Научная статья на тему 'Опыт ресурсного подхода к изучению духовного здоровья студентов'

Опыт ресурсного подхода к изучению духовного здоровья студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
92
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ / ДУХОВНОСТЬ / ДУХОВНОЕ ЗДОРОВЬЕ / РЕСУРСЫ ДУХОВНОГО ЗДОРОВЬЯ / РЕФЛЕКСИВНОСТЬ / ПРОАКТИВНОСТЬ / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ИСПОЛНЕННОСТЬ / ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ / PSYCHOLOGY OF HEALTH OF STUDENTS / SPIRITUALITY / SPIRITUAL HEALTH / RESOURCES OF SPIRITUAL HEALTH / REFLEXIVITY / PRO-ACTIVITY / EXISTENTIAL ISPOLNENNOST / VALUES / VALUABLE AND SEMANTIC ORIENTATIONS OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Анисимов А. И., Киреева Н. Н.

Resource approach to studying of spiritual health of students

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Resource approach to studying of spiritual health of students

Resource approach to studying of spiritual health of students

Текст научной работы на тему «Опыт ресурсного подхода к изучению духовного здоровья студентов»

тий являются также мотивация, грамотный учебный план, личность преподавателя, контекст обучения, семья. На наш взгляд, помочь в решении проблем с посещаемостью учебных занятий также могут результаты современных нейро-исследований: способы удержания внимания аудитории во время поточных лекций;изучение степени вовлеченности студентов в процесс обучения при использовании иллюстративных материалов на лекционных и практических занятиях (слайды презентаций, раздаточный материал);степень вовлеченности студентов в процесс обучения при использовании групповых методов работы; типы психических ресурсов для решения разных задач в процессе обучения; оптимизация расписания учебных занятий и др.

Литература

1. Абабкова М.Ю., Леонтьева В.Л. Нейромаркетинг в образовании: возможности и вызовы новых технологий // Конфликтология: Ежеквартальный научно-практический журнал. - № 1. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2016. - 284 с. - С. 221-242.

2. Ключарев В. Доклад «Нейробиология и образование: мифы и взаимосвязи». -URL: https://www.hse.ru/video/150395882.html. -(дата обращения: 15.08.2016).

3. Мандель Б.М. Приглашение к дискуссии о причинах прогулов и пропусков занятий. -URL: http://iedtech.m/files/journal/2014/1/mandel-truancy.pdf. -(дата обращения: 15.08.2016).

4. BriggsS.Neuroeducation: 25 Findings Over 25 Years. - URL: http://www.opencolleges.edu.au/informed/features/neuroeducation-25-findings-over-25-years/. (дата обращения: 15.08.2016).

УДК 159.9.072

А.И.Анисимов, Н.Н. Киреева

ОПЫТ РЕСУРСНОГО ПОДХОДА К ИЗУЧЕНИЮ ДУХОВНОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ2

Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, aail01 @mail. ru; Санкт-Петербургский государственный университет, факультет психологии, [email protected]

Духовное здоровье - это интеграл всех уровней индивидуального психологического здоровья человека и личности, высший его уровень, сущностной

2

Anisimov A.I., Kireeva N.N. Resource approach to studying of spiritual health of students.

характеристикой которого является духовность.

Духовность пронизывает всё существование человека и проявляется, прежде всего, в переживании ценностей бытия, а также в ситуациях выбора и принятия решения, в реальных поступках, в основе которых лежит и ориентация человека на идеалы, свобода от жесткой детерминации окружающей среды, ответственность за свои действия.

Духовность является системообразующим качеством личности, преобразующим все его природное начало, влияющим на все уровни его психического отражения [1].

Духовность - как реальный феномен человеческой жизни - тесно связана с ценностями и смыслами, однако не тождественна им, а является «способностью человека ориентироваться на ценности и определяться по отношению к ним»[2].

Д.А. Леонтьев отмечает, что проблема духовности очень прагматична в плане ее решения каждым человеком. И от того, как человек решает эту проблему, во многом будет зависеть его здоровье. Он рассматривает духовность как высший уровень человеческой саморегуляции, понимаемой как система механизмов управления человеком собственным поведением. При этом поведение личности побуждается не потребностями, а ценностями [2].

Духовность - это проблема обретения смысла. Духовность есть показатель существования определенной иерархии ценностей, целей и смыслов, в ней концентрируются проблемы, относящиеся к высшему уровню духовного освоения мира человеком.

