Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ И УСЛОВИЯХ ЕГО ДОСТИЖЕНИЯ У БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ И УСЛОВИЯХ ЕГО ДОСТИЖЕНИЯ У БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
45
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / СЕМАНТИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПОДГОТОВКА ПСИХОЛОГОВ / ПОЗИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ракитская Оксана Николаевна, Лебедева Алена Дмитриевна

Обеспечение психологического благополучия граждан рассматривается как одна из профессиональных задач психологов, созвучная такому направлению науки, как позитивная психология. В статье представлены данные опроса обучающихся психологического факультета о признаках и условиях достижения психологического благополучия личности. Выявлено, что в основе понимания психологического благополучия личности будущих психологов содержатся признаки, в большей степени отражающие его отсутствие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ракитская Оксана Николаевна, Лебедева Алена Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF IDEAS ABOUT PSYCHOLOGICAL WELL-BEING AND THE CONDITIONS FOR ITS ACHIEVEMENT IN FUTURE PSYCHOLOGISTS

Ensuring the psychological well-being of citizens is considered as one of the professional tasks of psychologists, consonant with such a direction of science as positive psychology. The article presents data from a survey of students of the Faculty of Psychology on the signs and conditions of achieving psychological well-being of the individual. It is revealed that the understanding of the psychological well-being of the personality of future psychologists contains signs that more reflect its absence.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ И УСЛОВИЯХ ЕГО ДОСТИЖЕНИЯ У БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ»

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Ракитская Оксана Николаевна

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации» (г. Вологда); студент Лебедева Алена Дмитриевна

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации» (г. Вологда)

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ И УСЛОВИЯХ ЕГО

ДОСТИЖЕНИЯ У БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ

Аннотация. Обеспечение психологического благополучия граждан рассматривается как одна из профессиональных задач психологов, созвучная такому направлению науки, как позитивная психология. В статье представлены данные опроса обучающихся психологического факультета о признаках и условиях достижения психологического благополучия личности. Выявлено, что в основе понимания психологического благополучия личности будущих психологов содержатся признаки, в большей степени отражающие его отсутствие.

Ключевые слова: психологическое благополучие, представления, семантический дифференциал, профессиональное обучение, подготовка психологов, позитивная психология.

Annotation. Ensuring the psychological well-being of citizens is considered as one of the professional tasks of psychologists, consonant with such a direction of science as positive psychology. The article presents data from a survey of students of the Faculty of Psychology on the signs and conditions of achieving psychological well-being of the individual. It is revealed that the understanding of the psychological well-being of the personality of future psychologists contains signs that more reflect its absence.

Keywords: psychological well-being, representations, semantic differential, vocational training, training of psychologists, positive psychology.

Введение. В основе профессиональной подготовки будущих психологов лежат задачи практической деятельности, связанные не только с коррекцией негативных последствий развития психических и психологических особенностей людей, но и профилактикой такого развития. «Профилактическая работа как раз приходит к пониманию того, что важно не столько лечить нарушения и корректировать слабости, сколько укреплять психологические силы человека. Позитивные силы выполняют буферную функцию, защищая от невзгод и предупреждая развитие болезненных отклонений. Ориентированные на работу с ними наука и практика переориентируют психологию в направлении двух забытых миссий - делать нормальных людей более сильными и продуктивными, а также способствовать актуализации высшего человеческого потенциала» [2, С. 42].

Л.П. Гурьева, осуществляя сравнительный анализ подходов позитивной и традиционной отечественной психологии, делает вывод о наличии «точек пересечения» в изучении разного рода психологических объектов, возможностях включения в научный анализ отечественных исследователей феноменов позитивной психологии, одним из которых выступает психологическое благополучие личности [1].

Е.Н. Осин и Д.А. Леонтьев определяют психологическое благополучие как генерализованную квантифицируемую оценку самим субъектом того, насколько его жизнь в целом близка к максимально желательному состоянию. При этом парадигма субъективного оценивания, на которую опирается человек, представляет собой оценку выраженности личностных предикторов счастья, и качества жизни, представляющего собой объективную оценку благоприятности внешних условий жизни для благополучия [3, С. 120].

Исследование субъективных значений психологического благополучия личности, присущих обучающимся психологического факультета, позволит определить механизм понимания интересующего нас феномена будущими психологами. Мы предположили, условия обучения традиционной психологии на соответствующем факультете будет способствовать формированию профессионального сознания будущих психологов, в котором в структуру оценки психологического благополучия обучающихся психологического факультета войдет фактор, содержащий признаки неблагополучного человека, в качестве организующего восприятие и оценку методом от противного.

