Научная статья на тему 'Методика формирования рациональной структуры взаимодействия стопы с опорой в спринтерском беге и беге на средние дистанции у студенток неспециальных вузов'

Методика формирования рациональной структуры взаимодействия стопы с опорой в спринтерском беге и беге на средние дистанции у студенток неспециальных вузов Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
169
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПРИНТЕРСКИЙ БЕГ / БЕГ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ / MIDDLE DISTANCE RUN / МЕТОДИКА / METHODS / СТОПА / ОПОРА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION / СТУДЕНТКИ / SPRINTING RUN / FOOT / SUPPORT / GIRLSSTUDENTS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Грекалова И.Н.

В статье рассматривается методика формирования рациональной структуры взаимодействия стопы с опорой в беге и приводятся доказательства её эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Грекалова И.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF FOOT AND GROUND INTERACTION OF RATIONAL STRUCTURE CREATING IN A SPRINTING AND MIDDLE DISTANCE RUN OF OF NON-SPECIAL HEI GIRLS-STUDENTS HIGER EDUCATIONAL INSTUTIONS

In the article the methods of creating of rational structure of foot and ground interaction in run is considered and proofs of its efficiency are furnished.

Текст научной работы на тему «Методика формирования рациональной структуры взаимодействия стопы с опорой в спринтерском беге и беге на средние дистанции у студенток неспециальных вузов»

ПЕДАГОГИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Электронный журнал Камской государственной академии физической культуры, спорта и туризма Рег. номер Эл № ФС77-42717 от 16 ноября 2010 г.

№1(2011)

(Выпуск 18)

УДК 796.42:796.012

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ РАЦИОНАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТОПЫ С ОПОРОЙ В СПРИНТЕРСКОМ БЕГЕ И БЕГЕ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ У СТУДЕНТОК НЕСПЕЦИАЛЬНЫХ

ВУЗОВ

И.Н. Грекалова - старший преподаватель Адыгейский государственный университет Майкоп

METHODS OF FOOT AND GROUND INTERACTION OF RATIONAL STRUCTURE CREATING IN A SPRINTING AND MIDDLE DISTANCE RUN OF OF NON-SPECIAL HEI GIRLS-STUDENTS

I.N. Grekalova - senior teacher Adygei State University Maykop

e-mail: ingrklv@,mail. ru

Ключевые слова: спринтерский бег, бег на средние дистанции, методика, стопа, опора, взаимодействие, студентки.

Аннотация. В статье рассматривается методика формирования рациональной структуры взаимодействия стопы с опорой в беге и приводятся доказательства её эффективности.

Keywords: sprinting run, middle distance run, methods, foot, support, interaction, girls-students.

Summary. In the article the methods of creating of rational structure of foot and ground interaction in run is considered and proofs of its efficiency are furnished.

ВВЕДЕНИЕ. Техника естественных локомоций человека достаточно детально изучена в работах многих авторов [1-4, 8 12 и др.]. В то же время, как показано в ряде исследований последних лет, такому значимому элементу техники спринтерского бега и бега на средние и длинные дистанции, как кинематика стопы в опорный период, уделялось незаслуженно мало внимания [9-11, 13]. Это привело к ряду слабо обоснованных рекомендаций при обуче-

1728074479001

нии технике, как квалифицированных спортсменов, так и занимающихся физической культурой по государственным программам, а методика формирования рациональной структуры взаимодействия стопы с опорой в спринтерском и длительном беге, основанная на этих новых данных, не разработана.

В связи этим целью исследования являлось обоснование и разработка методики формирования рациональной структуры взаимодействия стопы с опорой в спринтерском беге и беге на средние и длинные дистанции у студенток неспециальных вузов.

