Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ПРАКТИКИ РЕАЛИЗАЦИИ ESG - ПОВЕСТКИ В РЕГИОНАХ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРАКТИКИ РЕАЛИЗАЦИИ ESG - ПОВЕСТКИ В РЕГИОНАХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
262
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ESG - ПОВЕСТКА / ESG - ПОЛИТИКА / РЕЙТИНГ / РЭНКИНГ / ESG - ФАКТОРЫ: ЭКОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Наролина Т. С., Смотрова Т. И., Пургаева И. А., Некрасова Т. А.

А к т у а л ь н о с т ь т е м ы . Оценка достижения показателей устойчивого развития в России и анализ региональной практики реализации ESG - повестки обусловлены необходимостью устранения диспропорций в ее реализации. Ц е л ь . Оценка приверженности регионов России ESG - повестке и сравнительный анализ применения элементов ESG в Центрально - Черноземном регионе.М е т о д о л о г и я . Методы логического и сравнительного анализа применения отдельных элементов ESG - политики на региональном уровне, в том числе Центрально - Черноземного региона. Р е з у л ь т а т ы и в ы в о д ы . Определен высокий интерес субъектов Российской Федерации к ESG - трансформации экономики и выявлены регионы - лидеры реализации ESG - повестки. Нарастающие региональные диспропорции в реализации ESG - политики на региональном уровне могут негативно сказаться на объеме привлекаемых инвестиций в регион, поэтому перспективным направлением в данном контексте могут стать пути сглаживания такого неравномерного развития и поиск инструментов привлечения инвесторов с учетом реализации ESG - принципов. ESG - трансформация экономики формирует новые условия для органов государственного управления, определяющим векторы социально - экономического развития регионов, а так же условия ведения хозяйственной деятельности для предприятий различных сфер деятельности и инвестиционную политику с учетом реализации ESG - факторов.О б л а с т ь п р и м е н е н и я . Государственное управление и регулирование деятельности предприятий на мезоуровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE PRACTICE OF IMPLEMENTING THE ESG IN THE REGIONS

H e re l e v a n c e o f t h e t o p i c . The assessment of the achievement of sustainable development indicators in Russia and the analysis of the regional practice of implementing the ESG agenda are conditioned by the need to eliminate imbalances in its implementation. G o a l . Assessment of the commitment of Russian regions to the ESG agenda and comparative analysis of the application of ESG elements in the Central Chernozem region. M e t h o d o l o g y. Methods of logical and comparative analysis of the application of individual elements of ESG policy at the regional level, including the Central Chernozem region. R e s u l t s a n d c o n c l u s i o n s . The high interest of the subjects of the Russian Federation in the ESG transformation of the economy has been determined and the leading regions of the implementation of the ESG agenda have been identified. The growing regional imbalances in the implementation of ESG policy at the regional level may negatively affect the volume of attracted investments in the region, therefore, ways to smooth out such uneven development and search for tools to attract investors, taking into account the implementation of ESG principles, may become a promising direction in this context. The ESG transformation of the economy creates new conditions for public administration bodies that determine the vectors of socio - economic development of regions, as well as the conditions for conducting economic activities for enterprises of various fields of activity and investment policy, taking into account the implementation of ESG factors. S c o p e o f a p p l i c a t i o n . State management and regulation of enterprises at the meso - level.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ПРАКТИКИ РЕАЛИЗАЦИИ ESG - ПОВЕСТКИ В РЕГИОНАХ»

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА: ЦЕЛИ, ИНСТРУМЕНТЫ, ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

УДК 332.145+338.2

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРАКТИКИ РЕАЛИЗАЦИИ ESG-ПОВЕСТКИ

В РЕГИОНАХ

Коды JEL: О 10, Q20, R50.

Наролина Т. С., кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономической безопасности, Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж, Россия E-mail: narolina@inbox.ru; SPIN-код: 6410-2637,

Смотрова Т. И., кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической безопасности, Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж, Россия;

доцент кафедры экономической теории и мировой экономики, Воронежский государственный университет, г. Воронеж, Россия

E-mail: s-tanik@yandex.ru; SPIN-код: 6624-9283

Пургаева И. А., кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономической безопасности, Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж, Россия E-mail: tolsira@yandex.ru; SPIN-код: 5410-3882

Некрасова Т. А., кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры управления, Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж, Россия E-mail: nekrasova-tatiana@list.ru; SPIN-код: 4679-5240

Поступила в редакцию 28.02.2023. Принята к публикации 15.06.2023

Аннотация

Актуальность темы. Оценка достижения показателей устойчивого развития в России и анализ регионал ьной практики реализации ESG-повестки обусл овл ены необходимост ью устранения диспропорций в ее реализации,

Цель. Оценка приверженности регионов России ESG-повестке и сравнительный анализ применения элементов ESG в Центрально-Черноземном регионе.

