Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ У МОЛОДЕЖИ НА ПОРОГЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА'

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ У МОЛОДЕЖИ НА ПОРОГЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
447
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / РОССИЯ / КИТАЙ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Балина Т.А., Гасумова С.Е., Попкова Т.Д., Балина А.А., Цзян Ц.

Рассматриваются острые социальные проблемы российской и китайской молодежи, которые необходимо учитывать при разработке и реализации государственной молодежной политики и системы социальной защиты в условиях цифровизации. Объектом исследования являются социальные проблемы молодежи России и Китая, предметом - особенности восприятия острых социальных проблем молодежью двух стран, значительно усиливающих сотрудничество в различных сферах, в том числе образовательной. Цель данного исследования заключается в выявлении наиболее важных социальных проблем, характерных для стран разного типа социально-экономического развития, а также причин их появления. Для достижения поставленной цели были использованы такие методы, как аналитический, статистический, сравнительный, интервьюирования, опросный и др. Особое внимание уделено проблемам цифровизации многих сфер общественной жизни, которое приобрело широкое распространение во многих развитых странах в последние десятилетия. Данное исследование позволит выделить наиболее эффективные методы и технологии разрешения социальных проблем молодежи для внедрения их в российскую систему молодежной политики и социальной работы. Анализируются результаты социологических исследований, выявившие отношение российской и китайской молодежи к социальным проблемам и их связь с феноменом молодежного отчуждения и социального иждивенчества. Было выявлено, что изучение проблем этой возрастной группы в рамках информатизации общественного развития будет способствовать усовершенствованию социальной работы с молодежью, активизации молодого поколения и ускорения его включения в жизнь общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Балина Т.А., Гасумова С.Е., Попкова Т.Д., Балина А.А., Цзян Ц.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF YOUNG PEOPLE’S SOCIAL PROBLEMS ON THE THRESHOLD OF THE INFORMATION SOCIETY

The article examines acute social problems of young people in Russia and China, which shall be thoroughly studied before developing and implementing state youth policy and social security system in the context of digitalization. The research scope is social problems of youth in Russia and China, as they are perceived by young residents of the two countries which significantly strengthen cooperation in various spheres, including education. The purpose of this study is to identify the most important social problems typical of both countries with different types of socio-economic development and the roots of these problems. To achieve the goal, analytical, statistical and comparative methods, as well as interviewing and survey were used. Particular attention is paid to the problems of digitalization in many spheres of public life, which has become widespread in many developed countries in recent decades. This study will highlight the most effective methods and technologies for resolving social problems of young people for them to be introduced into the Russian system of youth policy and social work. The article analyzes the results of sociological studies that reveal the attitude of Russian and Chinese young people to social problems and their connection with the phenomenon of youth alienation and social dependency. It was revealed that the study of the problems of this age group within the framework of informatization of social development will contribute to the improvement of social work with young people, the activation of the younger generation and the acceleration of its inclusion in social life.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ У МОЛОДЕЖИ НА ПОРОГЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА»

DOI: 10.15593/2224-9354/2021.1.4 УДК 364.652-053.81

Т.А. Балина, С.Е. Гасумова, Т.Д. Попкова, А.А. Балина, Ц. Цзян

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ У МОЛОДЕЖИ НА ПОРОГЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Рассматриваются острые социальные проблемы российской и китайской молодежи, которые необходимо учитывать при разработке и реализации государственной молодежной политики и системы социальной защиты в условиях цифровизации. Объектом исследования являются социальные проблемы молодежи России и Китая, предметом - особенности восприятия острых социальных проблем молодежью двух стран, значительно усиливающих сотрудничество в различных сферах, в том числе образовательной. Цель данного исследования заключается в выявлении наиболее важных социальных проблем, характерных для стран разного типа социально-экономического развития, а также причин их появления. Для достижения поставленной цели были использованы такие методы, как аналитический, статистический, сравнительный, интервьюирования, опросный и др. Особое внимание уделено проблемам цифровизации многих сфер общественной жизни, которое приобрело широкое распространение во многих развитых странах в последние десятилетия. Данное исследование позволит выделить наиболее эффективные методы и технологии разрешения социальных проблем молодежи для внедрения их в российскую систему молодежной политики и социальной работы. Анализируются результаты социологических исследований, выявившие отношение российской и китайской молодежи к социальным проблемам и их связь с феноменом молодежного отчуждения и социального иждивенчества. Было выявлено, что изучение проблем этой возрастной группы в рамках информатизации общественного развития будет способствовать усовершенствованию социальной работы с молодежью, активизации молодого поколения и ускорения его включения в жизнь общества.