МЕТОДИКА. В ряде наших предшествующих исследований [6, 7] было установлено следующее: 1) рациональную структуру взаимодействия с опорой в спринтерском беге характеризуют постановка стопы на опору со всей внешней или передней внешней части стопы носками, развёрнутыми наружу, с последующим опусканием на переднюю часть или всю подошву и выраженное вращение пятки стопы внутрь за время опоры (как это было отмечено у квалифицированных бегуний-спринтеров); 2) те же показатели характеризуют и рациональную структуру взаимодействия с опорой в беге на средние и длинные дистанции, однако, допускается постановка стопы носками вперёд, а вращение стопы пяткой внутрь за период опоры менее выражено, чем в спринтерском беге, как это было отмечено у квалифицированных и элитных бегуний на средние и длинные дистанции; 3) подавляющее большинство студенток, не занимающихся спортом, ставит стопу в беге с пятки, что способствует возрастанию силы амортизации, действующей против движения, снижает эффективность отталкивания и бега в целом, а потому может считаться серьёзной технической ошибкой и требует исправления; 4) в беге с захлёстом голени, беге с высоким подниманием колена и беге на прямых ногах у студенток неспециализированных вузов, также как и у квалифицированных спортсменок наблюдается постановка стопы, характерная для рациональной структуры взаимодействия стопы с опорой в спринтерском беге и беге на средние и длинные дистанции.

На основании приведённых данных был сделан вывод, что применение этих специальных беговых упражнений должно составлять основу методики формирования рациональной структуры взаимодействия с опорой в беге. Также в связи с тем, что во всех беговых упражнениях скорость перемещения ОЦМТ ниже, чем в беге на средние и длинные дистанции и, особенно, в спринтерском беге, методика формирования рациональной структуры взаимодействия с опорой в беге у студенток должна быть основана на сочетанном применении названных беговых упражнений и бега с различной скоростью.

В соответствии с вышеизложенным были составлены шесть комплексов упражнений. Эти комплексы применялись в экспериментальной группе в течение двух месяцев (апрель и май) в каждом из 16 занятий при прохождении тематического раздела "Лёгкая атлетика" на занятиях по физической культуре в вузе. Введение предлагаемых комплексов упражнений не требовало много времени и осуществлялось за счёт разделов программы, в которых предполагалось совершенствование основных локомоций человека: спринтерского бега и бега на средние и длинные дистанции.

В качестве доказательства эффективности разработанной методики рассматривалась динамика в экспериментальной и контрольной группах следующих показателей структуры взаимодействия стопы с опорой: угол стопы, угол подошвы, угол голени (рис. 1), угол стопы в сагиттальной плоскости (угол между лучами, проведёнными из середины латеральной лодыжки через дистальную точку носка стопы (при взгляде сбоку) и вертикально вверх.); смещение внутрь маркера, укреплённого на бугре пяточной кости (во фронтальной плоскости). Также рассматривалась динамика результатов в беге на 100 и 2000 метров.

Предполагалось, что если в начале эксперимента испытуемые контрольной и экспериментальной групп не будут отличаться по показателям, характеризующим кинематическую структуру движений стопы и голени в опорный период, то в конце эксперимента в экспериментальной группе будут зафиксированы показатели, характерные для структуры взаимодействия с опорой у квалифицированных спортсменок, достоверно отличающиеся от показателей контрольной группы, а также, если изменения в структуре взаимодействия стопы с

опорой позволят добиться повышения результатов в беге на 100 и 2000 метров в экспериментальной группе, то эффективность разработанной методики будет доказана.

Рис. 1. Угловые характеристики стопы и голени, определявшиеся в исследовании: угол стопы (1), угол подошвы (2), угол голени (3)

Для определения названных кинематических характеристик движений стопы и голени (как сегмента тела, непосредственно определяющего движения стопы) применялся двумерный видеоанализ. Съёмка производилась тремя видеокамерами JVC GR-D370E с частотой съёмки 50 кадров в секунду при постоянной выдержке 1/500 с с трёх точек: сбоку, сзади и спереди.

В эксперименте приняли участие 24 студентки Адыгейского государственного университета - по 12 в контрольной (возраст 18,7±1,34 лет, рост 169±4,3 см, вес 59,1±3,89 кг) и экспериментальной группах (возраст 18,9±1,12 лет, рост 167±5,6 см, вес 58,3±4,23 кг).

Достоверность различий выборочных показателей определялась при помощи одно-факторного дисперсионного анализа (ANOVA).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ. Как следует из анализа данных, полученных при обследовании в начале формирующего педагогического эксперимента, испытуемые контрольной и экспериментальной групп не имели достоверных различий по рассматриваемым показателям структуры взаимодействия с опорой в беге на 100 и 2000 метров. Не имели они достоверных различий и в результатах в беге на 100 и 2000 метров.

