Научная статья на тему 'Исследование особенностей техники спринтерского бега у курсантов-первокурсников'

Исследование особенностей техники спринтерского бега у курсантов-первокурсников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
355
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИКА СПРИНТЕРСКОГО БЕГА / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ / КИНЕМАТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сидоренко Олег Александрович, Петров Дмитрий Михайлович, Барабанкина Елена Юрьевна

Статья посвящена вопросам изучения параметров техники спринтерского бега у курсантов-первокурсников, занимающихся и не занимающихся легкой атлетикой. Проведен сравнительный анализ кинематических характеристик спринтерского бега, позволяющий выявить сильные и слабые стороны техники бега у юношей и девушек, занимающихся и не занимающихся спортом и на основе полученных данных вносить соответствующие коррективы в учебно-тренировочный процесс курсантов-первокурсников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сидоренко Олег Александрович, Петров Дмитрий Михайлович, Барабанкина Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of features of technique of sprint running at first-year cadets

The article is devoted to studying the sprinting technique parameters among the first-year students engaged and not engaged in athletics. A comparative analysis of the kinematic characteristics of sprinting, allowing identifying the strengths and weaknesses of the running technique among the boys and girls involved and not involved in sports and on the basis of the data we can make appropriate adjustments to the training process for the first-year cadets.

Текст научной работы на тему «Исследование особенностей техники спринтерского бега у курсантов-первокурсников»

REFERENCES

1. Terzi, M.S., Lekontsev, E.V., Saraykin, D.A., Pavlova, V.I. and Kamskova, J.G. (2016), "Molecular genetic determination of functional capacity of the fighters of different qualifications", Theory and practice of physical culture, No. 7, pp. 21- 24.

2. Terzi, M.S., Saraykin, D.A., Pavlova, V.I. and Kamskova, J.G. (2014), "Physiological determinants of sports skills of combatants", Theory and practice ofphysical culture, No. 12, pp. 66-70.

3. Sivakov, V.I and Sivakov, D.V. (2015), "The effect of the adaptation process in the junior high school students in terms of physical culture and sports activities", Physical education in school, No. 5, pp. 11-14.

4. Sivakov, V.I (2015), Managing mental stress preschool children in the process of physical education, monograph, Chelyabinsk.

Контактная информация: vismaster62@mail.ru

Статья поступила в редакцию 14.02.2017

УДК 796.422.1

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕХНИКИ СПРИНТЕРСКОГО БЕГА У КУРСАНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ

Олег Александрович Сидоренко, подполковник полиции, старший преподаватель, Дмитрий Михайлович Петров, старший лейтенант полиции, преподаватель, Волгоградская академия МВД России, Волгоград; Елена Юрьевна Барабанкина, кандидат педагогических наук, заместитель директора, Специализированная детско-юношеская

спортивная школа олимпийского резерва №5 (СДЮСШОР № 5), Волгоград

Аннотация

Статья посвящена вопросам изучения параметров техники спринтерского бега у курсантов-первокурсников, занимающихся и не занимающихся легкой атлетикой. Проведен сравнительный анализ кинематических характеристик спринтерского бега, позволяющий выявить сильные и слабые стороны техники бега у юношей и девушек, занимающихся и не занимающихся спортом и на основе полученных данных вносить соответствующие коррективы в учебно-тренировочный процесс курсантов-первокурсников.

Ключевые слова: техника спринтерского бега, оценка эффективности, кинематические характеристики.

RESEARCH OF FEATURES OF TECHNIQUE OF SPRINT RUNNING AT FIRST-

YEAR CADETS

Oleg Alexandrovich Sidorenko, the police lieutenant colonel, senior teacher, Dmitry Mikhai-

lovich Petrov, the senior lieutenant of police, teacher, Academy MIA of Russia, Volgograd; Elena Yurievna Barabankina, the candidate of pedagogical sciences, deputy director, Specialized Children's and Youth Sports School of Olympic Reserve No. 5, Volgograd

Annotation

The article is devoted to studying the sprinting technique parameters among the first-year students engaged and not engaged in athletics. A comparative analysis of the kinematic characteristics of sprinting, allowing identifying the strengths and weaknesses of the running technique among the boys and girls involved and not involved in sports and on the basis of the data we can make appropriate adjustments to the training process for the first-year cadets.

Keywords: sprinting technique, performance evaluation, kinematic characteristics.

ВВЕДЕНИЕ

Спринтерский бег является одним из наиболее популярных видов легкой атлетики, так как входит в программу Олимпийский Игр, а также в программы различных учебных заведений различного уровня, это - школы, колледжи, училища олимпийского резерва,

высшие учебные заведения, а также в программу недавно возродившегося комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). Тем самым техника спринтерского бега представляет собой уникальную модель для изучения [1, 2].