Ключевые слова: молодежь, молодежная политика, социальная работа, социальные проблемы, информатизация, Россия, Китай.

При изучении молодежи в качестве объекта социальной работы важно определять молодость не только как этап жизненного цикла, но и как социальный статус человека, связанный с основными видами деятельности, с положе-

©Балина Т.А., Гасумова С.Е., Попкова Т.Д., Балина А.А., Цзыюэ Ц., 2021

Балина Татьяна Анатольевна - канд. геогр. наук, доцент кафедры социально-экономической географии ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», e-mail: seg@psu.ru.

Гасумова Светлана Евгеньевна - канд. социол. наук, доцент кафедры социальной работы и конфликтологии ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», e-mail: socworkdpt@psu.ru.

Попкова Татьяна Дмитриевна - канд. филос. наук, профессор кафедры русского языка факультета иностранных языков Шаньдунский женский университет (Китай, г. Цзинань, р-н Чаньчин, ШЖУ), e-mail: tatyana3@mail.ru.

Балина Анна Александровна - магистрант юридического факультета ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», e-mail: anna.balina.97@gmail.com.

Цзян Цзыюэ - магистрант географического факультета ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», e-mail: jiangziyue223@gmail.com.

нием и ролью в обществе, с поведенческими, психологическими и социальными особенностями представителей этой группы и пр.

Молодость как этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее возрастные рамки и социальный статус имеют историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации [1].

В современном обществе довольно много разногласий возникает по определению возрастных рамок, поскольку границы молодежного возраста сдвигаются в зависимости от социально-экономического развития общества, его традиций, менталитета и благосостояния людей. Так, в распоряжении Правительства РФ о государственной молодежной политике дается следующее определение: «Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующаяся специфическими интересами и ценностями. Эта группа включает лиц в возрасте от 14 до 30 лет, а в некоторых случаях, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, - до 35 и более лет, имеющих постоянное место жительства в Российской Федерации или проживающих за рубежом (граждане Российской Федерации и соотечественники)» [2].

Нижняя граница возрастной рамки обусловлена тем, что с 14 лет у человека открывается доступ к трудовой деятельности. Верхняя граница определяется достижением человека к 30 годам социальной стабильности (завершение образования, трудоустройство, создание семьи). Однако в законодательстве России встречаются и иные возрастные рамки. Так, например, в программе «Жилище» указывается: «Участником подпрограммы может быть молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 35 лет...» [3].

В официальных документах ООН молодежный возраст определен в границах от 15 и до 24 лет, что, вероятно, обусловлено ориентацией на государства Азии, Африки, Латинской Америки, где проживает большая часть молодежи мира и где вступление в самостоятельную жизнь происходит в более раннем возрасте [4, с. 19]. В то же время в Китае в правительственных документах отмечается, что к молодежи относится население в возрасте от 14 до 35 лет [5].

Молодежь как социально-возрастная группа имеет ряд особенностей, которые выделены С.И. Григорьевым и его коллегами:

а) молодежи присуще неполное включение в существующие социально-экономические отношения, но при этом именно она в наибольшей степени обеспечивает социальную мобильность;

б) в силу возрастных особенностей интересы молодежи не во всем совпадают с интересами общества в целом, а недостаток жизненного опыта увеличивает вероятность ошибочного выбора при принятии ею ответственных решений [6].

О завершении социальной молодости свидетельствуют следующие критерии:

• приобретение полной экономической самостоятельности;

• освоение одной или нескольких профессий либо специальностей и получение определенного общественного признания в них;

• достижение в политической и социальной сферах общественного статуса, идентичного статусу взрослого человека [4, с. 17].

Процессы включения молодежи в общество протекают на фоне динамичных глобальных изменений и кризисов, что усиливает ее уязвимость как социального субъекта. Большой интерес вызывают данные вопросы в контексте трансформации современного общества в сторону постиндустриализации, стремительного развития информационного общества, «пронизанного» глобализацией и цифровизацией. Как показывают исследования, общество знаний и информации в значительной мере повлияло на менталитет молодежи, трансформацию поведения, изменения ценностных ориентаций, предпочтений в выборе профессии и пр. [7-9].

