УДК 334.024
Экономические науки
Крюкова Ирина Витальевна, студентка группы ФЭФ18-8 направление: «Корпоративные финансы» финансово-экономического факультета, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
e-mail: irinamarinak@yandex. ru Харитонова Наталия Анатольевна, научный руководитель, д.э.н., профессор
Кафедры «Экономика организации», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации e-mail: kharitonovana1951 @gmail. com
АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА ДО ПАНДЕМИИ, ДАЛЬНЕЙШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
Аннотация: Малый бизнес представляет собой коммерческое частное предприятие, отвечающее индивидуальным для каждого государства и отрасли критериям, прописанным в соответствующих регламентирующих документах государственной важности [7]. Исследование посвящено анализу государственной поддержки малого бизнеса до пандемии, рассмотрены дальнейшие перспективы. Актуальность проводимого исследования обусловлена тем, что малый бизнес является значимым звеном в экономике страны, его развитие влияет на экономический рост, способствует увеличению конкуренции среди товаропроизводителей, созданию новых рабочих мест и формированию благоприятной экономической среды в целом. В настоящее время, в виду действия ограничительных мер вследствие пандемии произошло снижение предпринимательской и инвестиционной активности бизнеса, а также покупательной способности населения, как отражению падения доходов, данные факты в совокупности являются серьезной проблемой национальной экономики, что также подтверждает актуальность данного исследования.
Ключевые слова: Малый бизнес, предпринимательство, предпринимательская активность, государственная поддержка, национальная экономика, пандемия.
Abstract: Small business is a commercial private enterprise that meets individual criteria for each state and industry specified in the relevant regulatory documents of national importance. The research is devoted to the analysis of state support for small businesses before the pandemic, and further prospects are considered. The relevance of the research is due to the fact that small business is an important link in the country's economy, its development affects economic growth, increases competition among producers, creates new jobs and creates a favorable economic environment in General. Currently, due to the restrictive measures imposed by the pandemic, there has been a decrease in business and investment activity, as well as the purchasing power of the population, as a reflection of falling incomes, these facts together are a serious problem for the national economy, which also confirms the relevance of this study.
Keywords: Small business, entrepreneurship, entrepreneurial activity, state support, national economy, pandemic.
Малый бизнес представляет собой коммерческое частное предприятие, отвечающее индивидуальным для каждого государства и отрасли критериям, прописанным в соответствующих регламентирующих документах государственной важности [7]. Малое предприятие характеризуется небольшим количеством сотрудников - до 100 человек, и средним доходом - до 800 миллионов рублей в год. Малый бизнес является значимым звеном в экономике страны, его развитие влияет на экономический рост, способствует увеличению конкуренции среди товаропроизводителей, созданию новых рабочих мест и формированию благоприятной экономической среды в целом. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства на современном этапе развития экономики России является составной частью государственной
экономической политики, которая направлена на упорядочение, корректировку, поддержание и повышение эффективности социально-экономических процессов развития общества, обеспечивающих рост и необходимый уровень благосостояния населения. Развитие малого бизнеса в России является стратегической задачей, и имеющиеся проблемы, сопровождающие развитие данного звена экономики, определяют значимость государственной политики в области регулирования и поддержки предпринимательства, а также увеличению предпринимательской активности [10]. В настоящее время, в виду действия ограничительных мер вследствие пандемии, произошло снижение предпринимательской и инвестиционной активности бизнеса, а также покупательной способности населения, как отражению падения доходов. Данные факты в совокупности являются серьезной проблемой национальной экономики, что усугубляется низким уровнем доверия предпринимательского сообщества к органам государственной власти и невозможностью прогнозирования развития бизнеса даже в ближайшей перспективе.
На первом этапе исследования рассмотрим механизмы государственной поддержки малого бизнеса до возникновения пандемии. Следует отметить, что ни один нормативный акт в настоящих форс-мажорных обстоятельствах не отменен, таким образом, рассматриваемые механизмы государственной поддержки малого бизнеса и на сегодняшний день являются актуальными. Система регулирования малого бизнеса представляет собой комплексное -экономическое, правовое, организационное обеспечение предпринимательской среды для повышения эффективности бизнеса и его развития в экономике страны, что отражено в нормативно-правовых актах [6]. В настоящее время система государственной поддержки малых предприятий включает следующие элементы.
• Нормативно-правовые акты.
• Управленческий аппарат.
• Государственную инфраструктуру поддержки малого предпринимательства, включающую в себя некоммерческие и коммерческие
организации, с участием или без участия государства, деятельность которых инициируется, поддерживается и поощряется государством [14].
Основным способом государственного влияния на развитие различных отраслей экономики является их законодательное регулирование. Федеральный закон от 24 июля 2007г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» формирует нормативную и организационную основу для поддержки малого бизнеса в России [1].
Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016г. № 1083-р, разработана в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», и представляет собой межотраслевой документ стратегического планирования в сфере развития малого и среднего предпринимательства и является основой для разработки и реализации государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, содержащих мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства. В Стратегии освещены нормативно-правовые и организационные основы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
• Создана Правительственная комиссия по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства;
• Реализуется ряд масштабных программ финансовой поддержки, в рамках которых во всех регионах страны предприниматели имеют возможность получать субсидию для возмещения затрат на ведение бизнеса, микрозаймы, гарантию по кредиту или кредит на льготных условиях;
• Для оптимизации системы учета и налоговых платежей для малых предприятий предусмотрены специальные налоговые режимы;
• Приняты меры по расширению доступа малых предприятий к государственным закупкам товаров, работ, услуг;
• Сформирована сеть организаций, образующих инфраструктуру информационно-консультативной, имущественной поддержки предпринимательства;
• Создана Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства;
• Федеральной налоговой службой формируется единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [2].
В Стратегии опубликована «Дорожная карта», где определены следующие мероприятия, ответственные исполнители, сроки реализации мероприятий:
1. Единый центр поддержки малого и среднего предпринимательства;
2. Рыночные ниши для бизнеса:
• Развитие конкуренции на локальных рынках;
• Стимулирование спроса на продукцию малых и средних предпринимателей;
• Развитие торговли и потребительского рынка;
• Повышение качества продукции российских малых и средних предпринимателей.
3. Технологическое развитие:
• Развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих инновационную деятельность;
• Стимулирование кооперации малых и средних предпринимателей и крупных предприятий;
• Совершенствование системы поддержки экспортной деятельности малых и средних предприятий;
• Вовлечение малых и средних предприятий в мероприятия национальной технологической инициативы.
4. Доступное финансирование:
• Стимулирование развития кредитования;
• Развитие микрофинансирования;
• Развитие национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства;
• Развитие долгосрочного финансирования;
• Развитие рынка секьюритизации;
• Развитие лизинга;
• Развитие программ субсидирования затрат субъектов малого и среднего предпринимательства.
5. Предсказуемая фискальная политика.
6. Высокое качество государственного регулирования:
• Сокращение административной нагрузки на малые и средние предприятия;
• Упрощенная процедура доступа малых и средних предприятий к использованию объектов недвижимого имущества;
• Создание и развитие единой информационно-сервисной инфраструктуры для малых и средних предприятий.
7. Территориальное развитие.
8. Квалифицированные кадры [2].
Таким образом, усиление государственного регулирования и поддержки малого бизнеса, совершенствование его механизмов в последние годы и с перспективой на будущее является основным направлением государственной политики в данной сфере.
На заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24.12.2018г. утвержден паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», разработанный Минэкономразвития России во исполнение Указа
Президента Российской Федерации от 07.05.2018г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и включает в себя пять федеральных проектов:
1. «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности»;
2. «Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию»;
3. «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства»;
4. «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации»;
5. «Популяризация предпринимательства» [21].
На сегодняшний день существует немало федеральных программ, направленных на оказание помощи малому и среднему бизнесу:
• Программа поддержки «Умник»:
Поддержка молодых предпринимателей в возрасте до 30 лет, приоритетное направление - инновационные технологии, финансовая помощь до 500 тыс. руб.
• Программа «Старт»:
Оказание финансовой помощи предпринимателям, занимающимся разработкой различных современных технологий, финансирование в течение нескольких лет в 2 этапа: 1 этап - 2,5 млн. руб., 2 этап - инвесторы.
• Программа «Интернационализация»:
Возможность получения зарубежных партнеров в случае удовлетворения их требований по качеству готовой продукции, направление финансовой помощи на улучшение качества продукции и дальнейшего продвижения зарубежом.
• Федеральная программа «Коммерциализация»:
Расширение производства продукции за счет увеличения производственных мощностей, увеличение рабочих мест, сумма финансовой помощи может варьироваться.
• Программа «Кооперация»:
Улучшение качества товаров либо услуг, что в конечном итоге позволит соединить малый и средний бизнес с крупным промышленным производством нашей страны воедино, финансовая помощь порядка 20 млн. руб. [17].
Согласно Федеральному закону от 24 июля 2007г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», региональные и местные органы исполнительной власти разрабатывают и осуществляют комплекс мероприятий по обеспечению субъектов малого предпринимательства всем необходимым для его поддержания [1]. Таким образом, кроме федеральных государственных программ, существуют и региональные. Такие программ в каждом регионе индивидуальны, что позволяет учитывать потребности малого предпринимательства в соответствии с реальной экономической ситуацией в регионе, а также региональной направленностью ведения бизнеса.
