Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
100
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИВНОСТЬ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ФАКТОРЫ АГРЕССИИ / КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ / AGGRESSIVENESS / JUNIOR SCHOOLCHILDREN GENDER FEATURES / FACTORS OF AGGRESSION / CORRELATION ANALYSIS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Нуриманова Ф.К., Хаматнурова А.А.

В статье описывается исследование особенностей проблемы агрессивности младших школьников, а именно 4 класса. Были изучены гендерные особенности выраженности агрессии у детей, факторы, оказывающие влияние на агрессивность. Выявлено, что девочки более агрессивны, чем мальчики; взаимосвязь между уровнем агрессивности и уровнем самооценки отсутствует, но существует положительная зависимость между агрессивностью младших школьников и уровнем их тревожности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE PROBLEM OF AGGRESSION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

The article describes the study of the features of the problem of aggressiveness of primary school children, namely grade 4. Was to examine gender-specific manifestations of aggression in children, factors influencing aggression. It was found that girls are more aggressive than boys; there is no relationship between the level of aggression and the level of self-esteem, but there is a positive relationship between the aggressiveness of younger students and their level of anxiety.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 159.9

Нуриманова Ф.К., к.п.н.

доцент Хаматнурова А.А.

студент

ФГБОУВО «БГПУ им. М. Акмуллы» ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОСТИ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: В статье описывается исследование особенностей проблемы агрессивности младших школьников, а именно 4 класса. Были изучены гендерные особенности выраженности агрессии у детей, факторы, оказывающие влияние на агрессивность. Выявлено, что девочки более агрессивны, чем мальчики; взаимосвязь между уровнем агрессивности и уровнем самооценки отсутствует, но существует положительная зависимость между агрессивностью младших школьников и уровнем их тревожности.

Ключевые слова: агрессивность, младшие школьники гендерные особенности, факторы агрессии, корреляционный анализ.

Nurimanova F.

candidate of psychological Sciences, associate Professor

Khamatnurova A.

student

Federal state budgetary educational institution

higher education

Bashkir state pedagogical University named after M. Akmulla

Russia, Ufa

Annotation: The article describes the study of the features of the problem of aggressiveness of primary school children, namely grade 4. Was to examine gender-specific manifestations of aggression in children, factors influencing aggression. It was found that girls are more aggressive than boys; there is no relationship between the level of aggression and the level of self-esteem, but there is a positive relationship between the aggressiveness of younger students and their level of anxiety.

Key words: aggressiveness, Junior schoolchildren gender features, factors of aggression, correlation analysis.

Актуальность темы исследования связано с тем, что в условиях перехода общества на рыночные отношения, где ломаются привычные устои в экономики и сознании, резко возрастает социальная напряженность, происходит нарастание агрессивности во всех слоях общества, в том числе и среди младших школьников. Агрессия ''молодеет'' с каждым днем. В таких условиях повседневной жизни педагогам и психологам трудно определиться, на что должны быть направлены их усилия, чтобы социализировать ребенка в мире, полном насилия и агрессии. Парадоксальность ситуации состоит в том,

что социальные, экономические и психолого-педагогические усилия общества стоят на пути исправления и профилактики агрессии и насилия, а не на пути воспитания миролюбия.

Агрессия в человеческом обществе имеет специфические функции. Во -первых, она выступает средством достижения какой-нибудь значимой цели. Во-вторых, часто агрессия является способом замещения блокированной потребности и переключения деятельности. В-третьих, агрессия используется некоторыми людьми как способ удовлетворения потребности в самоутверждении и как защитное поведение.

Проблема агрессивного поведения детей становится весьма актуальна в наши дни. Учителя в школе отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом все больше, с ними трудно работать, и, зачастую, учителя просто не знают, как справиться с их поведением. Единственное педагогическое воздействие, которое временно спасает, - это наказание или выговор, после чего дети на какое - то время становятся сдержаннее, и их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Но такого рода педагогическое воздействие скорее усиливает особенности таких детей и ни в коей мере не способствует их перевоспитанию или стойкому изменению поведения к лучшему.

Следует отметить, что повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Непосредственные проявления детской агрессивности благодаря качественному усвоению правил и норм поведения уступают место просоциальным формам поведения. У определенной категории детей агрессия не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценного общения, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

Цель эмпирического исследования - изучение проявлений агрессии у младших школьников.

Объектом исследования является нарушение эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте, предметом - проявления агрессии у младших школьников.

