Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ПАУЗ ХЕЗИТАЦИИ В УСТНОЙ РЕЧИ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ПАУЗ ХЕЗИТАЦИИ В УСТНОЙ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
760
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАУЗЫ ХЕЗИТАЦИИ / КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ / HESITATION PAUSES / COMMUNICATIVE ACTIVITY / SPEECH ERRORS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Аникушин С.В.

Рассматривается проблема преобладания в устной речи студентов пауз хезитации, данный материал исследования относится к разделу «Лингвистика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESEARCH OF HESITATION PAUSES IN ORAL SPEECH

This article deals with the problem of the predominance the hesitation pauses in students’ oral speech, this research work bases on the section "Linguistics".

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ПАУЗ ХЕЗИТАЦИИ В УСТНОЙ РЕЧИ»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2018. Том 3 УДК 81

ИССЛЕДОВАНИЕ ПАУЗ ХЕЗИТАЦИИ В УСТНОЙ РЕЧИ

С. В. Аникушин

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сосновоборский механико-технологический техникум» Российская Федерация, 662500, г. Сосновоборск, ул. Юности, 7 Е-шай: chereshkevich.77@mail.ru

Рассматривается проблема преобладания в устной речи студентов пауз хезитации, данный материал исследования относится к разделу «Лингвистика».

Ключевые слова: паузы хезитации, коммуникативная деятельность, речевые ошибки.

THE RESEARCH OF HESITATION PAUSES IN ORAL SPEECH

S. V. Anikushin

State Regional Budgetary Institution of Professional Education "Sosnovoborsk College of Mechanics and Technology" 7, Yunosti Str., Sosnovoborsk, 662500, Russian Federation Е-mail: chereshkevich.77@mail.ru

This article deals with the problem of the predominance the hesitation pauses in students' oral speech, this research work bases on the section "Linguistics".

Keywords: Hesitation Pauses, Communicative Activity, Speech Errors.

Наша спонтанная речь редко бывает идеальной - мы то и дело или запинаемся, или тянем и даже повторяем отдельные слова, или исправляем неудачно начатую фразу. Долгое время подобного рода речевые сбои было принято игнорировать, однако, в последние десятилетия интерес к ним неуклонно растет. Редко, кто из говорящих, задумывается над тем, что такое пауза, для чего она нужна, какие паузы бывают. Считается, что пауза особой роли в речи не играет, что ее никто не замечает, что она нужна исключительно для вдыхания воздуха в легкие.

Частые паузы колебания вовсе не украшают нашу речь, а делают ее восприятие для слушающего трудной для восприятия. Такого человека называют не умеющим убедительно и красиво говорить. Более того, студент, который в своей речи «грешит» паузами хезитации, теряет, или так и не приобретает авторитет среди учителей и учеников. А среди современных студентов «хезитации» слишком распространенное явление.

Компьютер и телевизор прочно вошли в нашу жизнь, однако принося удобства и развлечения, нельзя не отметить и негативного их влияния. В современном мире устное общение студентов сведено к минимуму, поскольку, его место уверенно заняло общение в онлайн-чатах, а зачастую свое свободное время большинство молодых людей тратит не на чтение книг и живое общение, а на компьютерные игры и пребывание в социальных сетях.

Гипотеза. Наблюдая устную речь студентов нашего техникума, мы предположили, что она изобилует паузами хезитации. В подготовленной речи их должно быть минимальное количество. Ограничение просмотра телевизора, компьютерных игр и пребывание в социальных сетях уменьшит их количество. При работе с паузами хезитациями необходимо учитывать и физиологическое состояние организма.

Актуальность исследования обусловлена острой ситуацией дефицита образцов хорошей устной речи и достаточно высокого процента пауз хезитации в речи студентов.

Секция «Молодежь, наука, творчество (направленияСПО)»

С одной стороны, пауза хезитации - норма для устной речи. С другой, чрезмерное появление хезитаций даже в подготовленной речи, где их должно быть минимальное количество, свидетельствует о снижении качества устной речи.

Цель: расширить представление о явлении пауз хезитации в речи современной молодежи.

Задачи и планирование путей достижения цели:

• Исследовать устную речь студентов техникума на наличие и отсутствие в их речи пауз хезитации.

• Провести социологический опрос с целью выяснить произносительные предпочтения молодых людей.

• Установить наличие или отсутствие связи физиологических заболеваний с наличием чрезмерных пауз хезитаций в устной речи.

• На основе теоретического и практического материала разработать примерные рекомендации по улучшению устной речи студентов.

• Обобщить полученную информацию и оформить результаты исследования в форме научного доклада.

Методы исследования:

• Теоретические: сравнительно-сопоставительный анализ, обобщение, прогнозирование, систематизация.

• Индуктивный метод: итоговые выводы в результате наблюдений над конкретными фактами языка.

• Слуховой анализ.

• Метод статистической обработки данных.