В рамках программы Минэкономразвития России создается сеть инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в регионах, которая включает в себя:
• Фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств);
• Микрокредитные организации;
• Центры поддержки предпринимательства;
• Центры инноваций социальной сферы;
• Центры кластерного развития;
• Региональные центры инжиниринга;
• Центры прототипирования;
• Центры сертификации, стандартизации и испытаний;
• Центры народно-художественного промысла;
• Центры поддержки экспорта;
• Многофункциональные центры для бизнеса;
• Промышленные, индустриальные, агропромышленные парки;
• Технопарки;
• Частные промышленные парки;
• Бизнес-инкубаторы;
• Центры молодежного инновационного творчества [18].
Таким образом, на сегодняшний день был сформирован и реализовывался целый спектр государственных мероприятий, направленных на поддержку малого бизнеса в России. Это и налоговые льготы, и льготное кредитование и страхование, и оказание финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе, и предоставление малым предприятиям на конкурсной основе государственных заказов на производство и поставку отдельных видов продукции, товаров и услуг для государственных нужд, а также многое другое. Следует отметить, что именно государственная поддержка в ряде случаев являлась стимулом к созданию малых предприятий. А достаточность или недостаточность ее регулирующих и стимулирующих механизмов определяется при анализе данных конкретных регионов и образований, где эти механизмы нашли применение.
Рассмотрим данные, опубликованные на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики, за 2011-2018 гг. Данный период взят, в связи с отсутствием на момент проведения исследования в открытом доступе полной информации за 2019 год, но стоит отметить, что информация за 2019 год не является основополагающим фактором при анализе показателей. На рис. 1 представлено количество предприятий малого бизнеса (включая микропредприятия) за период с 2011 по 2018 гг.
Рисунок 1 - Количество предприятий малого бизнеса (включая микропредприятия) за
период с 2011 по 2018гг. Источник: составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики
[23].
Так, за период с 2011 по 2015 гг. наблюдается увеличение количества предприятий малого бизнеса (включая микропредприятия) на 21%. С 2015 по 2016 гг. произошел резкий скачок - на 24,67%, что обусловлено стабилизацией экономической ситуации в стране после экономического кризиса, взятым курсом на импортозамещение, что наибольшим образом имело значение в сельских регионах страны, и эффективностью государственных мер поддержки. Однако за период с 2016 по 2018 гг. наблюдается сокращение количества предприятий малого бизнеса на 9,6%, причины будут рассмотрены далее.
Если рассмотреть показатели без учета микропредприятий за период с 2011 по 2015 гг., то они будут выглядеть следующим образом (рис.2):
Рисунок.2 - Динамика показателей состояния малого бизнеса в России (без учета
микропредприятий) Источник: [6]
И мы можем наблюдать, что в то время, когда в 2013-2014 годах наблюдался рост численности малых предприятий, включая микропредприятия, то без учета микропредприятий, количество малых предприятий в эти годы резко и значительно сократилось. Следовательно, можно сделать вывод, что в данный временной отрезок именно микропредприятия составляли значимую часть малых предприятий: 2013 год - 88%, 2014 год - 88,8%, и играли не последнюю роль в формировании показателей развития этого сектора экономики России.
Далее рассмотрим среднюю численность работников малого бизнеса (включая микропредприятия) за период с 2011 по 2018гг. (рис.3).
2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Рисунок 3 - Средняя численность работников малого бизнеса (включая микропредприятия)
за период с 2011 по 2018гг. Источник: составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики
[23].
Средняя численность работников за период с 2011 по 2014гг. увеличилась на 2,3%, а вот в 2015 и 2016 годы произошло резкое сокращение показателей. За период с 2014 по 2016гг. численность работников малых предприятий (включая микропредприятия) уменьшилась почти на 6%, что связано с сокращением издержек за счет персонала, а также технической модернизацией производств. Однако 2016 год показал недостаточность персонала при увеличении числа предприятий малого бизнеса. Соответственно в 2017 году произошел рост численности работников на 8,6%, при незначительном спаде в 2018 году на 1,4%, что является отражением уменьшения количества предприятий на 3,4%.
Оборот предприятий малого бизнеса (включая микропредприятия) за период с 2011 по 2018 гг. представлен далее (рис.4).
Рисунок 4. Оборот предприятий малого бизнеса (включая микропредприятия) за период с
2011 по 2018гг., тыс. руб. Источник: составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики
[23].
Оборот предприятий малого бизнеса (включая микропредприятия) с 2011 по 2015гг. неуклонно рос, увеличение составило более 95%. В 2016 году произошло уменьшение оборота предприятий на 11,9%, при следующих условиях: увеличении количества предприятий на 24,67%, уменьшение числа сотрудников на 2,57%. Данный факт можно связать с «Ночью длинных ковшей», когда в Москве начался снос торговых павильонов около станций метро и в других местах, в связи с незаконностью и нарушениями при их возведении (было снесено 107 объектов), что напрямую отразилось на деятельности поставщиков, других организаций малого бизнеса, связанных договорными обязательствами с ликвидированными фирмами. Таким образом, в 2016 году новые предприятия были зарегистрированы, однако, убыточны. Следовательно, это явилось причиной сокращения количества малых предприятий в последующие годы, то есть ликвидацией. В 2017-2018 гг. оборот предприятий малого бизнеса увеличился более чем на 37%, что говорит об адаптации к изменяющимся условиям, наращивании объема производств, в ряде случаев - переориентацией бизнеса, а также повышении финансовой грамотности руководителей.