Методология. Методы логического и сравнительного анализа применения отдельных элементов ESG-политики на региональном уровне, в том числе Центрально-Черноземного региона,

Результаты и выводы. Определен высокий интерес субъектов Российской Федерации к ESG-трансформации экономики и выявлены регионы-лидеры реализации ESG-повестки, Нарастающие региональные диспропорции в реализации ESG-политики на региональном уровне могут негативно сказат ься на объеме привлекаемых инвестиций в регион, п оэтому перспект ивным направлением в данном контексте могут стать пути сглаживания такого неравномерного развития и поиск инструментов привлечения инвест оров с учетом реализации ESG-принципов. ESG-трансформация экономики формирует новые условия для органов государст венного управления, определяющим векторы социально-экономического развития регионов, а так же условия ведения хозяйст венной деятельности для предприятий различных сфер деятельности и инвестиционную политику с учетом реализации ESG-факторов.

Область применения. Государственное управление и регулирование деятельности предприятий на мезоуровне.

Ключевые слова: устойчивое развитие, ESG-повестка, ESG-политика, рейтинг, рэнкинг, ESG-факторы: экология, социальная политика, управление

UDK 332.145+338.2

STUDY OF THE PRACTICE OF IMPLEMENTING THE ESG IN THE

REGIONS

JEL Codes: 0 10, Q20, R50.

Narolina T. S., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Econ om ic Security, Voron ezh State Techn ical University, Voron ezh, Russia

E-mail: narolina@inbox.ru; SPIN-code: 6410-2637.

Smotrova T. I., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Departmen t of Economic Security, Voronezh State Technical University, Voronezh, Russia; Associate Professor of the Departmen t of Economic Theory and World Economy, Voronezh State University, Voronezh, Russia

E-mail: s-tanik@yandex.ru; SPIN- code: 6624-9283

Purgaeva I. A., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Departm en t of Econ om ic Security, Voron ezh State Technical University, Voron ezh, Russia

E-mail: tolsira@yandex.ru; SPIN-Kod: 5410-3882

Nekrasova T. A., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Management, Voronezh State Technical University, Voronezh, Russia

E-mail: nekrasova-tatiana@list.ru; SPIN-Kod: 4679-5240

Abstract.

The relevance of the topic. The assessmentof the achievementof sustainable developmentindicators in Russia and the analysis of the regional practice of implemen ting the ESG agenda are conditioned by the need to eliminate imbalances in its implemen tation.

Goal. Assessment of the commitment of Russian regions to the ESG agenda and comparative analysis of the application of ESG elem en ts in the Cen tral Chern ozem region .

Methodology. Methods of logical and comparative analysis of the application of individual elemen ts of ESG policy at the reg ion al level, including the Cen tral Ch ern ozem region .

Results and conclusions. The high interest of the subjects of the Russian Federation in the ESG transformation of the economy has been determined and the leading regions of the implemen tation of the ESG agenda have been identified. The growing regional imbalances in the implementation of ESG policy at the reg ion al level m ay n egatively affect the volum e of a ttracted in vestm en ts in the region , therefore, ways to smooth out such uneven development and search for tools to attract investors, taking into account the implementation of ESG principles, may become a promising direction in this con text. The ESG transformation of the economy creates new conditions for public administration bodies that determine the vectors of socioeconomic developm en t of region s, as well as the con dition s for con ducting econ om ic activities for en terprises of various fields of activity and investment policy, taking into account the implementation of ESG factors.

Scope of application. State management and regulation of enterprises at the meso-level.

Keywords: sustainable development, ESG agenda, ESG policy, rating, ranking, ESG factors: ecology, social policy, m an agem en t

Введение

Понимание ответственности за свои действия в настоящем и их влияние на будущее становится все более актуальным не только для ответственного подхода к ведению бизнеса, но и способствует вовлеченности российских регионов в выстраивание управленческой п организационной работы, ориентированной на принципы устойчивого развития.

Первые шаги по формированию концепции устойчивого развития, предполагающей обе-

Б01: 10.22394/1997-4469-2023-60-1-12-21

спеченне потребностей настоящего без ущерба для будущих поколений, стали осуществляться в 1980-е годы. В 2015 году были сформулированы цели устойчивого развития, на которые ориентируются в настоявший момент все страны. Устойчивое развитие предполагает баланс экономических и социальных интересов при сохранении окружающей среды, что нашло отражение в ЕЭС-принципах.

