УДК 372.881.111.1
Образцова Е.А.
студент
Московская международная академия (г. Воркута, Россия)
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОТСУТСТВИЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В СТАРШИХ КЛАССАХ
Аннотация: статья посвящена анализу проблемы отсутствия профильного обучения иностранным языкам в старших классах общеобразовательных школ. Рассматривается актуальность внедрения профильного обучения в условиях глобализации и необходимости межкультурного взаимодействия. В рамках исследования выявлены основные трудности, связанные с недостатком квалифицированных педагогов, ограниченными ресурсами и низкой мотивацией учащихся. Приводятся результаты опроса старшеклассников и учителей, на основании которых предложены практические рекомендации, включая разработку специализированных методик, использование цифровых технологий и международное сотрудничество. Особое внимание уделено примерам успешных практик, которые демонстрируют эффективность интеграции инновационных подходов в процесс обучения. Статья адресована педагогам, образовательным администраторам и исследователям, заинтересованным в повышении качества языкового образования в России.
Ключевые слова: профильное обучение, иностранные языки, старшие классы, языковая подготовка, образовательные технологии, билингвальное обучение, методики преподавания, цифровые ресурсы, межкультурное взаимодействие, мотивация учащихся.
Введение.
В контексте современной системы образования вопрос профильного обучения иностранным языкам вызывает особо острую дискуссию. Несмотря на прогресс в разработке учебных программ и методик, отсутствие ясной
модели профильного изучения иностранных языков остается значительной проблемой. Данная статья предлагает обзор проблемы и анализ потенциальных путей ее решения.
Актуальность проблемы.
Сегодня мир сталкивается с необходимостью межкультурного взаимодействия, что придает особое значение иностранным языкам как средству общения и освоения культурных ценностей. Всего 6% российских выпускников обладают высокими результатами в изучении иностранных языков, что показывает низкую эффективность существующих методов обучения. В условиях глобализации знание иностранных языков становится важным фактором профессиональной и личной успешности. Уровень владения языками оказывает влияние на трудоустройство, возможности академической мобильности и культурный обмен [1, с. 168-189].
Более того, многие выпускники российских школ сталкиваются с трудностями при поступлении в зарубежные университеты из-за низкого уровня языковой подготовки. Это затрудняет их интеграцию в международное образовательное пространство, ограничивая доступ к передовым научным знаниям и технологиям. Таким образом, актуальность проблемы выходит за рамки школьного образования и касается общей конкурентоспособности страны.
Анализ ситуации в старших классах.
Принцип профильного обучения включает в себя глубокое изучение предметов, позволяя ученикам сфокусироваться на их личных интересах и планируемой карьере. Однако во многих школах система профильного обучения не охватывает иностранные языки. Это связано с ограниченными ресурсами, недостатком квалифицированных педагогов и отсутствием четких методических рекомендаций. Кроме того, изучение иностранных языков зачастую ограничивается стандартными программами, которые не обеспечивают практической подготовки и не адаптированы к профессиональным запросам учащихся [2].
Важным аспектом является также недостаток времени на изучение иностранного языка в рамках учебного плана. Большинство школ не предоставляют возможность увеличения часов на языковую подготовку, что негативно сказывается на уровне владения языком. Дополнительные курсы и факультативы часто недоступны из-за высокой стоимости или недостатка преподавателей [3].
Основные проблемы.
1. Отсутствие подходящих программ и учебников: существующие методические материалы не всегда соответствуют нуждам учеников, особенно в связи с профессиональными потребностями. Наблюдается нехватка программ, ориентированных на специфические профессиональные направления, такие как экономика, медицина или ГГ. Устаревшие учебники не учитывают современные реалии и не мотивируют учеников на освоение языка.
2. Нехватка квалифицированных преподавателей: для профильного обучения необходимы педагоги с высокими языковыми навыками и практическим опытом. Однако привлечение таких специалистов в школы сталкивается с финансовыми и организационными трудностями. Более того, в ряде регионов страны наблюдается дефицит учителей иностранных языков, что усиливает неравенство в качестве образования.
3. Неравномерное распределение ресурсов: школы с низким уровнем финансирования испытывают дефицит качественных учебных материалов и технологий. В таких условиях становится невозможным организовать качественное профильное обучение иностранным языкам . Это особенно заметно в сельских школах, где проблема усугубляется недостатком оборудования и современных технологий.
4. Низкая мотивация учеников: ученики часто не видят практической пользы в изучении языка, что приводит к низкому уровню вовлеченности. Это связано с отсутствием интеграции языка в реальные профессиональные сценарии и недостаточным акцентом на разговорной практике. Отсутствие языковой среды также снижает интерес учащихся.
Результаты исследования.
В рамках настоящего исследования, проведенного среди старшеклассников двух регионов России, было опрошено 150 учеников и 40 учителей. Основной целью исследования было выявление причин низкой мотивации к изучению иностранных языков и предложений по улучшению ситуации. Результаты показали следующее:
- 85% учеников указали, что им не хватает времени для углубленного изучения языка из-за большой нагрузки по другим предметам.
- 70% респондентов отметили недостаток интерактивных и практических занятий, которые могли бы повысить интерес к предмету.
- 60% учителей указали на отсутствие современных учебных материалов, соответствующих требованиям профильного обучения.