Соотношение личностных ценностей в рамках смысловой регуляции может являться источником смыслообразования и характеризовать степень духовности человека и осмысленность его жизни.

Осмысленность жизни Д.А. Леонтьев рассматривает как энергетическую характеристику смысловой сферы, количественную меру степени и устойчивости направленности жизнедеятельности субъекта на какой-то смысл. «Наполненность жизни субъекта каким-либо устойчивым смыслом феноменологически проявляется... в стеничности, энергии, жизнестойкости, а отсутствие смысла выражается в депрессии, подверженности психическим и соматическим заболеваниям и аддикциям» [3].

В данной работе мы изучаем духовное здоровье в контексте ресурсного подхода.

Рассмотрение феномена «духовное здоровье» в современных исследованиях показывает, что многие ресурсы этого уровня находятся вне сферы исследовательского внимания и их практического изучения. Для того чтобы в какой-то мере восполнить этот дефицит, предпринято наше исследование.

Целью эмпирического исследования явилось изучение наиболее важных ресурсов духовного здоровья человека (рефлексивность, проактивное совлада-ние и экзистенция) в связи со степенью осмысленности жизни и сформулиро-ванности главной цели жизни.

Для изучения системы ценностей личности было проведено анкетирование студентов. На основании его результатов оказалось возможным дифференцировать выборку студентов по ответам на вопрос: «Есть ли у Вас главная цель в жизни?» на тех, кто её имеет, и тех, которые демонстрируют изменчивость цели в зависимости от жизненных ситуаций.

Главная цель - важнейшая ценность, основной регулятор жизнедеятельности человека и системообразующий фактор всей ценностно-смысловой структуры личности. Она тесно связана со смыслообразованием и является глобальной характеристикой зрелой личности. Наличие главной цели в жизни - необходимое условие для ощущения человеком осмысленности собственного существования.

Установлены значимые различия между группами студентов по показателю проактивного совладания, т.е. наличие главной цели в жизни обусловлено тесной связью с проактивностью - важным ресурсом духовного здоровья. Выявлены значимые различия по показателям ресурсов «свобода» и «экзистенци-альность». Мы полагаем, что наличие главной цели в жизни обусловлено и этими ресурсами духовного здоровья.

Подводя общий итог, можно сделать следующий вывод: студенты, имеющие главную цель в жизни, обладают большими духовными ресурсами (проактивность, экзистенциальность, свобода) для конструктивного преодоления трудных жизненных ситуаций и поддержания индивидуального здоровья. Подтверждена тесная взаимосвязь ценностно-смысловых ориентаций личности и ресурсов её духовного здоровья.

Литература

1. Ильичева И.М. Духовность в зеркале философско-психологических учений. - М.-Воронеж: МПСИ - МОДЭК, 2003. - 208 с.

2. Леонтьев Д.А. Духовность, саморегуляция и ценности // Гуманитарные

проблемы современной психологии. - Таганрог: Изд-во ТРТУ. - 2005, № 7(51). -С. 16-21.

3. Леонтьев Д.А. Психология смысла. - М.: Смысл, 2007. - 511 с.

Ключевые слова: психология здоровья студентов, духовность, духовное здоровье, ресурсы духовного здоровья, рефлексивность, проактивность, экзистенциальная исполненность, ценности, ценностно-смысловые ориентации студентов. Keywords: psychology of health of students, spirituality, spiritual health, resources of spiritual health, reflexivity, pro-activity, existential ispolnennost, values,valuable and semantic orientations of students.

УДК 796.07

11 7

Л.М. Волкова , А.А. Голубев , Л.В. Митенкова

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПИЛОТОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ ПО БЕЗОПАСНОСТИ

1 Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

volkovalm@bk. ru

Важнейшим направлением профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) является эффективное использование средств физической культуры с целью повышения работоспособности, укрепления здоровья. Нам было важно изучить влияние специальных физических упражнений и игровых видов спорта на развитие функций организма студентов, необходимых для приобретения высокой квалификации пилота гражданской авиации в СПбГУ ГА и специалиста по техносферной безопасности в СПбПУ им. Петра Великого.

ВОЗ относит данные профессии к числу десяти сложнейших специальностей. По данным исследования[1], перегрузки в профессиональной деятельности ведут к существенному изменению функционального состояния и работоспособности сотрудников по техносферной безопасности. Выявлено, что 70% специалистов испытывают нервные срывы, у 50% - негативные сдвиги в деятельности сердечно-сосудистой системы, 76% сообщают о нарушениях сна в дни отдыха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.