Научная статья на тему 'Использование информационно-коммуникационных технологий в развитии творческого потенциала студентов'

Использование информационно-коммуникационных технологий в развитии творческого потенциала студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
486
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матюхина Оксана Анатольевна, Фёдорова Галина Николаевна

Статья отражает основные аспекты использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в преподавании информатики. Рассматриваются вопросы, связанные с развитием творческих способностей и творческого потенциала студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матюхина Оксана Анатольевна, Фёдорова Галина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование информационно-коммуникационных технологий в развитии творческого потенциала студентов»

Литература

1. Современные технологии обучения английскому языку в Российских школах: материалы Всероссийской 13 конференции.

2. Английский язык в школе. 2009. № 1. С. 68-73.

Использование информационно-коммуникационных технологий

В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ

Матюхина Оксана Анатольевна, Фёдорова Галина Николаевна (omatuyhina@mail.ru)

ФГОУ СПО «Старооскольский геологоразведочный техникум имени И.И. Малышева», г. Старый Оскол Белгородской области

Аннотация

Статья отражает основные аспекты использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в преподавании информатики. Рассматриваются вопросы, связанные с развитием творческих способностей и творческого потенциала студентов.

В современных условиях наиболее совершенной формой профессиональной подготовки является преобразовательная, инновационная, творческая деятельность специалиста. Включение в творческую деятельность происходит уже на ранних этапах профессиональной карьеры. Производству нужны самостоятельные, творческие специалисты, инициативные, предприимчивые, способные приносить прибыль, предлагать и разрабатывать идеи, находить нетрадиционные решения и реализовывать экономически выгодные проекты. Методологическим аспектом удовлетворения этой потребности производства и приобщения будущих специалистов к процессу социального преобразования общества является раскрытие потенциала студентов, их общественной активности, ответственности. А это невозможно выполнить без обращения профессионального образования к личностно ориентированным технологиям обучения и воспитания студентов.

В образовательных учреждениях необходима комплексная программа вовлечения студентов в исследовательскую и творческую деятельность. Это система учебно-воспитательных мероприятий, основной задачей которых является обучение студентов навыкам самостоятельной теоретической и экспериментальной работы. Чтобы подготовить специалиста, обладающего способностью творчески осуществлять функции своей деятельности, важно уже в ходе усвоения знаний поэтапно, в меру индивидуальных особенностей студента, развивать его творческие потенциальные возможности.

Научно-исследовательская работа является одним из определяющих факторов развития творческой личности будущего специалиста.

Подготовка будущего специалиста к творчеству в процессе получения им профессионального об -разования в учреждениях СПО должна складываться в определенную систему обучения, прежде всего дидактическую. Очевидно также и то, что становления творческой профессиональной деятельности обучающихся необходимо достигать исключительно на личностной основе, с максимальным развитием у студентов готовности к творчеству, находящим свое воплощение в различных сферах жизнедеятельности человека.

Понятие «творчество» подразумевает создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей, что едва ли возможно в массовой образовательной практике. Вместе с тем, это может быть формированием психологической предрасположенности, готовности студентов к деятельности, предполагающей творческий замысел.

Педагогический опыт показывает, что перспективными специалистами являются те, кто овладел так называемыми исследовательскими знаниями и умениями, получив потенциал саморазвития. Исследовательский принцип в обучении предполагает такую организацию учебного процесса, при которой студенты знакомятся с основными методами исследования, применяемыми в изучаемых ими науках, усваивают доступные им элементы исследовательской методики и овладевают умением самостоятельно добывать новые знания путем исследования явлений. Применение исследовательского принципа способствует развитию познавательных способностей, активности и самостоятельности обучаемых, повышает интерес к овладению знаниями и методами познавательной деятельности.

140

ИТО Марий Эл -2010

Значимыми для обучаемого становятся способность к целеполаганию, проектированию и планированию своей деятельности, контроль и оценка собственных действий, критическое мышление и выработка собственных выводов.

Эффективными подходами к построению содержания и технологий обучения специальным дисциплинам следует признать следующие:

- активное внедрение на всех стадиях обучения компьютерной поддержки;

- развитие технологий обучения, основанных на продуктивной деятельности;

- развитие эффективной системы научно-технического творчества студентов;

- углубление фундаментальной подготовки с усилением связи с профессиональной деятельностью;

- преобладание форм, методов и средств обучения, моделирующих реальные условия.

Цель среднего профессионального образования - подготовка специалистов среднего звена, а главным конечным результатом профессионального образования является готовность специалиста к про -фессиональной деятельности.

Основными путями оптимизации образовательного процесса являются:

- ориентация системы подготовки на конечные цели обучения, заданные квалификационными требованиями;

- внедрение в практическое обучение элементов междисциплинарного характера;

- усиление взаимосвязи теоретической и практической направленности обучения.

Для реализации личностно-ориентированного обучения необходим выбор методов и технологий, ориентированных на творческую самореализацию личности, развитие его интеллектуальных возможностей, способствующих формированию потребности самостоятельного получения новых знаний, обеспечивающих деятельностный подход к обучению:

- возникающие проблемы, задачи;

- умение оценивать поступающую информацию согласно целям, условиям, требованиям задачи;

- умение определять способы и методы решения задачи, оценивая их на основании определенных критериев;

- умение выбирать средства, адекватные поставленной и решаемой задаче;

- умение соотносить полученные результаты с исходными целями.

