Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ЦИФРОВИЗАЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ)'

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ЦИФРОВИЗАЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
12
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация / цифровые технологии / цифровая трансформация / некоммерческие организации / некоммерческий сектор / барьеры цифровизации / digitalization / digital technologies / digital transformation / non-profit organizations / nonprofit sector / digitalization barriers

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Калинина Светлана Борисовна, Никонов Семён Юрьевич

Проблема цифровизации некоммерческих организаций сегодня является одной из ключевых проблем некоммерческого сектора, поскольку во многом определяет конкурентоспособность организации. В статье представлены результаты исследования региональных проблем цифровой трансформации некоммерческого сектора на примере некоммерческих организаций (НКО) Псковской области. Интерес к изучению региональных проблем и барьеров для цифровизации обусловлен потребностями как самих организаций, для которых анализ существующих проблем может стать своеобразным механизмом, способным запустить процесс цифровой трансформации той или иной организации, так и для всего некоммерческого сектора в целом. В исследовании приняли участие 137 представителей некоммерческих организаций Псковской области. Анализ результатов исследования позволил авторам сделать вывод о том, что большинство региональных НКО адекватно воспринимают перспективы собственного цифрового потенциала, понимая, что цифровизация – это полноценное включение в цифровую экосистему и последующий переход к новым принципам управления и организации деятельности на основе искусственного интеллекта. Мотив повышения социальной активности некоммерческих организаций большинство респондентов определили в качестве ключевого на пути к цифровой трансформации. Однако, как показали результаты опроса, существуют барьеры цифровизации, специфичные для региональных некоммерческих организаций, которые обусловлены, прежде всего, достаточно узким пониманием процесса цифровой трансформации, которая для большинства респондентов коррелирует с общением и работой с документами в электронном формате, а также непонимание важности повышения цифровой грамотности не только руководителя организации, но и всех ее сотрудников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF PROBLEMS OF DIGITALIZATION IN THE ACTIVITY OF REGIONAL NON-PROFIT ORGANIZATIONS (THE CASE OF THE PSKOV REGION)

Today, the task of digitalization of non-profit organizations is a major one for the non-profit sector, since it largely determines the competitiveness of an organization. The article presents the results of a study of regional problems of digital transformation of the non-profit sector, focusing on non-profit organizations (NPOs) of the Pskov region of Russia. The study of regional problems and barriers to digitalization is relevant from two pespectives: the needs of the organizations themselves, for which the analysis of current challenges can serve as a mechanism that can launch the process of digital transformation of a particular organization, and the entire non-profit sector as a whole. The study embraced 137 representatives of non-profit organizations of the Pskov region. Analysis of the results allowed the authors to conclude that most regional NPOs adequately perceive the prospects of their own digital potential, realizing that digitalization implies full inclusion in the digital ecosystem and the subsequent transition to new principles of management based on artificial intelligence. The majority of respondents identified the motive for increasing the social action of non-profit organizations as a vital step towards digital transformation. However, as the results of the survey showed, there are barriers of digitalization specific for regional NPOs, which are rooted, first of all, in insufficient knowledge of the digital transformation process, the latter correlating, for the majority of respondents, with communication and work with documents in electronic environment, and lack of broader vision that digital literacy concerns not only the head of the organization, but also all its employees.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ЦИФРОВИЗАЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ)»

Научная статья

DOI: 10.15593/2224-9354/2023.4.11 УДК 334.012.46-027.564: 004.9 (470.25)

©0®

С.Б. Калинина, С.Ю. Никонов

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ЦИФРОВИЗАЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Проблема цифровизации некоммерческих организаций сегодня является одной из ключевых проблем некоммерческого сектора, поскольку во многом определяет конкурентоспособность организации. В статье представлены результаты исследования региональных проблем цифровой трансформации некоммерческого сектора на примере некоммерческих организаций (НКО) Псковской области. Интерес к изучению региональных проблем и барьеров для цифровизации обусловлен потребностями как самих организаций, для которых анализ существующих проблем может стать своеобразным механизмом, способным запустить процесс цифровой трансформации той или иной организации, так и для всего некоммерческого сектора в целом. В исследовании приняли участие 137 представителей некоммерческих организаций Псковской области. Анализ результатов исследования позволил авторам сделать вывод о том, что большинство региональных НКО адекватно воспринимают перспективы собственного цифрового потенциала, понимая, что цифровизация - это полноценное включение в цифровую экосистему и последующий переход к новым принципам управления и организации деятельности на основе искусственного интеллекта. Мотив повышения социальной активности некоммерческих организаций большинство респондентов определили в качестве ключевого на пути к цифровой трансформации. Однако, как показали результаты опроса, существуют барьеры цифровизации, специфичные для региональных некоммерческих организаций, которые обусловлены, прежде всего, достаточно узким пониманием процесса цифровой трансформации, которая для большинства респондентов коррелирует с общением и работой с документами в электронном формате, а также непонимание важности повышения цифровой грамотности не только руководителя организации, но и всех ее сотрудников.