Являясь уникальной социальной категорией молодежь разных стран имеет и общие характеристики, поиск которых и определил тематику данной работы. Объектом данного исследования являются социальные проблемы молодежи России и Китая, предметом - особенности восприятия молодежью обеих стран острых социальных проблем в условиях информационного общества.

Выбор этих стран для изучения обусловлен тем, что эти соседствующие государства в настоящее время укрепляют экономические, политические, социальные и культурные связи, в которых молодежи отведена ключевая роль. Значительное расширение сотрудничества между Россией и Китаем позволило создать единое образовательное пространство, усилить связи в сфере науки, обеспечить взаимовыгодное сотрудничество. В свою очередь, это вызывает необходимость детального изучения опыта двух стран в различных общественных сферах, в том числе и в сфере молодежной политики.

Актуальность и интерес данной тематики обусловлены еще и тем, что в условиях информатизации общества именно молодежь выступает в роли «интегратора» и «носителя» инноваций, она мобильно реагирует на происходящие в мире изменения, адаптируется к цифровизации всех процессов, в частности, к кардинальным переменам в сфере образования.

Исследования социальных проблем российской молодежи. Для выявления наиболее значимых проблем, стоящих перед молодежью в период интенсивного развития информационного общества, нами были проведены социологические опросы студентов вузов России и Китая. В рамках данного исследования в 2019-2020 гг. был проведен опрос студентов ПГНИУ (общее количество опрошенных составило 120 человек), который позволил получить интересные результаты. Выделим наиболее значимые для студентов проблемы.

1. Большинство участников опроса обеспокоены тем, что их сверстники «много времени тратят, забывая о реальном мире, просиживая часы напролет в Интернете». Студенты уверены, что «это может негативно влиять на человека и его здоровье...». При этом практически все отмечают, что сократить время использования гаджетов и Интернета невозможно, так как современная молодежь живет в цифровой среде и черпает из нее всю информацию.

2. Молодых людей серьезно беспокоит проблема отчуждения в современном обществе. Они ощущают ее на себе и в своем социальном окружении. Например, один из респондентов указал: «Мы общаемся со своими друзьями в основном через социальные сети, хотя живем в одном городе... Мы оченьред-ко встречаемся с ними, но общение через социальные сети не является искренним, поэтому мы не можем доверять друг другу».

По мнению участников опроса, «Интернет предполагает общение, но между собеседниками всегда есть машина, неспособная передать искренность эмоций... По ту сторону экрана не человек, а только игровые персонажи».

Исследование выявило новые аспекты проблемы социального отчуждения. Во-первых, «затягивающая» роль социальных сетей не только приводит к отчуждению», но и «зомбирует»: большую часть своего времени молодые люди проводят за просмотром чужих впечатлений и событий, вместо того, чтобы активизировать собственные действия в реальном мире.

Во-вторых, данная проблема проявляется еще и в том, что молодые люди постоянно делятся в социальных сетях различными моментами своей личной жизни, это превращается в потребность. Как отмечают респонденты, «патологическая привязанность к Интернету и так называемая игромания закрывает для зависимых людей дверь в реальную жизнь, ведет к оторванности от мира, отчуждает от собственной сущности». Достоверную информацию о масштабах этой проблемы получить практически невозможно, а достоянием гласности становятся только трагические эпизоды.

Показательным, на наш взгляд, является следующее высказывание: «Некоторые молодые люди заменяют практически полностью реальное общение его суррогатом через электронные средства. Им лень пойти куда-то, поговорить с кем-то... И такая тенденция может привести к тому, что общество выродится до отдельных жилищных ячеек, жители которых никогда друг друга не видят и предпочитают виртуальность».

Один респондент резюмировал свои мысли на тему отчуждения так: «В связи с высокой компьютеризацией мы отчуждаемся от природы, от общества, от наших близких людей и даже от себя. Мы становимся одиноки».

Поскольку среди молодежи обостряется проблема отчуждения, что может привести к депрессии, неврозу или суициду, целесообразно уже сейчас начать готовить профессионалов, специализирующихся на оказании помощи в подобных ситуациях. Безусловно, не лишними будут и тренинги социальных навы-

ков на базе образовательных учреждений всех уровней. Один из респондентов, с чьим мнением мы полностью согласны, пишет, что «не нужно бежать отключать Интернет, отбирать компьютеры и смартфоны. Нужно учить общаться, выстраивать межличностные отношения и показывать то, что эти отношения могут им дать. И учить этому надо с детства - с детского сада и школы». Учитывая сложившиеся реалии сегодняшнего дня, стоит включить эту помощь и в период обучения в вузе.

