Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПЛАВАНИЕМ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПЛАВАНИЕМ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
32
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАНЯТИЯ ПЛАВАНИЕМ / ПОКАЗАТЕЛИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ / УЧАЩИЕСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Хализева Д.В., Звягинцев Д.М., Малахов В.А., Миронова Т.А., Кадуцкая Л.А.

В данной статье представлены результаты анализа показателей психического состояния школьников 12-13 лет, занимающихся плаванием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Хализева Д.В., Звягинцев Д.М., Малахов В.А., Миронова Т.А., Кадуцкая Л.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF INDICATORS OF THE MENTAL STATE OF MIDDLE CLASS STUDENTS GOING INTO SWIMMING

This article presents the results of the analysis of indicators of the mental state of schoolchildren aged 12-13 years old who go in for swimming.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПЛАВАНИЕМ»

УДК 796.015.12

Хализева Д.В. Звягинцев Д.М. студент магистратуры Малахов В.А., к. п. н.

доцент

кафедра теории и методики физической культуры

Миронова Т.А., к.п.н.

доцент

кафедра теории и методики физической культуры

Кадуцкая Л.А., к.п.н., доцент заведующий кафедрой теории и методики физической культуры ФГАОУВО «Белгородский государственный национальный

исследовательский университет» Россия, Белгород

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПЛАВАНИЕМ

Аннотация: В данной статье представлены результаты анализа показателей психического состояния школьников 12-13 лет, занимающихся плаванием.

Ключевые слова: занятия плаванием, показатели психического состояния, учащиеся средних классов.

Halizeva D. V. Zvyagincev D.M. master's degree student Malahov V.A., PhD department of theory and methods of physical culture

Mironova T.A., PhD department of theory and methods of physical culture Kadutskaya L.A., PhD, associate professor head of the department of theory and methods of physical culture

Belgorod State National Research University

Russia, Belgorod

RESEARCH OF INDICATORS OF THE MENTAL STATE OF MIDDLE CLASS STUDENTS GOING INTO SWIMMING

Annotation: This article presents the results of the analysis of indicators of the mental state of schoolchildren aged 12-13 years old who go in for swimming.

Keywords: swimming lessons, mental state indicators, middle school students.

В настоящее время перед государством остро стоит проблема укрепления здоровья подрастающего поколения, воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни. Одной из характерных особенностей современного образа жизни состоит в сокращении двигательной активности в совокупности с нервно -психическими перегрузками. Проблемы укрепления здоровья волнуют специалистов различных сфер деятельности очень давно.

В данном исследовании представлены результаты предварительного анализа оценки психического состояния школьников 12-13 лет, занимающихся плаванием. В исследовании приняла участие девочки и мальчики.

Для определения психического состояния школьников 12-13 лет, занимающихся плаванием, было проведено психологическое тестирование, включающее шкалу оценки уровня реактивной (ситуационной) и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера-Ханина, «опросник САН» - для определения уровня самочувствия, активности и настроения детей до и после занятий плаванием. А также тест-опросник «Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи» А. Реана и тест «Индивидуальная минута».

В таблицах приведены исходные результаты психического состояния учащихся средних классов, занимающихся плаванием. В таблице 1 представлены исходные результаты психического состояния девочек 12 -13 лет до занятий плаванием. В таблице 2 представлены исходные результаты психического состояния мальчиков 12-13 лет до занятий плаванием. Анализируя данные представленных таблиц, можно сделать вывод, что как у девочек, так и у мальчиков по показателям реактивной тревожности в группе (девочки и мальчики) не было выявлено высокого уровня. Средний уровень был выявлен у 60% девочек и 45% мальчиков. По показателю личностной тревожности у 20% девочек и мальчиков был определен высокий уровень. А средний и низкий уровень составили 40% и 60% соответственно - у девочек, а у большинства мальчиков был выявлен средний уровень личностной тревожности - 65%.

