Научная статья на тему 'Исследование педагогического дизайна в синхронии и диахронии'

Исследование педагогического дизайна в синхронии и диахронии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1660
321
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН / ДИДАКТИКА / ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ / ЭТИМОЛОГИЯ / INSTRUCTIONAL DESIGN / DIDACTICS / LEARNING THEORY / ETYMOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Такушевич Ирина Алексеевна

В статье раскрывается сущность понятия «педагогический дизайн», анализируется его целесообразность и релевантность. Автор делает попытку обобщения имеющихся теорий и предлагает свое определение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Synchronic and diachronic analysis of instructional design

The article reveals the essence of the concept of ‘instructional design’, analyzes its feasibility and relevance. The author makes an attempt to summarize the existing theories and offers her own definition

Текст научной работы на тему «Исследование педагогического дизайна в синхронии и диахронии»

И. А. Такушевич

(Санкт-Петербург)

Исследование педагогического дизайна

в синхронии и диахронии

В статье раскрывается сущность понятия «педагогический дизайн», анализируется его целесообразность и релевантность. Автор делает попытку обобщения имеющихся теорий и предлагает свое определение.

В современной системе образования в связи с его тотальной информатизацией сложились предпосылки для выделения отдельной отрасли практической педагогики - педагогического дизайна (англ. instructional design). Считается, что первыми термин «педагогический дизайн» использовали Роберт Милс Га-нье (Principles of Instructional Design) и Роберт Глейзер (Psychology and Instructional Technology) в начале 1960-х годов. В российских научных кругах данное понятие все еще воспринимается как неологизм, есть основания утверждать, что дизайн позволит вывести отношения между педагогикой и миром образования на совершенно новый уровень, где появится возможность «целенаправленной эстетизации мира образования» [5, с. 144].

В 1969 г. на конгрессе Международного совета по промышленному дизайну было принято определение ученого и педагога Ульм-ской школы дизайна Томаса Мальдонадо: «Дизайн является творческой деятельностью, цель которой - определение формальных качеств предметов, производимых промышленностью; эти качества формы относятся не только к внешнему виду, но, главным образом, к структурным и функциональным связям, которые превращают систему в целостное единство (с точки зрения изготовителя и потребителя). Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которые обусловлены промышленным производством» [4, с. 30]. Позже Н.В. Воронов сформулировал еще одно определение, более точно отвечающее современным представлениям: «Дизайн - органичное новое соединение существующих материальных объектов и (или) жизненных ситуаций на основе метода компоновки при необходимом использовании данных науки с целью придания

результатам этого соединения эстетических качеств и оптимизации их взаимодействия с человеком и обществом. Это определяет наличие присущих дизайну социальных последствий, проявляющихся в содействии общественному прогрессу и формированию личности» [2, с. 16].

Преобразующее воздействие дизайна не только на пространство, но и на личность позволяет говорить о его распространении на такие практики, которые не связаны напрямую с проектно-графическими методами; таким образом, появляются понятия психодизайн, экодизайн, генный дизайн, педагогический дизайн [5, с. 144].

История педагогического дизайна началась в США, в период второй мировой войны. Для того чтобы быстро и эффективно обучить огромное количество людей выполнять сложные технические задачи были привлечены психологи и ученые (Robert Gagné, Leslie Briggs, John Flanagan и др.] и разработаны методики военной подготовки, основанные на теории оперантного обусловливания Б. Ф. Скиннера, которые и оказали большое влияние на развитие новой области теории и практики преподавания (E. L. Baker, W. Dick, P. Saettler). Работа над решением учебных проблем была продолжена в специальных исследовательских институтах.

В 1954 году вышла статья Б. Ф. Скиннера «Наука обучения и искусство преподавания», где иллюстрируется эмпирический подход к решению образовательных проблем: анализ и «разбивка» содержания на специальные би-хевиористические цели, планирование определенных шагов для достижения этих целей, установление процедур для опробования и пересмотра шагов, проверка программы на соответствие заявленным целям - все это помогло созданию малой, но эффективной сис-

темы самостоятельного обучения - технологии преподавания.

В I960 году Роберт Магер, осознав важность для преподавателя умения ставить цели, написал пособие «Подготовка целей для программированного обучения». Кроме того, благодаря работе Бенжамина Блума и его коллег «Таксономия образовательных целей», ученые обратили внимание на то, что в когнитивной сфере существуют различные типы результатов учебной деятельности, что цели могут быть классифицированы по типу поведения обучающегося и что существует некая иерархия учебных результатов.