Изложение основного материала статьи. Для исследования представлений обучающихся психологического факультета о признаках и условиях переживания психологического благополучия (О.Н. Ракитская, М.Н. Федоров, А.Д. Лебедева) нами были разработаны 20 дихотомичных шкалв соответствии с принципами семантического дифференциала, которые мы связали с условиями жизнедеятельности и психологическими особенностями самого человека, характером егосемейных и межличностных отношений, особенностями реализациипрофессионального общения на рабочем месте.

Мы просили респондентов - обучающихся 1, 3 и 5 курсов - связать противопоставляемые значения полюсов шкал с возможностью достижения и переживания психологического благополучия. Полученные значения для каждой экспериментальной группы (ЭГ 1, ЭГ 2, ЭГ 3) были факторизованы с помощью компьютерной программы SPSS (Version 20)методом главных компонентс вращениемваримакс с нормализацией Кайзера.

Количество «значимых» факторов в опыте применения данного метода традиционно сопоставляют с когнитивной сложностью описания.Другими словами, чем больше параметров оценки (факторов), тем сложнее структура оценки. Вес фактора или процент выбираемой дисперсии интерпретируются как различительная сила признака, хотя процедур прямого соотнесения в литературе не описано. Это логично, так как чем более весом фактор, тем больше шкал семантического дифференциалав него интегрируется. Считается, что по фактору с большей различительной силой испытуемые лучше дифференцируют оценку стимула.Так, несмотря на то, что в структуре представлений испытуемых всех экспериментальных групп выделилось не менее 7 компонентов (объединивших в сумме порядка 75% дисперсии), в рамках данной работы мы будем описывать первые 3 фактора, как наиболее информативных. При этом в фактор включались переменные с корреляционным весом, который соответствует трем уровням значимости: (при p<0,05)*; (при p<0,01)**; (при p<0,001)***. Знак коэффициента корреляции отражает полюс шкалы семантического дифференциала (слева - отрицательные значения).

Три фактора, отражающие группировку семантических значений обучающихся первого курса (ЭГ 1: n=42), связали значения переменных у 18%,14% и 9% выборки.

Содержание первого фактора отражает критический настрой испытуемых при оценивании психологического благополучия (таблица 1). Шкалы, вошедшие в этот фактор, представляют нам образ пессимистичного, эмоционально «холодного», замкнутого человека без увлечений и не слишком успешного на работе, без семьи и каких бы то ни было

близких отношений. Фактор представляет собой вектор оценки, описывающий «антипод» благополучного человека, отталкиваясь от которого испытуемые, вероятно, определяют признаки благополучия.

Переменные, которые вошли во второй фактор, отражают «безусловное принятие» в качестве условия психологического благополучия, присущее родителям в отношении детей, которые поддерживают и поощряют даже «непутевого» ребенка (таблица 2).

Третий фактор представлен девятью переменными, отражающими эмоциональное благодушие и позитивный настрой беззаботного человека, сохраняющего его даже при наличии трудностей на напряженной работе (таблица 3).

Таблица 1

Переменные, объединенные фактором 1, описывающие представления о психологическом благополучии у

обучающихся 1 курса

Шкалы (с переменными) Вес переменной

1. Способность увидеть «плюсы» в происходящем - способность увидеть «минусы» в происходящем. 855***

2. Наличие своей семьи - «холостой» образ жизни. 787***

3. Чувствительность - бесчувственность. ,687***

4. Наличие детей в семье - отсутствие детей в семье. ,685***

5. Есть хобби - нет хобби. ,649***

6. Высокая самооценка - низкая самооценка. ,502***

7. Трудности с реализацией трудовых функций - понятность и реализуемость трудовых функций. -493**

8. Возможность поговорить с кем-то «по душам» при желании - отсутствие необходимости поговорить с кем-то «по душам». ,354**

9. Только деловые отношения на работе - приятельские отношения на работе. -341**

Таблица 2

Переменные, объединенные фактором 2, описывающие представления о психологическом благополучии у

обучающихся 1 курса

Шкалы (с переменными) Вес переменной

1. Наличие понимания и поддержки в семье - дефицит понимания и поддержки в семье. - 719***

2. Наличие похвалы в качестве поощрения деятельности - редкость похвалы, негативная оценка деятельности. -565***

3. Наличие детей в семье - отсутствие детей в семье. 534***

16. Есть друзья - нет друзей. -528***

20. «Дело превыше всего!» - «Важнее всего люди!». 471**

4. Здоровый образ жизни - наличие «вредных» привычек. 411**

5. Есть хобби - нет хобби. ,406**

6. Высокая самооценка - низкая самооценка. ,365*

7. Возможность поговорить с кем-то «по душам» при желании - отсутствие необходимости поговорить с кем-то «по душам». ,345*

Фактор три связан с вектором оценки психологического благополучия, ориентированного на уверенного и эмоционально открытого человека, ценящего, возможно, не только себя, но и других людей.

