Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЗНАКОВ МАНИПУЛЯЦИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЗНАКОВ МАНИПУЛЯЦИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
459
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАНИПУЛЯЦИЯ / ПРОФИЛАКТИКА МАНИПУЛЯЦИЙ / МАНИПУЛЯТИВНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МАКИАВЕЛЛИЗМ / АКТУАЛИЗИРУЮЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вербицкая Ксения Александровна

Цель исследования - определить признаки и последствия манипулятивного поведения педагогов. В статье обоснована актуальность постановки и решения задачи профилактики манипулятивного поведения у будущих педагогов. Раскрыты поведенческие признаки манипулятивного поведения педагогов, типичные ситуации его проявления и характерные эмоциональные реакции обучающихся на педагогическую манипуляцию. Научная новизна заключается в представлении ценностно-целевых ориентиров актуализирующей педагогической деятельности, как гуманистически приемлемой, личностно и общественно целесообразной, педагогически эффективной альтернативы манипулятивного поведения. В результате получены теоретические и эмпирические данные, в комплексе доказывающие, что альтернативой манипулятивному поведению педагогов является актуализирующая педагогическая деятельность, к которой необходимо готовить будущих педагогов в процессе профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTIGATION OF SIGNS OF MANIPULATION IN THE FIELD OF EDUCATION

The purpose of the study is to determine the signs and consequences of the manipulative behavior of teachers. The article substantiates the relevance of setting and solving the problem of preventing manipulative behavior among future teachers. Behavioral signs of manipulative behavior of teachers, typical situations of its manifestation and characteristic emotional reactions of students to pedagogical manipulation are revealed. The scientific novelty consists in presenting the value-target guidelines of actualizing pedagogical activity as a humanistically acceptable, personally and socially expedient, pedagogically effective alternative to manipulative behavior. As a result, theoretical and empirical data were obtained, which together prove that an alternative to the manipulative behavior of teachers is actualizing pedagogical activity, for which it is necessary to prepare future teachers in the process of professional education.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЗНАКОВ МАНИПУЛЯЦИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

ной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина [8] за период обучения в военном вузе;

2} содержательная часть обучения и воспитания будущих офицерских кадров Росгвардии:

- цели профессионального обучения курсантов как будущих офицеров заключается в достижении необходимого уровня владения военно-профессиональными компетенциями, позволяющими выполнять поставленные служебно-боевые задачи на первичных должностях и достижение требуемого уровня морально-политического и психологического состояния обучающихся;

- структурное наполнение и содержание учебно-воспитательного материала изучаемых дисциплин в рамках освоения образовательной программы по реализуемым специа-литетам, как в рамках регламентированного, так и внеучебной времени, отведенного на военно-политическую работу с переменным составом института;

3) непосредственно процессуальная часть:

- своевременная организация и планирование учебно-воспитательного процесса со всеми её составляющими для поэтапного овладения необходимыми компетенциями от фундаментальных знаний до практико-приме-нительных умений {блок базовой и вариативной части, учебной и производственных практик);

- возможность предоставления образовательной организацией вариативных форм усвоения учебного материала обучающимися с личным выбором методов самоизучения реализуемых дисциплин [6; с, 41 ];

- используемые профессорско-педагоги-ческим составом формы и методы осуществления образовательной деятельности регламентированные нормативными документами Росгвардии и дополненные использованием современных информационных ресурсов;

- участие представителей заказчика (центрального аппарата и старших офицеров командований округов} в проведении промежуточных (инспекторских) проверок образовательной деятельности военного института и непосредственного их участия в государственной итоговой аттестации, что позволяет отразить

валидные результаты функциональности педагогического процесса в вузе.

Заключение

Таким образом, по результатам исследования сформулированы следующие выводы.

1) обосновано качественное внедрение профессионально ориентированной технологии подготовки будущих офицеров для Росгвардии, основанной на использовании базовых принципов профессионального обучения военных специалистов;

2) в ходе подготовки военных специалистов необходимо постоянно применять прак-тико-ориентированные занятия для решения практических задач в условиях приравненных к реальной боевой обстановки;

3) применять предметный подход в обучении как необходимое условие для эффективного овладения профессиональными компетенциями, необходимыми для решения различной сложности служебно-боевых задач.

Литература:

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 190 с.

2. Бонда ре в ска я Е.В. Теория и практика личност-но-ориентированного образования. - Ростов-н/ Д, 2000,- 351с.

