Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ РИСКОВ И МЕТОДОВ ИХ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ РИСКОВ И МЕТОДОВ ИХ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
45
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РИСК / ВЕРОЯТНОСТЬ РИСКА / ПРИЧИНЫ РИСКА / УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ / LOGISTIC ACTIVITY / RISK / PROBABILITY OF RISK / CAUSES OF RISK / RISK MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Поддубная М.Н.

В статье рассматривается проблема прогнозирования логистических рисков в процессе функционирования предприятия. На основе анализа предпосылок возникновения логистических рисков рассмотрены наиболее частые логистические риски, сопровождающие функционирование предприятий агропромышленного сектора. Анализируются основные подходы к использованию методов для оценки вероятности реализации отдельных логистических рисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE PREREQUISITES FOR THE EMERGENCE OF LOGISTICAL RISKS AND METHODS FOR THEIR FORECAST

The article deals with the problem of forecasting logistics risks in the operation of the enterprise. Based on the analysis of the prerequisites for the emergence of logistical risks, the most frequent logistical risks accompanying the operation of enterprises of the agro-industrial sector are considered. The main approaches to the use of methods for assessing the likelihood of the implementation of individual logistics risks are analyzed.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ РИСКОВ И МЕТОДОВ ИХ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ»

- познавательный аспект, включающий в себя работу по развитию знаний и умений в рамках основных разделов предматематической подготовки.

Использованные источники:

1. Богоявленская Д.Б. Умственные способности как компонент интеллектуальной активности / Д.Б. Богоявленская, И.Л. Петухова // Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Под ред. О.К. Тихомирова. - М.: АСТ, 2012. - 161 с.

2. Воспитание дошкольников / Под ред. А.С. Стасова. - М.: Академия, 2012. - 121 с.

3. Выгодский М.Я. Справочник по элементарной математике / М.Я. Выгодский. - М.: ЮНИТИ, 2011. - 396 с.

4. Гончарова М.А. Развитие у дошкольников математических представлений, воображения и мышления / М.А. Гончарова. М.: Антал, 2012. - 146 с.

5. Данилова В. Математическая подготовка в дошкольных учреждениях / В.Данилова. - М.: ЮНИТИ, 2011. - 215 с.

УДК 338.47

Поддубная М.Н. студент магистратуры Ростовский государственный университет путей сообщения Российская Федерация, г. Ростов-на-Дону

Poddubnaya M.N. graduate student Rostov State University of Railway Transport Russian Federation, Rostov-on-Don ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ РИСКОВ И МЕТОДОВ ИХ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ STUDY OF THE PREREQUISITES FOR THE EMERGENCE OF LOGISTICAL RISKS AND METHODS FOR THEIR FORECAST В статье рассматривается проблема прогнозирования логистических рисков в процессе функционирования предприятия. На основе анализа предпосылок возникновения логистических рисков рассмотрены наиболее частые логистические риски, сопровождающие функционирование предприятий агропромышленного сектора. Анализируются основные подходы к использованию методов для оценки вероятности реализации отдельных логистических рисков.

The article deals with the problem of forecasting logistics risks in the operation of the enterprise. Based on the analysis of the prerequisites for the emergence of logistical risks, the most frequent logistical risks accompanying the operation of enterprises of the agro-industrial sector are considered. The main

approaches to the use of methods for assessing the likelihood of the implementation of individual logistics risks are analyzed.

Ключевые слова: логистическая деятельность, риск, вероятность риска, причины риска, управление рисками.

Keywords: logistic activity, risk, probability of risk, causes of risk, risk management.

В настоящее время функционирование предприятия происходит в условиях неопределенности внешней среды, в связи, с чем проблема прогнозирования рисков в процессе деятельности предприятия является актуальной. Данная проблематика находит отражение в теоретических разработках в рамках риск-менеджмента и характеризуется множеством мнений относительно природы риска и методов его прогнозирования.