По поручению Президента РФ Правительство рассматривает вопрос об определении кри-

терпев отнесения инвестиционных проектов, отвечающих требованиям ЕЭС-повестки, что позволит впоследствии на законодательном уровне закрепить концепцию ЕЭС.

Последние несколько лет ЕЭС-повестка становится ключевым вектором развития территорий н активно продвигается на федеральном н региональном уровне и регионы активно включают ЕЭС-повестку в стратегию своего развития, рассматривая при этом достижение плановых показателей через призму целей устойчивого развития [6, 8, 10, 19]. Изначально ЕЭС-политика рассматривалась преимущественно при планировании деятельности крупных компаний, однако теперь активно вовлекаются и регионы, причем взаимодействие компаний и органов государственного управления выстраивается по ЕЭС-траекториям, поскольку важным является местоположение и территория, на которой ведется деятельность и оценивается влияние на окружающую среду и качество жизни населения.

Драйвером развития региональной повестки является Сбербанк, ведущий системную работу по оценке регионов по достижению отдельных результатов ЕЭС-повестки. Задача правительства региона и руководителей органов местного самоуправления состоит в изменении подхода к организации выполнения планов по достижению целей развития, обозначенных в Стратегии 2035, повышении качества управления данными процессами, базируясь на принципах ЕЭС, идентификации возникающих рисков и управлении ими.

Оценка опыта реализации Е8&-иовестки в регионах

Современные условия экономической деятельности на региональном уровне предполагает масштабную трансформацию и внедрение механизмов устойчивого развития. Распоряжение Правительства РФ [1] определяет восемь направлений устойчивого (зеленого) развития, среди которых выделяют обращение с отходами, энергетика, водоснабжение и водоотведе-ние и др. Так же была утверждена Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года и начата комплексная работа по адаптации экономики к глобальному энергопереходу, достижение углеродный нейтральности к 2060 году является одной из ключевых задач [2].

В текущем периоде формируются тенденции выстраивания взаимодействия с ключевыми партнерами с учетом «углеродного баланса», поэтому ЕЭС-трансформацнн влечет за собой формирование нормативно-правовой базы

н институциональной среды, способствующей достижению указанных целей.

По данным проведенной ЕЗС-оценкн «Эксперт РА» городов н регионов России отмечаются следующее [4, 13, 14]:

— более 700 городов России включают устойчивое развитие в документы стратегического планирования (в 2011 г. число городов было 32):

— практически все регионы вовлечены в ЕЭС-трансформацию и внедряют принципы устойчивого развития в процесс стратегического планирования;

— около 80 % регионов и городов взаимодействуют с бизнесом с учетом ЕЭС-факторов и планируют продолжать такое сотрудничество.

Несмотря на однозначные факты востребованности ЕЭС-повестки ее распространение по стране неравномерно и проведение сравнительного анализа регионов и городов крайне затруднительно, поскольку существующие методики не всегда позволяют оценить уровень ЕЭС-зрелостн, а так же недостаточно сопоставимых данных по регионам [7, 16]. Кроме этого, большинство городов н регионов с высокими показателями ЕЭС развития имеют проблемы при оценке показателя «экология», по состоянию на июль 2022 года единственным городом с высоким развитием всех трех компонентов является Ханты-Мансийск [5].

К передовому опыту реализации элементов ЕЭС в стратегии социально-экономического развития (Стратегии) можно отнести следующие:

— одним из элементов Стратегии Мордовии является направление «Чистые технологии и экономика замкнутого типа»;

— эффективное использование природных ресурсов на базе принципов устойчивого развития в Татарстане;

— один нз разделов Стратегии Липецкой области посвящен ЕЭС-трансформацию региона.

Помимо указанных практик в некоторых регионах России (Ульяновская область, Мордовия, Чувашия) подписаны соглашения о сотрудничестве по контролю углеродного баланса. В Самарской области поставлена цель сокращения объема сточных вод в Волгу к 2030 г. В Воронежской области ярким примером реализации экологических и социальных программ является Нововоронежская атомная станция (РАО «Ро-сатом»),

В настоящее время ЕЭС подход становится значимым в региональном управлении, при этом, можно сказать, что ЕЗС-прннцнпы интегрируются в инвестиционные стратегии на региональном уровне. Субъекты Федерации привлекают и поддерживают предприятия, которые разделяют данные принципы. Такие

предприятия оказывают дополнительное стимулирующее воздействие на социально-экономическое развитие территорий и местных сообществ. С другой стороны, инвесторы при выборе проектов начинают все чаще обращать внимание на реализацию факторов ЕЭС в конкретных регионах. На основе их можно оценить деятельность региональных властей в социальный, экологический сфере, а также в области регионального управления, тем самым снизить риски проектов [9, 18].