Ключевые слова: цифровизация, цифровые технологии, цифровая трансформация, некоммерческие организации, некоммерческий сектор, барьеры цифровизации.

Постановка проблемы. Характерной чертой современного российского общества становится информатизация различных сфер общественной жизни человека. Не исключением является и некоммерческий сектор, проблема цифровизации которого в данный период времени чрезвычайно актуальна. Как подчеркивает А.В. Рользинг, «на фоне всеобщей цифровизации НКО должны понимать, насколько важно их стабильное присутствие в сети Интернет» [1, с. 143]. Основная

© Калинина С.Б., Никонов С.Ю., 2023

Калинина Светлана Борисовна - канд. пед. наук, доцент кафедры среднего общего образования и социального проектирования ФГБОУ ВО «Псковский государственный университет», Псков, е-таИ; sv_kalinina@mail.ru.

Никонов Семён Юрьевич - председатель Псковской областной общественной организации «Центр устойчивого развития Псковской области», председатель Совета Благотворительного фонда «Добрый город», Псковская областная общественная организация «Центр устойчивого развития Псковской области», Псков, е-таУ: s.nikonov@mail.ru.

мотивация к использованию цифровых технологий в некоммерческом секторе обусловлена необходимостью автоматизации интеллектуальных и рутинных процессов деятельности некоммерческих и прежде всего, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - НКО и СО НКО), а также компенсация естественных пределов эффективности НКО и СО НКО, социальных служб перед лицом нарастающих задач в организации помощи, управлении и коммуникациях с благополучателями и государством [2]. Кроме того, как отмечает К.Е. Косыгина, «для НКО использование информационно-коммуникационных технологий является возможностью укрепления внутренних систем и вовлечения внешних заинтересованных сторон в свою деятельность, обеспечение конкурентоспособности продукции и услуг» [3, с. 67].

Таким образом, можно констатировать, что на сегодняшний день цифровая трансформация НКО:

• приводит к росту цифрового потенциала российских некоммерческих организаций;

• способствует улучшению качества предоставляемых ими услуг;

• обеспечивает конкурентоспособность организации;

• усиливает производимый ею социальный эффект [4].

Следует отметить, что на сегодняшний день проблема цифровизации некоммерческого сектора в России изучена недостаточно и только начинает входить в научно-исследовательское поле. Вместе с тем за последние десять лет появились исследования, направленные на изучение опыта использования цифровых технологий в деятельности НКО. Различные аспекты цифровизации и цифровой трансформации некоммерческого сектора представлены в трудах М.Г. Андреева [5], Ю.С. Афанасьевой [6, 7], А.Е. Белянцева и А.В. Лымар [8], К.В. Вишневой [9], О.И. Володиной [10], В.Г. Ермакова [11], В.Ю. Кульковой [12], Н.В. Мироненко и А.А. Гашина [13], М.В. Мироновой [14], Л.К. Плюсни-ной [15], Ф.Е. Подсохина [16], А.А. Юрченко [17] и др.

Ряд зарубежных исследований также посвящены изучению проблем внедрения цифровых технологий в некоммерческий сектор [18-22].

Ярким примером успешного опыта внедрения цифровых технологий в некоммерческом секторе является деятельность благотворительного фонда «Дети-бабочки», который сделал прорыв в сфере цифровизации медико-социальной помощи пациентам с редкими (орфанными) заболеваниями благодаря IT-решениям и вошел в топ-100 лучших проектов Фонда президентских грантов. «Без цифровизации не обходится ни одна сфера деятельности государства и бизнеса, наша задача - минимизировать барьеры для третьего сектора», - заявила Алёна Куратова на XIV Всероссийской конференции Минэкономразвития РФ «Межсекторное взаимодействие в социальной сфере» [23]. Однако следует признать, что степень цифровизации НКО значительно ниже цифровой трансформации в сфере государственного управления.

Объектом исследования явилась цифровизация НКО.

Предмет исследования - проблемы и барьеры цифровой трансформации НКО Псковской области.

Цель исследования - выявить и проанализировать проблемы и барьеры цифровой трансформации некоммерческих организаций НКО Псковской области.

Задачи исследования:

1) рассмотреть обзорно различные подходы к проблеме цифровизации НКО;

2) выявить проблемы цифровизации НКО Псковской области;

3) сделать обобщающие выводы.

Гипотеза исследования: изучение проблем и барьеров цифровой трансформации НКО Псковской области будет способствовать поиску наиболее эффективных инструментов развития цифровых процессов в организациях и усилению их социального эффекта.

