3.2. Особенности интеллектуального и физического образования студентов
УДК 378.178
М.Ю. Абабкова, В.Л. Леонтьева
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН ПРОПУСКОВ И ПРОГУЛОВ СТУДЕНТАМИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ1
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет Петра Великого, [email protected], [email protected]
Студенческие годы считаются самым активным и насыщенным временем в жизни. Студенты занимаются своими делами, начинают зарабатывать первые деньги - все это может приводить к пропуску занятий, прогулам и, как следствие, неуспеваемости. Кроме того, современное поколение молодых людей сильно отличается от тех студентов, которые сидели в аудитории 10 лет назад. Новое поколение овладевает коммуникационными устройствами с раннего возраста и имеет доступ к информационным интернет-ресурсам круглосуточно, что также может приводить к пропускам и прогулам учебных занятий. В этих условиях преподавателям становится все сложнее организовывать процесс обучения и привлекать внимание студентов. Кроме того, изменились организационная и содержательная стороны образовательного процесса, когда преподаватель уже не является непререкаемым авторитетом, его высказывания не являются истиной в последней инстанции для современного студента[1]. Учебная посещаемость, под которой понимается присутствие учащихся на занятиях в целях усвоения образовательной программы, является важной проблемой образовательного процесса. Посещение занятий студентами, с одной стороны, является объектом управления образовательным процессом в вузе, а с другой - связано с усвоением учебного материала студентами и умением планировать и организовывать свою деятельность [3]. Таким образом, посещение учебных занятий как социально-педагогическое явление определяет академиче-
1Ababkova M.Yu., Leontyeva V.L. The study on students' absenteeism and truancy during training sessions / Peter the Great Saint-Petersburg Politechnical university.
скую успеваемость и организованность учащихся.
По информации учебного отдела Санкт-Петербургского Политехнического университета, полученной в виде интервью,45% студентов в 2015г. хотя бы один раз пропускали занятия, а 27% пропускают регулярно. Для российских вузов пропуски студентами занятий - проблема, с одной стороны, указывающая на недочеты в системе образования и способах организации образовательного процесса, а с другой, связанная с неумением студентов планировать и организовывать свое время.
В зарубежных странах по-разному решают проблему посещаемости студентами учебных занятий. Например, в Германии после перехода на Болонскую систему в университетах было введено обязательное посещение занятий. Студент может прогулять не более двух раз в семестр/триместр. Если студент пропускает больше двух занятий, преподаватель имеет право не допустить его к сдаче экзамена. В Японии при поступлении в вуз студент обязуется прилежно учиться, не прогуливать, соблюдать устав учебного заведения и правила внутреннего распорядка общежития, иначе ему грозит отчисление. Опоздание на 15 минут приравнивают к пропуску одного занятия. В японском университете Аомори (Aomori University) новая система контроля над посещаемостью лекций подразумевает использование учащимися своих мобильных телефонов, чтобы отправить администрации университета по электронной почте число, которое преподаватель покажет им в начале урока. В Британии инновационные образовательные технологии включают размещение учебных материалов в сети Интернет и большую долю самостоятельной работы студента. Учебный план британский студент может составить сам или с помощью куратора, а часы непосредственного общения с преподавателем используются для обсуждения самых интересных новостей из научных лабораторий [3].
Выявление причин пропусков занятий важно для контроля качества учебного процесса. В апреле-мае 2016 г. преподавателями и студентами кафедры «Реклама и связи с общественностью» ГИ СПбПУ было проведено исследование основных причин пропусков занятий студентами кафедры. В анкетировании приняло участие 324 человека. По результатам анкетирования большинство пропускают занятия больше 1 раза в неделю, немного меньше студентов пропускают не больше 3 раз в месяц, 1/5 студентов пропускают редко, т.е. не чаще раза в месяц, 6%, которые никогда этого не делают(рис. 1). 20% респондентов уверены, что пропуски занятий негативно влияют на успеваемость, 15% отве-
тивших студентов уверены, что прогулы не влияют на успеваемость, возможность прогулять связана с определенной дисциплиной учебного плана у 65% опрошенных. Таким образом, большинство опрошенных стараются адаптироваться к учебе, к преподавателям и расписанию, видя определенную зависимость: можно больше прогулять занятий по определенному предмету, но нельзя пропускать какой-либо другой.
6,70%
33,30%
■ Часто ■ Не очень часто ■ Редко ■ Никогда Рис. 1. Распределение ответов на вопрос «Как часто вы пропускаете занятия?»
В качестве причины пропусков занятий 16% респондентов указали работу, 22% - удаленность места проживания от университета, 62% ответили, что «можно провести время более продуктивно».
На вопрос «Какие занятия вы пропускаете чаще всего» большинство студентов указало, что все зависит от предмета (112 человек), вдвое меньше студентов пропускают только первые пары (рис.2).
120 100 80 60 40 20 0
Количество студентов
_112
Не Первые пары Зависит от пропускаю пары, если
даже она в середине дня
24
Последние пары
Я вообще не хожу
Рис. 2. Распределение ответов на вопрос «Какие занятия
9
7
вы пропускаете чаще всего?» Чаще всего студенты предпочитают ходить на предметы по специальности (88%), физкультуру не пропускают всего4%, непрофильные предметы -8%. Лидирующее большинство студентов (84,1%) утверждает, что преподавателям под силу заставить их появляться на парах посредством введения рейтинговой системы или простого учета посещаемости. Но есть и те, кто продолжают пропускать пары, несмотря на все усилия преподавателей (15,9%). Из наиболее популярных причин пропусков занятий(рис. 3), указаны бесполез-ные(по мнению студентов) предметы (более 52% опрошенных), около 36% -недовольны работой преподавателя, около 28% необходим более динамичный подход к обучению. Почти 24% опрошенных считают себя практиками, а теория, которую преподносят в университете, их не устраивает.
