Научная статья на тему 'ВИДЫ ЛОГИСТИЧЕСКИХ РИСКОВ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ПЕРЕДВИЖЕНИИ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ'

ВИДЫ ЛОГИСТИЧЕСКИХ РИСКОВ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ПЕРЕДВИЖЕНИИ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
344
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РИСК / ТАМОЖЕННЫЙ РИСК / ТОВАРЫ / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ / УЩЕРБ / RISK / CUSTOMS RISK / GOODS / CUSTOMS CONTROL / RISK MANAGEMENT SYSTEM / DAMAGE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скрынченко Б.Л., Мороз В.Д.

Предмет исследования: виды логистических рисков. Целью настоящей статьи является рассмотреть виды логистических рисков, необходимых для организации системы управления рисками и определение её роли в организации работы таможенных органах. Методологию исследования составили сравнительный, формально-юридический, аналитический методы, системный подход. В работе, на основе обобщения системы управления рисками, проведена классификация логистических рисков в организации работы таможенных органах, а также рассмотрены основные составные части системы управления рисками. Сделан вывод о том, что система управления рисками (СУР) должна поддерживать оптимальный баланс между двумя противоположными, взаимоисключающими задачами: упрощением таможенных процедур, с одной стороны, и обеспечением таможенного контроля - с другой. Выводы исследования могут быть использованы в организации работы таможенных органов, а также для совершенствования механизма ускорения таможенного оформления и повышения качества таможенного контроля.The subject of the research: the types of logistical risks. The purpose of this article is to consider the types of logistics risks necessary for the organization of risk management system and determine its role in the organization of customs. The methodology of the study was comparative, formal-legal, analytical methods, systematic approach. In the work, on the basis of generalization of the risk management system, the classification of logistics risks in the organization of work of customs authorities, as well as the main components of the risk management system. It is concluded that the risk management system (RMS) should maintain an optimal balance between two opposite, mutually exclusive tasks: simplification of customs procedures, on the one hand, and ensuring customs control, on the other. The findings of the study can be used in the organization of the work of customs authorities, as well as to improve the mechanism of acceleration of customs clearance and improve the quality of customs control.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВИДЫ ЛОГИСТИЧЕСКИХ РИСКОВ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ПЕРЕДВИЖЕНИИ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ»

странных) в развитие публичной инфраструктуры. Источники:

1. Прохорова В.В., Клочко Е.Н. Кластеры компетенций как драйверы инновационного развития экономики региона //

Вестник Института дружбы народов Кавказа Теория экономики и управления народным хозяйством. - 2017. -№ 2 (42). - С. 11.

2. Романец И.И. Генезис научных подходов к кластеризации региональной экономики // Вестник Института дружбы

народов Кавказа Теория экономики и управления народным хозяйством. - 2017. - № 3 (43). - С. 13.

3. Клочко Е.Н., Прохорова В.В. Потенциал этноэкономики Южного макрорегиона в развитии агрогородов, как про-

изводственно-технологической пространственной новации // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. - 2016. - № 4. - С. 64-67.

4. Клочко Е.Н., Прохорова В.В. Этнопредпринимательство как новация при переходе экономики на инновационный

путь развития // Современная научная мысль. - 2017. - № 3. - С. 127-134.

5. Адаменко А.А., Ермоленко А.А., Клочко Е.Н. Малый и средний бизнес в развитии региональной экономики. -

Краснодар, 2016.

6. Клочко Е.Н., Бугаенко В.Э. Государственно-частное партнерство как механизм создания зон интенсивного разви-

тия человеческого капитала в ЮФО // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 6 (71). - С. 271-276. Sources:

1. Prokhorova V.V., Klochko E.N. Clusters of competences as drivers of innovative development of economy of the re-

gion//Bulletin of Institute of friendship of the people of the Caucasus Theory of economy and control of the national economy. - 2017. - No. 2 (42). - Page 11.

2. Romanets I.I. Genesis of scientific approaches to a clustering of regional economy//Bulletin of Institute of friendship of the

people of the Caucasus Theory of economy and control of the national economy. - 2017. - No. 3 (43). - Page 13.

3. Klochko E.N., Prokhorov V.V. Potentsial of ethnoeconomy of the Southern macroregion in development of agrogorod, as

production and technological spatial innovation//Business in the law. Economical and legal log. - 2016. - No. 4. - Page 64-67.

4. Klochko E.N., Prokhorov V.V. Etnopredprinimatelstvo as an innovation upon transition of economy to an innovative way

of development//the Modern scientific thought. - 2017. - No. 3. - Page 127-134.

5. Adamenko A.A., Ermolenko A.A., Klochko E.N. Small and medium business in development of regional economy. -

Krasnodar, 2016.

6. Klochko E.N., Bugayenko V.E. Public-private partnership as the mechanism of creation of zones of intensive development

of the human capital in the Southern Federal District//Economy and business. - 2016. - No. 6 (71). - Page 271-276.