В своем исследовании мы будем придерживаться подхода авторов Ю. Скоковой, И. Корнеевой, И. Краснопольской, которые под цифровизацией НКО понимают «применение цифровых технологий для повышения эффективности работы НКО и достижения ее социальной миссии» [24].

Методология исследования. В резолюции Форума НКО Псковской области «Содействие», прошедшего 30 ноября 2022 г., в рамках секции «Цифро-визация некоммерческого сектора: новые форматы и решения» была отражена важность темы цифровизации в НКО. Первым шагом для выявления потребностей НКО в этой сфере стало проведение анкетирования. Для этого Центр устойчивого развития Псковской области совместно с АНО ПО «Центр молодежи и общественных инициатив» разработали анкету, при заполнении которой респондентов просили учитывать, как может цифровизация помочь их организации при проведении мероприятий, направленных на вовлечение населения в акции, мероприятия и инициативы локального и национального масштаба, а также как использование цифровых технологий будет способствовать повышению устойчивости некоммерческих организаций и решению местных социальных задач.

В исследовании приняли участие 137 представителей некоммерческих организаций г. Пскова и Псковской области. По сферам деятельности больше всего организаций, работающих в сфере оказания социальных услуг, - 37 %; затем идут организации, занимающиеся образованием и просвещением, - 19 %. Далее в пределах 1-2 % в опросе приняли участие организации, работающие в разных направлениях: ресурсные, гуманитарные, спортивные, экологические, патриотические, занимающиеся защитой прав и правовым просвещением, туризмом, культурой и др. Таким образом, в анкетировании был представлен весь спектр НКО Псковской области. Исследование проводилось в декабре 2022 г. - январе 2023 г. с использованием метода онлайн-анкетирования, которое состояло из 26 вопросов открытого и полузакрытого видов.

Анкета содержала три смысловых блока. Первый блок включал в себя информацию об организации общего плана: название НКО; сфера деятельности НКО; ФИО сотрудника, заполняющего анкету и т.д. Второй блок вопросов касался исследования ресурсов организации по использованию или внедрению информационных технологий. В рамках третьего блока особое внимание уделялось изучению потребностей и мотивов НКО в улучшении качества работы в плане использования цифровых решений в деятельности организации и тех барьеров, которые этому препятствуют.

Анализируя ответы респондентов, следует отметить, что в целом организации осознают свои потребности в цифровой трансформации, есть понимание того, что нужно изменить или улучшить. В частности, НКО понимают важность продвижения своих организаций через интернет (38,8 %), есть потребность в безопасном хранении данных и паролей (37,8 %), существует понимание необходимости иметь базы рассылки по партнерам и волонтерам (35,1 %), а также имеется потребность в получении обратной связи (32,4 %). Интересен тот факт, что многие организации обратили внимание на необходимость в подготовке годовых отчетов и в их размещении в публичном пространстве (35,1 %) - это, скорее, неожиданно для сектора Псковской области в целом. В качестве основной потребности 32,4 % респондентов назвали умение расставить управленческие приоритеты в плане цифровизации: какие технологии внедрять, очередность и прочая работа с данными (сбор, анализ, управление данными). Многие организации понимают необходимость использования цифрового фандрайзинга (24,3 %), актуальным стал и электронный документооборот (21,6 %). При этом немногие респонденты считают, что нужно учиться ставить задачи 1Т-специалистам (16,2 %). В то же время мы знаем, в том числе и по собственному опыту, что даже у «продвинутых» пользователей возникает много сложностей при работе с данными специалистами. Скорее всего это обусловлено тем, что большинство организаций не работали со специалистами и не сталкивались со сложностями при формировании технических заданий, поэтому «не видят» проблему. 16,2 % НКО обозначили и проблему программной безопасности в связи с санкциями (рис. 1).

Следующий вопрос был о том, как респонденты сейчас решают вопросы, связанные с 1Т в организации, поскольку «развитие человеческого капитала -это основной драйвер цифровой трансформации» [25, с. 67]. Как видно на диаграмме (рис. 2) организации пытаются использовать разные ресурсы, как собственные, так и помощь сторонних специалистов, но все-таки из ответов видно, что в большинстве случаев эта нагрузка ложится на руководителей организаций. Данный факт является фактором риска, поскольку влечет за собой и проблемы психологического плана, в частности может привести к профессиональному выгоранию руководителя организации.