Однако, следует отметить, что техника спринтерского бега достаточно сложна. Во-первых, при изучении её биомеханических характеристик, могут быть вскрыты наиболее общие закономерности построения движений человека, и в тоже время она и достаточно проста, так как бег можно представить в виде последовательного ряда циклов, возникающих в результате взаимодействия человека с опорой [2].

Во-вторых, сам бег является одним из наиболее эффективных движений человека и его изучение дает практические результаты, которые интересуют не только биомехаников, но и других специалистов - практиков, занимающихся подготовкой спринтеров.

По мнению специалистов [1, 2] естественный бег человека имеет структуру и характер движений, сходные с техникой бега выдающихся спортсменов-спринтеров, и, несмотря на то, что в различных учебных заведениях по существующим методикам обучения студентам прививаются другие двигательные навыки, внешний рисунок бега (т.е. кинематика) весьма схожи.

С другой стороны, в процессе спортивной тренировки у спортсменов происходят изменения в технике бега, которые протекают в соответствии с различными и не всегда однозначными закономерностями. Успех в беге на короткие дистанции зависит не только от развития скоростных качеств, но и технического уровня спортсменов. Рациональная техника бега - одна из основ экономного расхода энергии и эффективности движения, а значит и высокого результата [1, 2].

Исходя из всего вышесказанного, целью настоящего исследования является выявление различий в кинематике спринтерского бега курсантов-первокурсников, имеющие спортивный стаж занятиями спринтерским бегом и не имеющие соответствующую спортивную подготовленность.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для определения кинематических характеристик техники спринтерского бега проводилась видеосъемка тренировочного процесса курсантов-первокурсников на открытом стадионе. Полученный материал оцифровывался на персональном компьютере в программе Adobe Premier (версия 7.0) с частотой киносъемки 30 кадров в секунду.

В эксперименте приняли участие курсанты-первокурсники, юноши и девушки в возрасте 17-18 лет Волгоградской академии МВД в количестве 40 человек. В контрольную группу вошли 10 юношей и 10 девушек, не занимающихся до поступления в ВУЗ в спортивных секциях. Данную группу мы условно назвали - «не спортсмены». Экспериментальную группу составили 10 юношей и 10 девушек, имеющие до поступления в академию спортивный стаж занятий спринтерским бегом не менее трех лет, т.е. «спортсмены».

В результате проведенных исследований нами было установлено, что регулярные занятия легкой атлетикой не влияют на длительность периода полета (рисунок 1). Хотя полученные результаты и имеют незначительные визуальные различия, они не носят достоверный характер (p>0,05).

Вместе с тем, представляют интерес данные длительности периода опоры. Несмотря на то, что длительность фазы амортизации у спортсменов и не спортсменов не различаются, длительность фазы отталкивания имеют достоверные различия. Юноши-курсанты, занимающиеся легкой атлетикой, быстрее производят активное отталкивание и переходят в период (фазу) полета. Это объясняется, тем, что у них сильнее развиты мышцы нижних конечностей, чем у их сверстников.

В свою очередь у спортсменов изменился ритм бега. Если у не спортсменов длительность периода полета по отношению к периоду опоры составила 0,92, то у спортсме-

нов - 0,99. Однако следует отметить, что эти различия считаются не достоверными с позиций математических методов анализа (р>0,05).

V шага (м/с)

87 96 1

1 шага (см) 181 12 211,05 1

Темп 5 17 5,57 1

Ритм 092 0,99 1

1 шага (с) 0,141 1 0 123 1

1 опоры (с) 0,12 0,08 1

1 оттал.(с) 0,052 0,046 1

1 аморт. (с) 0,058 0,054 1

1 полета (с) 0,011 0,007 1

1 снижен. (с) 0,048 0,042 1

1 взлета (с) 0 0,044 0,038 1

/ 20% 40% Не спортсмены (п=10) 60% 80% Спортсмены (п=10) 100%

Рисунок 1 - Кинематические показатели техники спринтерского бега у юношей-курсантов, занимающихся и не

занимающихся спортом

Уменьшение длительности фазы опоры у юношей-спортсменов приводит к уменьшению времени, затрачиваемому на длительность всего шага. Выявленные различия между их показателями и результатами контрольной группы носят достоверный характер (р<0,001). Вследствие этого у них увеличивается темп бега, который говорит о количестве шагов в единицу времени. Результаты исследования свидетельствуют о том, что юные легкоатлеты выполняют 5,57 шага, то не спортсмены всего 5,17. Выявленные различия носят достоверный характер (р<0,001).