В начале 1960-х гг. появилось несколько важных компонентов для педагогического дизайна: тестирование относительно критерия и публикация книги американского психолога Роберта Ганье «Условия обучения». Р. Ганье описал пять результатов обучения: интеллектуальный навык, когнитивная стратегия, вербальная информация, двигательные навыки, отношение, - каждый из которых должен иметь особенные условия для того, чтобы способствовать обучению. В основе его теории лежит представление об иерархическом строении навыков, а организация процесса обучения предполагает знание преподавателем структуры осваиваемого навыка и учёта уровня знаний и умений учащихся.

Позднее активно разрабатывались различные модели педагогического дизайна, среди которых можно выделить следующие разработки: Дик и Кэри (Dick & Carey, The systematic design of instruction, 1978]; Ганье и Бриггс (Gagné & Briggs, Principles of instructional design, 1974]; Герлах и Эли (Gerlach & Ely, Teaching and media: A systematic approach, 1971]; Кэмп (Kemp, J. E. Instructional Design: A Plan for Unit and Course Development, 1971]. К концу десятилетия насчитывалось уже более 40 моделей педагогического дизайна, их стали использовать в бизнесе и промышленности, в военной сфере, на международной арене, в вузах появились программы подготовки специалистов-дизайнеров, стал выпускаться специальный журнал, посвященный разработке и развитию образовательных технологий Journal of Instructional Development. Появление персонального компьютера и Интернета в значительной степени повлияло на практику педагогического дизайна, когда многие ученые занялись разработкой компьютеризированного обучения, автоматическо-

го взаимодействия и дистанционного обучения. Позже, в 1980-х и в течение 1990-х гг. теория когнитивной нагрузки стала искать эмпирическое обоснование различным техникам презентации. В 2000-е гг. обучение на компьютерах и дистанционное обучение положили начало онлайн-обучению.

Так, сфера педагогического дизайна включает в себя анализ проблем обучения и результатов деятельности, а также создание, разработку, внедрение, оценку и управление учебными и неучебными процессами и ресурсами, направленными на совершенствование образовательного процесса в различных ситуациях (в особенности в образовательных учреждениях и на рабочем месте] [12].

Классическим определением понятия педагогический дизайн считается данное в исследованиях Меррилла, Дрейка и др., где он рассматривается как научная дисциплина, которая занимается «разработкой наиболее эффективных, рациональных и комфортных способов, методов и систем обучения, которые могут быть использованы в сфере профессиональной педагогической практики» [10, с. 5-7].

В зарубежной теории и практике педагогический дизайн используется в нескольких значениях:

1] как процесс (линейный и нелинейный] - систематическая разработка педагогических средств с использованием учебных и педагогических теорий для обеспечения высокого качества преподавания (анализ потребностей и целей обучения, разработка системы преподавания]. Как процесс проектирования учебных материалов педагогический дизайн представляет собой процедуру решения учебной проблемы, а именно «процесс анализа потребностей и целей обучения, а также разработку системы преподавания для удовлетворения этих потребностей» [6] (см. модели Dick & Carey, ADDIE, Kemp, ICARE и ASSURE]. Так, находим определение педагогического дизайна у П. Смита и Т. Рэгана - «это системный рефлексивный процесс перевода с языка обучения и преподавания на язык планирования обучающих материалов, деятельности, информационных ресурсов и оценки» [15, c. 4]. А также у Г. МакАрдла: «это использование систематического процесса для понимания проблем обучения, осознания, что нужно сделать для решения этих проблем, и затем осуществление этого решения» [9].

То есть педагогический дизайн подразумевает систематическое или интенсивное планирование и формирование идеи процесса, которые предшествуют разработке или исполнению плана решения проблемы;