Рассмотрим инвестиции в основной капитал предприятий малого бизнеса (включая микропредприятия) за период с 2011 по 2018 гг. (рис.5).
Рисунок 5 - Инвестиции в основной капитал предприятий малого бизнеса (включая микропредприятия) за период с 2011 по 2018 гг. Источник: составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики
[23].
За исследуемый период с 2011 по 2018 гг. происходил неуклонный рост инвестиций в основной капитал, что является следствием увеличения инвестиций в рамках государственной поддержки малого бизнеса.
Минэкономразвития России реализует специальную программу по предоставлению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ для оказания государственной поддержки малым и средним предпринимателям на региональном уровне с 2005 года. К 10-летию реализации программы Департаментом развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Министерства был предложен отчет, в котором отражено государственное финансирование данной программы за период с 2005 по 2016 гг. (рис.6).
Рисунок 6 - Финансирование программы Минэкономразвития в 2005-2016 гг.
Источник: По данным [20].
Сокращение финансирования в 2015-2016 гг. оказало влияние на численность малых предприятий, численность работников, но не повлияло на оборот и инвестиции в основной капитал, что говорит об использовании данной государственной помощи в большей степени при создании бизнеса, а не его функционирования.
Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» является дальнейшим развитием одноименного приоритетного проекта, реализовывавшегося с 2016 года, в соответствии с которым в 2017 году объем государственного финансирования составил 13,1 млрд.руб., и примечательно отсутствие бюджетного финансирования в 2018 году [22].
Дальнейшее влияние снижения объемов финансирования на результаты деятельности объектов малого бизнеса не значительно и не находит среднестатистических подтверждений прямой зависимости. Следовательно, можно сделать вывод, что в соответствии со среднестатистическими данными, в последние годы государственная финансовая поддержка малого бизнеса не несла определяющего влияния на показатели развития данного сектора
экономики России. Однако среднестатистические показатели не должны браться за основу при определении такого влияния. Чтобы определить зависимость предприятий малого бизнеса от финансовой поддержки, следует обратиться непосредственно к цифрам регионов, областей и образований, так как именно на местах можно выявить закономерность развития малого предпринимательства от государственного финансирования и субсидирования.
Остановимся на Государственной программе Орловской области «Развитие предпринимательства и деловой активности в Орловской области», в которой отражен объем средств, выделяемых на поддержку малого бизнеса в области [24] (рис.7):
Общий объем средств, тыс.руб.
485308,3
262367,5
206162,5
88979,9
69908,5
165663,7
2013 2014 2015 2016 2017 2018
Средняя численность работников, чел.
2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
▼ Кол-во предприятий
545 460
346
366
531
406
398
393
2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Оборот предприятия, млн.руб.
2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Рисунок 7 - Динамика показателей состояния малого бизнеса в Орловской области за период
с 2011 по 2018гг.
Источник: составлено автором по данным [24].
Анализируя данные диаграммы, можно сделать вывод, что сокращение объема финансовой поддержки непосредственно влияет на показатели малого бизнеса. Так, резкое сокращение государственной поддержки в 2014 году на 319644,6 тыс.руб. повлекло за собой сокращение числа предприятий - на 60 единиц, и уменьшению численности работников на 2033 человека в 2015 году,
что закономерно. Однако данный факт не повлиял на оборот предприятий. Оборот предприятий малого бизнеса в Орловской области за период с 2011 по 2017гг. неуклонно рос, наиболее резкий скачок произошел с 2016 по 2017 гг. Однако в 2018 году произошло сокращение оборота предприятий на 2712,9 млн. руб. В 2017 году и особенно в 2018 году финансовые вливания сокращены значительно и, как следствие, - сокращение числа предприятий и сокращение персонала в 2018 году. Однако в 2017 году произошел резкий скачок оборота предприятий на 3628,4 млн. руб., что явилось следствием помощи в 2015-2016 годах. В 2018 году оборот резко снизился, что обусловлено сокращением финансирования. Данный анализ подтверждает тот факт, что влияние государственной поддержки на развитие малого бизнеса определяется именно в областях и регионах, то есть детально.