Рис. 1. Какова потребность в цифровой трансформации НКО (%

Рис. 2. Кто в организации выполняет функции, связанные с 1Т (%

Следующий вопрос касался использования НКО цифровых решений в своей работе на момент опроса. Из ответов следует, что 73 % организаций используют цифровые решения; 27 % не используют или затруднились ответить. Мы также просили рассказать о том, какие именно используются цифровые решения. Среди самых популярных ответов: ведение сайтов и социальных сетей, создание баз рассылок, проведение опросов, сбор заявок от клиентов; далее идут организации, которые используют онлайн-инструменты для командного планирования, управления прокатами, удаленной коммуникации с сотрудниками, подготовки документов в гугл, различные инструменты для внутренних и внешних коммуникаций. Менее всего организации называли электронный документооборот, в том числе электронную отчетность, а также сбор средств через сайт организации, что может говорить о том, что НКО не связывают это с таким понятием, как «цифровые решения». Этот вопрос вызвал сложности у респондентов, что, возможно, свидетельствует о непонимании ими, что, собственно, есть цифровые решения. Таким образом, большинство респондентов серьезное внимание уделяет развитости цифровой инфраструктуры и цифрового присутствия организации, однако сам процесс цифровизации рассматривается ими достаточно ограниченно.

На вопрос о том, испытывает ли организация потребность в создании или улучшении качества работы (можно было выбрать несколько вариантов ответов) получены следующие данные: 40,5 % организаций испытывают потреб-

ность в модернизации сайта, если объединить с теми, кто вообще нуждается в создании сайта (24,3 %) получается, что большинство принявших участие в опросе организаций (64,9 %) имеют те или иные проблемы с сайтом. Среди ответов были такие формулировки: «сделать сайт более привлекательным, современным и понятным для целевой аудитории»; «улучшение движка сайта»; «CRM системы»; «создание и развитие собственных цифровых продуктов»; «знание существующих цифровых продуктов и сервисов, их стоимости». Никаких проблем в плане цифровизации не испытывают 5,4 % НКО.

Затем был задан вопрос о том, чего сейчас не хватает для привлечения IT-волонтеров? В итоге организации, которые испытывают такую потребность, чаще всего отвечали, что «нет информации о них, непонимание, где найти этих волонтеров» (28 % из ответивших); на втором месте по популярности были ответы о том, что «нет понимания, как с ними работать, как мотивировать, как ставить задачи, что именно им можно доверить».

Было некоторое количество ответов о доверии: «не понятно, как будут сохраняться доверенные данные»; «это не проверенные кадры»; «был неудачный опыт работы». Были и такие ответы: «не хватает денег или времени». Также 3 % респондентов давали ответы, что «не испытывают такой потребности» или «пока не было таких задач». Среди организаций нашлись и такие, которые впервые услышали о том, что есть такие волонтеры. Решение данной проблемы нам видится в привлечении студентов - IT-волонтеров, для которых это может стать площадкой для прохождения производственной практики.

На вопрос «Где вы будете искать средства на внедрение IT-технологий у себя в организации?» (можно было выбрать несколько вариантов ответов), ответы респондентов распределились следующим образом: 62,2 % ответили, что будут закладывать эти средства в бюджет гранта; 48,6 % ответили, что будут использовать собственные средства организации; 37,8 % считают, что найдут IT-волонтеров; 10,8 % предполагают использовать средства частных спонсоров. Иногда ответы содержали все комбинации: и собственные средства, и помощь волонтеров, и гранты. Также есть такие ответы, как «возможно от государства и госорганов» или вообще не видят такой возможности (рис. 3).

Рис. 3. Основные источники средств для внедрения IT-технологий в НКО (%)

□ грантовые средства

□ собственные средства организации

■ 1Т-волонтеры

■ средства частных спонсоров

Таким образом, большая часть организаций преодоление финансового барьера для внедрения 1Т-технологий в НКО видит в получении грантовых средств, менее всего рассчитывает на средства частных спонсоров или государство.

Также в исследовании нам важно было выяснить, насколько вообще важным и нужным НКО считают цифровизацию и каковы основные мотивы цифровой трансформации НКО. Респондентам необходимо было закончить предложение «НКО занимаются цифровизацией в первую очередь потому, что...», оценив каждое из предложенных утверждений по шкале от 0 до 10, где 0 -полностью не согласен, а 10 - полностью согласен. Результаты представлены в табл. 1. В качестве основного мотива был назван такой мотив, как желание НКО увеличить свое социальное воздействие; второе место занял мотив оптимизации своих текущих процессов и экономия временных, человеческих и финансовых ресурсов. Мотив открытости и прозрачности НКО не рассматривается организациями как ведущий, он занял третье место.

Таблица 1

Мотивы цифровой трансформации с точки зрения сотрудников НКО (% от числа ответивших, 137 чел.)

