НАУЧНАЯ СТАТЬЯ
УДК 339.138:663.236(470.621) ББК 65.291.3:36.874(235.7) Т 13
DOI: 10.53598/2410-3683-2024-2-340-111-119
ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ
И АССОРТИМЕНТА БЕЗАЛКОГОЛЬНЫХ БАЛЬЗАМОВ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ
(Рецензирована)
Зарета Тальбиевна ТАЗОВА
Майкопский государственный технологический университет, г. Майкоп, Россия e-mail: zareta. [email protected]
Ирина Гучевна МУГУ
Майкопский государственный технологический университет, г. Майкоп, Россия. e-mail: [email protected]
Замира Нурбиевна БЛЯГОЗ
Майкопский государственный технологический университет, г. Майкоп, Россия e-mail: [email protected]
Аннотация. В статье проведено маркетинговое исследование потребительских предпочтений и ассортимента безалкогольных бальзамов на потребительском рынке Республики Адыгея, с целью выявления актуальных направлений возможности расширения ассортимента безалкогольных бальзамов. Отмечено, что потребительский спрос на безалкогольные бальзамы, как одного из наиболее актуальных направлений развития безалкогольной отрасли, растет во всем мире из года в год в связи с постоянным ростом тенденции здорового образа жизни, потребности к улучшению и сохранению здоровья и профилактикой заболеваний алиментарной природы. Авторами исследованы местные производители и ассортимент выпускаемых безалкогольных бальзамов. Также изучен ассортимент российских производителей бальзамов и выявлены целые линейки, которые дифференцируются в зависимости от эндемических культур. В России рынок функциональных напитков активно развивается, заимствуя и улучшая зарубежные тренды. Проведена сегментация потребительского рынка по основным признакам. Проведен анализ потребительских мотиваций и предпочтений безалкогольных бальзамов и определены факторы, влияющие на выбор покупки. Установлено, что перспективным направлением в создании функциональных напитков остается применение нетрадиционных видов растительного сырья содержащего высокую степень биологически активных веществ.
Ключевые слова: безалкогольные бальзамы, потребительское предпочтение, маркетинговое исследование, Республика Адыгея.
Финансирование. Исследование выполнено в рамках реализации гранта ФГБОУ ВО «МГТУ» «Разработка эффективных параметров экстрагирования биологически активных соединений из плодово-ягодного и лекарственно-технического растительного сырья с использованием ультразвуковой обработки для создания линейки безалкогольных бальзамов функционального назначения» (договор № НП 1-2024).
Для цитирования: Тазова З.Т., Мугу И.Г., Блягоз З.Н. Исследование потребительских предпочтений и ассортимента безалкогольных бальзамов на потребительском рынке Республики Адыгея // Вестник Адыгейского государственного университета, серия «Экономика». 2024. Вып. 2 (340). С. 111-119. DOI: 10.53598/2410-3683-2024-2-340-111-119.
ORIGINAL RESEARCH PAPER
RESEARCH OF CONSUMER PREFERENCES AND THE ASSORTMENT OF ALCOHOL-FREE BALMS IN THE CONSUMER MARKET OF THE REPUBLIC OF ADYGHEYA
Zareta T. TAZOVA
Maikop State Technological University, Maykop, Russia
e-mail: zareta. [email protected]
Irina G. MUGU
Maikop State Technological University, Maykop, Russia
e-mail: [email protected]
Zamira N. BLYAGOZ
Maikop State Technological University, Maykop, Russia
e-mail: [email protected]
Abstract. The article conducted a marketing study of consumer preferences and the assortment of alcohol-free balms in the consumer market of the Republic of Adygheya, in order to identify current areas for the possibility of expanding the assortment of non-alcoholic balms. It is noted that consumer demand for non-alcoholic balms, as one of the most relevant areas of development of the non-alcoholic industry, is growing all over the world from year to year due to the constant growth of healthy lifestyle trends, the need to improve and maintain health and the prevention of alimentary nature diseases. The authors examined local manufacturers and the range of produced alcohol-free balms. The assortment of Russian balm manufacturers was also studied and entire lines were identified, which are differentiated depending on endemic crops. In Russia, the market of functional drinks is actively developing, borrowing and improving foreign trends. Segmentation of the consumer market was carried out according to the main characteristics. The analysis of consumer motivations and preferences of non-alcoholic balms was carried out and factors influencing the choice of purchase were identified. It has been found that the use of non-traditional types of plant raw materials containing a high degree of biologically active substances remains a prospective trend in the creation of functional drinks.