Интересно проследить связь между государственной поддержкой и развитием малого бизнеса отраслевой направленности, в частности, в последние годы большое значение предается развитию агропромышленного комплекса России, в стране взят курс на импортозамещение, соответственно и государственная поддержка малого предпринимательства в данной области хозяйствования должна быть более очевидна. Министерством сельского хозяйства Российской Федерации принята Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы [4]. В рамках данной программы предусмотрена подпрограмма «Поддержка малых форм хозяйствования», направленная как раз на поддержку начинающих малых компаний в сфере сельского хозяйства. Министерство сельского хозяйства РФ предоставляет несколько программ поддержки фермеров. Аграрий может претендовать на грантовую программу в зависимости от формы своей деятельности. Наиболее распространенные виды поддержки - это грант для начинающих фермеров, для семейных ферм и программа "Агростартап". Далее представлена динамика показателей состояния малого бизнеса по виду
экономической деятельности: Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство за период с 2011 по 2018 гг. (рис.8):
I Объем ресурсного обеспечения реализации подпрограммы, тыс.руб.
76080645,03
2019 2017 2015 2013
72707456,39
67322555,82
60208472,74
53669188,15
47275057,85
43425950,51 45868278
и Средняя численность работников, чел.
2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011
Кол-во предприятий
61326
62604 62494
59903
Оборот предприятия, тыс.руб.
731846983,61
970090416,2
484836190,54
409287630,53 377140438,51
Рисунок 8 - Динамика показателей состояния малого бизнеса по виду экономической деятельности: Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство за период с 2011 по 2018гг. Источник: составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики
[23].
С 2014 года шло планомерное увеличение объема ресурсного обеспечения подпрограммы «Поддержка малых форм хозяйствования», однако, связь между увеличением финансирования и количеством малых предприятий и средней численностью работников в агропромышленном комплексе России не прослеживается. Оборот предприятий малого бизнеса в данной отрасли хозяйствования ежегодно увеличивается, данный факт можно связать с государственной поддержкой, а также с государственной политикой импортозамещения и формирование экспортного потенциала в агропромышленном комплексе страны.
На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что среднестатистические показатели, в том числе отраслевой направленности, не должны браться за основу при определении влияния государственной
поддержки на развитие малого бизнеса. Влияние этой поддержки определяется на основании анализа данных образований и областей, реже регионов.
Наиболее показательным будет анализ достижения целевых индикаторов Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, таким образом можно определить эффективность государственной поддержки малого бизнеса в России (табл. 1).
Таблица 1. Достижение некоторых целевых индикаторов Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, %
Показатель 2014 2015 2018
Единый центр развития малого и среднего предпринимательства
Оборот субъектов малого и среднего предпринимательства в постоянных ценах по отношению к показателю 2014 года Стратегия 100 98 118
Результат 100 167,19 202
Оборот в расчете на одного работника субъекта малого и среднего предпринимательства в постоянных ценах по отношению к показателю 2014 года Стратегия 100 96,9 112
Результат 100 173 200
Доля обрабатывающей промышленности в обороте субъектов малого и среднего предпринимательства (без учета индивидуальных предпринимателей) Стратегия 11,8 12,2 13,5
Результат 11,8 9,17 9
Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства, в общей численности занятого населения Стратегия 25,2 27,3 28,4
Результат 25,2 10,74 10,48
Источник: рассчитано автором статьи по данным Федеральной службы государственной
статистики [23].
Из оценки четырех целевых индикаторов Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года следует, что государственная поддержка малого бизнеса эффективна частично. Соответственно, при оценке выполнения целевых показателей органам, ответственным за разработку и реализацию государственных планов и
программ поддержки малого бизнеса в России, следует акцентировать свое внимание на невыполненных задачах и пересмотреть, и актуализировать меры, которые будут способствовать соответствию целевых индикаторов реальным статистическим данным.
Во исполнение майского указа президента РФ В.В.Путина, который поручил правительству увеличить количество занятых в сфере МСП до 25 млн. человек к 2024 году, а в послании Федеральному собранию поставил цель — нарастить вклад МСП в ВВП до 40%, в настоящее время осуществляется увеличение поддержки малого и среднего бизнеса, что отражено в паспорте национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (рис.9).
Расходы на реализацию национального проекта ■Малое и средне« предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы"
млрд рублей
Федеральный проекты 2019 ГОД 2020 ГОД 2021 ГОД
Всего 61.7 за,5 51,3
Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности 0.6 0.4 0.5
Расширение доступа субъектов клал ого и среднего п р&дприни мательства к финансовым ресурсам, в той чиеле к льготному финансированию 27.Й 28.0 35,4
Акселерация субьеыоа малого и среднего предпринимательства 24.1 7.0 0,9
Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации 7.4 1.8 4.5
Популяризация предпринимательства 1.4 1.3 0,9
Рисунок 9 - Расходы на реализацию национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы [21].
Из этого следует, что государство оценивает влияние малого бизнеса на экономику России достаточно высоко и постоянно предпринимает меры по совершенствованию поддержки, необходимой для развития малого и среднего предпринимательства.
