Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19'

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
34
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
предпринимательство / пандемия COVID-19 / малые предприятия / средние предприятия / микропредприя-тия / индивидуальные предприниматели / entrepreneurship / COVID-19 pandemic / small enterprises / medium-sized enterprises / micro-enterprises / individual entrepreneurs

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — О.Н. Коновалова, А.В. Лукаш

В статье представлены результаты проведенного авторами опроса среди предпринимателей Омской области с целью выявления основных групп предпринимателей и их поведения в период пандемии COVID-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальным наукам , автор научной работы — О.Н. Коновалова, А.В. Лукаш

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF ENTREPRENEURIAL BEHAVIOUR IN THE OMSK REGION UNDER THE COVID-19 PANDEMIC

The article presents the results of a survey conducted by the authors among the pre-businessmen of the Omsk region in order to identify the main groups of entrepreneurs and their behaviour during the COVID-19 pan-demic.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19»

УДК 334.72:332.1

О.Н. Коновалова, А.В. Лукаш

Омский государственный университет путей сообщения, Омск, 644046 e-mail:o-n-konovalova@yandex.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19

В статье представлены результаты проведенного авторами опроса среди предпринимателей Омской области с целью выявления основных групп предпринимателей и их поведения в период пандемии COVID-19.

Ключевые слова: предпринимательство, пандемия COVID-19, малые предприятия, средние предприятия, микропредприятия, индивидуальные предприниматели.

O.N. Konovalova, Â.V. Lukash

Omsk State Transport University,

Omsk, 644046 e-mail: o-n-konovalova@yandex. ru

RESEARCH OF ENTREPRENEURIAL BEHAVIOUR IN THE OMSK REGION UNDER THE COVID-19 PANDEMIC

The article presents the results of a survey conducted by the authors among the pre-businessmen of the Omsk region in order to identify the main groups of entrepreneurs and their behaviour during the COVID-19 pandemic.

Key words: entrepreneurship, COVID-19 pandemic, small enterprises, medium-sized enterprises, micro-enterprises, individual entrepreneurs.

Омская область является субъектом Российской Федерации, входящим в Сибирский федеральный округ. Площадь Омской области составляет 0,82% площади России [1]. ВРП Омской области составляет 0,82% ВВП России [2].

По данным федеральных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации средние, малые, микропредприятия и индивидуальные предприниматели за предпандемийный год имели выручку в 669 252,3 млн руб., доля в ВРП Омской области составляла 25,1%, в то время как в целом по Российской Федерации этот показатель составлял 20,8%. На рис. 1 и 2 представлены основные экономические показатели средних, малых, микропредприятий и индивидуальных предпринимателей, сгруппированные авторами на основе данных федеральных статистических наблюдений. Обращает внимание, что за период с 2014 по 2019 гг. сокращалась средняя численность работников малых предприятий и занятых в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности; средняя численность работников микропредприятий за рассматриваемый период колебалась от 50 000 человек до 55 000 человек. Данные выручки, скорректированные на дефлятор ВВП, представлены на рис. 2. За рассматриваемый период в целом наблюдалось сокращение выручки данных субъектов экономики. Среди средних, малых, микропредприятий и индивидуальных предпринимателей наибольший оборот имели микропредприятия. Их оборот сократился с 230 341,7 млн руб. до 155 451,9 млн руб., причем в 2017 г. их оборот составлял 126 121,3 млн руб. Оборот малых предприятий сократился с 1 713 953,9 млн руб. до 153 267,4 млн руб. Данные по индивидуальным предпринимателям в Омскстате представлены только за 2018 и 2019 гг. По данной форме предприятий также произошло сокращение с 161 387,9 руб. до 143 506,8 руб. Оборот средних предприятий сократился с 55 655 млн руб. до 40 856,9 млн руб. [3].

•Средняя численность работников списочного состава малых предприятий (без внешних совместителей), человек

Средняя численность

работников

списочного состава

микропредприятий

(без внешних

совместителей),

человек

•Численность занятых в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности, человек

2014 2015 2016 2017 2018 2019

0

Рис. 1. Средняя численность занятых в средних, малых, микропредприятиях и в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности за 2014-2019 гг.

250 000 000

200 000 000

150 000 000

100 000 000

50 000 000

2014

2015

2016

2017

2018

2019

•Оборот средних предприятий, тыс. рублей

•Оборот малых предприяти й, тыс. рублей

■Оборот микропредприятий, тыс. рублей

Объем выручки (с учетом налогов и аналогичных обязательных платежей) от продажей товаров, продукции, работ, услуг индивидуальных предпринимателей, тыс ру тыс. рублей

Рис. 2. Выручка средних, малых, микропредприятий и индивидуальных предпринимателей за 2014-2019 гг.