Получается, что оценка психологического благополучия у первокурсников, обучающихся на психологическом факультете, складывается на основании исключения или отсутствия признаков неблагополучия, отражающих образ пессимистичного и одинокого, мало себя ценящего и замкнутого человека с трудностями на работе.

В качестве существенного условия достижения психологического благополучия испытуемые видят наличие эмоциональной поддержки и принятия от партнеров по общению, среди которых существенное место отводится родителям. При этом наличие психологического благополучия у человека связывают с его эмоциональной открытостью и контактностью в общении.

Шкалы(с переменными) Вес переменной

1. Эмоциональные проявления - эмоциональная сдержанность. - 717***

2. Высокая самооценка - низкая самооценка. -580***

3. «Дело превыше всего!» - «Важнее всего люди!». 445**

4. Трудности с реализацией трудовых функций - понятность и реализуемость трудовых функций. -,430**

5. Возможность поговорить с кем-то «по душам» при желании - отсутствие необходимости поговорить с кем-то «по душам». ,350*

6. Только деловые отношения на работе - приятельские отношения на работе. ,338*

7. Критичный склад ума - позитивное мышление. ,338*

8. Здоровый образ жизни - наличие «вредных» привычек. ,313*

9. Эмоционально напряженный характер общения на службе - конструктивность общения по служебным вопросам. -,312*

Далее опишем только три фактора (14%, 13% и 12% выборки) из семи, организующих восприятие и оценку психологического благополучия личности у испытуемых 3 курса (ЭГ 2: п=38).

Содержание фактора 1 составили преимущественно негативные признаки (таблица 4), отражающие нелюдимого человека без поддержки друзей и родных, работа которого связана с физической активностью и носит напряженный характер, возможно, поэтому ему присущи вредные привычки (курение или употребление алкоголя).

Таблица 4

Переменные, объединенные фактором 1, описывающие представления о психологическом благополучии у

обучающихся 3 курса

Шкалы (с переменными) Вес переменной

1. Есть друзья - нет друзей. 0,816***

2. Возможность поговорить с кем-то «по душам» при желании - отсутствие необходимости поговорить с кем-то «по душам. 0,671***

3. Наличие понимания и поддержки в семье - дефицит понимания и поддержки в семье. 0,589***

4. Есть хобби - нет хобби. 0 579***

5. Здоровый образ жизни - наличие «вредных» привычек. 0,566***

6. Наличие своей семьи - «холостой» образ жизни. 0,566***

7. Высокая самооценка - низкая самооценка. 0 541***

8. Эмоционально напряженный характер общения на службе - конструктивность общения по служебным вопросам. -0,512**

9. Вежливое обращение к коллегам - панибратское обращение к коллегам. 0,485**

10. Критичный склад ума - позитивное мышление. -0,460**

11. Наличие физической активности - отсутствие физической активности. -0,453**

12. Наличие похвалы в качестве поощрения деятельности - редкость похвалы, негативная оценка деятельности. 0,447**

13. Трудности с реализацией трудовых функций - понятность и реализуемость трудовых функций. -0,422**

14. Способность увидеть «плюсы» в происходящем - способность увидеть «минусы» в происходящем. 0,361*

Фактор 2 объединил 11 переменных (таблица 5), описывающих человека довольно критично настроенного и ориентированного на напряженную трудовую деятельность, обсуждение которой продолжается и с членами своей семьи. Возможно, редкость похвалы и негативная оценка деятельности на рабочем месте, обостряя эмоционально напряженный характер общения на службе, приводит к необходимости искать поддержку в кругу семьи, а также поиску любимого дела для души - хобби.

