Научная статья на тему 'Исследование проблемы по кейсу anchod как инновационно педагогическая технология в учебном процессе'

Исследование проблемы по кейсу anchod как инновационно педагогическая технология в учебном процессе Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
207
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛГОРИТМ / АНАЛИЗ / ВЫБОР / РЕШЕНИЕ / ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ / ПРОГНОЗ / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Шайтанова Лидия Михайловна

Статья посвящена разработке алгоритма исследования экономических показателей компаний, проблемы которых отражены в бизнес кейсах, обозначенных автором статьи как кейсы ANCHOD. Показано, как происходит исследование проблемы по кейсу на стадии обучения студентов. Приведен пример кейса ANCHOD, решение которого осуществляется студентами старших курсов Омского института (филиала) РГТЭУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование проблемы по кейсу anchod как инновационно педагогическая технология в учебном процессе»

Шайтанова Лидия Михайловна,

к.т.н., доцент, доцент Омский институт (филиал) РГТЭУ e-mail: [email protected] 644009, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д. 195, кор.18

р.т.8(3812) 69-29-80

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПО КЕЙСУ - ANCHOD КАК ИННОВАЦИОННО -ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Статья посвящена разработке алгоритма исследования экономических показателей компаний, проблемы которых отражены в бизнес - кейсах, обозначенных автором статьи как кейсы - ANCHOD. Показано, как происходит исследование проблемы по кейсу на стадии обучения студентов. Приведен пример кейса - ANCHOD, решение которого осуществляется студентами старших курсов Омского института (филиала) РГТЭУ.

Ключевые слова: Алгоритм, анализ, выбор, решение, исследование динамики показателей, прогноз, программное обеспечение.

Актуальной проблеме внедрения инновационных методов в процесс обучения студентов вузов посвящено множество научных и методических работ известных авторов, таких как Добрыниной Д. В., Прозументовой Г.Н. и др. [1 - 3]. Значительное внимание в таких трудах уделено кейс - технологиям как интерактивным методам краткосрочного обучения на основе реальных или возможных ситуаций, направленных на формирование у студентов определенных компетенций [1, с.173].

Существует определенная классификация кейсов по степени воздействия их основных источников [1,2]: практические кейсы, отражающие абсолютно реальные жизненные ситуации; обучающие кейсы (кейс-стади), основная цель которых обучение; научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.

Кейсы типа кейс — стадии часто используются в практике решений проблем экономики. В таких кейсах излагается ситуация с приведенными статистическими данными, привязанными к определенному временному интервалу, которая сложилась в какой-либо реальной компании и содержит проблему, которую необходимо решить. Если в кейсах рассматривается проблемы бизнеса, то такие бизнес-кейсы построены на основе реальных экономических ситуаций, изучение и исследование проблем которых специалистами - аналитиками помогает найти оптимальные варианты1.

Особенностью исследовательского бизнес - кейса является то, что он является моделью для получения знаний об экономической ситуации для конкретного бизнес - объекта. Такой кейс трудно применять в обучении обычных студентов, изучающих, например, типовой курс менеджмента или маркетинга. Статистические материалы, сведения о состоянии рынка, социально-экономические показатели региона или предприятия, приведенные в кейсе, определяют научную направленность исследования и оптимизации возможных решений по проблеме кейса.

При этом статистические данные служат информационной базой для моделирования последующих возможных ситуаций и расчета экономических показателей. Математический инструментарий выбирается в зависимости от типа и сложности задачи и базы исходных данных. Статистические материалы помещены либо в самом тексте кейса, либо в приложении.

Исследовательская функция бизнес-кейса сводится к овладению алгоритмом научного исследования на основе моделирования экономических процессов, информационной базой которого являются реальные статистические данные. Поэтому решение таких кейсов как решение исследовательской задачи служит целям формирования компетенций будущего специалиста, повышения квалификации, переподготовки экономистов - профессионалов. Доминирование исследовательской функции в кейсе позволяет довольно эффективно использовать его и в научноисследовательской деятельности после окончания Вуза.

1 Многочисленные примеры бизнес-кейсов приведены на сайтах http://www.e-xecutive.ru/education/cases/ и http://www.casemethod.ru

Одна из базовых категорий метода на основе статистических данных - понятие «анализ» рассматривается как один из этапов научного исследования. Существует множество видов анализа: системный и факторный; дисперсионный, корреляционный, регрессионный как разделы статистического анализа и другие виды статистического исследования. Все виды анализа могут использоваться в методе исследовательского бизнес-кейса, что в значительной степени расширяет его возможности. Научная основа содержательной части кейса определяет методологию анализа и совокупность научных методов исследования.

