402/ (accessed 26 July, 2018).

5. (2017). O provedenii v Rossijskoj Federacii Goda dobrovol'ca (volontjora): ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 06.12.2017 № 583. Oficial'nyj sajt Prezidenta Rossii [About carrying out in the Russian Federation year of the volunteer (volunteer): the decree of the President of the Russian Federation of 06.12.2017 No. 583]. URL: http://kremlin.ru/ acts/bank/42573/ (accessed 26 July, 2018).

6. Potapchuk, A. A., Rukavishnikov, A. S. (2018). Opyt mezhklasternogo vzaimodejstvija pri organizacii vospitatel'ncj (vneuchebnoj) raboty.Aktual'nye voprosy sozdanija sistemy vospitanija v obrazovatel'nyh organizacijah vysshego i srednego obrazovanija Rossijskoj Federacii: sb. mater. regional'noj konf. [Experience of the intercluster interaction in the organization of educational (extracurricular) work. Actual problems of creation of systems of education in educational institutions of higher and secondary education of the Russian Federation. Collected mater. regional conf.]. St. Peterburg. FGBOU VO SPbGMTU. 246 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.