В целом фактор 2 описывает эмоциональную ориентацию на людей и возможность при необходимости получить поддержку в семье, например, в трудной ситуации на работе. Во многом данный фактор похож на вектор, по которому оценивают психологическое благополучие испытуемые ЭГ 1, однако здесь «запрос на эмоциональную поддержку» представлен в сочетании с трудными ситуациями, когда она необходима, что, возможно, объясняется более выраженными когнитивными-рефлексивными и критическими возможностями у представителей данной выборки, в том числе обусловленными более старшим возрастом и опытом, полученным во время обучения.

Шкалы (с переменными) Вес переменной

1. Обсуждение рабочих «вопросов» в семье - запрет на обсуждение рабочих «вопросов» в семье. -0,636***

2. Способность увидеть «плюсы» в происходящем - способность увидеть «минусы» в происходящем. 0,532***

3. Чувствительность - бесчувственность. -0,532***

4. Эмоциональные проявления - эмоциональная сдержанность. -0,485**

5. «Дело превыше всего!» - «Важнее всего люди!». 0,437**

6. Эмоционально напряженный характер общения на службе - конструктивность общения по служебным вопросам. -0,429**

7. Наличие похвалы в качестве поощрения деятельности - редкость похвалы, негативная оценка деятельности. 0,410*

8. Возможность поговорить с кем-то «по душам» при желании - отсутствие необходимости поговорить с кем-то «по душам». 0,362*

9. Наличие физической активности - отсутствие физической активности. 0,356*

10. Трудности с реализацией трудовых функций - понятность и реализуемость трудовых функций. 0,351*

11. Есть хобби - нет хобби. -0,313*

В третьем факторе ЭГ 2 связываются характеристики переменных, как и у представителей ЭГ 1 отражающих позитивно настроенного и беззаботного человека, единолично пользующегося поддержкой семьи безотносительно успехов на работе или каких-либо достижений, и даже при наличии вредных привычек (таблица 6).

Таблица 6

Переменные, объединенные фактором 3, описывающие представления о психологическом благополучии у

обучающихся 3 курса

Шкалы (с переменными) Вес переменной

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Способность увидеть «плюсы» в происходящем - способность увидеть «минусы» в происходящем. _0 571***

2 Критичный склад ума - позитивное мышление. 0,565***

3. Наличие детей в семье - отсутствие детей в семье. 0,488**

4 Здоровый образ жизни - наличие «вредных» привычек. 0,473**

5. Наличие понимания и поддержки в семье - дефицит понимания и поддержки в семье. -0,455**

6. Вежливое обращение к коллегам - панибратское обращение к коллегам. -0,455**

7. Обсуждение рабочих «вопросов» в семье - запрет на обсуждение рабочих в семье. 0,438**

8. Наличие физической активности - отсутствие физической активности. 0,444**

9. Есть хобби - нет хобби. 0,423**

У представителей старшего, выпускного курса (ЭГ 3: п=39) в фактор 1 (17% дисперсии) вошли 15 переменных (таблица 7). Нужно отметить, что и в третьей группе обучающихся в первый фактор входят характеристики, отражающие пассивного в физическом и эмоциональном плане человека, не слишком уверенного в своих возможностях и довольно поверхностно общающегося с окружающими. Так же, как и в предыдущих группах, полученный образ отражает довольно одинокого человека без поддержки семьи и друзей.

Можно сказать, что первый фактор, организующий восприятие и понимание обучающихся 5 курса тоже отражает «антипод» благополучного человека, представляющий собой вектор оценки, отталкиваясь от которого испытуемые оценивают психологическое благополучие личности (таблица 7).

Фактор 2 (17% дисперсии) объединил 7 переменных (таблица 8), вновь отражая характеристики явно неблагополучной личности. В нем представлено отсутствие возможности человека получить поддержку во всех сферах жизнедеятельности: на работе («редкость похвалы, негативная оценка деятельности»), в собственной семье («дефицит понимания и поддержки в семье», «запрет на обсуждение рабочих вопросов в семье»), у друзей («нет друзей»).

Шкалы (с переменными) Вес переменной

1. Чувствительность - бесчувственность. 0,738***

2. Наличие физической активности - отсутствие физической активности. 0,737***

3. Вежливое обращение к коллегам - панибратское отношение к коллегам. 0 711***

4 Высокая самооценка - низкая самооценка. 0,681***

5. Возможность поговорить с кем-то «по душам» при желании - отсутствие необходимости поговорить с кем-то «по душам». 0,665***

6. Способность увидеть «плюсы» в происходящем - способность увидеть «минусы» в происходящем. 0,650***

7. Эмоциональные проявления - эмоциональная сдержанность. 0,639***

8. Наличие похвалы в качестве поощрения деятельности - редкость похвалы, негативная оценка деятельности. 0,638***