Key words: non-alcoholic balms, consumer preference, marketing research, the Republic of Adygheya.
Financing. The study was carried out within the framework of the implementation of the grant of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "MSTU" "Development of effective parameters for the extraction of biologically active compounds from fruit, berry and medicinal plant raw materials using ultrasonic treatment to create a line of non-alcoholic balms for functional purposes" (agreement No. NP 1-2024).
For citation: Tazova Z.T., Mugu I.G., Blyagoz Z.N. Research of consumer preferences and the assortment of alcohol-free balms in the consumer market of the Republic of Adygheya // Bulletin of the Adyghe State University, series "Economics". 2024. No. 2 (340). P. 111-119 (in Russian). DOI: 10.53598/2410-3683-2024-2-340-111-119.
Введение. Во всём мире наблюдается тенденция к здоровому образу жизни. Это проявляется в росте популярности занятий спортом, правильном и хорошо сбалансированном питании продуктами, обогащенными природными биологически активными веществами и как следствие, внимании к своему здоровью. Эта тенденция связана с увеличением осведомлённости о влиянии здорового образа жизни на физическое и психическое благополучие, а также с развитием технологий и инфраструктуры, способствующих поддержанию здорового образа жизни. Регулярное потребление таких продуктов способствует укреплению здоровья и профилактике заболеваний алиментарной природы [1].
Самым оптимальным и удобным способом обогащения организма человека необходимыми различными питательными веществами для гармоничного состояния
и высокого иммунитета являются функциональные напитки. В России рынок функциональных напитков активно развивается, заимствуя и улучшая зарубежные тренды.
Результаты и обсуждение. Понятие «безалкогольный бальзам» уже знакомо потребителям и вызывает ассоциации здорового и натурального продукта. Безалкогольные бальзамы — это концентрированные напитки, созданные на основе трав и ягод. Они содержат только натуральные компоненты, которые мягко воздействуют на организм и повышают жизненный тонус.
Биологическую ценность бальзамов и высокие потребительские свойства заключается в составе рецептуры, которые могут быть многокомпонентными и включать в основы самые разнообразные плодово-ягодные, лекарственные и пряно-ароматические культуры. Именно эта особенность способствует применению этих напитков в профилактике многих заболеваний алиментарной природы.
На рис.1 представлена классификация безалкогольных бальзамов по наиболее часто применяемым признакам: функционального назначения, сырьевого состава, а также половозрастной и социальной принадлежности потребителей [2].
БЕЗАЛКОГОЛЬНЫЕ БАЛЬЗАМЫ
ПО ВИДУ СЫРЬЯ
ПЛОДОВО-ЯГОДНЫЕ
ЛЕКАРСТВЕННЫЕ
ПРЯНО-АРОМАТИЧЕСКИЕ
КОМБИНИРОВАНН ЫЕ
ПО НАПРАВЛЕННОСТИ НА ПОТРЕБИТЕЛЯ
ДЛЯ МУЖЧИН
ДЛЯ ЖЕНЩИН
ДЛЯ ДЕТЕЙ
ДЛЯ ЗАНЯТЫХ
ТЯЖЕЛОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ
ГЕРОДИЕТИЧЕСКИЕ
СПОРТИВНЫЕ
ДИЕТИЧЕСКИЕ
ДИАБЕТИЧЕСКИЕ
ПО ФУНКЦИОНАЛЬНОМУ НАЗНАЧЕНИЮ
О БЩЕУК РЕ ПЛ Я ЮЩИ Е
ТОНИЗИРУЮЩИЕ
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ
АДАПТОГЕННЫЕ
СПЕЦИАЛЬНЫЕ
АНТИОКСИДАНТНЫЕ
ИЗОТОНИЧЕСКИЕ
ВИТАМИНИЗИРОВАННЫЕ
Рис. 1 — Классификация безалкогольных бальзамов по признакам
Благодаря использованию в составе эндемических плодово-ягодных, лекарственных и пряно-ароматических культур формируется знакомость различных безалкогольных бальзамов. Таким образом, возникают целые узнаваемые линейки алтайских, крымских, башкирских, адыгейских и других бальзамов (рис.2).
- из -
Рис. 2 — Производители безалкогольных бальзамов по регионам
В Республике Адыгея можно найти различные безалкогольные бальзамы, которые, по мнению производителей, укрепляют иммунитет, увеличивают сопротивляемость организма и снижают риск возникновения различных заболеваний (рис.3).