3. Боровицкий, A.M. Актуальные аспекты методики овладения профессиональными знаниями будущими офицерами Росгвардии / A.M. Боровицкий // Вестник Омского государственного педагогического университета: - Омск, 2019. - Вып. № 3 (24) - С 129 131.

4. Боровицкий, A.M. Повышение эффективности усвоения учебного материала обучающимися В ходе реализации образовательной деятельности военного института / A.M. Боровицкий // Ученые записки Забайкальского государственного университета, - 2018. - Т. 13. - №21 -С. 65-70.

5. Дубинин, А. В. Сущность профессиональной успешности курсантов / А. В. Дубинин, А. М. Боровицкий // KANT, - 2020. - № 3(36). - С. 257-263, - DOI 10.24923/2222-243Х ,2020-36,49,

6. Педагогика профессионального образования / под ред. В.А. Сластенина. - М,: Академия, 2004. -368 с

7. Селевко Т.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

8. Федеральный закон Российской Федерации от 03 июля 2016 года (\Р22б-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской федерации1!

CU CXJ О си

-0 9

s: со

CU

■Ol

i

225

fNVESTiGA TION OF SIGNS OF MAN1PULA TION IN THE FIELD OF EDUCA TION

Verbitskaya Kseniya Aleksandrovna, Lecturer, Institute pfSecondary Professional Education, Kuban State University, Krasnodar

> <

X

UJ

О

LU 3-

<

CI UJ

с

226

The purpose of the Study is to determine the signs and consequences of the manipulative beha vior ofteachers. The article substantiates the relevance of setting and solving the problem of preventing manipulative behavior among future teachers. Behavioral signs of manipulative behavior of teachers, typical situations of its manifestation and characteristic emotional reactions of students to pedagogical manipulation are revealed. The scientific novelty consists in presenting the value-target guidelines of actualizing pedagogical activity as a humanistically acceptable, personally and socially expedient, pedagogically effective alternative to manipulative behavior. As a result, theoretical and empirical data were obtained, which together prove that an alternative to the manipulative behavior of teachers is actualizing pedagogical activity, for which it is necessary to prepare future teachers in the process of professional education.

Keywords: manipulation; manipulation prevention; manipulative pedagogical activity; machiavellianism; updating pedagogical activity.

DOI 10.24923/2222-243X.2022-43.40

УДК 377,013

ВАК РФ 5.8.7/1 3.00.08

0 Вербицкая K.A., 2022

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЗНАКОВ МАНИПУЛЯЦИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Цель исследования определить признаки и последствия манипулятивного поведения педагогов. В статье обоснована актуальность постановки и решения задачи профилактики манипулятивного поведения у будущих педагогов. Раскрыты поведенческие признаки манипулятивного поведения педагогов, типичные ситуации его проявления и характерные эмоциональные реакции обучающихся на педагогическую манипуляцию. Научная новизна заключается в представлении ценностно-целевых ориентиров актуализирующей педагогической деятельности, как гуманистически приемлемой, личностно и общественно целесообразной, педагогически эффективной альтернативы манипулятивного поведения. В результате получены теоретические и эмпирические данные, в комплексе доказывающие, что альтернативой манипулятивному поведению педагогов является актуализирующая педагогическая деятельность, к которой необходимо готовить будущих педагогов в процессе профессионального образования.

Ключевые слова: манипуляция; профилактика манипуляций; манипулятивная педагогическая деятельность; макиавеллизм; актуализирующая педагогическая дея тельность.

ВЕРБИЦКАЯ Ксения Александровна, преподаватель, Институт среднего профессиональ ного образования, Кубанский государственный университет, Краснодар

Введение

Современное общество развивается стремительно во всех сферах. Растет темп жизни, при этом увеличивается количество социальных ролей, как атрибутов каждого человека. Это ведет к формированию ряда негативных качеств личности, с одной стороны, и затруднений, проблем в социализации, с другой. Для развития успешной личности современного человека необходимо формирование у него: навыков решения нескольких задач параллельно (многозадачности), стрессоустойчивости и жизнестойкости, профессиональной и социальной компетентности; при этом человек должен оставаться гуманным и стремиться к духовному саморазвитию, самоактуализации [1 ]. Таким образом, ежедневно возникает необходимость решать ряд задач при реализации каждой из социальных ролей. Все это отражается на физическом и психологическом состоянии: недостаток времени для отдыха, рефлексии, духовного развития вынуждает применять не всегда гуманные способы достижения целей. Зачастую субъекты труда прибегают к манипулятивным методам, что упрощает процесс деятельности и позволяет достичь результата в более короткие сроки,

