Научная статья на тему 'Исследование понятия человеческого капитала в экономической литературе'

Исследование понятия человеческого капитала в экономической литературе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3159
472
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социум и власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ЗНАНИЯ И НАВЫКИ / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИИ / УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ / HUMAN CAPITAL ASSETS / KNOWLEDGE AND SKILLS / PRODUCTIVITY / INVESTMENTS / LEVEL OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гвоздева Маргарита Александровна, Казакова Мария Владимировна

Настоящая статья посвящена исследованию понятия человеческого капитала, начиная от определения, впервые данного Т. Шульцом и Г. Беккером, и заканчивая современными работами зарубежных и отечественных исследователей в области экономики. В заключение формулируются выводы по результатам проведенного анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Studying the notion of human capital ass ets in economic literature

The given article studies the notion of human capital assets starting with the definition given by T. Shultz and G. Bekker and finishing with present-day works of foreign and native researchers in the sphere of economics. In the end the authors draw conclusions on the results of the analysis.

Текст научной работы на тему «Исследование понятия человеческого капитала в экономической литературе»

УДК 331.101

исследование понятия

человеческого

капитала в

экономической

литературе

Гвоздева Маргарита Александровна,

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, научный сотрудник лаборатории исследований проблем экономического роста Института прикладных экономических исследований, г. Москва, Россия. E-mail: [email protected]

Казакова Мария Владимировна,

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, заведующий лабораторией исследований проблем экономического роста, Институт экономической политики имени

Е.Т. Гайдара, заместитель заведующего международной лабораторией изучения бюджетной устойчивости, кандидат экономических наук, г. Москва, Россия. E-mail: [email protected]

Аннотация Настоящая статья посвящена исследованию понятия человеческого капитала, начиная от определения, впервые данного Т. Шульцом и Г. Беккером, и заканчивая современными работами зарубежных и отечественных исследователей в области экономики. В заключение формулируются выводы по результатам проведенного анализа.

Ключевые понятия: человеческий капитал, знания и навыки, производительность, инвестиции, уровень образования.

Во многих странах инвестиции в человеческий капитал рассматриваются как инструмент стимулирования экономического роста и обеспечения полной занятости, а высокий уровень знаний, навыков и компетенций населения признаются залогом успеха и безопасности государства на мировой арене [2, с. 98; 9, с. 1 15]. Различия стран в качестве человеческого капитала являются одним из факторов, влияющих на разрыв в уровне ВВП на душу населения [6, с. 20-21].

К настоящему времени еще не сложилось единого понимания сути термина «человеческий капитал», а также его структуры. В научной литературе нет четкого представления, какие элементы включает в себя человеческий капитал, а также каким образом они взаимодействуют [14, с. 108].

Данный факт создает некоторые трудности при измерении человеческого капитала, а также при оценке влияния его качества на экономический рост. В данной работе приводится обзор подходов к понятию «человеческий капитал» в отечественной и зарубежной научной литературе.

Исследование понятия

человеческого капитала

в экономической литературе

В основе рассмотрения людей в качестве капитала и их оценки в денежном выражении, по мнению кикера, лежит несколько мотивов [27, с. 85]:

- с целью демонстрации мощи нации;

- с целью определения экономического эффекта от повышения качества образования, а также от инвестиций в здравоохранение и миграции;

- с целью разработки новой, более справедливой системы налогообложения;

- с целью оценки общей стоимости военных действий;

- с целью пробуждения общественности к необходимости сохранения жизни и здоровья, определения значения экономической жизни индивида к его семье и стране;

- с целью оказания помощи судам и компенсационным палатам в принятии справедливых решений в делах, касающихся компенсации за телесные повреждения и смерть.

Термин «человеческий капитал» впервые появился в работах американского

экономиста Теодора Шульца, который считал, что благосостояние бедных людей зависит не от земли, техники и усилий, а от знаний, то есть от человеческого капитала [33, с. 82].

Шульц рассматривал человеческий капитал как «что-то похожее на актив (собственность)» (something akin to property) и отмечал, что производственный потенциал (производительность) человека значительно превышает все другие формы богатства вместе взятые. По Шульцу, человеческий капитал формируется из приобретаемых на протяжении жизни человеком ценных качеств, которые возможно усилить посредством соответствующих вложений. Увеличение человеческого капитала за счет инвестиций индивида в себя влияет на изменение структуры доходов. Это объясняет тот факт, что человеческий капитал не ограничивается только врожденными способностями, а включает также накопленные в течение жизни навыки и знания [33, с. 89].