В 2020 г. большое число предпринимателей понесли убытки в связи с введением ограничительных мер, заставивших приостановить их деятельность. Важно обратить внимание, что наше исследование проходило в августе 2020 г., пролонгирование ряда ограничительных мер на региональном уровне, принятых оперативных штабом, и реальный рост заболеваемости СОУГО19 среди населения в осенний период очевидно бы скорректировали ответы наших респондентов. Поэтому полученные результаты: распределения ответов по выборочной сово-

купности, оценки и прогнозы, данные предпринимателями относительно перспектив своих бизнес-процессов, должны интерпретироваться в логике региональной ситуации в экономике на конец августа.

В ходе исследования удалось установить, что в выборочной совокупности региональных предпринимателей, куда вошло 347 респондентов, доминирующей является группа, которая, несмотря на все сложности ведения бизнеса и туманные перспективы многих товарных рынков, все-таки намерена продолжать свое дело (66,7%).

Второй по численности является группа тех, кто увидел новые перспективы для развития собственного бизнеса и (или) организация бизнеса в новой для себя отрасли в столь непростые для мировой экономике времена - 28,2%.

На остальные две группы: принявшие окончательное решение закрыть дело и устроиться наемными менеджерами (третья группа) и задумывающиеся над тем, чтобы уйти из бизнеса и стать наемными работниками (четвертая группа), приходится по 2,6%.

Независимо от выявленных групп предпринимателей, абсолютное большинство респондентов согласилось с тем, что в связи с пандемией от них потребовалось значительно усилить личное участие в бизнес-процессах - 84,6%.

Первые шесть месяцев в 2020 г. стали суровым испытанием для регионального предпринимательства: у большей части опрошенных в этот период зафиксирована отрицательная динамика выручки (59%). Для ряда предпринимателей напротив, новая экономическая реальность принесла позитивные изменения: положительная динамика выручки отмечена у 28,2% респондентов. Наименьшую группу в опросе составили предприниматели, чьи показатели выручки относительно прошлых лет не изменились (12,8%). В третье и четвертой выявленных группах отрицательная динамика выручки отмечена у абсолютно всех опрошенных. В самой многочисленной первой группе также отрицательные показатели по выручке являются преобладающими (65,4%). Положительную динамику выручки мы обнаруживаем только у группы предпринимателей, которые в новых условиях актуализировали для себя новые возможности (рис. 3).

63,6%

Отрицательная динамика выручки Положительная динамика выручки

Рис. 3. Показатели выручки за 6 мес 2020 г. по сравнению с 6 мес 2019 г. во второй группе предпринимателей (увидели новые перспективы для развития собственного бизнеса и (или) организация бизнеса в новой для себя отрасли)

Анкетирование показало, что почти четверть респондентов рассчитывала вернуться на прежние объемы выручки от своего основного бизнеса в лучшем случае в течение 2021 г. -23,1%. Многочисленной также оказалась группа предпринимателей, которая затруднялась строить прогнозы в данном вопросе - 20,5%. Оптимистического сценария развития событий придерживались только 12,8% респондентов, которые полагали, что смогут восстановить свое положение по выручке к концу 2020 г.

Более половины (59,1%) опрошенных предпринимателей в регионе воспользовались теми или иными мерами государственной помощи, разработанными в период эскалации пандемии, и последовавшими за этим ограничительными мерами для населения.

Среди наиболее востребованных мер, предложенных бизнесу государством, в группе тех предпринимателей, что воспользовалась последними, отмечены: отсрочки по налогам и страховым взносам, безвозвратные кредиты на цели, связанные с возобновлением бизнеса, мораторий на банкротство, послабления в лицензировании и иных разрешительных процедурах, отсрочка и снижение размера арендных платежей, снижение эквайринговых комиссий при онлайн-продаже товаров, беспроцентный кредит на зарплату сотрудникам на первые шесть месяцев (рис. 4). В подавляющем большинстве предприниматели, которые в рассматриваемый период прибегли к государственной поддержке, отмечают, что воспользовались не менее одной из предложенной правительством мерой. Только 14,5% региональных предпринимателей указали, что в своей практике они воспользовались только одной из разработанных мер.