Таблица 1

Исходные результаты психического состояния девочек 12-13 лет до

занятий плаванием

Показатель М±т Распределение занимающихся по уровням

психического (баллы) развития (в %)

состояния

Низкий Средний Высокий

Реактивная 29,20±3,43 0 60 40

тревожность

Личностная 35,00±3,85 40 40 20

тревожность

Самочувствие 6,22±0,26 0 40 60

Активность 5,76±0,22 10 40 50

Настроение 5,62±0,32 0 80 20

Мотивация успеха 0 50 0

Мотивация боязни 11,2±1,9 0 50 0

неудачи

«Индивидуальная - 0 50 50

минута»

Таблица 2

Исходные результаты психического состояния мальчиков 12-13 лет до

занятий плаванием

Показатель М±т Распределение занимающихся по уровням

психического (баллы) развития (в %)

состояния

Низкий Средний Высокий

Реактивная 31,89±2,26 55 45 0

тревожность

Личностная 39,44±3,07 22 56 22

тревожность

Самочувствие 5,61±0,24 0 67 22

Активность 4,80±0,32 50 40 10

Настроение 5,0±0,30 5 75 20

Мотивация успеха 0 56 0

Мотивация боязни 12,0±1,2 0 44 0

неудачи

«Индивидуальная - 56 44 0

минута»

В таблице 3 представлены исходные результаты психического состояния девочек 12-13 лет после занятий плаванием.

Таблица 3

Исходные результаты психического состояния девочек 12-13 лет после

занятий плаванием

Показатель психического состояния М±т (баллы) Распределение развития (в %) занимающихся по уровням

Низкий Средний Высокий

Реактивная 29,10±3,43 45 55 0

тревожность

Личностная 35,00±3,85 45 45 10

тревожность

Самочувствие 6,50±0,26 0 35 65

Активность 5,90±0,22 10 35 55

Настроение 6,0±0,32 0 60 40

Мотивация успеха 0 67 0

Мотивация боязни 12,0±2,12 0 33 0

неудачи

«Индивидуальная минута» - 0 67 33

В таблице 4 представлены исходные результаты психического состояния мальчиков 12-13 лет после занятий плаванием.

Таблица 4

Исходные результаты психического состояния мальчиков 12-13 лет после

занятий плаванием

Показатель М±т Распределение занимающихся по уровням

психического (баллы) развития (в %)

состояния

Низкий Средний Высокий

Реактивная 31,50±2,26 45 55 0

тревожность

Личностная 39,10±3,07 20 65 15

тревожность

Самочувствие 5,81±0,24 0 60 40

Активность 5,50±0,32 10 75 15

Настроение 5,0±0,30 5 75 20

Мотивация успеха 0 67 0

Мотивация боязни 12,8±1,3 0 33 0

неудачи

«Индивидуальная - 44 56 0

минута»

Результаты «опросника САН» после тренировочного занятия выявили высокий или средний уровень самочувствия, активности и настроения. Низкого уровня по этим показателям не наблюдалось.

Результаты теста-опросника «Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи» после тренировочного занятия выявили улучшение показателей к

мотивации успеха, так у девочек - 67% мотивации успеха, и у мальчиков -67% соответственно и снизились показатели в мотивации боязни неудачи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты теста «Индивидуальная минута» выявили у девочек показатели среднего и высокого уровня по 67% и 33% соответственно, показателей низкого уровня у девочек не выявлено, а у мальчиков - низкий уровень - 44% и средний уровень - 56%, и показатели высокого уровня не выявлены. По сравнению с результатами до тренировочного занятия данные показатели улучшились.

Таким образом, по результатам проведенного тестирования можно отметить, что психическое состояние учащихся средних классов, занимающихся плаванием, находится в пределах нормы и не превышает допустимых значений как до занятий, так и после занятий плаванием.

Использованные источники:

1. Акимова К.М. Психологическая диагностика: учебник для вузов [Текст] / М.К. Акимова, К.М. Гуревич. - СПб: Питер, 2003. - 625 с.

2. Драгунова Т.В. Возрастная психология. Психологические особенности подростка [Текст] - М., 1979. - 141 с.

3. Джамалудинов Х.И., Кузнецов И.А. Психические состояния в спорте, их диагностика и саморегуляция [Текст] // Современные проблемы науки и образования. - 2006. - № 5. - С. 98-99.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.