УДК 796.071
Кетриш Евгения Валерьевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры, Российский государственный профессионально-педагогический университет, [email protected], Екатеринбург
Андрюхина Татьяна Владимировна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры, Российский государственный профессионально-педагогический университет, [email protected], Екатеринбург
ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИя БУДУщИх СПЕЦИАЛИСТОВ
в сфере физической культуры к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования
Аннотация. В статье рассматриваются особенности внедрения инклюзивного подхода в образовательные организации России, анализируются трудности, с которыми ежедневно приходится сталкиваться детям с ограниченными возможностями здоровья, для которых важно осознавать, что они могут общаться на равных со здоровыми, преодолеть желание самоизоляции и убедиться в собственном физическом потенциале. Отмечается роль физической культуры в системе мер социальной защиты инвалидов, выявляются трудности, с которыми сталкивается специалист по физической культуре и спорту при работе в условиях инклюзивного образования. Приводятся результаты исследования, направленного на выявление отношения будущих специалистов по физической культуре к возможности работы в условиях инклюзивного образования.
Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья, будущие специалисты в сфере физической культуры и спорта.
В международной программе ЮНЕСКО «Образование для всех» инклюзивное образование трактуется как равное представление возможностей всем обучающимся получать качественное образование и развивать свой потенциал, невзирая на пол, социально-экономический статус, этническую принадлежность, географическое местоположение, необходимость в специальном образовании, возраст, религию и т. п. [Приводится по: 3].
В 2012 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ООН «О правах инвалидов», принимая на себя обязанность реализации инклюзивного обучения лиц с ограниченными возможностями на всех уровнях образования. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» законодательно закрепил принцип доступности образования для лиц с особыми образовательными потребностями: инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей. В Законе «Об образовании в РФ» (ст. 2) трактуется понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья».
Это «физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий» [4, с. 5].
Диапазон различий в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья велик - от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устраняемые трудности, до детей с тяжелыми поражениями нервной системы. Соответственно, одни группы детей могут обучаться при специальной поддержке совместно со здоровыми сверстниками, другие нуждаются в адаптированной к их возможностям индивидуальной образовательной программе [6, с. 152].
За рубежом инклюзивный подход к образованию успешно практикуется уже не один десяток лет, в то время как в России внедрение инклюзивного образования сталкивается с рядом трудностей:
- не разработана всероссийская программа социальной интеграции детей с особенностями развития, повышения уровня толерантности, самосознания и помогающего
поведения со стороны здоровых людей;
- существует серьезная проблема совмещения темпов преподавания и объема знаний, доступных детям с ограниченными возможностями здоровья и их полноценно развивающимся сверстникам;
- трудно и медленно выстраиваются контакты детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, таких ограничений не имеющих;
- отсутствует специальное медицинское сопровождение в учебном заведении, отсутствует автотранспорт для учеников с ограниченными возможностями здоровья, который позволял бы им добираться до места учебы и домой;
- слабо работает законодательство, регламентирующее права детей-инвалидов, не эффективны программы по трудоустройству выпускников с ограниченными возможностями.
Несмотря на перечисленные трудности, инклюзивное образование все активнее внедряется в образовательные организации России. Необходимо отметить, что эффективность его внедрения зависит не в последнюю очередь от подготовки квалифицированных педагогических кадров, осознающих социальную значимость своей профессии, обладающих высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, знающих возрастные и психологические особенности воспитанников с различными патологиями развития, умеющих реализовать конструктивное педагогическое взаимодействие между всеми субъектами образовательной среды [8].
В свою очередь в процессе подготовки специалистов в сфере физической культуры к работе в условиях инклюзивного образования существует проблема средовых «барьеров» (выбор учебного материала, соответствующего интересам и возможностям всех учащихся класса; повышенное психологическое напряжение педагога; сложности общения школьников с особыми образовательными потребностями как со здоровыми сверстниками, так и с педагогом и др.). Кроме этого, специалист по физической культуре и спорту работает в условиях повышенного психологического напряжения, т. к. в значительной степени усложняется выполнение требования обеспечения безопасности занятий физическими упраж-
нениями для всех участников образовательного процесса, так как педагогу необходимо больше внимания уделять детям, имеющим отклонения в состоянии здоровья [2].