Представляют интерес пространственные характеристики спринтерского бега, в частности, длина бегового шага. Полученные нами экспериментальные данные говорят о существенных различиях этого показателя у юношей-спортсменов и не спортсменов, которые, соответственно, составили 181,12 см и 211,05 см при р<0,001.

Как известно, основной показатель результативности этого вида локомоций - скорость бега. Проведенный нами сравнительный анализ выявил достоверные статистические различия у спортсменов и у юношей, не занимающихся легкой атлетикой. Так, спортсмены имеют дистанционную скорость 9,6 м/с, а не спортсмены - 8,7 м/с (рисунок 1). Данные различия достоверны при р<0,001.

Аналогичная картина выявлена нами при анализе техники спринтерского бега у девушек-курсантов (рисунок 2).

Полученные нами значения длительности фаз взлета ОЦТ, снижения ОЦТ, амортизации, отталкивания и периода полета у спортсменок и девушек, не занимающихся спортом, практически не различаются. Несмотря на то, что длительности фаз амортизации и отталкивания не имеют достоверных различий, время всего периода опоры у девушек контрольной и экспериментальной групп существенно отличаются и составляют, соответственно, 0,122 с и 0,110 с. Выявленные различия носят достоверный характер (р<0,05).

Вследствие этого также различна длительность всего шага. У девушек, занимающихся спортом, длительность шага значительно меньше (0,131 с), а темп бега больше (4,34), тогда как у девушек контрольной группы данные показатели составили - 0,146 с и 4,21, соответственно. Сравнительный анализ полученных результатов подтвердил достоверность различий (р<0,001; р<0,05 соответственно).

Аналогично у спортсменок больше длина бегового шага и выше дистанционная скорость. Выявленные различия также носят достоверный характер (р<0,001).

V шага (м/с)

7,14 -1- 7 84 1

1 шага (см) 170 87 1 |97,9| 1

Темп 4 2 1 1 434 1

Ритм 0 87 1 095 1

1 шага (с) 0 146 1 0131 1

1 опоры (с) 0 122 0 11 1

1 оттал. (с) 0 064 1 0,058 1

1 аморт. (с) 0 068 -г 0 06? 1

1 полета (с) 0,114 1 0 111 1

1 снижен. (с) 0,045 1 0,041 1

0 049 1 0,046 1

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%

□ Не спортсмены (n=10) Спортсмены (n=10)

Рисунок 2 - Кинематические показатели техники спринтерского бега у девушек-курсантов, занимающихся и не

занимающихся спортом

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ проведенных исследований дает основание говорить о том, что регулярные занятия легкой атлетикой влияют на кинематические параметры техники спринтерского бега у курсантов-первокурсников.

В первую очередь это выражается в уменьшении длительности периода опоры (главным образом, за счет сокращения фазы отталкивания), длительности шага, в увеличении длины всего бегового шага, дистанционной скорости и темпа бега, а также в изменении ритма бега. Кроме того, полученные нами данные свидетельствуют о том, что становление технического мастерства, как у юношей, так и у девушек, занимающихся спортом (легкой атлетикой) происходит по общим закономерностям, главным образом, посредством уменьшения длительности периода опоры и увеличения длины бегового шага

В свою очередь, можно считать, что длительность фазы отталкивания определяет время пробегания спринтерской дистанции и может считаться маркером для оценки эффективности техники спринтерского бега.

ЛИТЕРАТУРА

1. Фатьянов, И.А. Проблема эффективности отбора юных легкоатлетов на этапе предварительной подготовки / И.А. Фатьянов, В.В. Чёмов, О.Е. Семенцова // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2014. - № 1 (7). - С. 41-46.

2. Чёмов, В.В. Рационализация тренировочного процесса квалифицированных спринтеров в подготовительном периоде/ В.В. Чёмов, Е.Ю. Барабанкина, О.А. Москалёв // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 6 (124). - С. 140-144.

REFERENCES

1. Fatyanov, I.A., Chemov, V.V. and Sementsova, O.E. (2014), "The problem of the effectiveness of screening of young athletes at the stage of preliminary preparation", Physical education and sports training, No 1 (7), pp. 41-46.

2. 2. Chemov, V.V., Barabankina, E.Yu. and Moskalev, O.A. (2015), "Rationalization of the training process of the qualified sprinters in the run", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No.6 (124), pp.140-144.

Контактная информация: elenka.555.87@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.01.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.