Следует отметить низкий уровень результатов в беге на 100 и особенно 2000 метров у обследованных девушек. Так средний результат в беге на 100 метров в начале эксперимента мог быть оценен, в соответствии с нормативными требованиями программы по физическому воспитанию, лишь в 3 балла, а в беге на 2000 метров - в 0 баллов.

После двух месяцев эксперимента по показателям кинематической структуры взаимодействия опорой между контрольной и экспериментальной группами были зафиксированы значительные различия угла стопы в сагиттальной плоскости и смещения пятки внутрь, а также несколько меньшие различия угла подошвы в спринтерском беге (табл. 1 и 2): названные показатели оказались достоверно больше в экспериментальной группе.

Таблица 1

Показатели кинематической структуры движений стопы и голени в опорный период в беге _на 100 метров в конце формирующего эксперимента_

Показатели Величины ( х±8) Достоверность раз-

контрольная эксперимент. личий

Правая нога

Угол стопы, ° 22,8±5,23 26,4±3,78 p>0,05

Угол подошвы, ° 20,2±3,34 24,4±3,21 p<0,05

Угол голени, ° 7,8±2,64 8,7±1,89 p>0,05

Угол стопы сагит., ° 52,2±3,98 102±3,5 p<0,001

Смещение пятки внутрь, см 0,6±0,42 2,8±0,49 p<0,001

Левая нога

Угол стопы, ° 22,4±4,78 25,2±4,12 p>0,05

Угол подошвы, ° 20,7±4,2 26,3±3,45 p<0,05

Угол голени, ° 7,6±2,57 8,9±2,12 p>0,05

Угол стопы сагит., ° 51,2±3,45 101±3,54 p<0,001

Смещение пятки внутрь, см 0,5±0,41 2,3±0,46 p<0,001

Таблица 2

Показатели кинематической структуры движений стопы и голени в опорный период в беге _на 2000 метров в конце формирующего эксперимента_

Показатели Величины ( х±8) Достоверность различий

контрольная экспериментальная

Правая нога

Угол стопы, ° 21,2±4,65 22,1±3,13 p>0,05

Угол подошвы, ° 9,8±2,31 19,3±2,56 p<0,05

Угол голени, ° 4,6±2,24 6,9±1,89 p>0,05

Угол стопы сагит., ° 48,4±3,74 97,3±3,87 p<0,001

Смещение пятки внутрь* 0,4±0,39 1,8±0,34 p<0,001

Левая нога

Угол стопы, ° 23,3±5,23 23,6±4,34 p>0,05

Угол подошвы, ° 10,6±2,87 19,7±2,06 p<0,05

Угол голени, ° 5,3±2,54 7,5±2,31 p>0,05

Угол стопы сагит., ° 49,7±4,87 97,2±3,04 p<0,001

Смещение пятки внутрь* 0,5±0,31 1,7±0,24 p<0,001

Причём названные различия характерны и для правой, и для левой ноги, как для спринтерского бега, так и для бега на 2000 метров.

Также в экспериментальной группе обнаружен выраженный дрейф остальных показателей кинематической структуры к величинам, характерным для квалифицированных спортсменок (рис. 2 и 3). Есть все основания предполагать, что рост двигательной подготовленности и увеличение скорости бега за счёт этого фактора приведёт к ещё большему приближению показателей кинематической структуры движений стопы и голени в опорный период у студенток к показателям квалифицированных спортсменок.

Необходимо подчеркнуть, что за время эксперимента удалось добиться изменения в экспериментальной группе основных показателей, по которым были отмечены различия между студентками и квалифицированными спортсменками: студентки стали ставить стопу на

дорожку с передней внешней или всей внешней части стопы, это, в свою очередь, привело к выраженному вращению пятки стопы внутрь в период опоры. Очевидно, что это позволило уменьшить силу амортизации, действующую против движения ОЦМТ, и повысить эффективность бега в целом.