Логистическая система предприятия представляет собой сложную организационную экономическую систему, которая состоит из совокупности звеньев-элементов, взаимоувязанных в общем механизме управления материальными и сопутствующими им потоками. Задачами функционирования таких логистических звеньев является объединенное взаимодействие для реализации внутренних и внешних целей предприятия. Также необходимо проведение исследования процессов взаимодействия элементов логистической системы предприятия с позиций риск-менеджмента, так как результативность функционирования любого предприятия напрямую зависит от воздействия рисков и их последствий. [1].

Исследование особенностей логистической деятельности предприятия показывает, что логистические операции присутствуют на всех стадиях производственного процесса, поэтому можно утверждать, что значимость логистических рисков в деятельности предприятия велика.

Исследование причин возникновения логистических рисков показало, что предпосылками к появлению рисков такого рода служат многие процессы, которые характеризуются вероятностным характером. Например, риск несвоевременной доставки продукции покупателю может быть спровоцирован как плохими погодными условиями так и аварией, которая произошла на маршруте следования транспортного средства. В первом случае грузоотправитель может предполагать, что вероятна задержка поставки, а во втором случае спрогнозировать вероятность аварии можно только на основе анализа множества статистических данных характеризующих такие факторы как: надежность определенных транспортных средств, качество дорожного покрытия, квалификация водителя и т.д. [2].

Причинами возникновения логистических рисков является множество внешних и внутренних факторов, прогнозирование изменения которых позволяет заранее определить потенциальные риски, с которыми может столкнуться предприятие. Поэтому если проводится анализ изменения факторов внешней среды с группировкой их в зависимости от источника

возникновения, то в дальнейшем возможно выявление практически всех потенциальных логистических рисков.

Все факторы внешней среды можно распределить по следующим группам: экономические, природные, социальные и административные. Далее проводится экспертная оценка действия групп факторов на деятельность предприятия и выявляется спектр потенциальных рисков.

Например, повышение стоимости топлива для автомобильного транспорта, вследствие действия инфляционных процессов, является причиной возникновения риска увеличения расходов на транспортировку продукции. В процессе проведённого диссертационного исследования была проанализирована деятельность группы сельскохозяйственных предприятий Ростовской области и составлена таблица рисков в зависимости от действия факторов внешней среды.

К группу внутренних причин возникновения логистических рисков можно отнести величину износа транспортных средств, квалификацию водителя и условия поставки продукции потребителю.

Но при осуществлении процесса прогнозирования вероятных рисков необходимо выделить в отдельную группу логистические риски, которые невозможно спрогнозировать на основе анализа изменения факторов внешней среды. К таким рискам относятся следующие риски: риск создания аварийной ситуации по вине другого автомобильного средства или риск порчи продукции на складе вследствие аварийного отключения электроэнергии.

Таблица Соотношение логистических рисков предприятия и факторов внешней среды__

Наименование группы факторов Наименование фактора внешней среды Наименование логистических рисков

Экономические факторы инфляционные изменения в экономике риск увеличения стоимости перевозки

увеличение величины платы в системе «Платон» за эксплуатацию дорог риск повышения транспортных расходов при осуществлении поставки продукции

усиление конкуренции риск появления на рынке логистических услуг большого числа конкурентов

Социальные факторы повышение стоимости потребительной корзины риск сокращения потребности в транспортных услугах вследствие падения спроса на продукцию

сокращение доли квалифицированного персонала на рынке труда риск потери квалифицированного персонала вследствие неудовлетворенности заработной платой

Природные факторы изменение погодных условий в регионе риск порчи складских помещений при урагане

природные аномалии риск порчи продукции при длительном хранении

Поэтому можно сделать выводы о том, что создание эффективной системы управления логистическими рисками на предприятии невозможно без использования стандартных, разработанных специально, с учетом специфики деятельности предприятия, механизмов их идентификации, систематизации и всестороннего анализа.