Введем обозначение и понятие исследовательского кейса, для решения которого необходимы три этапа:

1. Анализ ситуации и показателей экономической деятельности конкретной организации, прогнозирование возможного уровня показателей (анализ - anflysis);

2. Поиск оптимального решения (выбор - choice );

3. Принятие окончательного решения (решение - decision)

Следовательно, исследовательский кейс, требующий наличие перечисленных трех этапов, может иметь аббревиатуру ANCHOD.

Таким образом, цель метода кейс - ANCHOD — совместными усилиями группы студентов и преподавателя в интерактивном режиме проанализировать конкретную ситуацию на основе предложенных алгоритмов и имеющихся данных, рассмотреть возможные решения и выбрать лучшее из них в контексте представленной проблемы.

Достижение цели кейса - ANCHOD состоит в том, что для формирования компетенций будущих специалистов в области экономики важно уметь не только предлагать возможные пути решения проблемы на основе логических умозаключений, но и рассмотреть сложившуюся ситуацию на объекте исследования с учетом предварительного исследования конкретных статистических данных. Необходимо проанализировать возможные варианты и стратегии по решению проблемы, выбрать оптимальное решение на основе полученных результатов и принять окончательное решение. В ходе исследования студенту необходим симбиоз знаний по ряду изучаемых дисциплин. Именно такой алгоритм действий формирует студента, как будущего компетентного специалиста, способного принимать верные решения.

Структура исследования проблемы и поиска решения кейса приведена на рисунке в виде схемы, отражающей алгоритм исследования.

Ситуация и проблема изложены в кейсе, по которым далее формируется алгоритм исследования. Студентам - исследователям предоставляются конкретные статистические данные в виде графиков, таблиц, формулировок отдельных этапов анализа и поиска решений, оглашается цель и задачи исследования.

После получения всей необходимой информации совместно обсуждается качество и полнота статистических данных, непрерывность и состоятельность информационного массива. Здесь же при участии преподавателя обсуждаются приемлемые методы и алгоритмы исследования, программный инструментарий для использования информационных технологий (блоки 2 и 3 на рисунке).

Рис. - Структура исследования по кейсу - ANCHOD

Затем начинается самостоятельная работа студентов по сформированным группам (обычно 3 группы). Самостоятельная работа проходит в закрытом режиме, когда обмен мнениями между подгруппами студентов недопустим. Выбирается методика исследования, проводятся вычислительные процедуры с использованием компьютерных инструментов, строятся экономикоматематические модели в аспекте данной проблемы, рассчитываются критерии качества полученных моделей, проводится оптимизация параметров моделей в поле различных показателей и воздействующих факторов. Алгоритмы и методики анализа по группам могут быть различными (как и показано в блоках 4.1, 4.2, 4.3). В каждой группе готовится доклад для обсуждения, где отражены основные моменты исследования и полученные результаты, сформированы выводы и дано заключение для принятия решения.

На следующей стадии исследования (блок 5) заслушиваются доклады «спикеров» по каждой подгруппе, затем проводится групповая дискуссия всех участников, рассматриваются полученные результаты и предложения, проводится оптимизация предложенных решений оценка адекватности моделей, обсуждение прогнозных уровней показателей и предлагаемых решений. Один или несколько возможных вариантов для принятия окончательного решения предлагается на основе анализа адекватности разработанных моделей реальной ситуации, который проводится в блоках 6, 7 и 8. На рис. 5.7.1 наилучшее решение (как пример) показано в блоке 7.

Итоговым этапом решения кейса является совместное принятие оптимального решения, разрабатывается его формулировка. В резюме отражаются основные результаты исследования, приводится перечень конкретных предложений и мероприятий при условии достижения поставленной цели. Материалы исследования передаются заинтересованным лицам (например, бизнесменам или менеджерам компании - заказчика).

В таблице приведены формулировки основных задач, решаемых в ходе формирования компетенций будущих специалистов в процессе исследования по проблемам бизнес - кейсов для трех сторон заинтересованных лиц.