С целью расширения ассортимента и создания более эффективных функциональных безалкогольных бальзамов с функциональной направленностью приведены маркетинговые исследования потребительских предпочтений и мотиваций при выборе безалкогольных бальзамов [3].
Для исследования потребительского рынка безалкогольных бальзамов на различных предприятиях розничной торговой сети Республики Адыгея использовали метод моментных наблюдений. Этот метод простой и небольшой по продолжительности, но полученная информация достоверная и хорошо дается статистической обработке [4-10].
Рис.3 — Производители безалкогольных бальзамов в Республике Адыгея
Исследование проводилось в период февраль-март 2024г.
Для анализа потребительских предпочтений и выявления закономерностей в поведении различных групп населения был проведен социологический опрос среди жителей Республики Адыгея в возрасте от 18 до 70 лет. Объем репрезентативной выборки составил 500 человек. Точки опроса были равномерно рассредоточены по территории Республики Адыгея.
В ходе исследования среди жителей Республики Адыгея, было опрошено женщин — 67,5% и мужчин — 32,5%. Половозрастная характеристика выборки приведена на рис. 4.
: sä А i] Л Л
Рис. 4 — Распределение респондентов по полу и возрасту, %
При распределении респондентов по полу и возрасту самой активной группой оказались мужчины и женщины в возрасте 31-40 лет, что в совокупности составляет 34,1%. Именно они являются молодыми экономически активными покупателями.
Безалкогольные бальзамы меньше всего были востребованы жителями 18—25 лет — 10,3%, людьми в возрасте старше 60 лет — 15,5%. Молодые люди в силу возраста не считают употребление безалкогольных бальзамов необходимым. Пожилые же люди из-за недостатка информации и более низкого дохода не могут позволить себе часто приобретать бальзамы.
Исследование показало, что практически большинство опрошенных знают подробно или имеют понимание о полезном влиянии безалкогольных бальзамов на организм человека. И только 6,9% не обладают никакой информацией (рис.5).
6,9
■ имеют понимание ■ знают подробно ■ не имеют понятия ■
Рис. 5 — Осведомлённость респондентов о влиянии безалкогольных бальзамов
на организм человека, %
Полученные результаты свидетельствуют о заинтересованности потребителей в безалкогольных бальзамах. Именно, по причине знаний лечебного эффекта большинство респондентов — 53,3% их приобретает (рис 6).
13,8
■ лечебный эффект ■ тонизирующий эффект
■ успокаивающий эффект ■ как вкусо-ароматический напиток
Рис. 6 — Распределение респондентов по цели употребления бальзамов, %
Большинство производителей позиционируют бальзамы как вкусоароматиче-скую добавку и многие потребители 13,8%, приобретают их для использования по назначению.
Большая часть респондентов предпочитает сложный пряно— ароматический вкус растительного сырья — 53,4 %, также выделили при опросе вкус женьшеня — 9,8 %, специй и пряностей — 5,6 %, фруктовых соков — 14,7%, меда — 10,2 %, какие-то другие оттенки вкуса — 6,3 % (рис. 7).
вкус женьшеня,
9,8
Рис. 7 — Предпочтения потребителей безалкогольных бальзамов по вкусам, %
Органолептические показатели как внешний вид, аромат и вкус важны 10,8% респондентам. Известность марки имеет значение для 4,2% потребителей бальзамов. На рекламу при совершении покупки ориентируются 4,1% респондентов (рис. 8).
Из множества критериев, которые влияют на покупку безалкогольных бальзамов были выделены основные, такие как: лечебные свойства, состав и рекомендации врача или друзей.
О 5 10 15 20 25 30 35
Реклама Известность марки Внешний вид и цвет бальзама Вкус и запах Рекомендации (врача, друзей) Цена
Состав бальзама Лечебные свойства
О 0,2 0,4 0,6 0,8 1 1,2
Рис. 8 — Критерии, влияющие на покупку безалкогольных бальзамов
Исследованы основные торговые точки по приобретению безалкогольных бальзамов (рис.9).
Рис. 9 — Торговые точки по приобретению безалкогольных бальзамов функционального назначения
Выяснились предпочитаемые потребителями места закупок бальзамов. 59 % жителей покупают безалкогольные бальзамы в интернет-магазинах и связывают свой выбор с доступностью разнообразного ассортимента в одном приложении, 27% опрошенных выбирают аптечную сеть, что говорит о большем доверии. Незначительная часть потребителей покупает бальзам в гипермаркетах и рынках — 5% и 9% соответственно.