В настоящее время на предприятиях осуществляющих логистическую деятельность, выражающуюся в осуществлении перевозок грузов, их складировании и хранении используется несколько видов методов идентификации и оценки степени угрозы рисков. Так, например, к группе методов качественной диагностики рисков относятся методы SWOT -анализа, PEST-анализа, метод сценарного анализа, метод «мозгового штурма». К группе методов количественной диагностики рисков относятся вероятностный метод оценки риска, метод АВС-анализа рисков и т.д.

На основе анализа показателей финансово-хозяйственной деятельности группы исследуемых сельскохозяйственных предприятий Ростовской области было установлено, что в наибольшей степени к оценке логистических рисков, которые напрямую не взаимосвязаны с изменением факторов внешней среды, применим вероятностный метод оценки рисков. На основе его применения появляется возможность посредством анализа совокупности данных спрогнозировать ряд показателей, характеризующих вероятность реализации данных в рисков в будущем.

Например, при оценке вероятности возникновения риска аварии транспортного средства, следующего по определенному маршруту, в первую очередь необходимо определить контролируемый параметр. Для данного риска контролируемым параметром является величина ущерба от аварии. Далее необходимо собрать информацию об изменении контролируемого параметра в течение длительного периода времени. Определить средние показатели, характеризующие изменение контролируемого параметра: среднее арифметическое взвешенное значение, дисперсию и среднеквадратическое отклонение случайной величины контролируемого показателя. Следующим шагом на основе построения полигона распределения случайной величины контролируемого показателя, подбирается теоретическое распределение, оптимально характеризующее изменения случайной величины, что подтверждается коэффициентом аппроксимации [2, 3].

Таким образом, на основе применения вероятностного метода оценки риска можно спрогнозировать, как часто данный риск будет проявляться в будущих периодах.

При исследовании проблемы применения экономико-математических методов в управлении рисками необходимо находить компромисс между двумя требованиями к методологии риск-менеджмента. С одной стороны используемые методы прогнозирования и оценки рисков должны обеспечивать получение правильного достоверного результата, а с другой стороны метод должен быть легким в применении.

Использованные источники:

1. Гуда А.Н. Экономический потенциал развития транспортных предприятий и их государственная поддержка / А.Н. Гуда, Э.А. Мамаев // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2016.- № 9.-С. 72.

2. Маколова Л.В. Управление рисками на предприятии на основе моделирования логистических процессов. Монография / Маколова Л.В. -Ростов н/Д.: «Терра Дон» 2018. - 267 с.

3. Маколова Л.В. Исследование теоретических подходов решения проблемы управления логистическими рисками предприятия / Л.В. Маколова, М.Н. Коляда // Сборник Второй международной научно-практической конференции «Транспорт и логистика: инновационная инфраструктура, интеллектуальные и ресурсосберегающие технологии, экономика и управление» Ростов-на-Дону, 2018.- С. 64-69

656

Попов А.Н. студент магистратуры ФГБОУ ВО «СПБГУГА», Высшая школа аэронавигации Россия, Санкт-Петербург ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОБА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД

ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ Во многих странах мира вопросам профессиональной ориентации и профориентационной работе уделяется повышенное пристальное внимание, это связано с высокими темпами роста развития информационно -коммуникационных технологий и их внедрением в повседневную жизнь общества. Инновационные процессы меняют структуру рынка труда, определяют новые требования к квалификации работников, в связи с этим возникает необходимость усиления работы с молодыми людьми, для формирования у них наиболее эффективного понимания своего профессионального самоопределения и включения в трудовую деятельность. В данной статье демонстрируются результаты анкетирования старшеклассников, проводимого в рамках исследовательской работы, посвященной развитию системы профориентационной работы в Благовещенском центре обслуживания воздушного движения.

Профориентационная работа, диспетчерский тренажер, профессиональная проба

A. Popov

PROFESSIONAL SAMPLE AS AN EFFICIENT METHOD OF PROFORIENTATION WORK In many countries of the world, increased attention is paid to the issues of vocational guidance and career guidance, this is due to the high growth rates of the development of information and communication technologies and their

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.