Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ РАБОТОДАТЕЛЕЙ В КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА'

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ РАБОТОДАТЕЛЕЙ В КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
25
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ВЫПУСКНИК / РАБОТОДАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Коптелова И.Е.

У работодателей есть четкий запрос на определенный перечень коммуникативных навыков выпускника технического вуза. Но современный студент далеко не всегда соответствует данным требованиям. В статье прописан актуальный список коммуникативных навыков, интересных для российских и зарубежных работодателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Коптелова И.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH THE NEEDS OF EMPLOYERS FOR COMMUNICATIVE COMPETENCE OF A GRADUATE OF A TECHNICAL UNIVERSITY

Employers have a clear request for a list of the communication skills of a graduate of a technical university. But a modern student does not always meet these requirements. The article contains an up-to-date list of communication skills that are interesting for Russian and foreign employers.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ РАБОТОДАТЕЛЕЙ В КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА»

УДК 159.9.07

Коптелова И.Е. аспирант

ФГБОУ ВО Тюменский государственный университет

Россия, Тюмень

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ РАБОТОДАТЕЛЕЙ В КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКА

ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация: У работодателей есть четкий запрос на определенный перечень коммуникативных навыков выпускника технического вуза. Но современный студент далеко не всегда соответствует данным требованиям. В статье прописан актуальный список коммуникативных навыков, интересных для российских и зарубежных работодателей. Ключевые слова: исследование, компетентность, коммуникативная компетентность, выпускник, работодатель.

Koptelova I.E. graduate student FSBEI HE Tyumen State University

Russia, Tyumen

RESEARCH THE NEEDS OF EMPLOYERS FOR COMMUNICATIVE COMPETENCE OF A GRADUATE OF A TECHNICAL UNIVERSITY

Abstract: Employers have a clear request for a list of the communication skills of a graduate of a technical university. But a modern student does not always meet these requirements. The article contains an up-to-date list of communication skills that are interesting for Russian and foreign employers.

Key words: research, competence, communicative competence, graduate, employer.

На основе анализа литературы была составлена сводная таблица требований работодателей к «soft skills» студентов технического вуза (см. таблицу 1), которая отражает основные коммуникативные навыки, которые наравне с «hard skills» будут также интересны.

Таблица 1

Требования работодателей к «soft skills» студентов технического вуза

№ Исследования Soft skills

1 Исследования, опубликованные в докладе "Executive эффективное решение проблем и принятие решений; грамотное расставление приоритетов при решении проблем и задач; эффективная

Guidance 2013" работа в команде; организационная осведомленность, означающая, что сотрудник понимает процессы, протекающие внутри организации, и корпоративную культуру; проактивность; самосознание и самоконтроль; лидерство; способность к самообучению; информационно-компьютерная грамотность [1].

2 Исследования Microsoft, Target Jobs, the BBC, Prospects и Национальной ассоциацией колледжей и работодателей устная и письменная коммуникабельность, эффективная работа в команде, организационная осведомленность, аналитическое мышление, умение решать проблемы, инициативность и мотивация, нацеленность на результат, планирование и организация деятельности, гибкость и адаптивность к новым условиям [2].

3 Малышева А.А., Невраева И.В. Навыки коммуникации (позвонить, встретиться, договориться, назначить встречу). Деловой этикет. Умение показать свои наиболее выгодные качества при приеме на работу. Умение думать о других [6].

4 Хасанова Г.Б. обладать коммуникативными способностями, уметь работать в команде и адаптироваться к переменам, способствовать социальной сплоченности, представлять результаты своего труда [9].

5 Зеер Э.Ф. ответственность, готовность к экстренным действиям, эффективная коммуникация, организация деятельности и контроль качества, исполнительность, эффективное принятие решений, работа в команде и др. [5].

Согласно социологическому исследованию требований работодателей из средних и крупных компаний к выпускникам российских вузов, представленному аналитическим центром «Эксперт», которое было проведено в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и Челябинске [8] и исследованию мнения сотрудников кадровых служб по подбору персонала, проведённому Томским государственным университетом [7], представители российских компаний практически единодушно говорят о неготовности молодых специалистов к командной работе, неумении преподнести себя и результаты своего труда в профессиональной среде. По мнению работодателей, развивать у молодых специалистов соответствующие компетенции должны именно вузы.

В зарубежном исследовании Partnership for 21 century skills среди дефицитных у молодых специалистов перечисляются такие компетенции, как письменная коммуникация, лидерство, критическое мышление и умение решать проблемы, самоорганизация, корпоративная этика [3].

Как указано в исследовании Н.Ю. Гутаревой только 32% всех тестируемых выпускников обладают требуемым уровнем сформированной коммуникативной компетентности, 58% - средним, а 10% выпускников имеют уровень сформированной компетентности ниже среднего [4].

Исследования по проблеме, касающейся требований работодателей к коммуникативной компетентности выпускника технического вуза, указывает на то, что созрел запрос на наличие коммуникативных навыков у молодых специалистов. Но с другой стороны мы не встретили исследований, в которых встречается перечень коммуникативных навыков, которые были бы интересны выпускнику технического вуза. Немало работ посвящено формированию коммуникативной компетентности, но в них не учитывается мнение будущих молодых специалистов технической сферы. Поэтому важно заняться развитием коммуникативных навыков, учитывая при этом интересы самих студентов

Отсутствие исследований, касающихся собственных представлений о коммуникативной компетентности у студентов технических вузов, создает пробел в понимании ценности коммуникативной компетентности для них как будущих специалистов, и следовательно понимания того, насколько важно развивать коммуникативные навыки в процессе получения технического образования.

Использованные источники:

1. Corporate Executive Board [Электронный ресурс] : Press Release of CEB Executive Guidance. - 2013. - Режим доступа: news.executive boa rd.com/2012-12-20-CEB-IdentifiesAnatomy-of-the-New-High-Performer (Дата обращения: 22.05.2021).

2. National Association of Colleges and Employers. Job Outlook Survey [Электронный ресурс]. - 2011. Режим доступа: naceweb.org: www. naceweb.org/job_outlook_2012 (Дата обращения: 22.05.2021). .

4. Гутарёва Н.Ю. Тестирование при определении уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции: автореферат диссертации [Электронный ресурс]. URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/ dissertaciya-testirovanie-pri-opredelenii-urovnya-sformirovannosti-inoyazychnoykommunikativnoy-kompetentsii (Дата обращения: 09.05.2021).

5. Зеер Э. Ф Идентификация универсальных компетенций выпускников работодателем // Высшее образование в России. - 2007. - № 11. - С. 39-45.

6. Малышева, Невраева Компетенции молодых выпускников вузов глазами работодателей

7. Мухин Л.Н., Павленко А.В. Отношение работодателей к выпускникам вузов на примере города Томска. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cstv.tsu. ru/res/otnoshenie.pdf (Дата обращения: 09.05.2021).

8. Социологическое исследование отношения работодателей из бизнеса к выпускникам российских вузов «Выпускник для работодателя». Аналитический центр «Эксперт» [Электронный ресурс]. URL: http://edu.tltsu.ru/sites/sites_ content/site125/html/media26071/analitik.doc (Дата обращения: 09.05.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.