СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
УДК 37.014.544.4
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В МЫТИЩИНСКОМ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОМ ТЕХНИКУМЕ
Адлина Татьяна Викторовна, преподаватель
Московская финансово-промышленная академия, г. Москва, Россия adlitavi@mail. ru
В статье раскрывается значимость применения информационных технологий в профессиональном образовании. Приводится описание исследования применения информационных технологий в подготовке специалистов экономических специальностей в Мытищинском машиностроительном техникуме.
Ключевые слова: профессиональное образование; современные педагогические; производственные и информационные технологии в процессе обучения, квалифицированные специалисты; перспектива в образовании.
THE RESEARCH OF THE APPLICATION OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN TRAINING OF ECONOMICAL SPECIALLITIES IN MITISHY TECHNICAL SECONDARY SCHOOL OF MECHANICAL ENGINEERING
Adlina Tatyana, educational specialist Moscow Financial - Industrial Academy, Moscow, Russia adlitavi@mail. ru
This state shows the importance of the application of information technologies in the professional education. It cites the description of the research of the application of information technologies in training of economical speciallities in Mitishy Technical Secondary School of Mechanical Engineering
Keywords: professional education; modern pedagogical; industrial and information technologies in education; qualified speciallities; prospective in education.
Качественное изменение социально-экономических и технико-технологических условий современного производства предъявляет новые требования к организации содержания образовательного процесса. Современная профессиональная школа должна выполнять не только информационную, но и образовательно-культурную функцию. Применение современных педагогических, производственных и информационных технологий в процессе обучения, расширение профессионального поля служит гарантией трудоустройства выпускника, определяет способность личности успешно адаптироваться к изменяющейся производственной среде.
В современных условиях экономической нестабильности нашего общества гарантом востребованности молодежи на рынке труда становится качество профессиональной подготовки. Стране нужны квалифицированные рабочие и специалисты, обладающие новым типом мышления, способные к новаторству, предприимчивости на своем рабочем месте и адаптации в быстро меняющихся условиях, а также умением принимать активное участие в совершенствовании технологического процесса.
Рыночная экономика, в отличие от директивной, не только требует новых подходов в сфере развития производства, но и предъявляет жесткие требования к качеству профессионального образования.
Современный мир переживает технологические перемены, основа которых
- информационные технологии (ИТ). В свете этого меняется и образование. Обществу требуются работники, обладающие функциональной компьютерной и коммуникационной грамотностью, умеющие использовать данные технологии в профессиональной деятельности. Вследствие этого основными задачами в подготовке специалистов становятся:
- получение знаний и умений использовать основные информационные и коммуникационные технологии (ИКТ);
- владение основными ИКТ, используемыми в соответствующей профессиональной деятельности;
- возможность средних и высших образовательных учреждений готовить специалистов для развития информационной индустрии.
Эти задачи могут быть решены при наличии определенных условий:
- обеспеченность компьютерами учебных кабинетов;
- наличие доступа в Интернет;
- присутствие в Web - пространстве;
- использование ИКТ при проведении занятий;
- непрерывность образования.
Выпускник должен хорошо понимать свое место и роль в реальной жизни, иметь ясное преставление о своем призвании, что и как он может делать, как может помочь фирме, предприятию, организации.
Современные требования к образовательным учреждениям в области информационных технологий - соответствие и адекватность потребностям общества. Поэтому складывается тесное взаимодействие образовательных учреждений с предприятиями и организациями.
На совместном заседании Государственного совета и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России Д.А.Медведев говорил о необходимости создать систему обязательной общественно-профессиональной экспертизы, обеспечить рынок высококвалифицированными кадрами, теми кадрами, которые по-настоящему интересны рынку, которые реально востребованы работодателями и которые подготовлены для участия в модернизации нашей экономики. Одной из важных задач является создание так называемых цепочек в сфере образования, а именно цепочки лицей-колледж-университет, участники которой работают в непосредственном контакте с работодателями.