9. Есть друзья - нет друзей. 0,624***

10. Наличие понимания и поддержки в семье - дефицит понимания и поддержки в семье. 0,622***

11. Наличие детей в семье - отсутствие детей в семье. 0,564***

12. Есть хобби - нет хобби. 0,477**

13. Наличие своей семьи - «холостой» образ жизни. 0,442**

14. Здоровый образ жизни - наличие «вредных» привычек. 0,386*

15. Эмоционально напряженный характер общения на службе - конструктивность общения по служебным вопросам. -0,368*

Фактор 3 объединил 9% дисперсии данных в ЭГ 3, в который вошли 7 переменных (таблица 9). Он содержит характеристики, отражающие образ человека, занятого «своим» делом, которому понятно, что делать на своем рабочем месте с комфортной обстановкой в рабочем коллективе. При этом у такого человека есть поддержка семьи, в которой он не вспоминает о работе. Можно назвать этот фактор оценки психологического благополучия «разделение работы и семьи». Другими словами, чтобы считать себя благополучным человеком, испытуемым нужна работа с понятными функциями и дружелюбной атмосферой в рабочем коллективе наряду с отдельной от работы жизнью в семье. При этом наличие вредных привычек включается в условия достижения психологического благополучия.

Таблица 8

Переменные, объединенные фактором 2, описывающие представления о психологическом благополучии у

обучающихся 5 курса

Шкалы (с переменными) Вес переменной

1. Обсуждение рабочих «вопросов» в семье - запрет на обсуждение рабочих вопросов. 0,565***

2. Наличие похвалы в качестве поощрения деятельности - редкость похвалы, негативная оценка деятельности. 0,536***

3. Наличие своей семьи - «холостой» образ жизни. -0,523***

4. Наличие понимания и поддержки в семье - дефицит понимания и поддержки в семье. 0,518***

5. «Дело превыше всего» - «Важнее всего люди». 0,503**

6. Есть друзья - нет друзей. 0,480**

7. Есть хобби - нет хобби. -0,404*

Таблица 9

Переменные, объединенные фактором 3, описывающие представления о психологическом благополучии у

обучающихся 5 курса

Шкалы (с переменными) Вес переменной

1. Трудности с реализацией трудовых функций - понятность и реализуемость трудовых функций. 0,712***

2. Только деловые отношения на работе - приятельские отношения на работе. 0,665***

3. Наличие понимания и поддержки в семье - редкость похвалы, негативная оценка деятельности. -0,414**

4. «Дело превыше всего!» - «Важнее всего люди!». 0,367*

5. Критичный склад ума - позитивное мышление. 0,363*

6. Обсуждение рабочих вопросов в семье - запрет на обсуждение рабочих вопросов в семье. 0,360*

7. Здоровый образ жизни - наличие «вредных» привычек. 0,325*

Выводы. Таким образом, в семантическом пространстве обучающихся психологического факультета при обозначении психологически благополучной личности и условий достижения психологического благополучия преимущественно отражается образ, содержащий признаки противоположного характера. Так, в первую очередь вырисовывается человек без хобби, ведущий малоактивный образ жизни с «вредными» привычками, ему присущи низкая самооценка, критичный склад ума, определяющий способность видеть «минусы» в происходящем. В плане семейных отношений он либо «холост», либо без детей в семье с дефицитом понимания и поддержки. При этом у него нет друзей, и отсутствует необходимость поговорить с кем-то «по душам», подтверждая его бесчувственность и эмоциональную сдержанность. На работе у него

только деловые отношения, эмоционально напряженный характер общения и панибратское обращение к коллегам сочетаются с трудностями реализации трудовых функций, в связи с чем он редко удостаивается похвалы и получает негативную оценку деятельности.

Будущие психологи преимущественно воспринимают и оценивают психологическое благополучие личности методом «от противного», исключая признаки психологического неблагополучия, не имея устойчивой позитивной модели благополучия. Следует продолжать исследование данного механизма, его влияние на психологическую практику и профессионализацию.

Литература:

1. Гурьева Л.П. Позитивная и традиционная психология (в исследованиях М. Селигмана и российских психологов) // Педагогика и психология образования. - 2012. - С. 83-90. - URL: https://cyberieninka.m/artide/n/pozitivnaya-i-traditsionnaya-psihologiya-v-issledovaniyah-m-seligmana-i-rossiyskih-psihologov/viewer (дата обращения: 10.11.21).