В этой связи актуальность данного исследования заключается в распространенности применения манипулятивных приемов среди педагогов в отношении учащихся. Данное явление имеет негативные последствия для детей и подростков, повышает риски их социализации. Манипуляции как средство и метод педагогического воздействия противоречит принятым в современной педагогике

гуманистическим ценностям, однако упрощает деятельность педагогов в ближайшей перспективе, имея при этом негативный результат для развития учащихся. Исследуемый феномен распространен на всех уровнях образования, выступая как метод воспитания, перевоспитания, обучения и в качестве средства достижения личных целей педагогов.

Цельисследования позволила структурировать следующие задача. 1) раскрыть феномен манипуляции в контексте педагогической деятельности; 2) провести диагностику приоритетных качеств личности педагога; 3} выявить негативные качества педагогов по мнению учащихся, затрудняющие процесс социализации; 4} исследовать эмоциональные эффекты от манипулятивного педагогического воздействия; 5) диагностировать степень внушаемости учащихся; 6) определить с помощью опроса ценностные ориентации реципиентов; 7} осуществить корреляционный анализ гуманистических ценностей и гуманистически-ориентированных качеств-факторов успешности; 8) представить основу модели профилактики магипулятивной деятельности педагогов.

Теоретической базой послужили публикации А. Маспоу, Э. Шострома, Е, Доценко, В. Шей-нова, М. Богуславского.

Практическая значимость заключается в возможности проектирования процесса формирования готовности будущих педагогов к актуализирущей педагогической деятельности, как гуманистически приемлемой, личностно и общественно целесообразной, педагогически эффективной альтернативы манипулятивного поведения.

Основная часть

Манипулирование является скрытым психологическим воздействием, которое выгодно только субъекту манипуляции и наносит вред объекту воздействия [2]; оно широко применяется в экономической сфере, политике, СМИ. Феномен манипуляции раскрывается как в исследованиях, обосновывающих ее антигуманную сущность, так и в популяризированной литературе, содержащей обучающие методики, семинары и тренинги. Обучают применению манипулятивных приемов не только в вышеуказанных профессиональных сферах, но и в межличностных отношениях, чаще всего, в семейных. При этом по закону апперцепции человек склонен переносить эффективные способы воздействия «достижения цели с одной деятельности на другую [3]. Следовательно, сформированные в конкретных ситуациях, условиях манипулятивные установки могут да-

лее экстраполироваться практически влюбые сферы жизнедеятельности.

В системе образования также широко применяются манипулятивные приёмы: как со стороны педагогов в адрес учащихся, так и наоборот. Однако это явление противоречит гуманистической концепции современного образования, поскольку скрытое психологическое воздействие несет в себе риски для социализации ребенка [4]. Манипулирование тормозит, осложняет развитие личности, может привести к непредвиденным результатам, поскольку является своего рода насилием над волевой и мотивационной сферами ребенка [5].

Для тезиса о необходимости постановки и решения педагогической задачи, связанной с профилактикой манипулятивного поведения педагогов, было проведено диагностическое исследование на базе средней школы № 61 г. Краснодара. Вначале учащимся 10 классов (всего 100 человек} предлагалось заполнить анкету открытого типа, в которой их просили отметить качества учителей, за которые дети их уважают, и наоборот, не уважают. Результаты проведенной работы позволили обнаружить личностные и профессиональные качества учителей, вызывающиху школьников негативные переживания, а именно:

- придирчивость к работе ученика, неумение поощрять (32%);

- закрытость от учеников, несогласованность с ними (19%);

- неуважение (81%);

- игнорирование (56%);

- деление на "плохих" и "хороших (76%);

- завышенные требования при усвоении материала (84%);

- постоянный контроль (52%);

- необъективность (93%);

- некомпетентность (78%);

- равнодушие к проблемам учеников (45%);

- агрессия, крик (85%);

- выраженное неуважение к коллегам (15%);

- злопамятство (14%);

- наказание всего класса из-за одного или наказание невиновного (61%);

- недоверие ученикам (90%);

- унижение (89%);

- наказание за невыполнение работы, которая нужна учителю (в его личных интересах)

(43%).