Шульц выделял несколько видов человеческого капитала в зависимости от вида осуществляемых в данный капитал инвестиций: школьное образование, обучение на рабочем месте, укрепление и охрана здоровья, растущий запас знаний относительно изменений, происходящих в экономике. Сформированные посредством указанных выше видов деятельности человеческие способности могут получать капитальную оценку [33, с. 92].

Г. Беккер, коллега Шульца по Чикагскому университету, расширил сферу использования теории человеческого капитала в ходе объяснений различных социальных явлений.

Под человеческим капиталом Беккер понимал совокупность навыков, знаний и мотиваций человека, а в основе подхода к его (человеческого капитала) изучению лежит предположение о максимизирующем (рациональном) поведении, рыночном равновесии и стабильности предпочтений [18, с. 95].

Ученый рассматривал следующую стратегию рациональных семей. Так как отдача от инвестиций в человеческий капитал детей намного выше по сравнению с отдачей от инвестиций в другие активы, то сначала семья осуществляет вложения в человеческий капитал детей. После того как отдача от человеческого капитала детей сравняется с нормой доходности прочих активов, семья

начинает инвестировать в них с целью передать их в дар или в наследство своим детям в будущем.

Человеческий капитал, по Беккеру, представляет собой вид капитала, отдельный от физического, однако обладающий схожими свойствами, а именно:

- человеческий капитал является благом длительного пользования;

- человеческий капитал требует расходов по «ремонту и содержанию»;

- человеческий капитал может устаревать еще до того момента, как произойдет его физический износ.

Главные отличия человеческого капитала от физического Беккер видел, во-первых, в неотделимости человеческого капитала от личности своего носителя, во-вторых, в способности человеческого капитала повышать эффективность деятельности как в рыночном, так и внерыночном секторах, наряду с этим, доход от него может принимать как денежную, так и неденежную формы [13, с. 68-69]. По мнению Беккера, люди не могут быть отделены от своих знаний, навыков, здоровья, ценностей так, как они могут быть отделены от своих финансовых и физических активов [18, с. 103].

В рамках теории человеческого капитала Беккер особое внимание уделяет понятию внутренних норм отдачи, которые могут быть индивидуальными и социальными. Первый тип норм отдачи рассматривается с точки зрения отдельного инвестора, а второй тип - с позиции всего общества.

В ходе исследований Беккер пришел к выводу, что в среднем отдача от вложений в человеческий капитал выше по сравнению с вложениями в физический капитал, при этом она убывает с ростом объема инвестиций в человеческий капитал, тогда как в остальных случаях (по сравнению с другими активами) уменьшается мало или не меняется.

Стоит заметить, что и Шульц, и Беккер в ходе своих исследований пытались приравнять роль человеческого капитала в создании совокупного общественного продукта материальным ресурсам [33, с. 2-3; 18, с. 3-4].

Американский экономист Л. Туроу [34, с. 170-175] обобщил первые исследования в сфере человеческого капитала и определил его как способность людей производить предметы и услуги. По мнению ученого, экономическая способность

человека является не только еще одним производительным вложением индивида, но и влияет на производительность всех других вложений.

В настоящий момент не существует единого термина «человеческий капитал», а подходы к определению его понятия различаются в зависимости от того, на какой аспект ученый делает акцент в ходе исследования.

Некоторые исследователи концентрируются на изучении отдельных аспектов понятия человеческого капитала. Так, например, Гараван [25, с. 52] в своих исследованиях показал, что человеческий капитал тесно связан со знаниями, навыками, образованием и способностями. Расторги [30, с. 233] под человеческим капиталом понимает «знание, компетенции, мироощущение (attitude) и поведение индивида».

Другие исследователи [1, с. 26; 21, с. 17] рассматривают человеческий капитал в ракурсе его накопления,а именно - учитывают знания и навыки, полученные в течение обязательного, высшего и профессионального образования. Однако данный подход не учитывает, что человек приобретает знания и навыки на протяжении всей своей жизни [34, с. 210].

Наряду с этим человеческий капитал изучается с точки зрения производительности. Так, например, Ромер в своих исследованиях человеческий капитал относит к основополагающему источнику экономической продуктивности. По мнению ученого, только знания и человеческий капитал используются для создания новых конструкций и знаний [32, с. 79-80].