Снижение требований к обеспечению при участии в госконтрактах Снижение эквайринговых комиссий при онлайн-продаже товаров

Отсрочка и снижение размера арендных платежей

Послабления в лицензировании и иных разрешительных процедурах

Мораторий на взыскание долгов и штрафов

Мораторий на банкротство

Безвозвратный кредит на цели, связанные с возобновлением бизнеса

Беспроцентный кредит на зарплату сотрудникам на первые 6 месяцев

Льготные кредиты

Отсрочка по внесению кредитных платежей до 6 месяцев Снижение тарифа страховых взносов и отсрочка по их уплате Индивидуальная отсрочка и рассрочка по доп. основаниям Отсрочки по налогам и страховым взносам, снижение платежей

10

15

20

25

30

35

0

5

Рис. 4. Какими из перечисленных ниже мер государственной помощи для предпринимателей в наиболее пострадавших отраслях Вы воспользовались и/или планируете воспользоваться

в период их действия? ( %)

Важной составляющей проведенного исследования является попытка установить среди регионального предпринимательского комьюнити в ходе опроса доминирующих оценок относительно мер, разработанных государством для решения проблем бизнеса, возникших в период пандемии. Данный вопрос (распределение ответов на него) показывает не просто уровень удовлетворенности предпринимательским сообществом государственных мер поддержки бизнеса, но также позволяет прогнозировать степень лояльности последних к государственным институтам, курирующим социально-экономический блок на федеральном и региональном уровне, в такой непростой кризисный период. Распределение выглядит следующим образом: оценка «абсолютно достаточными» не была выбрана ни одним респондентом, участвовавшим в опросе. «Абсолютно недостаточными» и оценка «скорее недостаточными» набрали в выборке максимальные значения: по 38,5% каждая. Для 12,8% меры государственной поддержки представляются «скорее недостаточными». О чем говорит данное распределение, помимо того, что, конечно, региональное комюнити предпринимателей не были удовлетворены разработанными и предложенными для них механизмами? Представляется, что особо важно зафиксировать 10,3% предпринимателей, затруднившихся с ответом. Данная позиция респондентов может быть связана с низким уровнем информированности о государственных мерах поддержки бизнеса; с неучастием в предложенных в исследуемый период государственных программах. Эта точка зрения подкрепляется дополнительным вопросом анкеты: «По какой причине Вы не воспользовались

и/или не планируете воспользоваться мерами госпомощи для предпринимателей?». Для 36% опрошенных предложенные меры (о которых они информированы) оказались неактуальными, так как не соответствовали параметрам действующего бизнеса. Тот факт, что 13% представителей бизнеса не воспользовались государственными мерами поддержки, так как механизмы получения помощи имеют, по их мнению, высокие административные барьеры, не говорит о том, что такие входные барьеры действительно есть (в ходе опроса мы не уточняли у респондентов об их опыте прохождения административных барьеров в условиях пандемии, а потому в эту группу могли попасть представители бизнеса, которые переносят свой допандемийный негативный опыт соприкосновения с государством на новую ситуацию). Кроме этого, такое распределение можно оценивать в целом позитивно, ведь не секрет, что отечественный бизнес на протяжении не одного десятилетия посылал государству сигналы о непомерных административных барьеров на различных этапах осуществления предпринимательской деятельности.

Пандемия обострила и актуализировала проблемы недокапитализированности отечественного регионального бизнеса. Так, 61,5% респондентов испытывает потребность в дополнительном привлечении денежных ресурсов для развития своего бизнеса в условиях пандемии. В то же время для более консервативного сценария в условиях ограничительных мер только 51% местных предпринимателей испытывает потребность в дополнительном привлечении денежных ресурсов для сохранения своего бизнеса в условиях пандемии.

Таким образом, исследование подтвердило, что тенденция сокращения занятости и выручки среднего и малого бизнеса, наметившаяся в допандемийный период, укрепилась в 2020 г., несмотря на предпринятые государством меры.

Литература

1. Омская губерния // Портал Правительства Омской области: Официальный интернет-портал. - URL: http://www.omskportal.ru (дата обращения: 05.04.2021).

2. Национальные счета // Федеральная служба государственной статистики: Официальный интернет-портал. - URL: https://rosstat.gov.ru/accounts (дата обращения: 06.04.2021).

3. Малое и среднее предпринимательство // Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Омской области: Официальный интернет-портал. - URL: https://omsk.gks.ru/small_and_medium_enterprises (дата обращения: 06.04.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.