С. П. Евсеев отмечает, что в системе мер социальной защиты инвалидов наиболее эффективными являются реабилитация и социальная адаптация средствами физической культуры. У лиц с ограниченными возможностями здоровья занятия по физической культуре направлены на развитие основных физических качеств; повышение функциональных возможностей организма; становление, сохранение и использование оставшихся в наличии телесно-двигательных качеств ребенка-инвалида; формирование комплекса специальных знаний. Помимо данных положительных влияний инклюзивные уроки физической культуры имеют еще ряд преимуществ. Дети с ОВЗ получают доступный пример для двигательного подражания; формируется способность к преодолению физических и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни; осознается необходимость своего личного вклада в жизнь общества; появляется желание улучшать свои физические кондиции. Принципы инклюзивного образования построены на поддержке, взаимопомощи, равноправии и дружбе. Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья важно осознать, что он может общаться на равных со здоровыми, понять, какие качества нужны для общения с другими детьми, избавиться от налета иждивенчества и преодолеть желание самоизоляции, убедиться в собственном физическом потенциале. Несомненно, положительный опыт таких уроков выносят и нормативно развивающиеся дети. Для них эти уроки - это новые навыки общения и развития эмоциональной сферы, преодоление эгоистических установок или комплекса превосходства. Это восприятие «другого» ребенка как равного, проявление чувства ответственности за другого человека, развитие умения соизмерять свои желания с возможностями другого, осознание важности адекватной помощи в ситуации, когда она действительно необходима. Участвуя совместно в образовательном процессе, здоровые дети и дети с ограниченными возможностями здоровья учатся толерантному отношению друг к другу [1].
По данным различных статистических исследований, порядка 18-20 % детей с ОВЗ обучаются в общеобразовательных учреждениях, где должны создаваться условия, адекватные их психофизическим способностям. Однако чаще всего в учебных заведениях общего типа такие дети находятся в условиях малоподвижности как вынужденной формы поведения. Обычно они освобождены от занятий физической культурой или их относят к специальной группе, фактически не функционирующей в основной массе школ. В связи с этим, на наш взгляд, инклюзивные уроки физической культуры приобретают особую актуальность и значимость [5].
В рамках рассматриваемой проблемы нами было проведено исследование по выявлению отношения будущих специалистов по физической культуре к возможности работы в условиях инклюзивного образования. В исследовании приняли участие студенты 1-5-го курсов факультета физической культуры Российского государственного профессионально-педагогического университета, г. Екатеринбург (147 человек). В результате проведенного опроса были получены следующие результаты.
На вопрос «Знакомы ли вы с термином "инклюзивное образование"?» положительно ответили 37 % от общего числа опрошенных студентов и 63 % сказали, что не знакомы с этим термином.
На вопрос «Как вы относитесь к совместному обучению здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья?» 34 % респондентов ответили положительно и 66 % - отрицательно.
На вопрос «Вы хотели бы работать преподавателем или тренером в области адаптивной физической культуры?» 43 % студентов ответили положительно, 57 % - отрицательно.
На вопрос «Как вы считаете, должны ли студенты различных специальностей педагогического вуза изучать особенности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности?» 83 % респондентов дали утвердительный ответ, 17 % ответили отрицательно.
На вопрос о факторах, которые могут затруднить работу специалиста по физической культуре при организации совместных занятий здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья были получены
следующие ответы.
В большей степени (38 %) студентов беспокоят сложности в организации взаимодействия здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, отсутствие специальных навыков для общения с детьми-инвалидами (например, владение сурдопереводом) пугают 22 % студентов, а недостаток или отсутствие специального оборудования и приспособлений для таких занятий - 21 % опрошенных. В меньшей степени вызывают затруднения недостаточные знания по методике занятий с детьми-инвалидами 19 %.
На вопрос «Где вы планируете работать после вуза?» 71 % респондентов ответили, что будут работать по специальности, 15 % - будут работать не по специальности, 14 % - не определились.
В ходе анализа полученных ответов можно сделать следующие выводы.