Приведем краткое содержание бизнес - кейса, решить который предлагается студентам старших курсов Омского института (филиала) РГТЭУ в процессе изучения дисциплины «Статистические методы прогнозирования» по специальностям «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и «Экономика и управление на предприятии». Решение проблемы по такому кейсу требует от студентов теоретических знаний и навыков работы с программным обеспечением по ряду дисциплин, таким как Эконометрика, Статистика, Экономика предприятия и др.

Таблица - Основные задачи, решаемые в ходе формирования компетенций будущих специалистов в процессе решения бизнес - кейсов_____________

Студенты Преподаватели Бизнесмены и менеджеры заинтересованных организаций

1. Освоить методологию самостоятельной работы по анализу Обеспечить доступ к исходной информации в виде базы данных Предоставить реальную информацию по финансовому

исходной информации состоянию компании

2. Выбрать алгоритм исследования, используя полученные знания и навыки Организовать педагогическую поддержку студентов при выборе алгоритма исследования в условиях неопределенности. Утвердить предлагаемые показатели хозяйственной и финансовой деятельности для исследования

3. Использовать вычислительные и логические процедуры в ходе исследования, применяемые ранее для анализа показателей по ряду дисциплин Координировать действия студентов в ходе исследования, рецензировать полученные результаты Дать оценку адекватности расчетных данных реальной ситуации в компании

4. Уметь обобщить полученные результаты, сделать выводы и дать конкретные рекомендации Принять окончательное решение совместно со студентами-исследователями и сформулировать резюме Дать заключение о необходимости и возможности внедрения результатов исследования в практику бизнеса компании

Бизнес - кейс «Нужно развивать бизнес!»

Ситуация: Торговая фирма «Атлас» по продаже декоративных тканей существует на рынке 3 года. Первые продажи ткани в России начались в конце 2007 года. По статистическим данным, сбор которых осуществляется ежемесячно, с октября 2009 года наблюдается уверенный рост товарооборота. Ассортимент тканей постоянно расширяется. Затраты на обеспечение поставок и продаж тканей также фиксируются ежемесячно. По статистическим данным, они также возрастают, но с меньшим средним темпом прироста. Данные по товарообороту и затратам приведены в приложении к кейсу. Фирма намерена развивать свой бизнес и рассматривает различные стратегии развития.

Ключевыми являются две альтернативные стратегии: Развивать бизнес только за счет внутренних резервов или взять кредит в банке сроком на 1 год с первоначальной стоимостью в 100 000 руб., что позволит сразу же расширить ассортимент и открыть новые салоны по продаже тканей и оказанию покупателям дополнительных услуг (раскрой, декоративная обработка и т.д.).

Проблема: Проблема состоит в том, что кредитование фирмы является приоритетной стратегией. Но сможет ли фирма заимствовать денежные средства в размере от 100 000 руб. сроком на 1 год при сохранении существующей динамики показателей товарооборота и затрат? Какими могут быть эти показатели через год, если тенденции показателей в среднем сохранятся? Какую минимальную сумму выплат можно гарантировать с надежностью прогноза 90%, если предусмотреть ежеквартальные выплаты долга при учетной ставке не более 15% годовых?

Для решения такой проблемы руководство фирмы обращается к аналитикам и предоставляет всю необходимую статистическую информацию.

Для исследования динамики показателей финансовой деятельности компании «Атлас» и прогноза с целью принятия решения о возможности получения кредита первоначальной стоимостью в 100 000 руб. сроком на 1 год студенты-аналитики проводят исследование в соответствии со схемой рис. 5.7.1 и принимают окончательное решение. Исследование проводится в многомерном пространстве показателей, где анализируются и прогнозируются не только финансовые показатели, но и рассматриваются различные процентные ставки и схемы расчета выплаты процентов по кредиту.

Литература

1. Добрынина В.Д. Инновационные методы обучения студентов вузов как средство реализации интерактивной модели обучения.//Вестник Бурятского государственного университета. 2010. №5. с. 172-176.

2. Классический университет - инновационные школы: стратегические перспективы взаимодействия (опыт гуманитарного исследования) / под ред. Г.Н. Прозументовой. - Томск: Издательство Томского государственного университета, 2008. - 262 с.

3. Прозументова Г. Н. Переход к Открытому образовательному пространству. Ч. 2: Типологизация образовательных инноваций / под ред. Г. Н. Прозументовой. - Томск:

Издательство Томского государственного университета, 2009. - 448 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.