Такой опыт есть уже во многих регионах, в т. ч. Подмосковном городе Мытищи. Федеральное Государственное Образовательное Учреждение Среднего Профессионального Образования «Мытищинский машиностроительный техни-
кум» (ФГОУ СПО «ММТ») достаточно продуктивно сотрудничает с организациями и предприятиями города. Кроме того, на базе этого образовательного учреждения функционировала экспериментальная площадка по трудоустройству выпускников.
За время участия в эксперименте изучены требования работодателей к специалистам, внесены изменения в рабочие программы, программы практики. Учебные планы, постоянно обновляются с учетом требований времени.
В техникуме создан Центр трудоустройства, который отслеживает трудовой путь выпускников, их карьерный рост на рабочих местах. Все это позволяет готовить не просто специалистов, а специалистов с теми знаниями и навыками, которые нужны современному предприятию.
Анализ результатов совместной деятельности техникума представлен в таблице 1.
Таблица 1
Совместная деятельность ФГОУ СПО «ММТ» с социальными партнерами по разработке регионального компонента к Госстандартам по специальности «Экономика и бухгалтерский учет»
№ пп Наименование предприятия Экономика и бухгалтерский учет
Требования работодателей Реализация требований работодателей
1 ОАО «Метро-вагон-маш» Грамотное изложение теоретических выводов, умение анализировать производственные ситуации, развивать деловое общение Проводились индивидуальные занятия и дополнительные консультации по утвержденному графику, в рамках работы предметных кружков давались задания, развивающие речь и логическое мышление
2 ОАО «Метро-вагон-маш» Знание истории завода, изучение перспектив его развития В программу дисциплины «Введение в специальность» включен цикл лекций, посвященный истории развития, вопросам совершенствования, перспектив базового завода ОАО «Метровагонмаш» и взаимосвязи с историей становления и развития ФГОУ СПО «ММТ»
3 ИФНС г. Мытищи Знание промышленного сектора Мытищинского района Посещение ОАО «Метрова-гон-маш», промышленных выставок, участие в региональной олимпиаде по бухгалтерскому учету, объяснение учебного материала на примерах предприятий города (ОАО «Метровагонмаш», МП «Электросеть», ОАО «Мыти-
щинский молочный завод», ООО «Талант»), использование в качестве примеров первичных и отчетных документов, собранных студентами в период прохождения производственной практики
Росстат отмечает:
• в 2009 году на 5 студентов очной формы обучения в государственных и муниципальных высших учебных заведениях приходился 1 персональный компьютер, в средних профессиональных учебных заведениях как государственных, так и муниципальных - 1 персональный компьютер на 7 студентов (в 2008 году этот показатель был 5 и 8 соответственно);
• доступ в Интернет имели в 2009 году на 77,4% компьютеров в государственных и муниципальных высших учебных заведениях и 54,3% в средних профессиональных учебных заведениях как государственных, так и муниципальных;
• в 2009 году в ФГОУ СПО «ММТ» 1 персональный компьютер приходился на 6 студентов, доступ в Интернет - на 60%, 10 кабинетов оснащены мультимедийными проекторами.
Из указанных данных понятно, что в направлении применения компьютерных технологий еще очень много следует сделать, как в целом по стране, так и в отдельном учебном заведении. Студенты кроме подготовки в одной конкретной области («Бухгалтерский учет», «Финансы», «Маркетинг» и др.) обязательно должны иметь немалый объём знаний и практических умений для работы с компьютерами, компьютерными сетями, интернетом, специализированными программами.
Специально для овладения такими навыками преподавателями Мытищинского машиностроительного техникума разрабатываются видео курсы, специальные учебные материалы, презентации, осуществляется компьютерное тестирование для контроля знаний.