Рассмотрим и оценим некоторые элементы, характеризующие различные аспекты ESG, на примере областей Центрально-Черноземного региона [11].

Экологические факторы (Environmental) включают факторы, влияющие на окружающую среду.

В таблице представлены данные по утилизированным н обезвреженным отходам производства в областях ЦЧР, в течение 2018—2021 годов.

Таблица

Доля утилизированных и обезвреженных отходов производства и потребления в общем объеме образовавшихся отходов производства и потребления, %

2018 2019 2020 2021 2019/2018 2020/2018 2021/2018

Российская Федерация 52,6 50,1 49,3 46,6 95,2 98,4 88,6

Белгородская область 27,0 28,0 20,9 22,4 103,7 77,4 82,9

Воронежская область 63,8 80,2 67,7 75,5 125,7 106,1 118,3

Тамбовская область 82,5 83,8 98,0 104,4 101,6 118,8 126,5

Тульская область 75,7 76,1 73,7 76,0 100,5 97,3 100,4

Как показывают данные таблицы 1, в течение анализируемого периода доля утилизированных отходов производства и потребления в Воронежской и Тамбовской областях растет. Это свидетельствует о росте эффективности обращения с отходами и постепенном разре-

шении накопившихся трудностей в данной сфере.

На рис. 1 представлена доля уловленных н обезвреженных загрязняющих атмосферу веществ в общем количестве отходящих загрязняющих веществ по исследуемым областям.

Рис. 1. Доля уловленных и обезвреженных .загрязняющих атмосферу веществ в общем количестве отходящих .загрязняющих веществ от стационарных источников, %

100

Белгородская Воронежская Курская область Липецкая область Тамбовская Тульская область область область область

■ 2019 2020 ■ 2021

Обращает на себя внимание рост данного показателя в ряде областей региона, в таких как Белгородская, Воронежская, Курская п Липецкая. В большей степени доля уловленных н обезвреженных веществ выросла в Курской области (на 10,08 % за исследуемый период). В Тамбовской области наблюдается незначи-

тельное снижение данного показателя (1,59 %), в то время как в Тульской области отмечается существенное его снижение на 8,68 %.

В то же время необходимо отметить, что в части областей ЦЧР значение данного показателя ниже среднего значения в целом по региону (принимающего значение от 78,74 % до

79,43 % в исследуемый период). В Воронежской области его значение фиксируется на уровне 52—55 %. В целом это может отрицательным образом сказаться на общей оценке экологического блока.

Под социальными факторами (Social) в ESG понимаются показатели, характеризующие на-

селение региона и развитие человеческого капитала в нем.

Важным индикатором качества социального развития региона можно назвать доступ населения к услугам здравоохранения. На рис. 2 представлены данные по обеспеченности населения врачами.

60,0

50,0

40,0

30,0

20,0

10,0

0,0

52,3 52,3 51(3 52,7

40,5 40,4

Бел городская область

Воронежская Курская область Липецкая область Тамбовская Тульская область область область

■ 2018 ■ 2019 ■ 2020 В2021

Рис. 2. Обеспеченность врачами на 10 000 человек в Российской Федерации, на 10 тыс. населения, человек

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Если сравнивать данные обеспеченности врачами по областям Центрально-Черноземного региона со средними значениями по России, то можно отметить, что в двух областях, Воронежской и Курской, ситуация складывается достаточно благоприятно. Так показатели Воронежской области в течение исследуемого периода выше среднероссийского на 2—4 %. В большинстве регионов показа-

тель значительно ниже среднего. Так в Белгородской области разница составляет около 10 %, в Липецкой области около 8 %, в Тамбовской — 8 % и в Тульской около 10 % соответственно.

Показатель охвата населения программами высшего образования, также относится к анализируемым, в рамках оценки человеческого капитала (рис. 3).

50,0 40,0 30,0 20,0 10,0 0,0

2018 2019

Белгородская область Н Курская область

Тамбовская область Российская Федерация

2020 2021

Воронежская область Липецкая область Тульская область Центральный федеральный округ

Рис. 3. Валовой коэффициент охвата образовательными программами высшего образования, в % от численности населения в возрасте 17—25 лет

Воронежская область среди областей Центрально-Черноземного региона единственная, где коэффициент охвата образовательными программами высшего образования превышает среднее значение по Центральному федеральному округу.