□ контрольная □ экспериментальная

Угол стопы Угол голени Угол стопы Угол голени

Рис. 2. Динамика показателей положения стопы и голени в момент касания дорожки в беге

на 100 метров за время эксперимента

□ контрольная □ экспериментальная

60,0

50,0

40,0

30,0

%

20,0

10,0

0,0

-10,0

10,0

-5,4

71

Угол стопы

ПРАВАЯ

40,8

0,0

ЛЕВАЯ

-Л 1

4,4

F

Угол голени

Угол стопы

59,6

3,9

Угол голени

Рис. 3. Динамика показателей положения стопы и голени в момент касания дорожки в беге

на 2000 метров за время эксперимента

Таблица 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты в беге на 100 и 2000 метров у испытуемых контрольной и экспериментальной _групп в конце формирующего эксперимента_

Тесты Результат ( х±8) Достоверность различий

контрольная экспериментальная

100 м, с 17,0±0,49 16,1±0,31 р<0,05

2000 м, с 860±35,1 839±34,1 р>0,05

Последнее предположение подтверждается тем, что в конце эксперимента в экспериментальной группе зафиксированы достоверно более высокие результаты в беге на 100 метров (табл. 3). В беге на 2000 метров в конце формирующего эксперимента результаты не имели достоверных различий в контрольной и экспериментальной группах (табл. 3).

Вероятно, что в этом виде двигательной активности ведущее значение играют иные факторы. Однако темпы прироста результатов в беге на 2000 метров оказались выше в экспериментальной группе (0,5% и 3,5% соответственно).

ВЫВОДЫ. Таким образом, достоверно большие величины угла стопы в сагиттальной плоскости и угла подошвы, а также величины смещения пятки внутрь, зафиксированные у испытуемых экспериментальной группы в беге на 100 и 2000 метров в конце формирующего эксперимента, а также более выраженный, чем в контрольной группе дрейф остальных показателей, характеризующих рациональное положение стопы и голени при постановке ноги на опору, к величинам, свойственным для квалифицированных спортсменок, позволяют считать, что разработанная методика формирования рациональной структуры взаимодействия с опорой в беге у студенток непрофильных вузов эффективна.

Оптимизация показателей взаимодействия с опорой у студенток экспериментальной группы, в первую очередь, увеличение угла постановки стопы на опору в сагиттальной плоскости (её постановка на переднюю или всю внешнюю часть, а не на пятку), позволила значительно повысить результат в спринтерском беге на 100 метров, а также повысить темпы прироста результатов в беге на 2000 метров.

Дальнейшее совершенствование структуры взаимодействия с опорой в беге с различной скоростью у студенток непрофильных вузов может быть связано с изменением свойств их опорно-двигательного аппарата, в первую очередь, с укреплением мышечно-связочного аппарата стопы и голени.

Литература

1. Алабин, В.Г. Спринт / В.Г. Алабин, Т.П. Юшкевич. - Минск : Беларусь, 1977. - 127 с.

2. Аракелян, Е.Е. Анализ технических показателей бега на 100 м сильнейших спринтеров мира и России в условиях соревновательной деятельности / Е.Е. Аракелян, О.М. Мирзоев // Актуальные вопросы спортивной тренировки в легкой атлетике : сб. науч. тр. каф. легкой атлетики, сост. по итогам НИР за 1997 г. - М., 1998. - С. 40-50.

3. Бальсевич, В.К. Исследование основных параметров движений в беге на скорость и некоторые пути совершенствования в технике бегунов на короткие дистанции : автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.К. Бальсевич. - М., 1965. - 24 с.

4. Борзов, В.Ф. Моделирование техники бега с низкого старта спринтеров высокой квалификации : автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.Ф. Борзов. - К., 1980. - 23 с.

5. Булыкин, Д.О. Техника стартовых действий в футболе и легкоатлетическом спринте : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Д.О. Булыкин. - М., 2007. - 22 с.

6. Грекалова, И.Н. Кинематическая структура взаимодействия стопы с опорой у квалифицированных бегуний-спринтеров и студенток непрофильных вузов / И.Н. Грекалова // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 10(68). - С. 29-33.

7. Грекалова, И. Н. Кинематические показатели движений стопы в опорный период в длительном беге у квалифицированных бегуний и студенток непрофильных вузов / И.Н. Грекалова // Вкник Чершпвського державного педагопчного ушверситету iменi Т.Г.Шевченка. Серiя : Педагопчш науки. Фiзичне виховання та спорт. - 2010. - № 81. - С. 572-576.