№ п/п Утверждение Полностью согласен (10 баллов) Полностью не согласен (0 баллов) Скорее согласен (5-9 баллов) Скорее не согласен (1-4 балла)

1 Хотят быть открытыми и прозрачными 24,3 0 40,5 35,2

2 Хотят оптимизировать свои текущие процессы и сэкономить временные, человеческие и финансовые ресурсы 35,1 0 64,9 0

3 Хотят увеличить свое социальное воздействие 51 2,7 46,3 0

Ключевым вопросом анкеты стал вопрос о барьерах цифровизации. Респондентам необходимо было оценить барьеры цифровой трансформации НКО, оценив каждое из предложенных утверждений от 0 до 10, где 0 - не является барьером, 10 - практически непреодолимый барьер (табл. 2).

Как видно из таблицы, основным барьером цифровизации НКО респонденты считают нехватку финансовых и инвестиционных ресурсов для цифровой трансформации; на втором месте стоит нехватка квалифицированных кадров; третье место занял такой барьер, как недостаток технического сопровождения; на четвертом месте оказалась несформированность цифровых компетенций сотрудников. Менее всего респонденты связывают проблему цифровой трансформации НКО с внутренним сопротивлением цифровизации в организации и страхом изменений.

Таблица 2

Барьеры цифровизации в НКО (% от числа ответивших, 137 чел.)

№ п/п Барьеры цифровизации Полностью согласен (10 баллов) Скорее да, чем нет (5-9 баллов) Скорее нет, чем да (1-4 баллов) Полностью не согласен (0 баллов)

1 Несформированность цифровых компетенций сотрудников 0 57 43 0

2 Внутреннее сопротивление цифровизации в организации, страх изменений 0 35 65 0

3 Нехватка квалифицированных кадров в сфере цифровизации 16,2 60 23,8 0

4 Нехватка финансовых и инвестиционных ресурсов для цифровой трансформации 24,3 53,7 22 0

5 Недостаток технического сопровождения 19 46 35 0

И последний вопрос, который был задан респондентам, - «Какие цифровые технологии для передачи и хранения информации используются в деятельности организации?» Были предложены варианты ответов, из которых можно было выбрать несколько вариантов. Результаты представлены на рис. 4.

интернет для ведения деятельности облачные сервисы размещение на онлайн-картах электронный документооборот корпоративная почта мобильные приложения офлайн-каналы

Рис. 4. Какие цифровые технологии для передачи и хранения информации используются в деятельности НКО (%)

Обсуждение результатов и выводов. Таким образом, в исследовании проблем цифровизации НКО Псковской области были выявлены основные барьеры, которые можно объединить в 2 группы: внутренние, связанные с проблемами самой организации, и внешние, обусловленные объективными факторами. К внешним барьерам цифровизации можно отнести нехватку финансовых и инвестиционных ресурсов для внедрения и использования цифровых технологий в деятельность НКО; отсутствие в организациях 1Т-специалистов; недостаток технического сопровождения. К внутренним барьерам, препятствующим успешной цифровизации НКО следует отнести, прежде всего, несформирован-ность цифровых компетенций сотрудников.

Как показывают результаты исследований, обозначенные выше барьеры являются достаточно общими для большинства региональных НКО, однако можно говорить и о специфичных для НКО Псковского региона проблемах, в частности, отсутствие в большинстве организаций штатных квалифицированных 1Т-специалистов; недопонимание важности цифрового образования всех сотрудников организации, а не только руководителя организации; недооценка цифрового фандрайзинга и роли 1Т-волонтеров. Цифровизация для большинства сотрудников в основном связывается с коммуникацией и работой с документами в электронном формате, менее всего она соотносится с процессом управления в организации. Кроме всего прочего, большая часть участвующих в анкетировании организаций использует в своей работе ограниченный набор цифровых продуктов, что также тормозит процесс цифровой трансформации НКО. Вместе с тем необходимо отметить достаточно четкое понимание большинством респондентов важности и практической значимости цифровой трансформации организации, где основным мотивом выступает мотив увеличения социального воздействия НКО. Также не менее значимым является и мотив, связанный с оптимизацией текущих процессов и экономией временных, человеческих и финансовых ресурсов организации. Данные мотивы, на наш взгляд, могут стать основными механизмами на пути к успешной цифровизации НКО Псковской области.

Список литературы

1. Рользинг А.В. Продвижение некоммерческих организаций с помощью инструментов digital-маркетинга // Молодой ученый. - 2021. - № 51 (393). -С. 143-147.

2. Актуальные проблемы цифровизации социальных услуг / под ред. О.И. Бородкиной, А.В. Старшиновой. - СПб.: Скифия-принт, 2021. - 232 с.

3. Косыгина К.Е. Российский и зарубежный опыт применения информационно-коммуникационных технологий в работе некоммерческих организаций // Государство, гражданское общество и стабильность. - 2019. - № 2. - С. 65-75.