В 2018 году был проведён традиционный опрос компаний-членов РСПП о состоянии делового климата в стране, данные опроса были опубликованы в Докладе РСПП «О состоянии делового климата в России в 2018 году» (рис.10).
Рисунок 10 - Получение государственной поддержки в 2017-2018 годах, % Источник: Доклад РСПП «О состоянии делового климата в России в 2018 году» [25].
Наиболее востребованный вид поддержки - государственные субсидии. Их получили в 2018 году чуть менее трети опрошенных организаций. За год доля выросла на 8,3%. В планах около пятой части респондентов обратиться за субсидиями. Более чем в два раза увеличилась доля компаний, прибегнувших к нефинансовой поддержке со стороны государства, - с 8% в 2017 году до 21,3% в 2018 году. Также стало больше организаций, планирующих получить такого рода поддержку в будущем. 20,9% участников опроса заявили, что пользовались пониженными налоговыми ставками. В 2017 году их доля была 15,5%. Льготные займы смогли получить в 2018 году 19,4% компаний. За год доля значимо выросла. В перспективе планируют обратиться за средствами к институтам развития 24,1% респондентов. Госгарантии - наименее популярный вид поддержки, их указали только 7,5% организаций. Результаты 2018 и 2017 годов близки. Более двух третей организаций-субъектов малого предпринимательства заявили, что не обращались за любого рода поддержкой и не планируют в будущем. По регионам значимых отличий не зафиксировано. Таким образом, государственной поддержкой в 2017-2018гг. воспользовался
достаточно небольшой процент респондентов, следовательно, можно сделать вывод, что у большинства респондентов необходимость в ней отсутствует.
При анализе статей, посвященных вопросам государственной поддержки малого бизнеса в России, прослеживается следующая закономерность: авторы отмечают недостаточность государственной поддержки, ее малоэффективность, а также говорят о необходимости принятия комплексных мер для динамичного и эффективного развития малого бизнеса. Важно отметить, что согласно Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, а также другим нормативным документам, сформированы, реализуются и совершенствуются необходимые меры государственной поддержки малого предпринимательства в РФ. Оценка недостаточности и неэффективности поддержки малого бизнеса должна даваться, по крайней мере, на региональном уровне, а обобщение делаться с детальной разбивкой, так как среднестатистические показатели искажают реальное положение вещей. И не стоит забывать, что организация и успешное развитие малого предприятия, главным образом, лежит на плечах его руководства и зависит от множества разнонаправленных факторов, а залогом его процветания является грамотно составленный бизнес-план - на начальном этапе, и дальнейшее продуманное ведения бизнеса, с учетом всех возможных форс-мажорных обстоятельств, а не надежда на субсидию либо амнистию по невыплаченному кредиту. Однако в настоящее время практически весь малый бизнес столкнулся с форс-мажорным обстоятельством планетарного масштаба, и, безусловно, без государственной поддержки ему не выстоять.
На втором этапе исследования рассмотрим меры государственной поддержки в период пандемии, которые должны быть своевременными, обязательными и соответствовать потребностям в сложившейся сложной эпидемиологической, экономической и социальной ситуации в стране и мире. В своем обращении к гражданам 25 марта сего года Президент Путин В.В. озвучил ряд мер, направленных на поддержку экономики в условиях ускорения процесса распространения коронавирусной инфекции на территории
Российской Федерации. В данный комплекс мер входит поддержка малого и среднего предпринимательства, включающая в себя мораторий на проверки малого и среднего бизнеса; отсрочку уплаты арендных платежей в случае с использованием государственного или муниципального имущества; предоставление форм льготного кредитования. Министерством экономического развития Российской Федерации опубликована информация о поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации в условиях изменившейся экономической ситуации, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции, которая включает в себя, в том числе финансирование антикризисных мероприятий. В структуре финансирования антикризисных мероприятий на поддержку МСП определено 835,5 млрд. руб., что занимает второе место после социальной поддержки. Определены наиболее пострадавшие отрасли. Отмечается, что 3,3 миллиона человек пострадали в сфере малого и среднего предпринимательства. Определены следующие меры поддержки:
• Для предприятий из пострадавших отраслей - отсрочка по страховым взносам и всем налогам, кроме НДС; освобождение от налогов и страховых взносов во втором квартале 2020 года;
• Гранты на зарплату на 2 месяца - безвозмездная финансовая помощь в мае - июне 2020 года;
• Кредит на зарплату по ставке 2% с возможностью списания с 1 июня 2020 г., - Будет списано, начиная с 1 апреля 2021 года: 100% кредита при сохранении 90% занятости, 50% кредита при сохранении 80% занятости;
• Беспроцентный кредит на выплату зарплаты на сумму МРОТ;
• Адаптация мероприятий НП «МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»:
о Расширение программы льготного кредитования под 8,5%:
■ Упрощены требования к заёмщику. Не учитываются задолженности по налогам, сборам, заработной плате;
■ Отменены требования по максимальному объёму кредитов на рефинансирование;
■ Открыта возможность рефинансирования кредитов на оборотные и инвестиционные идеи;
■ В программу включены микропредприятия в сфере торговли, реализующие подакцизные товары.