2) как дисциплина - отрасль знаний о педагогических стратегиях, включая процесс их разработки и реализации (описывает не ментальные процессы, протекающие в момент учения, а отдельные, соответствующие сре-довой специфике методы учения, стимулирующие данные когнитивные процессы). Педагогический дизайн обладает междисциплинарными свойствами, совмещая в себе системный анализ (Ф. Тейлор, Ф. и Л. Гилбреты и др.), экспериментальную психологию (Дж. Уотсон, Э. Толмен, К. Халл, Б. Ф. Скиннер), таксономию Б. Блума, кибернетику (теория систем Норберта Вейнера), эргономию (исследования взаимодействия человека и машины), психологию поведения, когнитивистику (теории Скиннера, Ганье, Ж. Пиаже, Л. С. Выготского, А. Бандуры, Б. Вайнера, а также теория обработки информации Дж. Миллера) и анализ ошибок. Отличие теорий педагогического дизайна от собственно когнитивных теорий учения состоит в том, что первые описывают не ментальные процессы, протекающие в момент учения, а отдельные, соответствующие средовой специфике методы учения, стимулирующие данные когнитивные процессы. Согласно мысли К. Рейгелута, высказанной в книге Instructional Design Theories and Models, педагогический дизайн - это теория, предлагающая подробные и точные инструкции по оказанию помощи другим в их саморазвитии и обучении, общее представление о котором включает в себя, вкупе с когнитивным моментом, также эмоциональный, социальный, психический и духовный [11]. Рейгелут также пишет, что педагогический дизайн как дисциплина базируется на двух основаниях: (а) на модели управления учебным процессом и (б) на теоретическом описании идеального учебного проектирования [16]. Идеальное проектирование постоянно зависит от механизма системной обратной связи (feedback), поскольку в целях оптимизации результатов обучения тестирует себя на предмет собственной эффективности. Такие циклы самопроверки и самокоррекции повторяются в течение всего времени проектирования и продолжаются далее на этапе внедрения результатов и поддержки системы. Это позволяет

адаптироваться к любому контенту, настройкам, составу учащихся и т.д. [16].

3] как наука - создание детальных спецификаций для разработки, реализации, оценки и сохранения ситуаций которые облегчают процесс изучения как крупных, так и малых предметных блоков всех уровней сложности [6]. Рита Ричи в своей книге пишет,- «Это наука создания подробного описания условий разработки, оценки и реализации ситуаций, способствующих обучению» [13];

4] как реальность или как открытая система - процесс проектирования начинается в момент возникновения первоначальной идеи, рождающей педагогическую ситуацию, и может развиваться по воле дизайнера в любом направлении (при постоянном мониторинге]. Открытость как свойство важно понимать в связи с тем, что: (а] педагогический дизайнер должен понимать важность приспособления и даже предугадывания изменений в окружающей среде; (б] педагогический дизайнер должен учитывать, что любое изменение в подсистеме повлечет изменения во всей системе. И наконец, педагогический дизайн есть реальность. Процесс проектирования обыкновенно запускается в момент возникновения первоначальной идеи, рождающей педагогическую ситуацию, и развивается, согласно воле дизайнера, в любом направлении, сопровождаясь непрерывным мониторингом, что не дает разработчику ошибиться в избранном векторе. Результаты проделанной работы впоследствии оформляются как процесс, осуществленный систематическим образом.

В своей статье Р. А. Райзер основными чертами «педагогического дизайна» признает: (а] шесть приемов (анализ, создание (собственно дизайн],разработка, внедрение, оценка и управление]; (б] признание исследований, теории и практики важными аспектами деятельности (профессии); (в] признание влияния эффективных технологий на результат [12]. А Г. Роуланд в процессе изучения педагогического дизайна пришел к следующим положениям: (о] дизайн - это целенаправленный процесс, целью которого является усвоение и понимание «нового»; (б] «новое» имеет практическое применение; (в] глобальная задача дизайна - это перевод информации из категории «требования» в категорию «навык»; (г] дизайн предполагает социальное взаимодействие; (д] дизайн включает реше-

ние задач, но не всякое решение задач является дизайном; (е) дизайн может быть и наукой, и искусством, и ни наукой, ни искусством; (е) дизайн включает в себя технические навыки и творчество, рациональный и интуитивный мыслительный процесс [14].

Таким образом, педагогический дизайн -это системное приложение стратегий и техник теорий бихевиоризма, когнитивистики и конструктивизма для решения педагогических задач. Он отличается от других форм педагогического планирования уровнем расчета и экспертизы, который включается в процесс планирования, разработки и оценки.

Среди российских ученых, которые проводят исследования в области педагогического дизайна, можно выделить М. В. Моисееву, Е. В. Оспенникову, К. Г. Кречетникову, А. Ю. Уварова, который одним из первых определяет данное понятие как «систематическое (приведенное в систему) использование знаний (принципов) об эффективной учебной работе (учении и обучении) в процессе проектирования, разработки, оценки и использования учебных материалов» [8, с. 2]. Иными словами, определяемое сводится к системе процедур, обеспечивающих педагогическую эффективность учебных материалов, в том числе разработанных с использованием новых информационных технологий [6].