4. Вишнева К.В. Цифровая трансформация некоммерческих организаций: проблемы и направления развития // Международный научно-исследовательский журнал. - 2021. - № 4. - С. 152-155.

5. Андреев М.Г. Проблемы взаимоотношений СМИ и НКО // Вестник Чебоксарского государственного педагогического университета. - 2011. - № 3. -С. 22-26.

6. Афанасьева Ю.С. Деятельность некоммерческих организаций в условиях цифровой трансформации: проблемы и перспективы // Вестник института мировых цивилизаций. - 2022. - Т. 13, № 1. - С. 42-46.

7. Афанасьева Ю.С. Национальный проект «Умный город»: опыт и перспективы // Вестник Института мировых цивилизаций. - 2019. - Т. 10, № 4 (25). -С. 29-34.

8. Белянцев А.Е., Лымар А.В. Интернет-пространство как фактор модернизации институтов гражданского общества // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2012. - № 6. - С. 284-288.

9. Вишнева К.В. Институционализация сектора социально ориентированных некоммерческих организаций как субъекта реализации социальной политики // Ученые заметки ТОГУ. - 2018. - Т. 9, № 2. - С. 439-448.

10. Володина О.И. Инструменты продвижения некоммерческих проектов в сети Интернет: современные тренды // Коммуникология. - 2017. - № 1. -С.92-104.

11. Ермаков В.Г. Влияние политики цифровизации на развитие институтов гражданского общества в Российской Федерации // Среднерусский вестник общественных наук. - 2020. - Т. 15, № 1. - С. 51-60.

12. Кулькова В.Ю. Некоммерческий сектор и государственная поддержка некоммерческих организаций сферы услуг в РФ в условиях кризиса 2020 г. // Государственное управление. Электронный вестник. Факультет государственного управления МГУ. - 2020. - № 80. - С. 5-21.

13. Мироненко Н.В., Гашин А.А. Институциональные изменения межсекторного взаимодействия некоммерческих организаций // Среднерусский вестник общественных наук. - 2014. - № 2 (32). - С. 232-236.

14. Миронова М.В., Кириллова А. Социальные сети как инструмент коммуникации НКО с внешней средой в современных условиях // Новые контуры социальной реальности: материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Ставрополь: Изд-во Сев.-Кав. федер. ун-та, 2020. - С. 156-159.

15. Плюснина Л.К. Краудфандинг как социальный феномен информационного общества // Теория и практика общественного развития. - 2017. -№ 6. - С. 18-21.

16. Подсохин Ф.Е. Специфика медийных и немедийных коммуникаций российских некоммерческих организаций // Язык и социальная динамика. -2014. - № 14-2. - С. 169-172.

17. Юрченко А.А. Краудфандинг - новый способ финансирования // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2015. - № 2. - С. 830-832.

18. Global NGO technology report 2019. - URL: https://www.funraise.org/ techreport (accessed: 20 April 2023).

19. The Charity Digital Skills Report 2019. - URL: https://charitylearning.org/ digital/ (accessed: 20 April 2023).

20. The Charity Digital Skills Report 2020. - URL: https://www.skillsplatform. org/uploads/charity_digital_skills_report_2020.pdf (accessed: 20 April 2023).

21. Ihm J. Communicating without nonprofit organizations on nonprofits' social media: stakeholders' autonomous networks and three types of organizational ties // New media & society. - 2019. - Vol. 21, № 11-12. - P. 2648-2670.

22. Milla A.C., Mataruna L., Ristic M.R. Adopting social media for nonprofits as a main marketing tool: Analysis of a youth non-profit organization // International

journal of applied business and economic research. - 2017. - Vol. 22, № 2 (2). -Р.741-752.

23. Цифровизация как новый этап развития некоммерческого сектора в России [Электронный ресурс]. - URL: deti-bela.ru/ (дата обращения: 21.04.23).

24. Скокова Ю., Корнеева И., Краснопольская И. Цифровизация некоммерческого сектора: готовность, барьеры и эффекты [Электронный ресурс]. -М.: НИУ ВШЭ, 2021. - URL: https://www.hse.ru/mirror/pubs/share/ 482698930.pdf (дата обращения: 04.04.2023).

25. Стратегия цифровой трансформации: написать, чтобы выполнить / под ред. Е.Г. Потаповой, П.М. Потеева, М.С. Шклярук; РАНХиГС. - М., 2021. -184 с.

References

1. Rol'zing A.V. Prodvizhenie nekommercheskikh organizatsii s pomoshch'iu instrumentov digital-marketinga [Promotion of non-profit organizations using digital marketing tools]. Molodoi uchenyi, 2021, no. 51 (393), pp. 143-147.