В некоторой научной литературе [23, с. 48] под человеческим капиталом понимаются также умственные способности индивидов, полученные посредством обучения или практического опыта. Некоторые авторы рассматривают человеческий капитал как совокупность следующих факторов, влияющих на стоимость предельного продукта работника: образование, опыт, обучение, интеллект, энергию, рабочие привычки, доверие и инициативы [24, с. 51].

С социальной точки зрения человеческий капитал определяется как знания, навыки, умения и характерные особенности некоторых лиц, которые облегчают создание личного, социального и экономического благополучия [31, с. 94].

к характерным чертам человеческого капитала Кроуфорд [20, с. 60-65] относит: расширение, самогенерацию, переносимость и совместное использование. Такие признаки, как расширение и самогенерация, увеличивают объем человеческого капитала, а переносимость и совместное использование расширяют его диапазон. Наряду с этим человеческий капитал может быть расширен за счет эндогенных и экзогенных факторов.

Среди отечественных ученых первым осуществил позитивное исследование категории «человеческий капитал» М.М. Критский. Критский рассматривал человеческий капитал как «всеобще-конкретную форму человеческой жизнедеятельности, ассимилирующую предшествующие формы, потребительную и производительную, адекватные эпохам присваивающего и производящего хозяйства, и осуществляющуюся как итог исторического движения человеческого общества к его современному состоянию» [13, с. 80-81].

Л.Г. Симкина человеческий капитал определяет как обогащение жизнедеятельности, которое происходит в рамках экономии времени [12, с. 28].

В российской экономической литературе также нет единого определения термина «человеческий капитал». Одни исследователи [3, с. 230,240; 15, с. 8-12] в рамках изучения человеческого капитала рассматривают физические и творческие способности человека, а также его знания, активность, умения, которые могут являться источниками дохода для домашнего хозяйства, предприятия и страны. Другие ученые [22, с. 164-170] под человеческим капиталом понимают запас неких компонент, которые были накоплены в ходе жизни человека или сформированы в результате инвестиций. К ним относятся: состояние здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций. Также к этим компонентам относят и свободу личности [10, с. 25]. Данные компоненты используются в определенных сферах общественного воспроизводства, при этом они влияют на рост производительности труда и производства, а также на уровень доходов.

Наряду с этим в отечественной литературе рассматривают человеческий капитал как интенсивный производственный и социальный фактор, аккумулирующийся за счет инвестиций в следующие сферы:

воспитание, обучение, знания, интеллектуальную собственность, информационную оснащенность труда и жизнедеятельности, экономическую свободу, предпринимательскую способность, науку, культуру, искусство и др. [8, с. 83-90].

Помимо этого, человеческий капитал рассматривается как самовозрастающая стоимость ввиду того, что накопленные знания и навыки являются активами, способными производить новые активы [16, с. 17].

Отечественный исследователь В.С. Ефимов [5, с. 10-12] определяет человеческий капитал как универсальную самостоятельную составляющую «производственного процесса», которая обеспечивает дополнительную стоимость продукта, и содержит три модуса:

- биологический аспект, то есть сохранение человеческого капитала. Здесь учитывается, здоровье, активность людей, а также динамика демографии;

- социальный аспект, то есть развитие человеческого капитала. Сюда включается образование, квалификация, социальная организованность, инициативность;

- экономический аспект - каким образом происходит капитализация человеческого капитала. Во внимание берется система производства, социальные институты, инфраструктура возможностей.

Итак, проведенный в настоящей работе анализ позволяет сделать вывод о том, что подходы к определению человеческого капитала отличаются в зависимости от отрасли науки, которая его исследует. Если в экономике под человеческим капиталом в основном определяют знания, способности, умения, навыки, данные человеку при рождении или накопленные в течение жизненного опыта, а также применяемые в процессе производства и потребления [7, с. 9-13; 4, с. 76-80], то в экономической психологии человеческий капитал рассматривается как количество и качество людей, располагающих необходимыми медицинскими показателями, психологическими, интеллектуальными, культурными, профессиональными параметрами, которые позволяют им осуществлять конкурентную борьбу [11, с. 4-7].

Многие исследователи рассматривают человеческий капитал как совокупность способностей, умений, знаний, однако кардинально отличаются подходы к процессу накопления указанных выше свойств

человека. Одни ученые [28, с. 4-8] считают, что человеческий капитал представляет собой систему врожденных способностей и способностей, приобретенных в течение жизни, или же полагают, что человеческий капитал - это целенаправленное развитие способностей, данных человеку от рождения. Другие ученые отмечают, что врожденные умения, навыки, знания не являются человеческим капиталом, однако преобразуются в него в ходе инвестирования в увеличение физических и умственных способностей человека [29, с. 17-19; 19, с. 304-306].

