Научная статья на тему '\ энергоэффективность \ Анапа: на "умной дороге"'

\ энергоэффективность \ Анапа: на "умной дороге" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
70
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ энергоэффективность \ Анапа: на "умной дороге"»

ч ш

1 ТЭД V ¡МЦЙИИИ^^р" |

жгс м 1Г —_ н&рРЕШ 1 ^атшд^В 1 р

^ 1 ЯЁ . л^ь ж^^щ^^^к

Щ а Г 31

Железнодорожный узел Анапы — первый в России «умный вокзал», который переходит на использование альтернативных

источников энергии. В ближайшие годы РЖД

ует тиражировать проект и в других южных городах России.

Анна

ТИХОМИРОВА

iPad г> ¡О к V 1 | К к.

Теперь и на iPad:

скачивайте бесплатно в App Э^ге

Предполагается, что проект модернизации вокзала будет реализован в сотрудничестве с Европейским банком реконструкции и развития (в 2013 году планируется привлечь финансы ЕБРР для закупки энергосберегающего оборудования). При этом поставлена задача снизить потребление энергоресурсов на 60% и сертифицировать здание вокзала по европейскому стандарту ЕМ 15232.

По замыслу авторов проекта новый вокзал будет получать энергию в том числе от фотоэлектрических солнечных батарей, установленных на крыше комплекса. По словам Евгения Загороднего, гендиректора ООО «Хевел» (проводит работы по реконструкции вокзального комплекса; основано госкорпорацией «РОСНАНО»), монтаж солнечных установок начался в 2011 году. «В настоящее время на крыше здания вокзала размещено 560 солнечных модулей, суммарная мощность которых составляет 70 кВт. В IV квартале текущего года в рамках инвестиционного проекта «Внедрение ресурсосберегающих технологий на железнодорожном транспорте в 2012 году» на вокзале Анапы планируется внедрить ветрогенераторную установку с номинальной мощностью 50 кВт, преобразующую энергию ветра в электрическую», — дополняют в пресс-службе РЖД.

Говорить что-то определенное о стоимости проекта «умный вокзал» его организаторы пока отказываются (правда, в 2010 году РЖД сообщало о том, что на три «умных вокзала», по оценкам корпорации, потребуется около 50 млн евро). Однако «умный вокзал» — это типовой

подход, но не типовое решение. Вокзальные комплексы Дирекции железнодорожных вокзалов — филиала ОАО «РЖД» — за редким исключением не похожи друг на друга, поэтому и суммы затрат в каждом случае будут разными.

Отметим также, что ОАО «РЖД» входит в число крупнейших потребителей энергоресурсов в России, на его долю приходится 4,5% расходуемой в стране электроэнергии. В Энергетической стратегии холдинга на период до 2015 года и на перспективу до 2030-го предполагается значительное снижение энергоемкости перевозок (относительно базового 2009 года). Так, удельные расходы электроэнергии на тягу поездов должны быть снижены к 2015 году не менее чем на 2,2%, дизельного топлива — на 5%. Учитывая существующие годовые объемы потребления энергоресурсов (на 2009 год — 38,6 млрд кВтч электроэнергии и 3 млн т дизельного топлива), экономия может составить 850 млн кВтч и 150 тыс. т дизтоплива в год — соответственно около 1,9 млрд и 3,7 млрд руб. в текущих ценах.

В 2012-2015 годах компания планирует инвестировать в ресурсосберегающие технологии более 15 млрд руб. (в 2008-2011 годах на различные программы по ресурсосбережению было направлено около 12 млрд рублей).

Следующими объектами реконструкции, скорее всего, будет вокзал города Волжский Волгоградской области. Среди других поселений юга, которые также претендуют на использование технологий солнечных модулей, — города Лиски, Балашов, Грозный, Гудермес.

По словам аналитика компании УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, железнодорожники многих стран давно и с успехом борются с энергопотерями. «Это объясняется тем, что рыночная экономика там создана гораздо раньше, чем у нас, конкуренция с другими видами транспорта острее, и если не осуществлять подобные мероприятия, железные дороги придут в упадок и разорятся», — констатирует эксперт.

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 11 (127) 2012 61

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.