о Микрофинансовые организации:
■ Не начисляется неустойка при просрочках по микрозаймам;
■ Упрощены требования к заёмщику. Не учитываются задолженности по налогам, сборам, заработной плате;
■ Предоставляется возможность использовать микрозаём на выплату
зарплаты;
Снижены ставки по микрозаймам до размера ключевой ставки; Предоставляется отсрочка по выплате основного долга на срок до 6
месяцев.
■ Региональные гарантийные организации - охвачено 85 регионов -комиссия по гарантии снижена до 0,5%.
• Мараторий на проверки - Более500 тыс. проверок не будет проведено;
• Снижение административной нагрузки - 70 видов разрешений автоматически продлеваются или по ним переносятся сроки аттестаций [19].
23 мая 2020г. на сайте Министерства экономического развития опубликована информация о том, что Правительство РФ одобрило выделение дополнительных средств на финансирование национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Для этого из резервного фонда будет выделено 12 млрд. рублей, которые поступят в целевое распоряжение Минэкономразвития [19].
Безусловно, в результате стремительного распространения пандемии по всему миру и ее негативному влиянию на мировую экономику, Россия
■
■
столкнулась с целым рядом проблем различного характера. Частично разрушены внешнеэкономические партнерские связи России с другими странами. Обострилась ситуация с падением цен на нефть, которая является главным источником пополнения государственного бюджета. Рядом экспертов прогнозируется усиления оттока капитала из страны. В виду действия ограничительных мер вследствие пандемии произошло снижение предпринимательской и инвестиционной активности бизнеса, а также покупательной способности населения, как отражению падения доходов. Данные факты в совокупности являются серьезной проблемой национальной экономики, что усугубляется низким уровнем доверия предпринимательского сообщества к органам государственной власти и невозможностью прогнозирования развития бизнеса даже в ближайшей перспективе. Государственная поддержка оценивается научным, предпринимательским и гражданским сообществами крайне негативно, несмотря на предпринимаемые меры, помощи явно недостаточно. Исходя из текущего курса рубля к доллару и евро, государственная поддержка национальной экономики нашей страны в 10 раз меньше, чем аналогичные меры в Великобритании, в 58 раз Испании и в 263 раза американских вливаний в собственную экономику [15]. Следовательно, государственная поддержка малого бизнеса в России в текущей ситуации значительно меньше государственной поддержки ряда иностранных правительств. Существует достаточное число предложений по некоторой стабилизации ситуации в секторе малого и среднего предпринимательства, выдвигаемые, как научным, так и предпринимательским сообществами. В частности, в целях поддержания хотя бы минимальной экономической активности бизнеса в России предлагается вместо отсрочки уплаты платежей ввести «карантинные каникулы» на несколько месяцев, отказавшись от взимания с малого и среднего бизнеса любых взносов в государственный бюджет, для покрытия расходов «распечатать» Фонд национального благосостояния, и, конечно оказание прямой финансовой поддержки, а также другие предложения [11].
Таким образом, из вышеизложенного следует, что государственная поддержка малого бизнеса в нашей стране до возникновения пандемии отвечала ожиданиям предпринимательского сообщества. В текущей ситуации ожиданиям она не соответствует. Безусловно, в виду того, что ни один нормативный акт, касающийся государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, в настоящих форс-мажорных обстоятельствах не отменен, после выхода из сложившейся крайне негативной ситуации будет продолжена работа в этой сфере. Анализ статистических данных наглядно продемонстрирует потери данного сектора национальной экономики, и по итоговым результатам меры государственной поддержки должны быть скорректированы. Однако в настоящее время достаточно затруднительно давать прогнозы развития малого бизнеса в России даже в ближайшей перспективе.
Библиографический список:
1. Федеральный закон от 24 июля 2007г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
2. Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 N 1083-р «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» (вместе с «Планом мероприятий («дорожной картой») по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года»).
3. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика».
4. Постановление Правительства РФ от 14 июля 2012г. N 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия».
5. Постановление Правительства Орловской области от 8 октября 2012г. № 353 «Об утверждении государственной программы Орловской области «Развитие предпринимательства и деловой активности в Орловской области».
6. Основы функционирования малого бизнеса: Учебник и практикум для бакалавров / Под общей редакцией А. В. Шарковой, Д. В. Швандар. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2017. - С. 29-67.
