УДК 159
Самойленко А.О.
студентка
Донецкий государственный университет (г. Донецк, Россия)
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ЛИЧНОСТИ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО КОНФЛИКТА
Аннотация: в данной работе рассмотрен механизм формирования жизнестойкости личности юношеского возраста в условиях военного конфликта. Были проведены исследования жизнестойкости девяти человек юношеского возраста, проживающих в условиях военного конфликта. С этими же людьми была проведена работа, направленная на улучшение уровня жизнестойкости личности, а также проведено повторное тестирование, на основе которых были сделаны выводы.
Ключевые слова: жизнестойкость, юношеский возраст, военный конфликт, вовлеченность, контроль, принятие риска.
Известно, что продолжительное проживание в экстремальных условиях оставляет деструктивный след в психических особенностях людей, особенно молодого возраста. В этот период жизни психика человека особенно чувствительна к влиянию со стороны внешнего мира, формируется мировоззрение, структура ценностей, направленность личности.
На сегодняшний день вопрос относительно вооруженных конфликтов ощущается особенно остро, исходя из сложного политического положения и окружающих обстоятельств. Так или иначе, военные конфликты воздействуют на каждого человека, проживающего на территории, затрагиваемой этим конфликтом. Влияние на человека обуславливается тем, что объективные обстоятельства, от которых непосредственно зависит жизнь человека меняются.
Более того, эти изменения, как правило, являются критическими, и ровно так же воспринимаются человеческой психикой.
Влияние обстоятельств, вызванных военным конфликтом на человека, как правило, является весьма ощутимым, так как с высокой вероятностью вызывают физиологическую реакцию у человека: нарушается сон, режим труда и отдыха, питания, человек постоянно ощущает себя уставшим, апатичным. К психическим реакциям на экстремальную военную ситуацию относят повышенную раздражительность, тревогу, фобии наряду с отчужденностью, изолированностью, нежеланием общаться, происходит нарушение деятельности психических процессов, таких как память, внимание, мышление. Естественная способность к адаптации снижается.
Жизнестойкость личности представляет собой особое свойство человека, предусматривающее сопротивление происходящим вокруг негативным обстоятельствам, путем адаптации и превращения негативных событий в пользу для самого себя.
Жизнестойкость являлась предметом исследований массы ученых исследователей от античности до сегодняшних дней. Впервые формулировку «жизнестойкость» в научную литературу ввел С. Мадди. Ученый разработал тест жизнестойкости, позволяющий определить уровень жизнестойкости личности, исходя из 3 ключевых показателей: вовлеченность, контроль и принятие риска. Адаптацией на русский язык теста жизнестойкости С. Мадди, а также его исследований занимался ученый Д. Леонтьев.
Вовлеченность отражает стремление человека быть частью происходящих вокруг него событий. Высокий показатель вовлеченности характеризует человека, как жизнестойкую личность, ведь с повышением интереса к окружающей его среде, человек испытывает потребность в адаптации под эту окружающую среду с целью саморазвития и извлечения собственной выгоды.
Контроль означает свойство человека осознавать своё влияние на события, происходящие вокруг него. Высокий показатель контроля
характеризует личность человека, как уверенного в собственных силах и способного изменять окружающий мир и изменяться самостоятельно, в зависимости от обстоятельств.
Принятие риска отражает способность человека принимать риску и противодействовать внутренним страхам и неуверенностям. Риск окружает нас с самого рождения в той или иной степени, высокий показатель принятия риска отображает возможность человека противостоять внутренним страхам и следовать собственным интересам принимая риски, создаваемые объективными обстоятельствами.
Личность юношеского возраста обладает определенными особенностями, которые отражаются в показателе жизнестойкости личности. Это вызвано тем, что человек в этом возрасте уже не является подростком, ощущает себя зрелым человеком, но при этом продолжает своё личностное развитие.
Условия протекающего военного конфликта предусматривают практически перманентное состояние сохранения стрессового и тревожного состояния людей, проживающих на территории, относящейся к этому конфликту. Это вызывает ряд психологических особенностей и травмирующих психику ситуаций для этих людей.
