ИЗВЕСТИЯ
ТОМСКОГО ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО
ИНСТИТУТА имени С. М. КИРОВА
Том 157
1970 г.
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СМЕЩЕНИЯ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К КАЧЕНИЮ КОЛЕСА ПО РЕЛЬСУ
"Й. Р. КОНЯХИН 1 (Представлена научным семинаром кафедры сопротивления материалов)
Смещение неподвижного колеса
Для исследования износа поверхностей колес и рельсов от усталости, необходимо знать величину предварительного смещения их относительно друг друга.
По опытам Н. А. Карпова [1] значение указанного микросдвига в зависимости от нормальной нагрузки выражено формулой
где б — величина предварительного смещения, N — нормальная нагрузка, К — некоторый коэффициент, равный для стали 8,3- 108 кг/см2.
В приведенной формуле статический коэффициент трения не содержится, он входит в величину К- Нами проводились опыты с микросмещением образцов на приборе, который является некоторым усовершенствованием прибора А. В. Верховского [2], результаты экспериментов подтвердили зависимость, данную Н. А. Карповым- Кроме того, нами исследовалась связь величины предварительного смещения также с коэффициентом статического трения м-> путем повторения тех же опытов при разных значениях последней.
Ниже приведены результаты в виде таблицы.
Ук 18,4-10* 10-10* 9,3-10* 5,5-10* 4,5-101
1 5,6 2,8 2,5 1,6 1,33
Если по этим данным построить график в координатах ]//<;;
— , то усматривается линейная зависимость
_
ук = л Г,
_ V Н-8
где — коэффициент пропорциональности.
Отсюда
Подставив это в выражение 1, получим
(2)
5К — величина упругого предварительного смещения, # — коэффициент, зависящий от материала и характеризующий собой жесткость контакта в тангенциальном направлении.
Так как микросмещение в данном случае является упругой деформацией сдвига материалов в контакте, а шероховатость поверхностей во всех опытах была примерно одинаковой (7 мк), то следовало сделать попытку связать коэффициент Я с модулем сдвига б, исследовав для этого несколько материалов.
Во всех последующих опытах верхний образец применялся один и тот же, изготовленный из закаленной стали, нижние образцы были сделаны из разных материалов; их контактные площадки обрабатывались одной и той же наждачной шкуркой. В опытах замерялась величина предварительного смещения 5К; определялся коэффициент трения „К?" и затем по формуле 2 находилась величина /?.
В таблице ниже проведены значения Н и модулей сдвига для некоторых материалов.
Материал Зак. сталь Сталь 3 Чугун Медь Бронза Цинк Латунь
/МО"8 кг ¡см2 О-10~6 кг ¡см2 23 0,9 19,7 0,8 14 0,55 11 0,40 8,8 0,38 7,5 0,37 6,25 0,30
По этим данным построен график рис. 1.
то*
го У
*
15 1__- /
1 ' л?
| | |
5 > 1 !
0 ' 1 1
8 0.1 ОЛ В.З ОЛ 8.5 096 ОХ 8$ 0,3
С-10
-6
Рис. 1. Некоторая корреляция между коэффициентом Я и модулем сдвига й.
С некоторым приближением будем считать, что на графике рис. 1 наблюдается линейная зависимость между О и тогда
С = у*, Я.
Здесь Т — коэффициент пропорциональности.
Как выяснилось экспериментами с поверхностями, имеющими микронеровности от 1 до 12 микронов, величина Т от шероховатости не зависит.
Для всех испытанных материалов он имеет в среднем значение Т = 0,02, отклоняясь от опыта к опыту иногда до 12% в обе стороны, причем неопределенным образом.
Из совместного решения (2) и (3) получается
Предварительное смещение при качении колеса по рельсу
При нажатии колеса на рельс силой N в местах их касания образуется контактная площадка в виде эллипса, расположенного большой осью поперек пути. Эта площадка во время движения перемещается вдоль рельса.
Ввиду различия в нормальном давлении на разных точках контакта, обусловленного разностью высот микровыступов и кривизной соприкасающихся поверхностей, давление по микровыступам распределяется неравномерно. Так как микроэлементы контакта нажаты по-разному, то и сила статического трения на них различна [3].
Возьмем на рельсе неподвижную площадку, равную контактной, и пусть по ней перемещается колесо. Движущийся контактный эллипс сначала коснется выбранного нами неподвижного эллипса, потом совпадет с ним и затем сойдет с него. Вступая на данное место, келесо постепенно нагружает его до максимума силой Л/", так как наибольшее давление имеет место в центре движущейся контактной площадки, колесо разгружает ее до нуля. В это же время касательно на площадку рельса действует тяговое усилие, направленное относительно головки рельса в сторону, противоположную движению.