Следует повышать компьютерную грамотность не только студентов, но и преподавателей. Преподаватели экономического отделения Мытищинского машиностроительного техникума прошли курс обучения по базовой компьютерной подготовке в МВТУ имени Баумана Н.Э.; на базе фирмы 1С по теме «Ведение бухгалтерского учета в «1С:Предприятие 8»; в стенах своего учебного заведения занятия по теме «Основные принципы работы в глобальной сети Интернет», которые проводили специалисты Горного университета и по теме «Психолого-педагогические инновационные технологии в учебно-воспитательном процессе СПО», проводимые Московским государственным университетом культуры и искусств. Все полученные знания используются на практике: на учебных занятиях применяется мультимедийная техника, практические работы проводятся в программе «1С:Бухгалтерия», используется информационная программа «Консультант», проверочная программа «Tester».
Как показал опрос студентов техникума, занятия по спецдисциплинам проводятся с применением нетрадиционных форм и методов обучения, что отражено в таблице 2. - 12 -
Таблица 2
Нетрадиционные формы и методы обучения, применяемые в учебном процессе преподавателями экономических дисциплин в ФГОУ СПО «ММТ»
№п/п Вид занятий
1 Урок на производстве
2 Урок с решением производственных ситуаций
3 Урок с элементами деловой игры
4 Урок с элементами программирования
5 Уроки с применением проблемного изложения материала
6 Кейс - метод
7 Урок с широким применением технических средств и электронных пособий
8 Урок ролевая игра
Компьютерная грамотность студентов формируется при изучении дисциплины «Информатика». Её содержание направленно на то, чтобы студенты:
- могли работать с операционными системами Windows XP;
- использовать возможность бизнес-пакета Microsoft office XP;
- знали ресурсы Интернета;
- ориентировались в основных компонентах и технологиях Web;
- знали возможности корректного и эффективного поиска в Интернете.
Дисциплина «Информационные технологии» формирует следующий уровень в подготовке студентов в области ИТ и направлена на конкретные приложения, используемые в соответствующей предметной области: бухгалтерском учете, банковском деле, финансах, маркетинге и т.д.
Для обеспечения учебного и научно - исследовательского процесса необходимо иметь широкий круг услуг:
• электронную почту,
• пространство для создания web - страниц,
• пространство для трансфера информации на файловом уровне,
• средства для прямой коммуникации между потребителями сети,
• множество специализируемых форумов,
• календарь актуальных событий,
• специализированные среды для электронной публикации информации,
• специализированную информационную систему для предоставления персональной информации из студенческого досье,
• электронную библиотеку,
• специализированные страницы предметных (цикловых) комиссий, административных отделов,
• дискуссионные форумы,
• средства электронного обучения, самообучения и контроля знаний.
На все это требуются немалые денежные вложения, и не всегда наличие приобретенных современных технических средств улучшает подготовку специалистов, т.к. некоторые преподаватели ими просто не пользуются в учебном процессе. Надо готовить молодые кадры преподавателей, которые способны и правильно выбрать методику занятия и широко использовать при обучении компью-
терные технологии. На базе Мытищинского машиностроительного техникума проходят преддипломную практику будущие преподаватели экономических дисциплин, обучающиеся в Московском Государственном Университете Леса (МГУ-Ле). Студенты МГУЛа под руководством ведущих преподавателей техникума провели занятия по дисциплинам "Бухгалтерский учёт", "Экономическая теория", "Аудит", "Документационное обеспечение управления". К каждому занятию студентом - практикантом были разработаны методики, заполнялся дневник стажера, демонстрировались презентации, использовались интернет - ресурсы. После каждого занятия студенты техникума по 100-балльной шкале выставляли оценки практиканту в оценочном листе дневника стажера, затем, определялся средний балл по которому практикант делал вывод о качестве своей работы. Когда практика закончилась на кафедре университета прошла конференция по её итогам.