8. Мехрикадзе, В.В. О профессии тренера, поиске идей и спринтерском беге / В.В. Мехрикадзе. - М. : СпортАкадемПресс, 2001. - 164 с.

9. Немцев, О.Б. Биомеханические особенности взаимодействия стопы с опорой в спринтерском беге по прямой / О.Б. Немцев, Е.А. Доронина // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. -2008. - № 6. - С. 80-94.

10. Немцев, О.Б. Об особенностях постановки стопы спринтерами в стартовом разбеге и беге по дистанции / О.Б. Немцев, А.В. Чечин // Физическое воспитание и спорт : проблемы и решения : науч. тр. кафедры лёгкой атлетики ИФК и дзюдо АГУ. - Майкоп : Изд-во АГУ, 2007. - С. 69-74.

11. Немцев, О.Б. Об эффективности различных способов постановки стопы на опору в спринтерском беге / О.Б. Немцев, Е.А. Доронина // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 10(32). - С. 60-62.

12. Озолин, Э.С. Спринтерский бег / Э.С. Озолин. - М. : Физкультура и спорт, 1986. - 159 с.

13. Nemtsev, O. Foot planting techniques when sprinting at curves / O. Nemtsev, A. Chechin // Proceedings of the 28th Conference of the International Society of Biomechanics in Sports. - Marquette, MI : NMU, 2010. - P. 245248.

Literature

1. Alabin, V.G. Sprint / V.G.Alabin, T.P. Yushkevich. - Minsk : Belarus, 1977. - 127 p.

2. Arakeljan, E.E. Analysis of technical indicators of run on 100 m of the strongest sprinters of the world and Russia in the conditions of competitive activity / E.E. Arakeljan, O.M. Mirzoev // Pressing questions of sports training in track and field athletics : Proceedings of chair of track and field athletics. - М., 1998. - P. 40-50.

3. Balsevich, V.K. Investigation of key parameters of movements in speed run and any ways of technique training of short distances runners : author's abstract ... PhD / V.K. Balsevich. - М, 1965. - 24 p.

4. Borzov, V.F. Modeling of technique of run from low start of high qualification sprinters : author's abstract ... PhD / V.F. Borzov. - К., 1980. - 23 p.

5. Bulykin, D^. Technique of starting actions in football and track and field athletics sprint : author's abstract ... PhD / D.O. Bulykin. - М., 2007. - 22 p.

6. Grekalova, I.N. Kinematic structure of foot and ground interaction at qualified girls-sprinters and students / I.N. Grekalova // Scientific notes of university P.F. Lesgaft name. - 2010. - No. 10(68). - Р. 29-33.

7. Grekalova, I.N. Kinematic indicators of movements of foot during the basic period in long run at qualified women runners and students / I.N. Grekalova // The bulletin of the Chernigov state pedagogical university of name Т.Г. Shevchenko. A Series : Pedagogical sciences. Physical education and sports. - 2010. - No. 81. - P. 572-576.

8. Mehrikadze, V.V. About a trade of the trainer, search of ideas and a sprinting / V.V. Mehrikadze. - М. : SportAcademPress, 2001. - 164 p.

9. Nemtsev, O.B. Biomechanical features of foot and ground interaction in the sprint run on a straight line / O.B. Nemtsev, E.A. Doronina // Physical training of students of creative specialties. - 2008. - No. 6. - P. 80-94.

10. Nemtsev, O.B. Features of statement of foot sprinters in starting running and run on a distance / O.B. Nemtsev, A.V. Chechin // Physical training and sports : Problems and decisions. - Maykop : Publishing house AGU, 2007. - P. 69-74.

11. Nemtsev, O.B. Efficiency of various ways of statement of foot on a support in a sprinting / O.B. Nemtsev, E.A. Doronina // Scientific notes of university P.F. Lesgaft name. - 2007. - No. 10 (32). - P. 60-62.

12. Ozolin, E.S. Sprinting / E.S. Ozolin. - М. : Physical culture and sports, 1986. - 159 p.

13. Nemtsev, O. Foot planting techniques when sprinting at curves / O. Nemtsev, A. Chechin // Proceedings of the 28th Conference of the International Society of Biomechanics in Sports. - Marquette, MI : NMU. 2010. - P. 245248.

Статья поступила в редакцию 31.01.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.