Далее подростков попросили написать мини-эссе и привести примеры конкретных ситуаций, в которых педагоги проявляли указанные приемы, и охарактеризовать чувства, ко-

> <

X ш

О ш

3-

<

С1 ш

с

228

торые испытывали при этом учащиеся (дети проводили рефлексию личного опыта за весь период обучения в школе). Ниже приведены примеры ситуаций, описанных учащимися.

1. Учащимся выдана без предупреждения проверочная работа, несмотря на то, что по плану был урок повторения материала. Пока дети писали неожиданную работу, педагог разговаривал по телефону, занимался своими делами, Таким образом, манипулятивный прием заключался в создании стрессовой ситуации для того, чтобы дети были заняты и не мешали решать свои проблемы.

2. Двое подростков баловались во время дежурства. Один из них случайно уронил стенд, но учитель не стал разбираться и грубо оскорбил другого. Ребенок рассказал о случившемся родителям. Они позвонили учителю с объяснением ситуации и просьбой поговорить с их сыном и принести извинения. Она извинилась перед родителями, но не перед учеником, более того, отношение учителя после этой ситуации изменилось в худшую сторону. Суть ма-нипулятивного воздействия изначально была в быстром решении проблемы нарушения дисциплины, во внушении страха. Педагог не стремился справедливо разобраться в проблеме, нужно было быстро наказать всех. Далее макиавеллизм проявился в нежелании принимать ответственность на себя, признании допущенных ошибок.

3. Учитель дал сложную работу и не объяснил, как ее выполнять. Когда дети стали задавать вопросы, педагог агрессивно отказалась помогать им. Сами дети отмечают, что материалом учитель владеет, но отказывается терпеливо и доступно его излагать. 8 данном случае педагог использует детей и свою работу как средство получения дохода, "отсиживает" часы, не стремится дать знания. Также в конкретном случае следует отметить, что учитель не стремился дать знания на уроке, так как вела платные дополнительные занятия по предмету, которые она предлагала родителям. То есть ребенок не успевает по предмету, нужны дополнительные занятия, нужно посещать, чтобы выйти на нужную отметку в четверти.

В результате анализа работ было выявлено, что в ситуациях манипулятивного воздействия со стороны педагогов учащиеся испытывали ярковыраженные негативные эмоции, з именно:

- гнев (72%);

- обида (96%);

- растерянность (46%);

- страх (53%);

- ненависть в адрес учителя (83%);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- нежелание посещать школу или желание перейти в другой класс, школу (48%);

- падение самооценки (61%);

- антивитальные мысли (19%),

Полученные данные подтверждают наличие

рисков социализации у подростков, вызванные манипулятивным воздействием педагогов. Ключевым, комплексным фактором возникновения этих рисков является тот факт, что, по закону апперцепции, у учащихся, столкнувшихся с манипулятивным воздействием в свой адрес, также формируются манипулятивные установки.

Далее была проведена диагностика учащихся 11 классов (всего 100 человек) с использованием методик Е.Б. Михайлюка: "Методика диагностики степени внушаемости" в форме анкеты, тест "Способны ли вы выдержать манипулирование лестью", тест "Есть ли в вас решительность, которая поможет противостоять влиянию".

Результаты анкетирования свидетельствовали о том, что 40% учеников способны не поддаваться внушению, в то время как 53%-зачастую являются объектами манипуляции, а 7% - сильно внушаемы. Представители последней группы (7%) продемонстрировали неспособность выдержать манипулирование лестью, они легко поддаются на подобные уловки, также, как и респонденты с сильно заниженной самооценкой - их около 47%; оставшиеся 47% опрошенных оказались способными противостоять лести. Полноценной способности отражать манипулятивное влияние не продемонстрировал никто из обучающихся, хотя у подавляющего большинства из них (87%) данная способность и проявляется в отдельных случаях (13% респондентов вообще не способны отражать негативное влияние). Исходя из полученных данных, можно заключить, что большинство учащихся старших классов средних школ не способны отражать манипуляцию, поддаются негативному влиянию, им не хватает решительности и уверенности в себе, [6]

С учетом полученных результатов, для уточнения и конкретизации данных был разработан опросный лист, включающий в себя 10 незаконченных предложений. Целью данной работы было определение того, каким образом е сознании обучающихся сопоставлены понятия "гуманность" и "успешность", а также каково их отношение к общечеловеческим ценностям, В результате были получены следующие данные по нижеперечисленным предложениям (базовые предложения выделены

курсивом, ответы ранжированы по частоте встречаемости}:

1. Чего-то в жизни добивается тот, кто - целеустремлен (70%), уверен в себе (63%), настойчив (56%), имеет базу знаний (47%), ищет истину (15%), работает над собой (13%).