Гипотеза исследования - уровень агрессивности у мальчиков больше, чем у девочек; высокая агрессивность связана с высокой тревожностью и низкой самооценкой.

В качестве испытуемых в нашем исследовании были взяты младшие школьники одной из общеобразовательных школ: количество - 26 человек (девочек - 16, мальчиков - 10). Возраст учащихся 9-10 лет (4-й класс).

Мы воспользовались методикой «Диагностика показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки», чтобы выявить у детей уровень агрессии, их показатели и формы.

В результате психодиагностического обследования испытуемых по

методике Басса и Дарки были получены данные о выраженности у испытуемых 8 форм агрессии и индекса агрессивности (среднее арифметическое показателей физической, косвенной и вербальной агрессии).

На гистограмме 1 приведены данные о средней по группе младших школьников выраженности форм агрессии.

Гистограмма 1

Средние значения выраженности агрессивности по группе младших

школьников

Анализ данных, приведенных на гистограмме 1, показывает следующее:

В наибольшей степени в группе младших школьников выражены чувство вины (наибольшее среднее значение - 7), подозрительность (5,9) и вербальная агрессия (6). Это свидетельствует о том в группе младших школьников выражены косвенная агрессия и негативизм.

Представляют интерес гендерные особенности выраженности агрессии в группе испытуемых.

На гистограмме 2 приведены сравнительные данные о выраженности форм агрессии у мальчиков и девочек из группы младших школьников.

Гистограмма 2 Выраженность форм агрессии у мальчиков и девочек

Анализ данных, отраженных на гистограмме 2, показывает, что по всем формам агрессии средняя выраженность у девочек выше, за исключением физической агрессии, средняя выраженность которой у мальчиков более чем на 20% выше, чем у девочек. В среднем превышение уровня агрессивности девочек над уровнем агрессивности мальчиков колеблется от 10% до 26% по всем формам агрессии.

В качестве интегрального показателя уровня агрессии испытуемых нам был принят индекс агрессивности, который вычисляется как среднее арифметическое трех форм агрессии: физической, косвенной и вербальной.

Анализ данных показывает следующее, что разброс показателей индекса агрессивности в группе младших школьников - 31 балл - достаточно высок. Такой результат свидетельствует о том, что в группе младших школьников есть дети, как с высоким, так и с низким уровнем агрессивности. Очевидно, младшие школьники более непосредственны в своих проявлениях и еще недостаточно хорошо опосредуют свои проявления, управляют ими.

Представляет интерес выявить некоторые факторы, оказывающие влияние на агрессивность младших школьников. В качестве таких факторов в данном исследовании мы выбрали: уровень тревожности и уровень самооценки. Эти данные в группах испытуемых приведены н гистограмме.

На гистограмме 3 приведены данные о средних по группам испытуемых значениях тревожности и самооценки младших школьников.

Гистограмма 3

Средние значения тревожности, самооценки, агрессии и ригидности

испытуемых

14 12 10 8 6 4 2 0

I мальчики девочки I общий

Тревожность

Самооценка

Агрессия

Регидность

Для выявления связи между тревожностью и самооценкой испытуемых и уровнем их агрессивности нами был проведен корреляционный анализ. При помощи статистического пакета SPSS-12 нами были вычислены коэффициенты ранговой корреляции Спирмена между индексом агрессивности младших школьников и уровнем их тревожности и самооценки.

Существует положительная статистически значимая корреляционная зависимость между агрессивностью младших школьников и уровнем их тревожности. Не выявлены статистически значимые зависимости между уровнем агрессивности и уровнем самооценки в группе испытуемых.

Таким образом, у младших школьников выявлена связь высокой тревожности и агрессивности.

Проведенные анализ позволяет сделать ряд выводов и обобщений.

Обработка полученных эмпирических данных позволила сделать следующие выводы. Уровень агрессивности у мальчиков выше, чем у девочек. В группе младших школьников выявлен большой разброс в уровне агрессивности. Чем выше уровень тревожности младших школьников, тем выше уровень их агрессивности.

Не выявлена статистически значимая зависимость между уровнем агрессивности и уровнем самооценки в группе младших школьников. Таким образом, гипотеза исследования получила частичное подтверждение -уровень агрессивности у мальчиков больше, чем у девочек; высокая агрессивность связана с высокой тревожностью. В то же время не подтвердилось предположение о связи высокой агрессивности младших школьников с низкой самооценкой.

Полученные в работе данные могут быть использованы педагогами, родителями, социальными работниками для психокоррекционной работы с агрессивными детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.