Б.Л. Скрынченко

профессор кафедры таможенного права и организации таможенного дела, к.э.н., профессор, Юридический институт Российского университета

транспорта (МИИТ) B.L. Skrynchenko

Professor of the Department of Customs Law and Organization of Customs Affairs, Candidate of Economic Sciences, Professor, The Law Institute of the Russian University of Transport (MIIT)

(sbl-66@mail.ru, 89031474992) В.Д. Мороз

доцент кафедры экономических теорий и военной экономики, к.и.н., доцент, Военный университет Министерства обороны Российской Федерации

V.D. Moroz

Associate Professor of the Department of Economic Theories and Military Economics, Ph.D., Associate Professor, "Military University" of the Ministry of Defense of the Russian Federation

(morozv. vladimir@rambler. ru, 89037895981)

ВИДЫ ЛОГИСТИЧЕСКИХ РИСКОВ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ПЕРЕДВИЖЕНИИ ТОВАРОВ

ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ

Аннотация. Предмет исследования: виды логистических рисков.

Целью настоящей статьи является рассмотреть виды логистических рисков, необходимых для организации системы управления рисками и определение её роли в организации работы таможенных органах. Методологию исследования составили сравнительный, формально-юридический, аналитический методы, системный подход.

В работе, на основе обобщения системы управления рисками, проведена классификация логистических рисков в организации работы таможенных органах, а также рассмотрены основные составные части системы управления рисками. Сделан вывод о том, что система управления рисками (СУР) должна поддерживать оптимальный баланс между двумя противоположными, взаимоисключающими задачами: упрощением таможенных процедур, с одной стороны, и обеспечением таможенного контроля - с другой. Выводы исследования могут быть использованы в организации работы таможенных органов, а также для совершенствования механизма ускорения таможенного оформления и повышения качества таможенного

контроля.

Annotation. The subject of the research: the types of logistical risks.

The purpose of this article is to consider the types of logistics risks necessary for the organization of risk management system and determine its role in the organization of customs.

The methodology of the study was comparative, formal-legal, analytical methods, systematic approach. In the work, on the basis of generalization of the risk management system, the classification of logistics risks in the organization of work of customs authorities, as well as the main components of the risk management system. It is concluded that the risk management system (RMS) should maintain an optimal balance between two opposite, mutually exclusive tasks: simplification of customs procedures, on the one hand, and ensuring customs control, on the other.

The findings of the study can be used in the organization of the work of customs authorities, as well as to improve the mechanism of acceleration of customs clearance and improve the quality of customs control. Ключевые слова: риск, таможенный риск, товары, таможенный контроль, система управления рисками, ущерб.

Key words: risk, customs risk, goods, customs control, risk management system, damage.

Актуальность рассматриваемой темы заключается в том что, в настоящее время торговля товарами остается наиболее крупной по своим масштабам областью международных экономических отношений, хотя ее удельный вес несколько сокращается за счет быстрого расширения других, более современных и динамичных форм экономического обмена.

В торговле товарами в наибольшей степени развиты механизмы и инструменты государственного регулирования и создана наиболее широкая и универсальная международно-правовая база. Современное состояние внешней торговли характеризуется постоянно растущим возрастанием потребностей общества и постоянным увеличением ассортимента продукции, перемещаемой через таможенную границу. Это означает, что одну и ту же потребность можно удовлетворить различными потребительными стоимостями, т.е. вещами, обладающими различными потребительскими свойствами. В условиях необходимости повышения оперативности и качества таможенного контроля при физическом передвижении товара ведёт к снижению логистических рисков, возникающие при передвижении товаров через таможенную гра-ницу[1, с. 194-199]. Схема перемещения товаров через таможенную границу представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Схема перемещения товаров через таможенную границу

Рисками логистики является результат принятых решений, когда один из участников внешнеэкономической деятельности частично или полностью теряет свои материальные ресурсы, продукцию, товар или снижение его потребительских качеств и несёт логистистические расходы [2, с. 92-93].

Классификация логистических рисков, возникающих при передвижении товаров через таможенную границу, показана на рисунке 2.

Рисунок 2 - Классификация логистических рисков, возникающих при передвижении товаров через таможенную границу

Классификация рисков приведена профессорами Б. Мильнероми Ф. Лиисом: [3, с. 349-366]

- риски, возникающие во внешней среде организации - риски извне или внешние риски;

- риски, возникающие во внутриорганизационной среде;

Среди рисков, возникающих во внешней среде организации, выделяют:

- политические риски - определяемые сложившейся общественно-политической обстановкой в

стране;

- законодательные - изменением существующих норм законодательных и нормативных актов; -природные - связанные с потенциальный стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями;

- территориальные - определенные особенностями положение дел в отдельных регионах, и особенностями их законодательства;

- отраслевые - зависящие от направлений развития данных отраслей;

- макроэкономические - продиктованы особенностями развития экономики в стране и в мире в

целом

Внутренние риски можно разделить на три вида:

- производственные, которые имеют связь с особенностями технологии и квалификацией работников на данном предприятии;

- инвестиционные, которые несут предполагаемую угрозу неполучения запланированного результата;

- коммерческие, которые обусловлены обычно недостаточно верными маркетинговыми исследованиями, результатом которых может служить результат, что компания не в силах реализовать весь объем произведенной продукции.