Показатели управленческого блока (Governance) характеризуют политику региональ-

ных властей в области устойчивого развития н управление устойчивым развитием.

Одним нз показателей, характеризующих это направление, является обеспеченность населения качественной питьевой водой нз систем централизованного водоснабжения (рис. 4).

100,00

96,70

94.1

83,07

84,S9 35,00

ill ~7-i Q5 ЯЛ

92,44

39.25

89,80 90,13

95,00

90,00

85,00

80,00

75,00

Белгородская Воронежская Курская область Липецкая Тамбовская Тульская область область область область область

112018 ■ 2019 ■ 2020 12021

Рис. 4. Доля населения, обеспеченного качественной питьевой водой нз систем централизованного

водоснабжения, %

Нужно отметить, что значения этого показателя в ЦЧР достаточно высокие. В тоже время, в течение исследуемого периода их рост практически не наблюдается.

К индикаторам управления устойчивым развитием относится показатель валового ре-

гионального продукта на душу населения (рис. 5).

Представленные данные демонстрируют отставание значения показателя от показателя Российской Федерации по всем областям региона, за исключением Белгородской области.

700 000,0 600 000,0 500 000,0 400 000,0 300 000,0 200 000,0 100 000,0 0,0

614 333,2

647 708,1

640 519

Белгородская область I Воронежская область I Курская область ¡Липецкая область ¡Тамбовская область Тульская область -Российская Федерация

2018 2019 2020

Рис. 5. Валовой региональный продукт на душу населения

На рис. 6 показана доля малого и среднего ния, в части поддержка МСП и социального

предпринимательства в валовом региональ- предпринимательства с одной стороны и как

ном продукте субъекта РФ. Данный показа- сокращение неравенства с другой стороны, тель оценивается в составляющей управле-

40,0

56,0

Белгородская Воронежская Курская область Липецкая Тамбовская Тульская область область область область область

■ 2019 2020

Рис. 6. Доля малого и среднего предпринимательства в валовом региональном продукте субъекта

Российской Федерации, %

Несмотря на то, что значение показателя в областях ЦЧР превышает среднероссийский (значение 22,5—22,8 %), ситуация характеризуется снижением данного показателя. Такая тенденция прослеживается на протяжении всего рассматриваемого периода. Необходим анализ данного вопроса, для избежания негативных последствий.

По итогам 2021 года Воронежская область заняла 16 место в рейтинге субъектов России по ЕЭС, а показатели ЕЭС-политики при этом оценивались следующим образом: экология (Е) — 18 место, социальная ответственность (в) — 23 место: качество корпоративного управления (С) — 32 место [11].

ЕвС-рэнкинг субъектов Российской Федерации, представленный Национальным рейтинговым агентством на конец 2022 года относит Воронежскую область на 20 место и оценивает ЕЭС-уровень как «развитый» [5].

На законодательном уровне в Воронежской области пока не закреплена необходимость учета принципов политики ЕЭС как в деятельности коммерческих компаний, так и в государственном и муниципальном управлении. Однако ведется активная работа по разработке экосистемы ЕЭС, при этом наибольший акцент в реализации ЕЭС-политики приходится на экологическую составляющую [15]. Реализация проектов с соблюдением требований по этому критерию ведется ГК «Эко-

Нива», ГК «Молвест», «СИБУР». Так же на территории Воронежской области реализуются проекты по защите окружающей среды, «мусорная реформа», «зеленый регион», открытие первого карбонового полигона, обновление социальной инфраструктуры в регионе н ДР. [17].

В 2021 году около 50 коммерческих предприятий Воронежской области реализовы-вало принципы социальной ответственности (крупнейшие банки, Эконива, Нововоронежская атомная электростанция, агентство недвижимости «Этажи» и др.). В 2022 году в рейтинге ESG по Центральному федеральному округу числятся 165 компаний, работающих на территории Воронежской области, однако ни одна из них не относится к «лидерам», к категории «продвинутый» относятся ТД «Л-ПАК», «Воронежский трансформатор» (бывший Siemens) и др., несколько ниже в рейтинге находятся «Инвитро-Воронеж», «Космос-нефть-газ» и др. В целом можно констатировать, что соблюдение принципов ESG-политики в рамках реализуемых стандартов осуществляется преимущественно на крупных предприятиях, осуществляющих свою деятельность на территории региона в составе крупных корпораций. Формируемая в Воронежской области концепция региональной политики ESG предполагает помимо коммерческих организаций охват бюджетных учреж-

дений, предприятий промышленного и агропромышленного комплекса.