2. Леонтьев Д.А. Позитивная психология - повестка дня нового столетия // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2012. - Т. 9. - № 4. - С. 36-58. - URL: https://cyberieninka.m/artide/n/pozitivnaya-psihologiya-povestka-dnya-novogo-stoletiya/viewer (дата обращения: 10.11.21).

3. Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Краткие русскоязычные шкалы диагностики субъективного благополучия: психометрические характеристики и сравнительный анализ // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. - 2020. - № 1. - С. 117-142. - URL: https://doi.Org/10.14515/monitoring.2020.1.06 (дата обращения: 13.09.21).

Психология

УДК 159.9.07

доктор биологических наук, профессор Соболев Валерий Иванович

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта);

кандидат педагогических наук, доцент Попов Максим Николаевич

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КОРРЕЛЯТЫ УРОВНЯ АГРЕССИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ-ГУМАНИТАРИЕВ

Аннотация. На основании анализа результатов психологического тестирования (тест «Виды агрессивности») сделан вывод, что ее общий уровень по шкале «Общая шкала агрессивности» в группе студентов-гуманитариев соответствует среднему значению. Установлено, что между латентным периодом простой зрительно-моторной реакции и уровнем агрессивности существует четкая обратная отрицательная связь (коэффициент Пирсона - 0,62): чем длиннее латентный период, тем меньше уровень выявленной агрессии. Выявлено, что между латентным периодом дифференцировочной зрительно-моторной реакции «Go/No-Go» - типа и уровнем агрессивности имеется, наоборот, выраженная положительная связь (коэффициент Пирсона 0,69): чем длиннее латентный период, тем выше уровень выявленной агрессии. Делается заключение, что латентные периоды простой и сложной зрительно-моторной реакций являются достаточно хорошими психофизиологическими коррелятами уровня агрессивности у студентов-гуманитариев.

Ключевые слова: уровень агрессивности, простая и сложная зрительно-моторные реакции, корреляции, студенты-гуманитарии.

Annotation. It was found that between the latent period of a simple visual-motor reaction and the level of aggressiveness there is a clear negative feedback (Pearson's coefficient - 0.62). It has been shown that, on the contrary, there is a pronounced positive relationship between the latent period of the "Go/No-Go" visual-motor reaction and the level of aggressiveness (Pearson's coefficient 0.69). It is concluded that latent periods of simple and complex visual-motor reactions are quite good psychophysiological correlates of the level of aggressiveness in humanities students.

Keywords: level of aggressiveness, simple and complex visual-motor reactions, correlations, humanities students.

Введение. В отечественной и зарубежной психологии природу и структуру агрессивности рассматривают в свете социально-психологических и биологических теорий и концепций [6, 10, 19, 22]. В последнем случае агрессивность трактуют, исходя из биологической природы человека как вида Homo Sapiens.

Классическими для психологии личности являются социально-психологические концепции агрессивности, согласно которым природа агрессивного поведения определяется тремя группами факторов: 1) потребностями, обусловленными внешними стимулами; 2) познавательными и эмоциональными процессами; 3) актуальными социальными условиями в сочетании с предшествующим научением [9].

Биологические теории агрессивности связывают ее с молекулярно-генетическими предпосылками [3, 4, 22], хромосомными аномалиями [3, 4], морфо-функциональными особенностями центральной нервной системы и ее нейромедиаторным звеном [21] и др. Вместе с тем, несмотря на достаточно большое количество публикаций, посвященных данной проблеме, вне рамок исследований остается такой важный вопрос как взаимоотношение уровня агрессивности с особенностями психофизиологического статуса индивида. В настоящее время все еще нет достаточно полного понимания в отношении структуры психофизиологического базиса агрессивности, не изучены ее сенсорные корреляты, среди которых такие показатели, как скорость выполнения психомоторных реакций. Данный показатель, согласно многочисленным исследованиям, отражает функциональное состояние центральной нервной системы, что связано с высокой информативностью и базовыми механизмами нейронной организации сенсомоторного

ответа [1, 2, 5, 7, 10-14, 17, 18, 20, 23].

Целью работы явилось выявление у студентов-гуманитариев характера корреляционных связей между уровнем агрессивности и латентным периодом простой и дифференцировочной зрительно-моторной реакции «Go/No-Go» - типа.

Изложение основного материала статьи. В исследованиях приняли участие 20 практически здоровых студентов-гуманитариев, обучающихся в Институте педагогики, психологии и инклюзивного образования Гуманитарно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.