1. Абалкин, Л.И. Стратегический ответ России на вызовы нового века [Текст] / под ред. Л.И. Абалкина. М.: Изд-во «Экзамен», 2004. 605 с.

2. Божечкова, А.В. Эконометрическое моделирование влияния человеческого капитала на экономический рост в регионах России [Текст] / А.В. Божечкова // Аудит и финансовый анализ. 2013. № 1. С. 90-99.

3. Генкин, Б.М. Экономика и социология труда [Текст] / Б.А. Генкин. Учеб. для вузов. 5-е изд., доп. М.: Норма, 2003. 416 с.

4. Добрынин, А.И. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования [Текст] / А.И. Добрынин, С.А. Дятлов, Е.Д. Цыренова. СПб.: Наука, 1999. 309 с.

5. Ефимов, В.С. Человеческий капитал Красноярского края: Форсайт-исследование - 2030 [Текст] / Аналитический доклад под ред. В.С. Ефимова. красноярск: Сибирский федеральный университет, 2010. 126 с.

6. Йоханссон, А. «Группа двадцати» - глобальный механизм координации и управления ростом? Сценарий долгосрочного глобального роста до 2060 г. [Текст] / А. Йоханссон, И. Гийе-мет, Ф. Муртин, К. Месоннев, Дж. Николлети, Д. Тернер, Г. Бускет, Ф. Спинелли // Вестник международных организаций. 2013. Т. 8. № 4. С. 7-39.

7. Капелюшников, Р.И. Трансформация человеческого капитала в российском обществе (на базе «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения») [Текст] / Р.И. Капелюшников, А.Л. Лукьянова. М.: Фонд «Либеральная миссия», 2010. 196 с.

8. Корчагин, Ю.А. Человеческий капитал и процессы развития на макро- и микроуровнях [Текст] / Ю.А. Корчагин. Воронеж: ЦИРЭ, 2004. 122 с.

9. Мау, В.А. Человеческий капитал: вызовы для России [Текст] / В.А. Мау // Вопросы экономики. 2012. № 7. С. 114-132.

10. Римашевская, Н. Человеческий потенциал России и проблемы «сбережения населения» [Текст] / Н. Римашевская // Российский экономический журнал. 2004. № 9-10. С. 22-40.

11. Рощина, Я.М. Психологические составляющие человеческого капитала как фактор экономического поведения [Текст] / Я.М. Рощина. Препринт WP15/2008/03. М.: ГУ ВШЭ, 2008. 56 с.

12. Симкина, Л.Г. Человеческий капитал в инновационной экономике [Текст] / Л.Г. Симкина. СПб.: СПбГНЭА, 2000. 48 с.

13. Смирнов, В.Т. Человеческий капитал: содержание и виды, оценка и стимулирование: Монография [Текст] / В.Т. Смирнов, И.В. Сошников, В.И. Романчин, И.В. Скоблякова под ред. д.э.н., профессора В.Т. Смирнова. М.: Машиностроение-1, Орел: ОрелГТУ, 2005. 70 с.

14. Ханнанова, Т.Р. Деловая репутация и оценка человеческого капитала [Текст] / Т.Р. Ханнанова // Менеджмент в России и за рубежом. 2009. № 4. С. 108-111.

15. Юдин, Б.Г. Человеческий потенциал российской глубинки [Текст] / Б.Г. Юдин // Человек. 2003. № 2. С. 5-15.

16. Юнин, В.А. Эволюционно-институциональ-ные особенности формирования человеческого капитала как фактора инновационного развития [Текст] / В.А. Юнин. автореф. дис. канд. экон. наук. Казань, 2010.

17. Alan, K., Employee Training Needs and Perceived Value of Training in the Pearl River Delta of China: A Human Capital Development Approach [Text] / К. Alan, Y. Altman, J. Roussel // Journal of European Industrial Training. 2008. Vol. 32(1). Pp. 19-31.

18. Becker, G. Human capital [Electronic resource]. URL: http://www.econlib.org/library/Enc/ HumanCapital.html (accessed 11.06.2016).

19. Coleman, J. Foundations of social theory [Text] / J. Coleman // Belknap Press of Harvard University Press, 1990. Pp. 241-527.