На основании полученных данных была разработана пилотная программа, включающая:
1. Дополнительные часы практики, направленные на развитие разговорных навыков и проведение ролевых игр.
2. Использование цифровых технологий, включая образовательные платформы и приложения для изучения языка.
3. Совместные проекты с иностранными школами, позволяющие ученикам общаться с носителями языка.
Графическое отображение результатов опроса представлено на рисунке 1.
Рисунок 1. Основные проблемы изучения иностранных языков.
Пути решения проблемы:
1. Разработка специализированных методик: новые учебные планы должны учитывать профильные задачи и обеспечивать практическое использование языка. Например, для учащихся, планирующих карьеру в туризме, могут быть введены курсы, связанные с профессиональной лексикой и ситуациями, характерными для индустрии.
2. Повышение квалификации преподавателей: обучение новым методикам изучения иностранных языков при использовании инновационных технологий способствует повышению мотивации и эффективности преподавания. Организация регулярных тренингов, обмен опытом с коллегами из других стран и участие в международных программах способствуют профессиональному росту учителей. Государственные программы повышения квалификации должны быть направлены на поддержку учителей из регионов.
3. Использование цифровых технологий: электронные платформы и мобильные приложения могут существенно упростить доступ к ресурсам и поднять уровень обучения. Внедрение интерактивных курсов, виртуальных экскурсий и онлайн разговорных клубов помогает улучшить качество языковой подготовки. Использование искусственного интеллекта для адаптации материалов под индивидуальные нужды учащихся может стать новым шагом в развитии языкового образования [4].
4. Международное сотрудничество: участие в программах обмена и сотрудничество с иностранными школами открывают новые возможности для практики и культурного обмена. Создание партнерских отношений между российскими и зарубежными учебными заведениями позволяет ученикам применять знания на практике. Кроме того, участие в международных конференциях и олимпиадах способствует развитию интереса к языкам.
5. Мотивация через проектную деятельность: включение проектных заданий, связанных с изучением иностранного языка, повышает интерес учеников. Например, создание презентаций, участие в дебатах на иностранном языке или работа над мультимедийными проектами развивают навыки общения
и критического мышления. Организация конкурсов и фестивалей с использованием иностранных языков может значительно повысить мотивацию учащихся.
Примеры успешного опыта.
В ряде российских школ уже реализуются успешные практики профильного обучения иностранным языкам. Например, в специализированных гимназиях введены углубленные курсы с приглашением носителей языка, что значительно повышает уровень владения. Внедрение билингвального обучения также доказывает свою эффективность: ученики изучают некоторые предметы, такие как история или география, на иностранном языке. Подобный подход позволяет им не только улучшить языковые навыки, но и глубже понять содержание предмета.
Заключение.
Профильное обучение иностранным языкам в старших классах является важным шагом к мировому образовательному стандарту и повышению конкурентоспособности российских выпускников. Для эффективного решения проблемы необходимо комплексное применение новых подходов, улучшение ресурсной базы и поддержка методических инноваций. Совместные усилия педагогов, образовательных учреждений и государственных органов позволят создать систему, которая будет отвечать вызовам времени и потребностям современного общества.
Дополнительно требуется обратить внимание на необходимость создания единой платформы для обмена успешными практиками, что позволит ускорить внедрение инновационных решений. Важно также уделять внимание постоянному мониторингу и оценке эффективности внедряемых программ, чтобы оперативно корректировать стратегии в зависимости от меняющихся условий и требований.
Только через интеграцию современных технологий, методик и сотрудничества возможно создать образовательную среду, способную развивать
языковую компетенцию учеников и открывать перед ними новые перспективы в будущем.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Боголепова С. В. "Современные подходы к обучению иностранному языку: общее и частное". Лингвистика и методика преподавания иностранных языков, 2020, Т. 13, № 2, с. 168-189;
2. Амирова Г. Г. "Современные теоретические подходы к обучению иностранным языкам: смена парадигм". КиберЛенинка. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-teoreticheskie-podhody-k-obucheniyu-inostrannym-yazykam-smena-paradigm (дата обращения: 08.12.2024);
3. Richards, J. C., Rodgers, T. S. "Approaches and Methods in Language Teaching". Cambridge University Press, 2014.
4. Ellis, R. "Task-Based Language Learning and Teaching." Oxford University Press, 2003
Obraztsova E.A.
Moscow International Academy (Vorkuta, Russia)
RESEARCH OF THE PROBLEM OF LACK OF SPECIALIZED TRAINING OF FOREIGN LANGUAGES IN SENIOR GRADES
Abstract: the article is devoted to the analysis of the problem of lack of specialized training in foreign languages in senior grades of comprehensive schools. The relevance of introducing specialized training in the context of globalization and the need for intercultural interaction is considered. The study identified the main difficulties associated with the lack of qualified teachers, limited resources and low motivation of students. The results of a survey of high school students and teachers are presented, based on which practical recommendations are proposed, including the development of specialized methods, the use of digital technologies and international cooperation. Particular attention is paid to examples of successful practices that demonstrate the effectiveness of integrating innovative approaches into the learning process. The article is addressed to teachers, educational administrators and researchers interested in improving the quality of language education in Russia.
Keywords: specialized education, foreign languages, senior classes, language training, educational technologies, bilingual education, teaching methods, digital resources, intercultural interaction, student motivation.