Российский гуманитарный энциклопедический словарь даёт определение хезитации (от англ. hesitation - колебание), как речевое колебание, связанное со спонтанностью речи: импровизированный текст рождается непосредственно в момент речи, возникает проблема выбора речевых единиц (слов и грамматических структур) и планирования предложения в целом. Хезитации могут выражать в речи: 1) паузы; 2) нелексические вставные звуки; 3) «слова-паразиты»; 4) коррекция предложения; 5) замена слов; 6) повтор; 7) заикание; 8) незавершенное предложение.

Основное проявление хезитаций. в речи - паузы незаполненные и заполненные (нелексическими вставными звуками, словами-паразитами и др.). Они различаются по степени сознательного устремления на разговор: употребляя незаполненные паузы, говорящий дает возможность перебивать себя; напротив, употребляя заполненные паузы, он как бы не прерывает начатую реплику, держит нить разговора в своих руках. Заполненная хезитационная пауза обозначает затруднение говорящего, дает время для обдумывания, поддерживает коммуникацию; часто встречается в начале ответа на вопрос [2].

Основная сфера проявления хезитаций - устная речь, но изучается и хезитации письменной речи (описки, опечатки, исправления). Паузы хезитации были изучены Л. С. Выготским [1] и А. А. Леонтьевым, А. А. Белицкой [3; 4]. Термин «пауза хезитации» появился во второй половине XX века. В литературе встречаются и другие определения: «пауза нерешительности», «пауза размышления», «пауза обдумывания», которые так и не получили широкого распространения. Паузы хезитации могут быть незаполненными и заполненными.

1. Незаполненные паузы хезитации образуют перерыв в звучании.

2. К заполненным же паузам хезитации можно отнести вокализации ([э-э], [м-м], [гм]); затяжки звуков («ходил в кино-о на-а выходных»); пустые вводные слова, выражения, местоимения, наречия, которые часто называют словами-паразитами или пустыми словами («так сказать», «значит», «ну», «это», «вот», «этот», «как бы», «как-то», «там» и др.); вставные фразы говорящего - метатекстовые комментарии, обращенные к адресату или самому себе, обеспечивающие непрерывный контакт с собеседником («как вы знаете», «видите ли», «понимаешь» и др.); непреднамеренные повторы, в том числе частичный повтор («я хотела ла»), полный повтор слова («он купил купил новый блокнот»), и даже повтор целого словосочетания («это было на летних каникулах на летних каникулах в деревне»); невербальные паузы колебания - покашливания, вздохи, смех, цоканье языком; самопрерывания, в том числе рестарты - повторные начала («общ.. общение с начальником»), и фальстарты - неудачные начала («не афиш., с глазу на глаз поговорить»);

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2018. Том 3

незаконченные высказывания, в которых смысл, необходимый для коммуникации, невозможно извлечь ни из контекста, ни из ситуации, ни из фоновых знаний говорящих.

В результате исследования нами были сделаны следующие выводы:

1. В спонтанной речи с ее неподготовленностью и творческим характером паузы хезитации помогают говорящему выбрать слова, спланировать высказывание, обозначить добавления, исправления и возвраты. Полное отсутствие пауз хезитации может характеризовать, скорее, искусственную речь, чем спонтанную, но их слишком большое количество затрудняет коммуникацию, раздражает собеседника, а может и разрушить общение.

2. В любом случае нельзя пренебрегать тем, что академик Л. В. Щерба называл «отрицательным языковым материалом». Он имел в виду всякого рода «неудачные» высказывания, с которыми традиционная лингвистика отказывалась иметь дело под предлогом «так не говорят». Но они, - резонно замечал Л. В. Щерба, - образуют очень важную часть реальной речи [5].

3. Изучая причины возникновения пауз хезитаций, не следует упускать физиологическое состояние организма.

В заключение стоит отметить, что все изменения в русской спонтанной речи преследуют фактически одну цель: обеспечить коммуникативную эффективность передаваемого, поэтому, необходимо работать над повышением культуры речи, однако, полностью избавляться от хези-таций также нелепо, как и избавляться от способности мыслить.

Библиографические ссылки

1. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка / под ред. А. Н. Леонтьева и А. Р. Лурия. М. : Изд-во АПН РСФСР, 1956. 519 с.

2. Лебедева И. Г. Возрастная вариативность темпоральной организации подготовленной и спонтанной речи на белорусском, русском и французском языках // Вестник Полоцк. гос. ун-та. Сер. А. 2009. С. 5.

3. Леонтьев А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М. : Едиториал УРСС, 2003. 312 с.

4. Белицкая А. А. О роли хезитационных пауз в спонтанной речи [Электронный ресурс] // Филология и литературоведение. 2014. № 2. URL: http://philology.snauka.ru/ 2014/02/697 (дата обращения: 12.02.2018).

5. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. 2-е изд., стереотип. М. : Едиториал УРСС, 2004.

6. Красота и медицина [Электронный ресурс]. URL: http://www.krasotaimedicina.ru/ (дата обращения: 18.03.2018)

© Аникушин С. В., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.