7. Алуян В. С. Малый бизнес как фактор развития национальной экономики // Концепт. 2016. №S6. [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/malyy-biznes-kak-faktor-razvitiya-natsionalnoy-ekonomiki (дата обращения: 26.04.2020).
8. Анпилов С. М., Сорочайкин А. Н. Россия в постпандемийном мире // Основы ЭУП. 2020. №2 (21). [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.rU/article/n/rossiya-v-postpandemiynom-mire (дата обращения: 29.05.2020).
9. Белозерская А.В. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в России // Инновационная наука. 2015. №6-1. [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-podderzhka-malogo-i-srednego-biznesa-v-rossii (дата обращения: 26.04.2020).
10. Глинова Т. А. Проблемы развития малого бизнеса в России // Концепт. 2015. №8. [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.rU/article/n/problemy-razvitiya-malogo-biznesa-v-rossii-4 (дата обращения: 26.04.2020).
11. Грудцына Л. Ю. «Новый курс для забытого народа»: план экономической поддержки государством малого бизнеса как основа государственной поддержки народа // Образование и право. 2020. №2. [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novyy-kurs-dlya-zabytogo-naroda-plan-ekonomicheskoy-podderzhki-gosudarstvom-malogo-biznesa-kak-osnova-gosudarstvennoy-podderzhki-naroda (дата обращения: 29.05.2020).
12. Железовская О.С., Полякова А.В. Государственная поддержка малого бизнеса в России // Символ науки. 2017. №5. [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-podderzhka-malogo-biznesa-v-rossii-3 (дата обращения: 26.04.2020).
13. Зограбян А.А. Направления государственной поддержки малого и среднего бизнеса в России // Инновационная наука. 2016. №1-1 (13). [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/napravleniya-gosudarstvennoy-podderzhki-malogo-i-srednego-biznesa-v-rossii (дата обращения: 26.04.2020).
14. Скорых Н. Н., Буров М. К. Государственная поддержка в решении проблем развития малого бизнеса в России // Концепт. 2018. №9. [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n7gosudarstvennaya-podderzhka-v-reshenii-problem-razvitiya-malogo-biznesa-v-rossii (дата обращения: 26.04.2020).
15. Солдатова С. С., Пивкина К. Р. Экономические последствия пандемии «covid-19» для россии // StudNet. 2020. №2. [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskie-posledstviya-pandemii-covid-19-dlya-rossii (дата обращения: 29.05.2020).
16. Ягуткин Д. А., Лачихина А. Г. Совершенствование государственной поддержки малого бизнеса в России // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. №8 (18). [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-gosudarstvennoy-podderzhki-malogo-biznesa-v-rossii (дата обращения: 26.04.2020).
17. Госуслуги / Субсидии / Виды и программы государственной поддержки малого бизнеса [Электронный ресурс] // URL: https://gosuslugi-lichnyi-kabinet.ru/vidy-i-programmy-gosudarstvennoj-podderzhki-malogo-biznesa/ (дата обращения: 27.04.2020).
18. Министерство экономического развития Российской Федерации / Деятельность / Направления / Малый и средний бизнес [Электронный ресурс] // URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/smallBusiness (дата обращения: 27.04.2020).
19. Министерство экономического развития Российской Федерации / Приоритетные направления / Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» / О поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации в условиях изменившейся экономической ситуации, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции [Электронный ресурс] // URL: https: //www.economy.gov.ru/material/dokumenty/msp_covid_ 19 .html (дата обращения 29.05.2020).
20. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в 2016 году [Электронный ресурс] // URL: https://itsyour.ru/wp-content/uploads/2016/02/Минэкономразвития-России.pdf (Дата обращение 30.04.2020).
21. Правительство России / Работа Правительства / Общие вопросы реализации национальных проектов / Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» / Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». [Электронный ресурс] // URL: http://government.ru/info/35563/ (дата обращения: 27.04.2020).
22. Правительство России / Работа Правительства / Общие вопросы реализации национальных проектов / Приоритетный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» / Паспорт приоритетного проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». [Электронный ресурс] // URL: http://government.ru/projects/selection/654/25520/ (дата обращения: 27.04.2020).
23. Федеральная служба государственной статистики / Статистика / Официальная статистика / Предпринимательство / Малое предпринимательство (включая микропредприятия) [Электронный ресурс] // URL:
https: //gks .ru/free_doc/new_site/business/inst-preob/tab-mal_pr_m.htm (дата
обращения: 27.04.2020).
24. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Орловской области / Статистика / Официальная статистика / Предпринимательство / Малое и среднее предпринимательство [Электронный ресурс] // URL: https://orel.gks.ru/misp (дата обращения 28.10.2019).
25. Доклад РСПП «О состоянии делового климата в России в 2018 году» [Электронный ресурс] // URL: http://media.rspp.ru/document/1/4/7/4795ccd18c40bf0ba5bdd940526cda75.pdf (дата обращения 28.10.2019).