Во всех областях возникают профессии, требующие интенсивных знаний и электронных умений. Постоянно появляются новые профессии, коренные изменения претерпевают уже существующие профессии. Поэтому наблюдается такое пристальное внимание и высокие требования к современному образованию. Безусловно, претерпевать изменения должна и подготовка преподавателей. Динамическое развитие информационных технологий требует очень больших усилий, чтобы усвоить необходимые знания. Поэтому система повышения квалификации преподавателей должна учитывать современную тенденцию. Кроме того, должны быть разработаны меры поощрения тех преподавателей, которые улучшают знания и умения в области ИТ и, что очень важно используют изученные технологии на занятиях. Известно, что учебное заведение может быть буквально «напичкано» самой современной техникой и самыми современными компьютерными программами, но если преподаватель не владеет ими или по каким-то другим причинам их не использует, то все материальные затраты напрасны.
Стимулировать широкое использование ИТ на занятиях поможет и аттестация преподавателей, и заработная плата, расчет которой теперь связан со стимулирующими выплатами. Конечно же, не должно быть уравниловки, если один преподаватель стремится к высокому профессиональному индивидуальному подходу в обучении студентов, постоянно совершенствуется, а другой работает также как и 5 лет тому назад, ничего не меняя, не утруждая себя усваивать новое, прогрессивное в области обучения.
Как уже было отмечено, перспектива в образовании связана с непрерывным обучением: школа - техникум - ВУЗ - промышленность. В ФГОУ СПО «ММТ» работа с абитуриентами начинается еще в школе (организуются подготовительные курсы для школьников, встречи с председателями предметных (цикловых) комиссий, экскурсии по техникуму), в период обучения в техникуме студенты обучаются по программам, в которые включен региональный компонент, на факультативных занятиях получают информацию по трудоустройству, после окончания обучения в техникуме выпускники имеют возможность продолжить образование (согласно с имеющимся договором) в Московском государственном агроинженерном университете имени В. П. Горячкина.
Подводя итог можно установить, что современное обучение, безусловно, изменяется. Новая модель образования должна сохранить лучшее, что входит в традиционное образование, но от текстовых материалов должно перейти к мультимедийным, в которых текст сопровождается изображением, звуком, анимацией.
От однонаправленной модели образования «от преподавателя к аудитории» перейти к интерактивному обучению, при котором обучение становится многонаправленным, все участники процесса обучения должны обогащаться новыми знаниями и умениями. Развивать непрерывное образование, широко применять дистанционное обучение, что является очень актуальным в связи с тем, что в учебных планах возрастает количество часов, отведённых на самостоятельное изучение дисциплин. Много надо сделать: обеспечить студентов на занятиях достаточным количеством компьютеров, учебных материалов, совершенствовать нормативные акты, касающиеся образования, усилить индивидуальную работу со студентами. Могущество государства зависит от его граждан: их знаний, компетенции, поэтому образование - одно из важнейших сфер жизнедеятельности общества. Это должны понимать как педагоги, так и руководящие чины от которых зависит материальное благополучие государственных учебных заведений и работающих в них. Без материальной поддержки невозможны перемены, следовательно, и сам прогресс.
Проведенные исследования показали, что в анализируемом учебном заведении имеется необходимость во внедрении дистанционного обучения, электронных студенческих досье, личного кабинета студента, электронных страниц для каждого преподавателя. Должна быть возможность при отсутствии стационарных компьютеров использовать мобильные.
По словам Д. Медведева для развития профессионального образования мы будем широко использовать иностранных специалистов, т. к. долгое время мы только отдавали лучшие умы и ничего не получали взамен. Не надо замыкаться в рамках одного государства, надо использовать международный опыт. Международное сотрудничество должны использовать и средние профессиональные учебные заведения.
Литература
1. Кризис сократил негосударственный сектор в системе образования России // Коммерсант. URL: http://www.rokf.ru/sosial/2010/02/10/104116.html (дата обращения: 10.02.2010).
2. Выступления и стенограммы Стенографический отчёт о совместном заседании Государственного совета и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России 31 августа 2010 года. URL: http://www.kremlin.ru (дата обращения: 31.08.2010).
3. Пресс-релизы. 5 мая 2009 г. в Москве состоялся V съезд Союза директоров средних специальных учебных заведений России. URL: http://mon.gov.ru (дата обращения: 05.05.2009).