1. Инклюзивное образование является одной из основных составляющих процесса социальной интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья. Результаты опроса свидетельствуют о том, что подавляющее большинство студентов, обучающихся по специальности «Физическая культура», не знакомы с термином «инклюзивное образование» и достаточно большой процент опрошенных студентов против совместного обучения здоровых детей и детей с нарушениями в состоянии здоровья.
2. При этом большинство студентов отметило, что изучать особенности детей с различными ограничениями должны все студенты педагогического вуза, поскольку, если придется работать в условиях инклюзивного образования, они бы предпочли быть более подготовленными.
3. Анализируя факторы, которые могут в большей мере затруднить работу специалиста по физической культуре и спорту в условиях инклюзивного образования, понимаем, что больше всего будущие специалисты опасаются за эффективную организацию взаимодействия между нормативно развивающимися детьми и детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Результаты проведенного исследования показали, что будущие специалисты по физической культуре имеют недостаточные знания по специфике работы с детьми,
имеющими ограниченные возможности здоровья, однако адекватно оценивают возможные трудности при работе в условиях инклюзивного образования и уровень своей готовности к их преодолению.
По итогам результатов исследования мы пришли к пониманию необходимости обучения будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта специфике работы в условиях инклюзивного образования. Для этого при разработке учебных планов согласно новому федеральному государственному образовательному стандарту в них была включена дисциплина «Физическая культура в инклюзивном образовании». Также на факультете физической культуры ведется разработка дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации, связанной с организацией и проведением занятий в условиях инклюзивного образования, для студентов факультета и уже работающих специалистов сферы физической культуры и спорта г. Екатеринбурга и Свердловской области.
Библиографический список
1. Евсеев С. П. Адаптивная физическая культура и социальная интеграция инвалидов // Материалы конгресса «Человек и здоровье» (СПб., 1-4 декабря 1998 г.) - СПб.: Питер, 1998. -С. 99-100.
2. Емельянова Т. В., Александров Ю. М. Тео-
ретические аспекты готовности специалистов по физической культуре и спорту к работе в условиях инклюзивного образования // Вектор науки ТГУ - 2013. - № 3. - С. 420-423.
3. Инклюзивное образование: проблемы совершенствования образовательной политики и системы // Материалы международной конференции 19-20 июня 2008 г. / под ред. Г. А. Бордовского. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. - 118 с.
4. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ и. - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_173649/ (дата обращения: 27.03.2015).
5. Овчаренко С. А. Методические подходы к изучению проблемы инвалидизации с детства // Здравоохранение Российской Федерации. -1993. - № 11. - С. 21-23.
6. ПургинаЕ. И. Философские основы инклюзивного образования в контексте специального федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 2. - С. 152-156.
7. Ряписова А. Г., Чепель Т. Л. Исследование эффективности образовательного процесса в условиях инклюзивной практики // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 2. - С. 226-233.
8. Соломин В. П. Применение специалистами по физической культуре гуманитарных технологий в условиях инклюзивного образования // Адаптивная физическая культура. - 2010. -№ 4. - С. 15-17.
Ketrish Evgeniya Valeryevna
Cand. Sci. (Pedag.), Assoc. Prof., Department of the Theory and Methods ofPhysical Education, Russian State Vocational Pedagogical University, [email protected], Ekaterinburg
Andryukhina Tatiana Vladimirovna
Cand. Sci. (Pedag.), Assoc. Prof., Department of Theory and Methods of Physical Culture, Russian State Vocational Pedagogical University, [email protected], Ekaterinburg
RESEARCH RELATED TO THE FUTURE TEACHERS TO PROFESSIONAL ACTIVITIES UNDER INCLUSIVE EDUCATION
Abstract. The article discusses the features of the implementation of an inclusive approach to educational organizations in Russia, the author analyzes difficulties that children with disabilities face daily and emphasizes the importance for these children to realize that they can communicate on equal grounds with healthy children, to overcome the desire of self-isolation and ascertain its physical potential. The role of physical education in the system of social protection of handicapped students is described, the author identifies the difficulties that specialist in physical education face while working in conditions of inclusive education. The results of a study aimed at identifying the attitude of future specialists of physical education to work in conditions of inclusive education are given.
Keywords: inclusive education, children with disabilities, future professionals in the field of physical culture and sports.
Поступила в редакцию 13.04.2015