2. По-моему, гуманизм - это человечность (96%), положительное качество (83%); "бред" (68%), "понты" (23%),

3. Быть успешным, значит - быть умным (90%), авторитетным (84%), иметь работу (75%), семью (67%), друзей (65%), образование (59%), деньги (56%), "ни в чем себе не отказывать" (49%).

4. В современном мире нужно - "пробиваться" (88%), иметь деньги (80%), власть (78%), быть собранным (67%), осторожным (63%), работать (54%), никому не доверять (51%), учиться (48%), иметь семью и друзей (45%), "убивать" (1%).

5. Слабый человек отличается от сильного тем, что - не способен защитить себя и близких (58%),его "ломают" трудности (50%), не уверен в себе (47%), не имеет характера (43%).

6. Я предпочитаюдобиваться своих целей -всегда (88%), обходными путями (79%), любыми способами (74%).

71 К другим людям нужно относиться - как хочешь, чтобы относились к тебе (90%); уважительно (50%).

8. Качествами успешной личности являются - ум (67%), целеустремленность (55%), твердость (53%), гордость (47%), успех (45%), доброта (37%), имидж (35%), умение "выходить сухим из воды" (28%).

9. Мораль в наше время - не соблюдается (68%), нужна (51 %), деньги важнее (48%).

10. Доброта, любовь, дружба, сочувствие -чувства, которые должны быть (54%), не ценятся (47%), трудно найти и легко потерять (36%).

Ответы дети формулировали разнообразно, поэтому при подсчете схожие по смыслу формулировки обобщались. Также следует отметить, что одни подростки давали по единственной формулировке ответа на каждый вопрос, другие давали несколько вариантов ответа по каждому пункту.

Таким образом, современные выпускники общеобразовательных школ понимают гуманизм как положительное, ценное качество, однако не понимают, как оно связано с успешностью в современном мире, и предпочитают материальные ценности и расчетливость. Данное положение подтверждено методом корреляционного анализа; в качестве сопряженных варьирующих признаков рассматривалось: количество названных гуманистических цен-

ностей (х) и количество названных гуманистически-ориентированных качеств-факторов успешности (у). Величина рассчитанного рангового коэффициента корреляции Спирмена составила 0,357 (слабая положительная связь). Таким образом, в сознании обучающихся слабо связано признание гуманистических ценностей как одобряемых качеств личности и как важных факторов жизненной успешности.

Совокупность результатов, полученных в процессе теоретического и эмпирического исследования, убеждают в наличии манипулятив-ной педагогической деятельности в школе и ее виктимных последствиях для учащихся. Это обусловливает необходимость организации педагогической профилактики манипулятив-ности будущих учителей в период профессиональной подготовки.

Студенты педагогических специальностей на разных уровнях обучения (СПО, ВО) являются носителями манипулятивного опыта взаимодействия с другими участниками образовательного процесса в школе. Вероятно, этот негативный опыт "обогащается" и укрепляется в процессе профессионального образования. По этой причине представляется важным обеспечить непрерывность профилактики (первичной, вторичной) и/или коррекции ма-кевиаллизма у будущих педагогов, результатом чего должно стать формирование установки на недопустимость применения манипуляций в отношении субъектов образовательного процесса.

Предполагаем, что профилактика манипулятивного поведения будущего педагога возможна посредством формирования готовности студента к противоположной по ценностям, целям и средсгвамдеятельности. Согласно идеям Э. Шострома, таковой - антиманипулятив-ной - является актуализирующая педагогическая деятельность. Актуализация своего потенциала (или самоактуализация) позволяет человеку развиваться в гармонии с собственными потребностями без насилия в отношении других людей [7]. В соответствии с теорией А. Маслоу, а именно, положениями о структуре самоактуализирующей деятельности, можно утверждать, что готовность педагога к актуализирующей деятельности базируется на формировании таких качеств и характеристик личности, как:

1) полное бескорыстное переживание, погруженность;

2) возможность осуществлять выбор;

3) предоставление возможности проявляться своему "Я";

СУ

си

О си

-0 9

со си

■о|

Ё

229

4) умение брать на себя ответственность; честность;

5) отсутствие конформизма [1].