В Воронежской области инициируются проекты н уже ведется деятельность по следующим направлениям:

1. Формирование эффективной системы обращения с отходами, в том числе ликвидация старых мусорных полигонов и свалок [12].

2. Создание системы осуществления контроля за климатическими рисками и открытие Воронежского карбонового полигона.

3. Поддержка и расширение практик «зеленого» строительства, «зеленого» транспорта, использование экологически чистых и эффективных технологий ведения сельского хозяйства, в том числе развитие производства органической продукции.

4. Повышение энергоэффективностн бизнеса н ЖКХ, реализация проектов «зеленой» энергетики.

5. Проведение мероприятий по ликвидации негативного влияния деятельности человека на окружающую среду, в том числе очистка рек, восстановление лесов и лесозащитных полос [3].

Помимо перечисленных проектов требуется принятие региональной экологической стратегии низкоуглеродного развития, что позволит на законодательном уровне закрепить необходимость реализации ЕЭС-принципов в Воронежской области н сформировать региональную систему стимулирования инвестиций, осуществляемых на принципах ЕЭС.

Заключение

Рассмотренные особенности и опыт применения ЕЭС-подхода позволяют говорить о перспективности его использования при реализации стратегии устойчивого развития регионов.

Принцип ответственного отношения к окружающей среде снижает риски возникновения экологически опасных ситуаций, уровень негативного воздействия на природу со стороны производства и повышает эффективность мероприятий направленных на улучшение экологических условий жизнедеятельности населения, на обеспечение реализации туристско-рекреационного потенциала и на сохранения биоразнообразия в регионе.

Принцип высокой социальной ответственности создает условия для эффективной деятельности населения, занятого отраслях региона н, одновременно, создаёт комфортные условия жизни в регионе за счёт обеспечение социальной защищенности населения, устойчивости уровня заработной платы, формирование доступной среды для инвалидов.

Следование принципу высокого качества корпоративного управления требует не только поиска н принятия эффективных решений в конкретных рыночных ситуациях, но и изучения новых возможных направлений деятельности. Развитие на этой основе производства и бизнеса в регионе обеспечит создание новых квалифицированных рабочих мест, снизит зависимость региональных предприятий от сторонних поставщиков от всех видов ресурсов, будет способствовать оптимизации инвестиций и капитальных затрат, уменьшит возникающие риски и убытки. Все перечисленные мероприятия будут содействовать динамичному комплексному развитию региона при поддержке населения.

Таким образом, применение ESG-подхода в управления региональным развитием позволяет выявить факторы, сформировать условия, которые смогут способствовать разработке стратегии развития промышленности, бизнеса, инфраструктуры в регионе, с учетом баланса экологических, социальных и управленческих критериев.

Информация о конфликте интересов

Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи,

ЛИТЕРАТУРА

1. Правительство Российской Федерации. Об утверждении целей и основных направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации : распоряжение 14.07.2021 № 1912-р // Правительство России : официальный сайт. — [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/sMdc uCaAX405j3Vy3blGQwCKfa91szW6.pdf

2. Правительство Российской Федерации. Об утверждении стратегии социально-экономического развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года : распоряжение от 29.10.2021 № 3052-р // Правительство России : официальный сайт. — [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/ files/ADIvkCzp 3fWO32e2yA0BhtIpyzWfHaiUa.pdf

3. Воронежская область. Официальный портал органов власти. — [Электронный ресурс]. URL: https://www.govvrn.ru/

4. Ежегодный ESG-рейтинг субъектов РФ (2018—2021 гг.) Рэнкинг: ESG-рэнкинг субъектов РФ. — [Электронный ресурс]. URL: https:// raex-rr.com/pro/ESG/ESG_regions/ESG_rating_ regions/2021/

5. ESG-повестка в России: главные итоги 2022 года // Медиа об ответственном отношении бизнеса к природе и человеку. — [Электронный ресурс]. URL: https:// journal.ecostandardgroup.ru/eco/kolumnisty-ecostandard-journal/esg-povestka-v-rossii-glavnye-itogi-2022-godaa/

6. ESG-трансформацня как вектор устойчивого развития : в 3 т. Т. 2 / Под общ. ред. К. Е. Турбиной н И. Ю. Юргенса. — Москва : Аспект Пресс, 2022. — 650 с. : ил.