- поставленная задача должна быть проблемной, максимально приближенной к возникающим профессиональным проблемам педагога, что позволяет оптимально адаптировать полученные знания и навыки на практике и поддерживает профессиональную заинтересованность;

- организация учебно-познавательной деятельности, направленной, прежде всего, на формирование у обучающихся опыта самостоятельного приобретения новых знаний, их применения в новых условиях, на обогащение опыта творческой деятельности;

- решение проблемы осуществляется посредством активного самостоятельного поиска необхо-димых сведений обучающимися, основанном на существующем знании информационных ресурсов, умении перерабатывать и использовать информацию, умении работы с информационными технологиями (программными комплексами) и средствами компьютерной телекоммуникации.

Эта ориентация позволяет стимулировать у обучающихся интерес к изучаемой проблеме, активизировать познавательную, исследовательскую деятельность, направленную на совершенствование его знаний, как по проектной деятельности, так и в области информационно-коммуникационных технологий, что способствует, в свою очередь, формированию определенных компетенций.

Поиск путей совершенствования практической подготовки специалистов ставит педагогов перед необходимостью поиска форм занятий, направленных на практическое ознакомление с профессиональной деятельностью и приобретение студентами не только элементарных, но и сложных (комплексных) профессиональных умений, а также формирование профессионально значимых качеств личности и ценностно-мотивационных ориентации в процессе обучения.

Одним из эффективных направлений повышения воспитательного потенциала образовательного процесса является научно-практическая работа студентов. Способность к техническому творчеству у студентов выявляется на уроках и во внеурочное время. Это подтверждает работа в кружках техникума и дополнительные занятия со студентами. Основной задачей является углубление и закрепление

студентами знаний содержания учебных программ, а также проведение ими творческих, научно-исследовательских работ. При кабинете информатики работает кружок. В его составе в основном студенты первого и второго курса. Тематика заданий разрабатывается преподавателем с участием студентов. Исходными являются программа предмета, достижения науки и техники, необходимость пополнения электронных учебно-методических пособий.

Работа кружка строится так, чтобы студенты работали по углубленному изучению того или иного вопроса. Тогда они получают основательную подготовку не только для занятия техническим творчеством в самом техникуме, но и для творческого подхода к решению будущих профессиональных задач.

Для системного решения проблем организации работы кружков, целесообразно выделить три основных направления научно-исследовательской деятельности.

Первое направление - учебно-практическая работа, входящая в образовательный процесс. Содержание данного вида работы заключается в изучении литературы, подготовке рефератов, докладов, курсовых и дипломных проектов.

Второе направление - творческая деятельность, дополняющая образовательный процесс. Здесь основной задачей является индивидуализация процесса обучения. Содержание работы - проведение олимпиад, конкурсов, научно-практических конференций, семинаров.

Третье направление - научно-практическое исследование, сопутствующее образовательному процессу. Основная задача - специализация, то есть подготовка к конкретной практической деятельности студентов под руководством высококвалифицированных преподавателей и мастеров.

Современные мультимедийные технологии открывают студентам доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения с применением средств концептуального и математического моделирования явлений и процессов. Из всех инструментов познания мультимедиа наилучшим образом позволяет представлять знания различными способами: презентации, программные продукты и т. д. Работая с мультимедиаинструментами, студенты получают в распоряжение богатейший арсенал для самовыражения изучаемого материала. Мультимедиа реализует более творческий подход к процессу усвоения и формирования знаний.

Диапазон проводимых студентами работ достаточно широк. Это и разработка новых лабораторных и практических работ, и создание мультимедиа-проектов, электронных учебно-методических разработок, и др. Следует отметить, что разработки студентов внедряются в образовательный процесс в качестве новых лабораторных работ. Кроме того, разработанные студентами различные по назначению и принципу действия пособия могут быть использованы в демонстрационных целях при проведении теоретических занятий и практических работ по ряду дисциплин.

Технология создания мультимедиа-проектов предусматривает несколько этапов. На первом этапе происходит формирование темы, ее обоснование. Создаются творческие группы, которые обсуждают предложенные темы. Второй этап - планирование работы, что предполагает распределение обязанностей между участниками проекта, выбор инструментальных средств для выполнения проекта. Третий этап - сбор информации по теме. Для достижения обозначенной цели студентам предлагаются: мультимедийные справочники, энциклопедии, словари, электронная библиотека и сеть Интернет. Непосредственная работа над проектом осуществляется в малых группах, что способствует отработке навыков коллективной работы и межличностного общения.

Обсуждение результатов выполнения мультимедийного проекта и создания фрагментов электронного учебного пособия проходит в форме защиты, что, в свою очередь, требует выработки у студентов навыков публичного выступления, дискутирования, умения аргументировано отстаивать свою позицию.

Таким образом, при создании мультимедийного учебного проекта студенты отрабатывают практические навыки использования современных интернет-технологий и компьютера для применения в образовательном процессе при изучении некоторых специальных дисциплин.

=10- Литература

1. Среднее профессиональное образование: Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу СПО. 2003. № 1, 3.

2. Профессиональное образование и формирование личности специалиста: научно-методический сборник / ИПР СПО. М., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.