Научная статья на тему 'Исследование перспектив внедрения системы "умный вокзал" на территории РФ'

Исследование перспектив внедрения системы "умный вокзал" на территории РФ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1021
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОКЗАЛ / РЕКОНСТРУКЦИЯ / ВНЕДРЕНИЕ / ОПТИМИЗАЦИЯ / АВТОМАТИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Рублевская Екатерина Валерьевна, Щербакова Анастасия Вячеславовна

В данной статье представлены преимущества внедрения системы «Умный вокзал», рассмотрены уже имеющиеся вокзалы и возможность реализации данной системы на вокзалах страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование перспектив внедрения системы "умный вокзал" на территории РФ»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРСПЕКТИВ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ

«УМНЫЙ ВОКЗАЛ» НА ТЕРРИТОРИИ РФ

1 2 Рублевская Е.В. , Щербакова А.В.

1Рублевская Екатерина Валерьевна - магистрант, направление: конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств, кафедра технологии машиностроения;

2Щербакова Анастасия Вячеславовна - магистрант, направление: стандартизация и метрология, кафедра управления качеством и сертификации, Сибирский государственный университет науки и технологий им. академика М. Ф. Решетнева,

г. Красноярск

Аннотация: в данной статье представлены преимущества внедрения системы «Умный вокзал», рассмотрены уже имеющиеся вокзалы и возможность реализации данной системы на вокзалах страны.

Ключевые слова: вокзал, реконструкция, внедрение, оптимизация, автоматизация.

Сегодня происходит коренное изменение подхода к проектированию и строительству вокзалов. Главная цель при этом следующая - обеспечить не только безопасное, но и комфортное пребывание людей на вокзале [1]. Решением данной цели стал проект «умный вокзал» - комплекс систем (в первую очередь инженерных), позволяющих максимально увеличить эффективность функционирования инфраструктуры и технических средств вокзала, при котором все технические, технологические и организационные процессы реализуются при минимальном участии человека. Данный проект был впервые внедрен на железнодорожном вокзале Анапы в 2010 году. Строительство такого вокзала позволило оптимизировать его работу и способствовало значительной экономии электроэнергии, поэтому было принято решение использовать этот проект и в других городах РФ.

Принципы функционирования такого вокзала заключаются в следующем [2]:

• автоматизация процессов жизнеобеспечения (интеллектуальное управление функционированием инфраструктуры и технических средств вокзала);

• возможность обеспечения дистанционного контроля из региональных ситуационных центров за функционированием систем жизнеобеспечения вокзалов;

• применение инновационных технологий (в том числе нанотехнологий) и методов оптимизации инженерных и информационных систем для достижения максимального ресурсосберегающего эффекта;

• применение технологий «Зеленого здания»;

• оптимизация процессов обслуживания пассажиров путём максимально удобного расположения объектов, связанных с обслуживанием посетителей и их информированием.

Перспективные примеры работы комплекса: внедрение автоматизированной системы воздухоподготовки с функциями вентиляции, охлаждения, обогрева и рекуперации тепла в помещении позволяет снизить энергозатраты [3]. А внедрение автоматизированных тепловых пунктов способствует автоматической оптимизации, поступающей на вокзал тепловую энергии и снижению её потребления. Основанием для экстренной оптимизации энергопотребления вокзала стало несоответствие между количеством тепловой и электрической энергии, потребляемым объектом, и современными требованиями стандартов. Так, например, до реконструкции здание вокзала потребляло 173 кВт^ч/(м2^год) тепловой энергии и 26 кВт^ч/(м2^год) электрической, что не отвечало требованию ФСТ России для реконструируемых объектов ОАО «РЖД» - не более 30 кВт^ч/(м2тод) [4].

Неэффективные источники света в местах продолжительного горения заменяются на светодиодные, а внутренние помещения вокзала освещаются более ярко и равномерно с учетом контроля за нахождением пассажиров в зонах ожидания. Кроме того, реализуется сезонное зонирование вокзала - на зимние и летние секции.

Проект реконструкции предполагает кардинальное улучшение изоляции посредством установки изоляционной плиты из стекловаты, изоляции из минеральной, а также дополнительных полистиреновых (ПСВ) плит.

Проектом предусмотрено внедрение системы климатической стабилизации здания. Стеклянные фасады покрывают солнцезащитными пленками, улучшающими теплозащиту здания и повышающими комфорт пассажиров.

Проект предполагает организацию системы сбора и повторного использования дождевой воды. Внедрение системы регулирования водопотребления суммарно дает экономию до 60% воды. Для экономии воды питьевого качества предусмотрена установка на всех умывальниках в общественных туалетах смесителей, снабженных интеллектуальным устройством «экоклик» для ограничения потока воды. Нововведение позволит сэкономить до 72 % воды.

Обязательства по реализации проекта реконструкции вокзала в Анапе взяли на себя ЕБРР и ОАО «РЖД». Вследствие чего, вокзальный комплекс стал образцом современного типового вокзала - примером, на базе которого могут проводиться реконструкции других вокзалов в России. Возможность воспроизведения этого опыта обеспечивается, в частности, привлечением мировых производителей оборудования, что позволяет использовать одни и те же комплектующие в разных проектах.

На данный момент ОАО «РЖД» уже внедрило систему «Умный вокзал» на Белорусском, Павелецком, Рижском, Савеловском и Ярославском вокзалах Москвы. Кроме того, она успешно используется на железнодорожных вокзалах Тюмени, Анапы, Сочи, Адлера и Казани [5]. Наряду с нашей страной, подобные системы, позволяющие автоматизировать работу вокзала и повысить уровень обслуживания и комфорта пассажиров, широко используются и за пределами России.

Несмотря на значительные затраты и сложность инженерных решений, этот проект был признан успешным, поскольку все затраченные на строительство и внедрение системы ресурсы окупаются в ближайшие несколько лет после начала функционирования вокзала. Таким образом, планируется производить реализацию проекта во время реконструкции вокзалов в крупнейших городах России, а также продолжать улучшать и дополнять эту концепцию новыми идеями и разработками, которые позволят вывести железнодорожные вокзалы страны на новый уровень.

Список литературы

1. Инфраструктура. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rzd-expo.ru/innovation/infrastructure/passenger_complex/ (дата обращения: 31.08.2018).

2. Поколение умных вокзалов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://stopress.ru/archive/html/STO_0227_aprel_2014/POKOLENIE_UMNIH_VOKZA LOV.html/ (дата обращения: 31.08.2018).

3. Новости. Железные дороги [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gudok.ru/transport/zd/?ID=882163/ (дата обращения: 31.08.2018).

4. Здания высоких технологий. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://zvt.abok.ru/articles/40/Pervii_umnii_vokzal_v_Rossii/ (дата обращения: 31.08.2018).

5. Пресс-центр РЖД. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://press.rzd.ru/news/public/ru?STRUCTURE_ID=654&layer_id=4069&refererLayer Id=3307&id=91199/ (дата обращения: 31.08.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.