Так как сила трения прямо пропорциональна нормальной силе, то на данной неподвижной площадке она вместе с нормальной нагрузкой сначала возрастает, затем убывает, оставаясь пропорциональной нормальной нагрузке. Ввиду действительности закона трения Кулона для каждого микровыступа шероховатой поверхности трение на них исчезает вместе с нажатием, и во время прохода движущейся контактной площадки через неподвижную постепенно возрастают и затем убывают как количество действующих микровыступов, так и сила статического трения вместе с нормальной нагрузкой.
Аналогично этому нами проводились опыты на образцах сталь по стали. При их смещении одновременно прикладывались нормальная нагрузка и смещающее усилие таким образом, чтобы они возрастали и убывали, оставаясь пропорциональными друг другу.
Один из опытов был проведен при постоянной нагрузке Лт = 45 кг
и для сравнения — другой при меняющемся давлении, при этом отно-р
шении сил |хс = — = 0,6. Результаты этих опытов показаны в двух
следующих таблицах:
Первый опыт
N кг 45 45 45 45 45 45
Р кг 0 5 10 15 20 25
мк 0 0,076 0,184 0,304 0,448 0,620
Второй опыт
N кг 0 5 15 25 35 45
Р кг 0 3 9 15 21 27
Б« мк к 0 0,132 0,324 0,448 0,572 0,712
Если по данным таблиц построить графики в координатах Р; Бкг то в первом случае получается кривая, расположенная выпуклостью вверх, во втором же случае — наоборот. Во втором случае, при постепенном уменьшении обеих нагрузок, оставляя их пропорциональными;
Р
друг другу, т. е. при ¡хс = — =0,6, предварительное смещение не происходит, верхний образец относительно нижнего неподвижен. Микровыступы, упруго сдвинутые предварительным смещением, в процессе указанной разгрузки постепенно один за другим проскальзывают и благодаря микротрению превращают свою упруго-потенциальную энергию в теплоту. Благодаря этому и происходит потеря энергии в контакте при качении колеса по рельсу. Площади графиков соответствуют величине потерь энергии в контакте.
Зависимость величины предварительного смещения от соотношения
Р
смещающей силы и нормальной нагрузки {1с = —
N
Для выявления величины упругого микротрения от соотношения смещающей силы и нормальной нагрузки проводились опыты на тек же образцах. Нагружение нормальным усилием и силой смещения делалось одновременно при постоянном их соотношении ¡хс = 0,1; 0,2; 0,3; 0,4; 0,5; 0,6, при коэффициенте статического трения ^=0,67. Смещение каждый раз производилось до тех пор, пока сила не достигала значения N = 45 кг.
Результаты опытов показаны в таблице.
Р 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6
5 мк 0,086 0,20 0,32 0,42 0,60 0,71
Таблица показывает, что чем больше отношение—, тем больше
N
величины упругого смещения материала контакта. Эти опыты, как было сказано, проходили при постоянном коэффициенте трения поэтому влияние его не выяснено. Чтобы выяснить это, мы в качестве
меры смещения выбрали величину а = —, это было сделано на основе
вании некоторых дополнительных опытов.
Ранее нами был найден коэффициент /? — как постоянная величина для смещения при постоянном N. В настоящем же случае, когда мы имеем дело с переменной нагрузкой N. величина Я не остается постоянной.
На графике получается примерно линейная зависимость между жесткостью Я и коэффициентом смещения а = при этом незави-
симо от ^ точки ложатся на одну и ту же прямую, например, точки, отмеченные цифрами 0,2; 0,4 и 0,58. По наклону прямой графика примем
УЖ =
где УЬ — коэффициент пропорциональности, иначе Я = <х2.
В опытах со сталью было получено при постоянном N = = 19,7 • 108 кг ¡см2 из последнего графика тоже для стали Ь = 10,5-108кг!см2 их отноше-
^- = 1,8.
ние
Приближенно возьмем
л
г5
— = 2. Предполагаем, что от-
личие
Я
от 2 получилось
из-за различия в шероховатостях площадок в опытах первой и второй серий.
Таким образом, принимаем
Я = 2в. Ранее мы имели
10 /5 10 5
о
1
в М А
5 г
^ 1 Г |
об
= / х
Рис. 2. Примерная линейность зависимости У И и а.
я.
из последнего графика
Я = а
подставляя последнее выражение в предыдущее, получим
ранее коэффициент был представлен как
С
следовательно
откуда
Заменив для 5П величину Ь
Т
ь =
Л
2 Ь ' О
2Т ' найдем
с т /
В последнем выражении заменим а = как было принято ранее, тогда
или окончательно
= ** (5)
По этой формуле можно подсчитывать величину предварительного смещения качении колеса по рельсу при наличии тягового усилия.
ЛИТЕРАТУРА
]. А. В. Андреев. Передача трением. Машгиз, 1963.
2. В. Д. Кузнецов. Физика твердого тела. т. IV, Томск, 1947.
3. И, Р. К о н я х и н. Статическое микросмещение одного тела по другому. Известия ТПИ, т. 114, 1964.