Анализ литературных источников позволил сформулировать некоторые положения относительно сущности педагогического дизайна:

- с помощью педагогического дизайна можно создавать и поддерживать среду, в которой на основе наиболее рационального представления о взаимосвязи и сочетания различных типов ресурсов обеспечивается психологически комфортное и педагогически обоснованное их развитие. Развивающая среда представляется как система развивающих занятий, условий и средств, направленных на

развитие познавательных процессов (памяти, воображения, мышления, внимания) и опыта самопознания. Педагогический дизайн, в широком значении, получает свое содержательное раскрытие как процесс формирования учебного пространства;

- сущность педагогического дизайна заключается в том, что на основании определенных целей и желаемых результатов «педагогический дизайнер» (учитель, педагог) разрабатывает наиболее эффективные методы обучения посредством планируемого учебного материала. В целом педагогический дизайн можно представить как процесс, состоящий из совокупности определенных процедур, которые в итоге обеспечивают педагогическую эффективность учебных дидактических материалов, в том числе электронных образовательных ресурсов, компьютерных дидактических материалов с использованием современных информационных технологий;

- использование педагогического дизайна направлено на повышение эффективности и результативности учебных материалов, расширение когнитивных возможностей учащихся, способствует увеличению объема и качества усваиваемой учащимися информации, обучение при этом становится системно спланированным;

В нашем исследовании расширяем понятие педагогического дизайна и предлагаем рассматривать его не только как целостный подход к построению учебного процесса, с помощью которого выстраивается единая система из целей обучения, учебного материала и инструментов, доступных для передачи знаний в открытой информационно-образовательной среде, но и специальным образом организованную учебную деятельность (педагогически обоснованную, технологически реализуемую, этически выверенную и эстетически оформленную), которая представляет личностную значимость для обучающегося.

Литература

1. Бегенева Е. И. Педагогический дизайн как альфа и омега виртуального урока // Русский язык за рубежом. - 2008. - №4. -С. 30-37.

2. Воронов Н. В. Суть дизайна. - М.: Грантъ, 2002.

3. Кречетников К. Г. Педагогический дизайн и его значение для развития информационных образовательных технологий // Применение новых технологий в образовании : материалы XVI Междунар. конф. «ИТ0-Троицк-2005», 28-29 июня 2005 г., Троицк, Московская область [Электронный ресурс]. - URL:

http://ito.edu.ru/2005/Troitsk/2/2-0-9.html (дата обращения: 26.02.2015).

4. Минервин Г. Б. Архитектоника промышленных форм. -Вып. 1. - М., 1970. - 157 с.

5. Мисюкевич А. Н. Дизайн-проектирование в системе эстетической подготовки студентов // Педагогический дизайн : материалы науч.-практ. конф., 26-27 окт. 2004 г. - СПб.: РИО ГОУ СПО «СПбГИПТ», 2004.

6. Подковырова В. Н. Основы педагогического дизайна [Электронный ресурс]. - URL: http://school.uni-altai.ru/m_conf01/podko-virova-dezign.pdf (дата обращения: 26.02.2015).

7. Тихомирова Елена. 800 слов про педагогический дизайн [Электронный ресурс]. - URL: http://www.trainings.ru/library/arti-cles/?id=11059 (дата обращения 17.03.2012).

8. Уваров А. Ю. Педагогический дизайн // Информатика : Прил. к газ. «Первое сентября». - [Б.м.]. - 2003. - 8-15 авг. (N 30). -С. 2-31.

9. McArdle, G. (2010). Instructional design for action learning. New York. 304 pp. Retrieved from http://m.friendfeed-media.com/

10. Merrill, M. D., Drake, L., Lacy, M. J., Pratt, J., & the ID2 Research Group. (1966). Reclaiming instructional design. Educational Technology, 36(5), 5-7. Retrieved from http://mdavidmerrill.com/Pa-pers/Reclaiming.PDF.

11. Reigeluth, С. M. Instructional-Design Theories and Models : Vol. 2, A new paradigm of instructional theory (reprinted ed.). - Mahwah, N.J.: Lawrence Erlbaum Associates.

12. Reiser, R. A. (2001). A History of Instructional Design and Technology. Part II: A History of Instructional Design. Educational Technology Research and Development, 49(2), 57-67. Retrieved from http://www.cpeng.tcu.edu.tw/teaching/912/edu_media/hist_of_id.pdf

13. Richey, R. (1986). The Theoretical and Conceptual Bases of Instructional Design. New York: Nichols.

14. Rowland, G. (1993). Designing and Instructional Design. Educational Technology Research and Development, 41(1), 79-91.

15. Smith, P. L., & Ragan, T. J. (1999). Instructional Design (2nd edition). - New York: John Wiley and Sons, Inc.

16. Wilson, B., Jonassen, D., & Cole, P. (1993). Cognitive approaches to instructional design. New York: McGraw-Hill. Retrieved from http:// www.cudenver.edu/~bwilson

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.