7. Замятина М\. Ф. ESG-факторы в стратегиях компаний и регионов России и их роль в региональном инновационном развитии / М. Ф. Замятина, С. В. Тишков // Вопросы инновационной экономики. — 2022. — Т. 12. № 1. — С. 501—518. — doi: 10.18334/ vinec. 12.1.114369

8. Кулибанова В. В. Развитие ESG-повестки в РФ на региональном уровне / В. В. Кулибанова, Т. Р. Тэор, И. А. Ильина, JI. В. Шарахи-на // n-Economy. — 2022. — Т. 15, № 5. — С. 95— 110. — DOI: http s://doi. org/10.18721/JE. 15506

9. Марголин A. Mi Риски, вызовы и механизмы ESG-трансформации систем управления / А. М. Марголин, И. В. Вякина // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). — 2022. — № 3. — URL: https://cyberleninka. ru/article/n/riski-vyzovy-i-mehanizmy-esg-transformatsii-sistem-upravleniya

10. Макаров И. H. ESG-подход в системе стратегического управления экономическими системами национального и регионального уровня / И. Н. Макаров, В. С. Назаренко, И. В. Осипова, Е. В. Лесных // Креативная экономика. — 2022. — Т. 16. № 7. — С. 2569—2586. — doi: 10.18334/ се. 16.7.114893

11. Национальный набор показателей ЦУР // Федеральная служба государственной статистики — [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/sdg/national

12. Некрасова Т. .4. Подходы к организации и управлению утилизацией отходов строительства / Т. А. Некрасова, Т. С. Наро-лина, И. А. Пургаева, Т. И. Смотрова // Проектное управление в строительстве. — 2022. — № 1 (26). — С. 35—43.

13. Результаты исследования практики ESG-трансформации российских компаний. — [Электронный ресурс]. URL: https:// www.hse.ru/mirror/pubs/share/724047784.pdf

14. Повестка устойчивого развития (ESG повестка) в новых российских реалиях (по материалам опроса компаний май-нюнь 2022 г.). — [Электронный ресурс]. URL: https:// rspp.ru/upload/content/84e/ir2hkwpsqlxy4aflg zor494kchus5xyz/Rezultaty-oprosa_-povestka-ESG_2022.pdf '

15. Смотрова Т. И. ESG-трансформацня российских предприятий / Т. И. Смотрова, Т. С. Наролина, И. А. Пургаева, Т. А. Некрасова // Современная экономика: проблемы и решения. — 2022. — № И (155). — С. 60—73.

16. Цыпкин Ю. A. ESG трансформация: основные тенденции / Ю. А. Цыпкин, А. А. Фомин, С. В. Орлов, И. А. Хабарова, Д. Г. Краснов, А. А. Кучеров // МСХ. — 2022. — № 5. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ esg-transformatsiya-osnovnye-tendentsii

17. Anisimova N. A. Digitalization of the processes in the housing and utility sector in the context of the «Smartcity» concept / N. A. Anisimova, T. S. Narolina, Т. I. Smotrova, V. G. Popov // В сборнике: E3S Web of Conferences. 22. Сер. «22nd International Scientific Conference on Energy Management of Municipal Facilities and Sustainable Energy Technologies, EMMFT 2020» 2021. — C. 06001.

18. Mayor Mi Regions and Economic Resilience: New Perspectives / M. Mayor, R. Ramos //Sustainability. — 2020. — № 11 (12). — C. 4693. — DOI: 10.3390/sul2114693

19. Sheehan N. T. Making the invisible visible: Overcoming barriers to ESG performance with an ESG mindset / N. T. Sheehan, G. Vaidyanathan, K. A. Fox, M. Klassen // Business Horizons. — 2022. — DOI: 10.1016/j.bushor.2022.07.003

LITERATURE

1. The Government of the Russian Federation. On the approval of the goals and main directions of sustainable (including green) development of the Russian Federation. Order No. 1912-r of 14.07.2021 // Government of Russia : official website. — [Electronic resource]. URL: http:// static.government.ru/media/files/sMdcuCaAX40 5j 3Vy3blGQwCKfa91szW6.pdf

2. The Government of the Russian Federation. On the approval of the strategy of socio-economic development of Russia with a low level of greenhouse gas emissions until 2050. Order No. 3052-r dated 29.10.2021 // Government of Russia : official website. — [Electronic resource]. URL: http://static.government.ru/media/files/ADKkCz p3fWO32e2yA0BhtIpyzWfHaiUa.pdf