20. Crawford, R. In the Era of Human Capital [Text] / R. Crawford. New York: Harpercollins, 1991. 242 p.

21. De la Fuente, A. Le capital humain dans une e'conomie mondiale sur la connaissance [Text] / A. De la Fuente, A. Ciccone // Rapport pour la Commission Europe'enne, Brussels. 2002. 119 p.

22. Dobrinin, A.I. Human capital in transitive economy: formation, evaluation, effectiveness of its utilization [Text] / A.I. Dobrinin, S.A. Dyatlov, E.D. Tsirenova. St.Pet.: Nauka, 1999. 309 p.

23. Dolan, E. Market: microeconomic model [Text] / E. Dolan, D. Lindsay. St.-Petersburg, 1992. 477 p.

24. Frank, R. Principles of Microeconomics (3rd ed.) [Text] / R. Frank, B. Bernanke. New York: Mc-Graw-Hill/Irwin, 2007. 464 p.

25. Garavan, T. Human Capital Accumulation: The Role of Human Resource Development [Text] / T. Garavan, N. Thomas, M. Morley, P. Gunnigle // Journal of European Industrial Training. 2001. Vol. 25 (2). Pp. 48-68.

26. Human Capital Investment An international Comparison. Centre for Educational Research and Innovation [Text] / ОЭСР. 2008.

27. Kiker, B.F. The Historical Roots of the Concept of Human Capital [Text] B.F. Kiker //Journal of Political Economy. Vol. 74. No. 5 (Oct., 1966). Pp. 481-499.

28. Laroche, M. On the concept and dimensions of human capital in a knowledge-based economy context [Text] / M. Laroche, M. M^ette, G. Ruggeri. Canadian Public Policy - Analyse de Politiques. 1999. 27 p.

29. Lucas, R. On the Mechanics of Economic Development [Text] / R.E. Lucas // Journal of Monetary Economics. 1988. Pp. 3-42.

30. Rastogi, P. Knowledge Management and Intellectual Capital as a Paradigm of Value Creation [Text] / P. Rastorgi // Human Systems Management. 2002. Vol. 21 (4). Pp. 229-240.

31. Rodriguez, P. New View of Institutions, Human Capital, and Market Standardization [Text] / P. Rodriguez, R. Loomis // Education, Knowledge & Economy. 2007. Vol. 1(1). Pp. 93-105.

32. Romer, P. Endogenous Technological Change [Text] / P. Romer // Journal of Political Economy. 1990. Vol. 98(5). Pp. 71-102.

33. Schultz, T. W. Investment in Human Capital [Text] / T.W. Schultz // The American Economic Review. 1961. Vol. 51. Pp. 1-17.

34. Thurow, L. Investment in Human Capital [Text] / L. Thurow. Belmont. 1970. 104 p.

References

1. Abalkin L.I. (2004) Strategicheskij otvet Rossii na vyzovy novogo veka. Moscow, Izd-vo «Jekzamen». 605 p. [in Rus].

2. Bozhechkova A.V. (2013) Audit i finansovyj analiz, no. 1, pp. 90-99 [in Rus].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Genkin B.M. (2003) Jekonomika i sociologija truda. Moscow, Norma, 416 p. [in Rus].

4. Dobrynin A.I. (1999) Chelovecheskij kapital v tranzitivnoj jekonomike: formirovanie, ocenka, jeffektivnost' ispol'zovanija. Saint Petersburg, Nauka, 309 p. [in Rus].

5. Efimov V.S. (2010) Chelovecheskij kapital Krasnojarskogo kraja: Forsajt-issledovanie - 2030 / Analiticheskij doklad pod red. V.S. Efimova. Kras-nojarsk, Sibirskij federal'nyj universitet, 126 p. [in Rus].

6. Johansson A., Gijemet I., Murtin F., Mesonnev K., Nikolleti Dzh., Terner D., Busket G., Spinelli F. (2013) Vestnikmezhdunarodnyh organizacij, pp. 7-39 [in Rus].

7. Kapeljushnikov R.I. (2010) Transformacija chelovecheskogo kapitala v rossijskom obshhestve (na baze «Rossijskogo monitoringa jekonomicheskogo polozhenija i zdorov'ja naselenija»). Moscow, Fond «Liberal'naja missija», 196 p. [in Rus].

8. Korchagin J.A. (2004) Chelovecheskij kapital i processy razvitija na makro i mikrourovnjah. Voronezh, CIRJe, 122 p. [in Rus].

