Научная статья на тему 'Опыт ресурсного подхода к изучению духовного здоровья студентов'

Опыт ресурсного подхода к изучению духовного здоровья студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
51
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт ресурсного подхода к изучению духовного здоровья студентов»

УДК 159.9.072

Н.Н. Киреева, А.И. Анисимов

ОПЫТ РЕСУРСНОГО ПОДХОДА К ИЗУЧЕНИЮ ДУХОВНОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ

Санкт-Петербургский государственный университет, факультет психологии, Nikaren1@yandex.ru; Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, aai101@mail.ru

Духовное здоровье - это интеграл всех уровней индивидуального психологического здоровья человека, высший его уровень, сущностной характеристикой которого является духовность.

Духовность пронизывает всё существование человека и проявляется прежде всего в ситуациях выбора и принятия решения, в реальных поступках, в основе которых лежит и ориентация человека на идеалы, и свобода от жесткой детерминации окружающей среды, и ответственность за свои действия.

Духовность является системообразующим качеством человека, преобразующим все его природное начало, влияющим на все уровни его психического отражения [1].

Духовность - это не абстрактный идеал, а реальный феномен человеческой жизни. И как реальный феномен духовность тесно связана с ценностями и смыслами, однако не тождественна им, а является «способностью человека ориентироваться на ценности и определяться по отношению к ним» [2].

Д.А. Леонтьев отмечает, что проблема духовности очень прагматична в плане ее решения каждым человеком. И от того, как человек решает эту проблему, во многом будет зависеть его здоровье. Он рассматривает духовность как высший уровень человеческой саморегуляции, понимаемой как система механизмов управления человеком собственным поведением. При этом поведение личности побуждается не потребностями, а ценностями [2].

Развитие духовности тесно связано со становлением ценностно-смысловой сферы личности. Духовность - это проблема обретения смысла. Духовность есть показатель существования определенной иерархии ценностей, целей и смыслов, в ней концентрируются проблемы, относящиеся к высшему уровню духовного освоения мира человеком.

Соотношение личностных ценностей в рамках смысловой регуляции мо-

жет являться источником смыслообразования и характеризовать степень духовности человека и осмысленность его жизни.

Осмысленность жизни Д.А. Леонтьев рассматривает как энергетическую характеристику смысловой сферы, количественную меру степени и устойчивости направленности жизнедеятельности субъекта на какой-то смысл. «Наполненность жизни субъекта каким-либо устойчивым смыслом феноменологически проявляется... в стеничности, энергии, жизнестойкости, а отсутствие смысла выражается в депрессии, подверженности психическим и соматическим заболеваниям и аддикциям» [3].

В данной работе мы изучаем духовное здоровье в контексте ресурсного подхода.

Рассмотрение феномена «духовное здоровье» в современных исследованиях показывает, что многие ресурсы этого уровня находятся вне сферы исследовательского внимания и их практического изучения. Для того чтобы в какой-то мере восполнить этот дефицит, предпринято наше исследование.

Целью эмпирического исследования явилось изучение наиболее важных ресурсов духовного здоровья человека (рефлексивность, проактивноесовлада-ние и экзистенция) в связи со степенью осмысленности жизни и сформулиро-ванности главной цели жизни.

Для изучения ценностно-смысловых ориентаций личности было проведено анкетирование студентов. На основании его результатов оказалось возможным дифференцировать выборку студентов по ответам на вопрос: «Есть ли у Вас главная цель в жизни?» на тех, кто её имеет, и тех, которые демонстрируют изменчивость цели в зависимости от жизненных ситуаций.

Главная цель - важнейшая ценность, основной регулятор жизнедеятельности человека и системообразующий фактор всей ценностно-смысловой структуры личности. Она тесно связана со смыслообразованием и является глобальной характеристикой зрелой личности. Наличие главной цели в жизни - необходимое условие для ощущения человеком осмысленности собственного существования.

Установлены значимые различия между группами студентов по показателю проактивного совладания, т.е. установка на наличие главной цели в жизни предполагает тесную связь с проактивностью - важным ресурсом духовного здоровья.

Выявлены значимые различия по показателям ресурсов «свобода» и «эк-

зистенциальность». Мы предполагаем, что наличие главной цели в жизни обусловлено и этими ресурсами духовного здоровья.

Подводя общий итог, можно сделать следующий вывод: студенты, имеющие главную цель в жизни, обладают большими духовными ресурсами (проактивность, экзистенциальность, свобода) для конструктивного преодоления трудных жизненных ситуаций и поддержания индивидуального здоровья.

Таким образом, подтверждается тесная взаимосвязь ценностно-смысловых ориентаций личности и ресурсов её духовного здоровья.

Литература

1. Ильичева И.М. Духовность в зеркале философско-психологических учений. - М.-Воронеж: МПСИ - МОДЭК, 2003. - 208 с.

2. Леонтьев Д.А. Духовность, саморегуляция и ценности // Гуманитарные проблемы современной психологии. - Таганрог: Изд-во ТРТУ. - 2005, № 7(51). -С. 16-21.

3. Леонтьев Д.А. Психология смысла. - М.: Смысл, 2007. - 511 с. УДК 15.301.085

Королёв В.И., Пискун Т.М.

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ К ХОЛОДНОМУ КЛИМАТУ6

Институт эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова РАН. Санкт-Петербург; Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, korolev@iehpb. ru

Студенты, приезжающие в Санкт-Петербург из тропических стран, подвергаются стрессовым реакциям в связи со сменой климата, который неблагоприятно отражается на организме человека. Переезд из другой климатической зоны может вызвать сердечно-сосудистые нарушения, расстройства сна, головные боли, бронхиальные спазмы и пр. Новые климатические условия часто

6Korolev V.I., Piskun T.M. The role of physical training in adaptation students cold climate / Se-chenov Institute of Evolutionary Physiology and Biochemistry of the Russian Academy of Sciences. St. Petersburg; PolytechnicalUniversitySt. Petersburg.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.