2. Aktual'nye problemy tsifrovizatsii sotsial'nykh uslug [Current problems of social services digitalization]. Ed. O.I. Borodkina, A.V. Starshinova. St. Petersburg, Skifiia-print, 2021, 232 p.

3. Kosygina K.E. Rossiiskii i zarubezhnyi opyt primeneniia informatsionno-kommunikatsionnykh tekhnologii v rabote nekommercheskikh organizatsii [Russian and foreign experience in the use of information and communication technologies in the work of non-profit organizations]. Gosudarstvo, grazhdanskoe obshchestvo i stabil'nost', 2019, no. 2, pp. 65-75.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Vishneva K.V. Tsifrovaia transformatsiia nekommercheskikh organizatsii: problemy i napravleniia razvitiia [Digital transformation of non-profit organizations: Problems and development trajectories]. Mezhdunarodnyi nauchno-issledovatel'skii zhurnal, 2021, no. 4, pp. 152-155.

5. Andreev M.G. Problemy vzaimootnoshenii SMI i NKO [Problems of relations between the media and NGOs]. Vestnik Cheboksarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2011, no. 3, pp. 22-26.

6. Afanas'eva Iu.S. Deiatel'nost' nekommercheskikh organizatsii v usloviiakh tsifrovoi transformatsii: problemy i perspektivy [Activities of non-profit organizations in the context of digital transformation: Problems and prospects]. Vestnik instituta mirovykh tsivilizatsii, 2022, vol. 13, no. 1, pp. 42-46.

7. Afanas'eva Iu.S. Natsional'nyi proekt "Umnyi gorod": opyt i perspektivy [National project "Smart city": Experience and prospects]. Vestnik Instituta mirovykh tsivilizatsii, 2019, vol. 10, no. 4 (25), pp. 29-34.

8. Beliantsev A.E., Lymar A.V. Internet-prostranstvo kak faktor modernizatsii institutov grazhdanskogo obshchestva [Internet space as a factor of modernization of

civil society institutions]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachev-skogo, 2012, no. 6, pp. 284-288.

9. Vishneva K.V. Institutsionalizatsiia sektora sotsial'no orientirovannykh nekommercheskikh organizatsii kak sub"ekta realizatsii sotsial'noi politiki [Institutionalization of the social sector oriented non-profit organizations as a subject of implementation social policy]. Uchenye zametki TOGU, 2018, vol. 9, no. 2, pp.439-448.

10. Volodina O.I. Instrumenty prodvizheniia nekommercheskikh proektov v seti Internet: sovremennye trendy [Promotional tools of non-commercial projects on the internet: Current trends]. Kommunikologiia, 2017, no. 1, pp. 92-104.

11. Ermakov V.G. Vliianie politiki tsifrovizatsii na razvitie institutov grazhdanskogo obshchestva v Rossiiskoi Federatsii [Influence of digitalization policy on the development of civil society institutions in the Russian Federation]. Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk, 2020, vol. 15, no. 1, pp. 51-60.

12. Kul'kova V.Iu. Nekommercheskii sektor i gosudarstvennaia podderzhka nekommercheskikh organizatsii sfery uslug v RF v usloviiakh krizisa 2020 g. [Nonprofit sector and government support for non-profit organizations in service sector in Russian Federation at the time of crisis 2020]. Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyi vestnik. Fakul'tet gosudarstvennogo upravleniia MGU, 2020, no. 80, pp. 5-21.

13. Mironenko N.V., Gashin A.A. Institutsional'nye izmeneniia mezhsektor-nogo vzaimodeistviia nekommercheskikh organizatsii [Institutional changes of intersectional interaction of non-profit organizations]. Srednerusskii vestnik ob-shchestvennykh nauk, 2014, no. 2 (32), pp. 232-236.

14. Mironova M.V., Kirillova A. Sotsial'nye seti kak instrument kommu-nikatsii NKO s vneshnei sredoi v sovremennykh usloviiakh [Social networks as a tool for communication between NPOs and the external environment in modern conditions]. Novye kontury sotsial'noi real'nosti. Proc. of All-Russian Acad. Conf. Stavropol, North-Caucasus Federal University, 2020, pp. 156-159.

15. Pliusnina L.K. Kraudfanding kak sotsial'nyi fenomen informatsionnogo obshchestva [Crowdfunding as a social phenomenon of information society]. Teoriia ipraktika obshchestvennogo razvitiia, 2017, no. 6, pp. 18-21.

16. Podsokhin F.E. Spetsifika mediinykh i nemediinykh kommunikatsii rossiiskikh nekommercheskikh organizatsii [The specificity of the media and nonmedia communications of the Russian non-profit organizations]. Iazyk i sotsial'naia dinamika, 2014, no. 14-2, pp. 169-172.