9. Mau V.A. (2012) Voprosy jekonomiki, no. 7, pp. 114-132 [in Rus].

10. Rimashevskaja N. (2004) Rossijskij jekonomicheskij zhurnal, no. 9-10, pp. 22-40 [in Rus].

11. Roshhina J.M. (2008) Psihologicheskie sostavljajushhie chelovecheskogo kapitala kak faktor jekonomicheskogo povedenija / Preprint WP15/2008/03. Moscow, GU VShJe, 56 p. [in Rus].

12. Simkina L.G. (2000) Chelovecheskij kapital v innovacionnoj jekonomike. Saint Petersburg, SPbGNJeA, 48 p. [in Rus].

13. Smirnov V.T. (2005) Chelovecheskij kapital: soderzhanie i vidy, ocenka i stimulirovanie. Moscow, Mashinostroenie-1; Orel, OrelGTU, 70 p. [in Rus].

14. Hannanova T.R. (2009) Menedzhment v Rossii i za rubezhom, no. 4, pp. 108-111 [in Rus].

15. Judin B.G. (2003) Chelovek, no. 2, pp. 5,15 [in Rus].

16. Junin V.A. (2010) Jevoljucionno-institucional'nye osobennosti formirovanija chel-ovecheskogo kapitala kak faktora innovacionnogo razvitija / avtoref. dis. kand. jekon. nauk. Kazan' [in Rus].

17. Alan K., Altman Y., Roussel J. (2008) Journal of European Industrial Training, no. 32 (1), pp. 19-31 [in Eng].

18. Becker G. Human capital, avai lable at: http:// www.econlib.org/library/Enc/HumanCapital.html (accessed 11.06.2016) [in Eng].

19. Coleman J. (1990) Foundations of social theory / Belknap Press of Harvard University Press, pp. 241-527 [in Eng].

20. Crawford R. (1991) In the Era of Human Capital. New York, Harpercollins, 242 p. [in Eng].

21. De la Fuente A. (2002) Le capital humain dans une e'conomie mondiale sur la connaissance / Rapport pour la Commission Europe'enne, Brussels, 119 p. [in Eng].

22. Dobrinin A.I. (1999) Human capital in transitive economy: formation, evaluation, effectiveness of its utilization. Saint Petersburg, Nauka, 309 p. [in Eng].

23. Dolan E. (1992) Market: microeconomic model. Saint Petersburg, 477 p. [in Eng].

24. Frank R. (2007) Principles of Microeconomics (3rd ed.) / New York, McGraw-Hill/Irwin, 464 p. [in Eng].

25. Garavan T. (2001) Journal of European Industrial Training, no. 25 (2), pp. 48-68 [in Eng].

26. Human Capital Investment An international Comparison. Centre for Educational Research and Innovation / ОЭСР, 2008 [in Eng].

27. Kiker B.F. (1966) Journal of Political Economy, vol. 74, no. 5, pp. 481-499 [in Eng].

28. Laroche M. (1999) On the concept and dimensions of human capital in a knowledge-based economy context / Canadian Public Policy - Analyse de Politiques, 27 p. [in Eng].

29. Lucas R.E. (1988) Journal of Monetary Economics, pp. 3-42 [in Eng].

30. Rastogi P. (2002) Human Systems Management, vol. 21 (4), pp. 229-240 [in Eng].

31. Rodriguez P., Loomis R. (2007) Education, Knowledge & Economy, vol. 1(1), pp. 93-105 [in Eng].

32. Romer P. (1990) Journal of Political Economy, vol. 98(5), pp. 71-102 [in Eng].

33. Schultz T. (1961) The American Economic Review, vol. 51, pp. 1-17 [in Eng].

34. Thurow L. (1970) Investment in Human Capital. Belmont, 104 p. [in Eng].

UDC 331.101

studying the notion of human capital assets in economic literature

Gvozdeva Margarita Aleksandrovna,

Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Research Fellow of the Laboratory of Studying Problems of Economic Growth of the Institute of Applied Economic Researches, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]

Kazakova Many a Vladimirovna,

Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Head of the Laboratory of Studying Problems of Economic Growth of the Institute of Economic Policy named after E.T. Gaydar,

Assistant Manager of the International

Laboratory of Studying Budget

Sustainability,

Cand. Sc. (Economics),

Moscow, Russia.

E-mail: [email protected]

Annotation

The given article studies the notion of human capital assets starting with the definition given by T. Shultz and G. Bekker and finishing with present-day works of foreign and native researchers in the sphere of economics. In the end the authors draw conclusions on the results of the analysis.

Key concepts: human capital assets, knowledge and skills, productivity, investments, level of education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.