3. Voronezh region. The official portal of the authorities. — [Electronic resource]. URL: https:// www.govvrn.ru/

4. Annual ESG-rating of the subjects of the Russian Federation (2018—2021) Ranking: according to ESG-ranking of the subjects of the Russian Federation. — [Electronic resource]. URL: https://raex-rr.com/pro/ESG/ESG_regions/ ESG_rating_regions/2021/

5. ESG-agenda in Russia: the main results of 2022 // Media about the responsible attitude

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

of business to nature and man. — [Electronic resource], https://journal.ecostandardgroup.ru/ eco/kolumnisty-ecostandard-journal/esg-povestka-v-rossii-glavnye-itogi-2022-godaa/

6. ESG-transformation as a vector of sustainable development: In three volumes. Volume 2 / Under the general editorship of K. E. Turbina and I. Y. Jürgens. — Moscow : Aspect Press, 2022. — 650 p. : fig.

7. Zamyatina M F. In ESG-factors in the strategies of companies and regions of Russia and their role in innovative regional development / M. F. Zamyatina, S. V. Tishkov // Issues of innovative economy. — 2022. — Volume 12. No. 1. — With 501—518. — doi: 10.18334/vinec. 12.1.114369

8. Kulibanova V V. Development of the ESU agenda in the Russian Federation at the regional level / V. V. Kulibanova, T. R. Teor, I. A. Ilyina, L. V. Sharakhina // pi-ekonomika. — 2022. — Vol. 15, No. 5. — pp. 95—110. — DOI: https://doi . org/10.18721/JE. 15506

9. Margolin A. Mi Risks, challenges and mechanisms of osu-transformation of management systems / A. M. Margolin, I. V. Vyakina // MIR (Modernization. Innovation. Development). — 2022. — № 3. — URL: https://cyberleninka. r u/article/n/riski-vyz ovy-i-meha nizmy-e sg-transformatsii-sistem-upravleniya

10. Makarov I. N. Gez-approach in the system of strategic management of economic systems at the national and regional level / I. N. Makarov, V. S. Nazarenko, I. V. Osipova, E. V. Lesnykh // Creative Economy. —2022. —Volume 16. No. 7. — pp. 2569—2586.'—doi: 10.18334/ce. 16.7.114893

11. National set of SDG indicators // Federal State Statistics Service — [Electronic resource]. URL: https://rosstat.gov.ru/sdg/national

12. Nekrasova T. A. Approaches to the organization and management of construction waste disposal / T. A. Nekrasova, T. S. Narolina, I. A. Purgaeva, T. I. Smotrova // Project

management in construction. — 2022. — № 1 (26). — pp. 35—43.

13. Results of the study of the practice of ESG transformation of Russian companies. — [Electronic resource]. URL: https://www.hse.ru/ mirror/pubs/share/724047784.pdf

14. The Sustainable Development Agenda (ESG agenda) in the new Russian realities (based on the survey of companies May-June 2022). — [Electronic resource]. URL: https://rspp.ru/ upload/content/84e/ir2hkwpsqlxy4aflgzor494kchu s5xyz/Rezultaty-oprosa_-povestka-ESG_2022.pdf

15. Smotrova T. I. ESG-transformation of Russian enterprises / T. I. Smotrova, T. S. Narolina, I. A. Purgaeva, T. A. Nekrasova // Modern economy: problems and solutions. — 2022. — No. 11 (155). — S. 60—73.

16. Tsypkin Yu. A. ESG transformation: main trends / Yu. A. Tsypkin, A. A. Fomin, S. V. Orlov, I. A. Khabarova, D. G. Krasnov, A. A. Kucherov // Ministry of Agriculture. — 2022. — No. 5. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/esg-transformatsiya-osnovnye-tendentsii

17. Anisimova N. A. Digitalization of processes in housing and communal services in the context of the concept of «Smartcity» / N. A. Anisimova, T. S. Narolina, T. I. Smotrova, V. G. Popov // In the collection: Web conference E3S. 22. Ser. «The 22nd International Scientific Conference on energy management of municipal facilities and technologies of sustainable energy, EMMFT 2020» 2021. — p. 06001.

18. Mayor M. Regions and economic sustainability: new perspectives / M. Mayor, R. Ramos // Sustainable development. — 2020. — No. 11 (12). — p. 4693. — DOI: 10.3390/ sul2114693

19. Shihan N. T. Making the invisible visible: overcoming barriers to ESG efficiency using ESG thinking / N. T. Shihan, G. Vaidyanathan, K. A. Fox, M. Klassen // Horizons of Business. — 2022. — DOI: 10.1016/j.bushor.2022.07.003

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.