Заключение. Таким образом, проведенные маркетинговые исследования позволили получить характеристику потребителя безалкогольных бальзамов. Забота о здоровье и желание поддерживать его характеризует сегмент молодых экономически активных потребителей. Они имеют хорошее понимание о полезном влиянии безалкогольных бальзамов на организм человека. Им важны лечебные свойства и состав напитка. Желание приобретать бальзамы на маркетплейсах связано с удобством и экономией времени и доступностью большого ассортимента бальзамов различных производителей.
Таким образом, анализ ассортимента безалкогольных бальзамов в розничной торговой сети Республики Адыгея показал, что сегмент безалкогольных бальзамов не велик, но высоко востребован. Поэтому особую актуальность приобретают вопросы разработки новых рецептур бальзамов, обладающих определённой функциональной направленностью.
Примечания:
1. Мониторинг присутствия на потребительском рынке республики Адыгея специфичных функциональных напитков, предназначенных для профилактики алиментарнозависимых заболеваний / С. К. Чич, И. Г. Мугу, А. А. Схаляхов [и др.] // ТППП АПК. 2018. № 1 (21). С. 54-62.
2. Школьникова М. Н., Егорова Е. Ю. Товароведно-технологическая характеристика растительного сырья, используемого в производстве бальзамов и БАД : учеб. пособие. Бийск : Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2009. 160 с.
3. Анализ зарубежного опыта производства функциональных напитков / А. И. Ферзаули, И. Г. Мугу, Л. В. Лунина, 3. Т. Тазова // Новые технологии. 2019. № 1. С. 198-207.
4. Беляева И. А., Лаврова Т. Н. Разработка и оценка потребительских свойств безалкогольного бальзама на растительном сырье Северного Кавказа // Университетская наука — региону : материалы VII ежегод. науч.-практ. конф. (03-29 апреля 2019 г.) / под ред. Т. А. Шебзуховой, И. М. Першина, А. А. Вартумяна, Н. Н. Новоселовой. Пятигорск : Изд-во ПФ СКФУ, 2019. Т. I. 284 с.
5. Резник Г. А. Маркетинг : учеб. пособие. 4-е изд. перераб. и доп. М. : ИНФРА-М, 2023. 199 с.
6. Сафронова Н. Б., Корнеева И. Е. Маркетинговые исследования : учеб. пособие. 5-е изд., стер. М. : Дашков и КО ,2023. 292 с.
7. Лебедева О. А., Лыгина Н. И. Маркетинговые исследования рынка : учебник. М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2018. 192 с.
References:
1. Monitoring of the presence in the consumer market of the Republic of Adygheya of specific functional beverages intended for the prevention of alimentary-dependent diseases / S.K. Chich, I.G. Mugu, A.A. Shalyakhov [etc.] // TPPP APK. 2018. No. 1 (21). P. 54-62.
2. Shkolnikova M.N., Egorova E.Yu. Commodity and technological characteristics of plant raw materials used in the production of balms and dietary supplements: a manual. Biysk: Publishing house of Altay State Tech. University, 2009. 160 p.
3. Analysis of foreign experience in functional drinks production / A.I. Ferzauli, I. G. Mugu, L.V. Lunina, Z.T. Tazova// New Technologies. 2019. No. 1. P. 198-207.
4. Belyaeva I.A., Lavrova T.N. Development and evaluation of consumer properties of nonalcoholic balm based on plant raw materials of the North Caucasus // University science for the region: materials of the VII annual scient. and pract. conference (April 03-29, 2019) / ed. by T.A. Shebzukhova, I.M. Pershin, A.A. Vartumyan, N.N. Novoselova. Pyatigorsk: PF SKFU Publishing House, 2019. Vol. I. 284 p.
5. Reznik G.A. Marketing: a manual. 4th ed. Revised and enlarged. M.: INFRA-M, 2023.199 p.
6. Safronova N.B., Korneeva I.E. Marketing research: a manual. 5th ed., ster. M.: Dashkov and Co., 2023. 292 p.
7. Lebedeva O.A., Lygina N.I. Marketing research of the market: a textbook. M.: FORUM: INFRA-M, 2018.192 p.
Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Статья поступила в редакцию 23.04.2024; одобрена после рецензирования 30.04.2024;
принята к публикации 08.05.2024.
The authors declare no conflicts of interests.
The paper was submitted 23.04.2024; approved after reviewing 30.04.2024; accepted for publication 08.05.2024.
© З.Т. Тазова, И.Г. Мугу, З.Н. Блягоз, 2024