Эксплуатация и надежность авиационной техники
УДК 629.7.05
ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРСПЕКТИВ ПРИМЕНЕНИЯ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В АВИАЦИИ
Е. А. Лосев
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Рассматриваются перспективы применения облачных технологий на воздушных судах, бортовом оборудовании и авиационной технике.
Ключевые слова: гражданская авиация, облачные технологии, бортовое оборудование, Интернет вещей, техническое обслуживание.
INVESTIGATING APPLICATION PROSPECTS OF CLOUD TECHNOLOGIES
IN AVIATION
E. A. Losev
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
The article describes prospects of using cloud technologies on aircraft, onboard equipment and aviation equipment. Keywords: civil aviation, cloud technology, airborne equipment, Internet of things, maintenance.
В настоящее время в гражданской авиации используется большое количество радиоэлектронной аппаратуры, имеющей в своей памяти определённые параметры и встроенное программное обеспечение. Периодически возникает потребность в обновлении этого программного обеспечения [1]. Упростить и автоматизировать эту задачу могут облачные технологии.
Облачные технологии - это удобная среда для хранения и обработки информации, объединяющая в себе аппаратные средства, лицензионное программное обеспечение, каналы связи, а также техническую поддержку пользователей [2]. Оснащение бортового оборудования поддержкой облачных технологий позволит инженерно-техническому персоналу оперативно обновлять встроенное программное обеспечение блока, обновлять навигационные базы и передавать полётную информацию без помощи дополнительных носителей информации (CD, DVD, HDD) и оборудования (Portable data loader) [3].
Производитель оборудования или оператор ВС загружает необходимую информацию или программное обеспечение в «облако» для последующей загрузки на ВС. Связь воздушного судна с «облаком» осуществляется через беспроводной канал связи, например Wi-Fi. Каждому блоку на воздушном судне задаётся её уникальный номер (адрес), чтобы производитель мог выборочно производить изменение параметров для определённой модификации типа ВС.
Отдельно стоит рассмотреть вопрос безопасности. Изменение параметров или обновление программного обеспечения необходимо проводить только когда ВС находится на земле и подключено к наземному источ-
нику питания. Средством защиты от несанкционированного изменения программного обеспечения или баз данных служит электронный ключ, подключаемый через специальный USB-разъём. Блок, отвечающий за обновление программного обеспечения, отправляет на ключ информацию, которая обрабатывается в соответствии с заданным алгоритмом и возвращается обратно. Если ответ ключа правильный, то программа продолжает свою работу и предложит инженерно-техническому персоналу обновить программное обеспечение или базы данных [4].
Таким образом, применение облачных технологий позволит снизить время технического обслуживания ВС, путём автоматического и оперативного обновления навигационных баз данных, встроенного программного обеспечения, списания информации с бортовых самописцев и получения информации о неисправностях в работе той или иной системы.
Библиографические ссылки
1. Коптев А. Н. Авиационное и радиоэлектронное оборудование воздушных судов гражданской авиации. Самара, 2011. 555 с.
2. Lee G. Cloud Computing: Principies, Systems and Applications. London : Springer, 2010. 379 p.
3. Пат. US009008868B1 США. Cloud based management of aircraft avionics / Ken Bantoft, Curt Allen Gray № 14/297,146; заявл. 14.04.2015 ; опубл. 05.06.2015.
4. Скляров Д. В. Аппаратные ключи защиты. СПб. : БХВ-Петербург, 2004. 288 с.
Решетневскуе чтения. 2017
References
1. Koptev A. N. Aviacionnoe i radioelectronnoe oborudivanie vozdushnih sudov grazhdanskoi aviacii [Fundamentals Aviation and radio electronic equipment of civil aircraft]. Samara, 2011. 555 p.
2. Lee G. Cloud Computing: Principles, Systems and Applications. London : Springer, 2010. 379 p.
3. Ken Bantoft, Curt Allen Gray. Cloud based management of aircraft avionics. Patent USA, No. US009008868B1, 2015.
4. Sklyarov D. V. Apparatnie klyuchi zashciti [Hardware security keys]. SPb. : BHV-Peterburg, 2004. 288 p.
© Лосев Е. А., 2017