С учетом освещенных в данной статье теоретических положений, а также полученных в ходе опытной работы эмпирических данных разрабатывается модель формирования у будущих педагогов готовности к актуали-^ зирующей педагогической деятельности. у Предполагаем, что это будет способствовать личностному и профессиональному развитию < студентов, а также выступит в качестве сред-X ства профилактики манипулятивного поведе-I! | ния педагога в отношении учащихся,

$ Заключение

Таким образом, по результатам исследова-111 ния сформулированы следующие выводы. З- 1. Маниулятивная педагогическая деятель-^ ность носит деструктивный характер и имеет ряд негативных эффектов для учащихся: пси-Р хологические негативные реакции в виде от-^ рицательных эмоций, переживаний, отноше-г-^ ний; опыт овладения манипуляцими по закону 111 апперцепции; формирование соответствую-^ щих антигуманных ценностных ориентаций 2зо 2, Признаками манипулятивной деятельности педагогов являются: проявление агрессии, крик в адрес учащихся; игнорирование мыслей и чувств детей; наказание всех из-за одного, наказание невиновных; субъективная оценка; выражение обиды на ученика из-за невыполненной личной просьбы и пр.

3. Типичными эмоциональными реакция обучающихся на манипулятивное поведение педагогов являются: страх, обида, смятение, деориентация, гнев и ненависть, потеря интереса к учебе, падение самооценки, антивитальные мысли.

4, Ключевые ценностные ориентации обучающихся, актуализирующие неприемлемость манипулятивного поведения и востребованность актуализирующей деятельности

педагога, включают: целеустремленность, непринятие гуманизма, стремление действовать любыми способами, добиваться целей несмотря ни на что, интеллект, несоблюдение морали.

5. Актуализирующая педагогическая деятельность является гуманистически приемлемой, личностно и общественно целесообразной, педагогически эффективной альтернативой малипулятивному поведению педагога; она представляет собой стремление личности к самоактуализации потенциала, открытое взаимодействие с окружающими, раскрытие потенциала учащихся и содействие к их самоактуализации посредством формирования педагогических условий к открытому переживанию, поиску и проявлению собственного "Я", честности, ответственности, возможности выбора, формировании собственного мнения и умения его аргументировать.

Примечания:

1. Маслоу, А. Мотивация и Личность / А. Маслоу. -СПб.: Питер, 2006. - 352 с.

2. Доценкб, ЕЛ. Психология манипуляций : Феномены, механизмы и защита / Е.Л. Доценко. - М. : ЧеРо: ЮРАЙТ, 2000, - 342 с.

3. Шей нов, В.П. Макиавеллизм личности: кто умело манипулирует людьми ? 8.П. Шейное. Минск : Харвест, 2012.-416 с.

4. Богуславский, М. В. Лабиринты манипулятивной педагогики // Директор школы. - 2002. - № 9. - С 35-38.

5. Шейнов, В.П. Психологическая еиктимиззция жертв издевательств как источник их отрицательных эмоциональных состояний ? 1 Институт психологии российской академии наук. Социальная и экономическая психология, - 2019, - Том 4. -№1 (13).

С. Михайлюк, Е.Б. Психология влияния : [Искусство владеть собой. Наука управлять другими. Умение вести переговоры и отстоять свою точку зрения]. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2003. У. Шостром, Э. Человек манипулятор. Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации / Э. Шостром. - М.: Апрель-Пресс, Психотера Пия, 2008. - 192 с.

DETERMINANTS OF THE DEVELOPMENT OF SECONDARY VOCA TIONAL EDUCA TION IN THE REPUBLIC OF CRIMEA Gotdienko Tatyana Petrovna, DSc ofPedagogicalsciences. Professor, Vice-rector for Research and Innovation Zhavoronkov Alexander Nlkolaevlch, Head of the Research Department

Crimean Engineering and Pedagogical University the name of Fevzi Yakuhov, Simferopol, Republic of Crimea

The purpose of the study is to determine the state of the main determinants that contribute to the development of secondary vocational education in the Republic of Crimea. The article describes the conditions for the functioning of institutions of secondary vocational education in the context of key components that ensure its development; considered the personnel crisis experienced by secondary vocational education, the main reason for which was the low level of wages, and as a result, the decrease in the level of prestige of work in institutions of secondary vocational education, As a result of a retrospective analysis of the state of the main determinants of the development of secondary vocational education, proposals were formulated for the development of secondary vocational

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.