17. Iurchenko A.A. Kraudfanding - novyi sposob finansirovaniia [Crowd-funding - a new way of financing]. Aktual'nye problemy aviatsii i kosmonavtiki, 2015, no.2, pp.830-832.

18. Global NGO technology report 2019. Available at: https://www.funraise. org/techreport (accessed 20.04.2023).

19. The charity digital skills report 2019. Available at: https://charitylearning. org/digital/ (accessed 20.04.2023).

20. The charity digital skills report 2020. Available at: https://www.skills-platform.org/uploads/charity_digital_skills_report_2020.pdf (accessed 20.04.2023).

21. Ihm J. Communicating without nonprofit organizations on nonprofits' social media: stakeholders' autonomous networks and three types of organizational ties. New media & society, 2019, vol. 21, no. 11-12, pp. 2648-2670.

22. Milla A.C., Mataruna L., Ristic M.R. Adopting social media for nonprofits as a main marketing tool: Analysis of a youth non-profit organization. International journal of applied business and economic research, 2017, vol. 22, no. 2 (2), pp. 741-752.

23. Tsifrovizatsiia kak novyi etap razvitiia nekommercheskogo sektora v Rossii [Digitalization as a new stage in the development of the non-profit sector in Russia]. Available at: deti-bela.ru/ (accessed 21.04.23).

24. Skokova Iu., Korneeva I., Krasnopol'skaia I. Tsifrovizatsiia nekommercheskogo sektora: gotovnost', bar'ery i effekty [Digitalization of the non-profit sector: Readiness, barriers and effects]. Moscow, HSE, 2021, available at: https:// www.hse.ru/mirror/pubs/share/482698930.pdf (accessed 04.04.2023).

25. Strategiia tsifrovoi transformatsii: napisat', chtoby vypolnit' [Digital transformation strategy: Write to execute]. Eds. E.G. Potapova, P.M. Poteev, M.S. Shkliaruk. Moscow, Presidential Academy, 2021, 184 p.

Оригинальность 77 %

Поступила 24.04.2023 Одобрена 19.05.2023 Принята к публикации 01.12.2023

S.B. Kalinina, S.Yu. Nikonov

STUDY OF PROBLEMS OF DIGITALIZATION IN THE ACTIVITY OF REGIONAL NON-PROFIT ORGANIZATIONS (THE CASE OF THE PSKOV REGION)

Today, the task of digitalization of non-profit organizations is a major one for the non-profit sector, since it largely determines the competitiveness of an organization. The article presents the results of a study of regional problems of digital transformation of the non-profit sector, focusing on non-profit organizations (NPOs) of the Pskov region of Russia. The study of regional problems and barriers to digitalization is relevant from two pespectives: the needs of the organizations themselves, for which the analysis of current challenges can serve as a mechanism that can launch the process of digital transformation of a particular organization, and the entire non-profit sector as a whole. The study embraced 137 representatives of non-profit organizations of the Pskov region. Analysis of the results allowed the authors to conclude that most regional NPOs adequately perceive the prospects of their own digital potential, realizing that digitalization implies full inclusion in the digital ecosystem and the subsequent transition to new principles of management based on artificial intelligence. The majority of respondents identified the motive for

increasing the social action of non-profit organizations as a vital step towards digital transformation. However, as the results of the survey showed, there are barriers of digitalization specific for regional NPOs, which are rooted, first of all, in insufficient knowledge of the digital transformation process, the latter correlating, for the majority of respondents, with communication and work with documents in electronic environment, and lack of broader vision that digital literacy concerns not only the head of the organization, but also all its employees.

Keywords: digitalization, digital technologies, digital transformation, non-profit organizations, nonprofit sector, digitalization barriers.

Svetlana B. Kalinina - Cand. Sc. (Education), Associate Professor, Head of the Department of Secondary General Education and Social Projecting, Pskov State University, Pskov, e-mail: sv_kalinina@mail.ru.

Semyon Yu. Nikonov - Chairman of the Pskov Regional Public Organization Center for Sustainable Development of the Pskov Region; Chairman of the Council of the Kind City Charitable Foundation, Pskov Regional Public Organization Center for Sustainable Development of the Pskov Region, Pskov, e-mail: s.nikonov@mail.ru.

Received 24.04.2023 Approved 19.05.2023 Accepted for publication 01.12.2023

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Вклад авторов равноценен.

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Калинина, С.Б. Проблемы цифровизации в деятельности региональных некоммерческих организаций (на примере Псковской области) / С.Б. Калинина, С.Ю. Никонов // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. - 2023. - № 4. - С. 157-170.

Please cite this article in English as:

Kalinina S.B., Nikonov S.Yu. Study of problems of digitalization in the activity of regional non-profit organizations (the case of the Pskov region). PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2023, no. 4, pp. 157-170 (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.