Рассмотрим более подробно отдельные виды логистических рисков.

Первый вид риска - повреждение перемещаемых товаров через таможенную границу, а так же частичная или полная потеря качества или товарного вида продукта.

Статистические данные свидетельствуют, что это наиболее часто встречающийся логистический

риск.

Причины его увеличения:

- товар передвижение товара на большие расстояния в течение достаточно длительного времени;

- применение длинных цепей перевозок, перегрузок, перевалок, сортировок;

- применение недостаточно надежной тары и упаковки. Причины:

- требования к разгрузочно-погрузочным работам не соблюдаются.

- Аварийная ситуация

- Нарушения правил хранения товаров. К примеру, несоблюдение сроков хранения продуктов питания приводит к их порче.

- Отпотевание. Этот факт означает, что температурные режимы в ходе перевозки не соблюдались.

Когда в ходе транспортировки грузы утрачивают первоначальные качества - это повреждение товара. Если утеряны были эксплуатационные характеристики или потребительские свойства - это порча.

Следующий вид - утрата грузов, несвоевременная доставка. Повреждение или частичная утрата

груза при перевозке может происходить вследствие проявления его естественных свойств или в результате упущений персонала либо из-за одновременного воздействия этих причин. Кроме того, груз может быть испорчен или утрачен в результате воздействия на него внешней среды и непреодолимых сил природы. Естественные свойства некоторых грузов способствуют таким видам утраты, как распыление, усушка, изменение качества, повреждение насекомыми и грызунами и др. Возможны так же недостача и хищение груза, а также его ошибочная отгрузка третьим лицам, или его уничтожение вследствие также негативных социальных явлений или природных и техногенных катастроф (аварий).

Одним из видов риска, на которые нужно обращать особое внимание - неудовлетворительное исполнение документов сопровождения товара или груза, в результате чего возникают проблемы при растаможивании грузов, и возникновении риска запрета на перевозку или реализацию товара.

Неочевидный, но важный вид риска - раскрытие коммерческой тайны или конфиденциальной информации третьим лицам. Ее разглашение может привести к нарушению условий равенства в конкурентной борьбе и, как следствие, к потере части прибыли или прямым убыткам.

Другой немаловажный вид логистического риска - экологический риск.

Нанесение вреда жизни и здоровью населения или причинение вреда окружающей среде возникает вследствие нарушения правил перевозки и хранения грузов.

Риск наступления гражданской ответственности за причинение ущерба третьим лицам, обычно речь идет о дорожно-транспортных происшествиях.

Репутационный риск - это риск возникновения у организации убытков вследствие неблагоприятного восприятия его имиджа, деловыми партнерами и регулирующими органами.

Практика управления рисками начала развиваться сравнительно недавно. Но наряду с этим, наработаны методологические правила и принципы, принимая к руководству которые появилась возможность выбора необходимых методов. Примером такой методики служит матричная модель необходимых способов применения. На рисунке 3 представлена форма такой матрицы.

Рисунок 3 - Матрица необходимых методов управления логистическими рисками

Смысл применения системы управления рисками (далее - СУР) заключается в том, чтобы свести к минимуму влияние человеческого фактора на процесс принятия решения о степени таможенного контроля в отношении товаров, транспортных средств или участников внешнеэкономической деятельности.

Применение системы управления рисками и ее элементов, электронного декларирования товаров, системы последующего таможенного контроля после выпуска товаров обеспечивают основу для реализации стратегических приоритетов таможенного администрирования, предотвращения и оперативного раскрытия нарушений таможенного законодательства и защиты экономических интересов государства.

Таким образом, СУР должна поддерживать оптимальный баланс между двумя противоположными, взаимоисключающими задачами: упрощением таможенных процедур, с одной стороны, и обеспечением таможенного контроля - с другой. Источники:

1. О.Ю. Бакаева Таможенное право России: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2013.

2. Л.Г. Руденко Экономика таможенного дела. Учебник / Л.Г. Руденко, Р.С. Губанов. - М.: Дело и сервис, 2015.

3. Под ред. проф. Б. Мильнера и проф. Ф. Лииса. Управление современной организацией. Учебник. - М.: ИНФРА-М,

2001. Sources:

1. O.Yu. Bakaeva Customs Law of Russia: a textbook. - 2 nd ed., Pererab. and additional. - M .: Lawyer, 2013.

2. L.G. Rudenko Economics of Customs. Textbook / L.G. Rudenko, RS Guba-nov. - Moscow: Case and Service, 2015.

3. Ed. prof. B. Milner and prof. F. Liisa. Management of modern organization. Textbook. - Moscow: INFRA-M, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.