Всегда валят на экзаменах и зачетах, не понимаю за что
Нет возможности получить автомат
Слишком сложные предметы, не получается все выучить Я - практик, а в универе дают только теорию
Не понимаю пользу некоторых предметов
Преподавателю наплевать на свою работу, почему мне должно быть... Мне нужна динамика, только тогда я вникаю
Читать лекции - это прошлый век, этим нельзя зацепить студентов
0 20 40 60 80 100 120 140
Рис. 3. «Распределение ответов на вопрос «Что Вас чаще всего не устраивает в обучении?»
На открытый вопрос «Как, по вашему мнению, можно сделать лекции и семинары более привлекательными?» были даны следующие ответы: -студенты на коммерческих специальностях демотивированы, скидки и поощрения очень актуальны для улучшения посещаемости;
- после теоретического обучения необходимо давать возможность студентам сразу применять полученные знания на практике, приводить больше наглядных примеров из жизни, практики, собственного опыта, должно быть больше при-
меров современных успешных людей или компаний, нужно проводить различные деловые игры, приглашать на тренинги известных людей; -необходимо уменьшить учебные группы до 20 человек для лучшей проработки учебного материала;
-преподавателям необходимо объяснять более понятно, «часто объясняют слишком сложно, что полностью отбивает интерес к этому предмету», «проблема непривлекательности того или иного курса в лекторе, есть абсолютно невыносимые и невероятно нудные лекторы»;
-учебному отделу и кафедрам необходимо ужесточить контроль за посещаемостью.
Кроме того, на посещение занятий в университете влияют количество занятий в день, начало занятий/конкретной пары, проблема с транспортом, личностные качества преподавателя, работа и т.д.
Расписание учебных занятий является одной из основных причин пропусков учебных занятий. Нейроисследования показали, что подростки должны спать больше, чем представители других возрастных групп, и вряд ли могут функционировать на пике своих когнитивных способностей с раннего утра [4].Кроме того, исследования показывают, что значительные временные расстояния между блоками в обучении приводят к лучшему запоминанию материала. В настоящее время образовательное комьюнити обсуждает целесообразность перехода к менее интенсивным курсам, занятиям с большим пробелом между подачей информации [2].
На основе проведенного исследования основными рекомендациями по улучшению посещаемости студентами могут стать:
-ознакомление с будущей профессией на раннем этапе обучения, развитие института тьюторства. Одной из задач тьюторов является установление «внешнего» контроля за результатами обучения;
- грамотно спланированное расписание, которое имело бы в себе равную, не чрезмерную нагрузку ежедневно;
-высокий профессионализм преподавателей, наличие преподавателей-практиков;
-наличие льгот для работающих студентов и поощрение посещения студентов; -разработка единой рейтинговой системы, включающей учет успеваемости студентов и их работу в течение семестра.
Конечно же, условиями активного посещения студентами учебных заня-
тий являются также мотивация, грамотный учебный план, личность преподавателя, контекст обучения, семья. На наш взгляд, помочь в решении проблем с посещаемостью учебных занятий также могут результаты современных нейро-исследований: способы удержания внимания аудитории во время поточных лекций;изучение степени вовлеченности студентов в процесс обучения при использовании иллюстративных материалов на лекционных и практических занятиях (слайды презентаций, раздаточный материал);степень вовлеченности студентов в процесс обучения при использовании групповых методов работы; типы психических ресурсов для решения разных задач в процессе обучения; оптимизация расписания учебных занятий и др.
Литература
1. Абабкова М.Ю., Леонтьева В.Л. Нейромаркетинг в образовании: возможности и вызовы новых технологий // Конфликтология: Ежеквартальный научно-практический журнал. - № 1. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2016. - 284 с. - С. 221-242.
2. Ключарев В. Доклад «Нейробиология и образование: мифы и взаимосвязи». -URL: https://www.hse.ru/video/150395882.html. -(дата обращения: 15.08.2016).
3. Мандель Б.М. Приглашение к дискуссии о причинах прогулов и пропусков занятий. -URL: http://iedtech.m/files/journal/2014/1/mandel-truancy.pdf. -(дата обращения: 15.08.2016).
4. BriggsS.Neuroeducation: 25 Findings Over 25 Years. - URL: http://www.opencolleges.edu.au/informed/features/neuroeducation-25-findings-over-25-years/. (дата обращения: 15.08.2016).
УДК 159.9.072
А.И.Анисимов, Н.Н. Киреева
ОПЫТ РЕСУРСНОГО ПОДХОДА К ИЗУЧЕНИЮ ДУХОВНОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ2
Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, aail01 @mail. ru; Санкт-Петербургский государственный университет, факультет психологии, [email protected]
Духовное здоровье - это интеграл всех уровней индивидуального психологического здоровья человека и личности, высший его уровень, сущностной
2
Anisimov A.I., Kireeva N.N. Resource approach to studying of spiritual health of students.