Поэтому, исходя из проведенного исследования была разработана программа повышения жизнестойкости личности юношеского возраста в условиях протекающего военного конфликта.
Для проведения исследования была собрана группа из девяти участников различного возраста, пола, места учебы, города проживания, рода деятельности и образа жизни. Всех этих людей в целом объединяет принадлежность к юношескому возрасту и проживание на территории протекающего военного конфликта.
Изначальное тестирование участников группы показало различные результаты уровня жизнестойкости личности. Это позволило выявить людей, которым требуется гораздо больше внимания, а также выявить, какие
конкретно из аспектов являются наиболее уязвимыми у каждого отдельного человека.
В ходе проведения курса семинаров каждый из участников исследуемой группы проявлял активное участие в происходящем и усердно работал над собой. Члены группы ответственно выполняли упражнения во время проведения семинаров, а также выполняли домашние задания, которые получали на некоторых семинарах.
В конце последнего семинара участникам группы было предложено пройти повторное тестирование жизнестойкости. Повторное тестирование позволяет объективно оценить эффективность разработанных методик.
Результаты повторного тестирования свидетельствуют об эффективности произведенного исследования, так как в 100% случаев заметны положительные изменения в показателях жизнестойкости личности, при этом у половины группы наблюдаются заметные изменения в смысложизненных стратегиях и показателях жизнестойкости, исходя из показателей теста жизнестойкости С. Мадди.
Для проведения статистического анализа результатов исследования необходимо создать сводную таблицу результатов тестирования, как первоначального, так и повторного (таблица 1).
Таблица 1. Сравнение жизнестойкости участников группы во время первого тестирования и повторного.
№ Имя Возраст Показатель жизнестойкости
Изначальное тестирование Повторное тестирование
1 Андрей 21 82 107
2 Полина 19 51 89
3 Михаил 17 110 113
4 Денис 17 65 94
5 Дарья 18 94 115
6 Кирилл 20 108 129
7 Сергей 18 82 97
8 Ксения 20 63 103
9 Надежда 16 81 106
Как видно из сравнительной таблицы, показатели жизнестойкости исследуемой группы однозначно возросли. Это свидетельствует об эффективности предложенной программы для развития жизнестойкости личности юношеского возраста в условиях протекающего военного конфликта.
Важно отметить, что кроме эффективной программы, направленной на повышение жизнестойкости личности, на результат повлияло также желание каждого участника исследуемой группы саморазвиваться и улучшить собственные показатели жизнестойкости.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Байер, Е. А. Педагогическая система формирования жизнестойкости детей-сирот средствами физической культуры и спорта в условиях детского дома: автореф. дис. дра. пед. наук: 13.00.04 / Е. А. Байер. - М., 2013. - 40с;
2. Байер, Е. А. Реализация новой педагогической системы формирования жизнестойкости детей-сирот в условиях детского дома / Е. А. Байер // Вестник спортивной науки. - 2012.- № 1. - С. 44-52;
3. Богданова, М. В. Взаимосвязь жизнестойкости с личностной зрелостью и уровнями жизнеобеспечения личности / М. В. Богданова // Вестник Тюменского государственного университета. - 2012. - № 9. - С. 149-156;
4. Ванакова, Г. В. Жизнестойкость как осознанный выбор современной молодежи / Г. В. Ванакова // Народное образование. - 2012. - № 1. - С. 234-239
Samoylenko A.O.
Donetsk State University (Donetsk, Russia)
RESEARCH OF CHARACTERISTICS OF RESIVENANCE OF
YOUNG PERSON IN CONDITIONS OF MILITARY CONFLICT
Abstract: this paper examines the mechanism of formation of resilience of a young person in conditions of a military conflict. Research was conducted on the resilience of nine young people living in conditions of a military conflict. Work was carried out with these same people aimed at improving the level of resilience of the individual, and re-testing was also carried out, on the basis of which conclusions were made.
Keywords: resilience, adolescence, military conflict, involvement, control, risk acceptance.