3. Молодые люди недовольны скудостью информации, циркулирующей в социальных сетях. Они хотели бы получать большее в интеллектуальном и культурном плане. По мнению одного респондента, «социальные сети содержат в себе одну и ту же информацию, которую поглощают все, а это приводит к унификации сознания и снижению интеллектуальных способностей человека». Еще один участник опроса конкретизирует ощущаемое им состояние «псевдоинформированности: ты думаешь, что знаешь о том, что происходит в мире, но на самом деле информация может быть ложной, искаженной, неполной или устаревшей».

4. Большинство молодых людей практически не доверяют современным СМИ, осознанно стараются не потреблять производимую и распространяемую ими информацию. Объясняя свою позицию достаточно категорично, один из респондентов указал: «Можем ли мы верить всему, что говорят нам по телевизору? Или можем ли мы верить всем новостям в Интернете? Конечно, нет! СМИ наполнены большим количеством лжи. В сети Интернет очень сложно найти достоверную информацию». На наш взгляд, эта позиция объяснима тем, что молодежи во все времена присущи нигилизм и максимализм. Но, с другой стороны, государству и обществу следует прислушаться к мнению молодежи.

5. Некоторые молодые люди обеспокоены тем, что происходит в российской экономике под влиянием глобализации. Характеризуя эту проблему, студенты рассуждают так: «Мировой рынок определяет, что нужно производить и как это лучше делать. И таким образом происходит отчуждение руководителей и работников от той продукции, которую производят». Следовательно, молодых людей не устраивает факт формального участия в создании общественных благ.

6. Молодые люди крайне недовольны отсутствием действенных механизмов правового регулирования интернет-пространства, в частности, широким распространением в Интернете запрещенной информации. Более половины опрошенных считают, что «в сети полно негативной информации, она никак не контролируется. Пропаганда насилия, уничижения человеческого достоинства, расизма, нацизма вливается в массы. И человек усваивает эти стандарты, считает это нормальным».

Многие участники опроса рассуждали о проблеме «безнаказанной агрессивности в Интернете», а также о недопустимых масштабах мошенничества и

других противоправных деяний в сети, о беспомощности государства в решении этих проблем. Как показали ранее проведенные исследования [10, с. 59; 11, с. 25], молодежь достаточно серьезно относится к необходимости государственного регулирования информационной безопасности.

7. Весьма актуальными оказались высказывания респондентов о переходе образования в дистанционный режим. Особо выявилось беспокойство по поводу снижения качества образования, обесценивания роли преподавателя, изменения взаимоотношений со студентами в результате цифровизации образования. Многих не устраивает отсутствие живого общения между преподавателем и студентом.

Итак, на основании полученных результатов проведенного опроса пермских студентов наряду с социальными проблемами нами выявлено несколько психологических и этических проблем, связанных с интенсивным вторжением в их жизнь процессов цифровизации. Каждая из них может стать предметом отдельного изучения с целью разработки рекомендаций по их преодолению или смягчению. Следовательно, государственная молодежная политика должна строиться с учетом понимания подобных настроений.

Проблема иждивенчества в молодежной среде. В своих исследованиях мы обратились к новой, но весьма острой проблеме - социальное иждивенчество, которое в разной степени характерно как для российской, так и китайской молодежи. Поскольку в обеих странах данная проблема имеет различный генезис, то масштаб и формы ее проявления разнятся. Если в Китае эта проблема едва «уловима» и «затмевается» более серьезными проблемами трудоустройства, покупки жилья и получения образования, то в нашей стране проблема социального иждивенчества становится все более ощутимой [12, 13]. Исследования показывают, что в России в условиях переломного периода 1990-х гг. целое поколение выросло с низкой мотивацией к труду и получению образования, что является следствием отказа от всеобщей трудовой занятости, обесценивания высшего образования, нестабильности экономической ситуации, изменения ценностных ориентаций и т. д.

Отличительной чертой представителей молодежи, которую относят к группе NEET (Not in Education, Employment or Training - неработающая и не обучающаяся молодежь), является то, что они стараются извлечь выгоду из сложившегося положения. Пребывание в таком состоянии приводит к таким негативным социальным последствиям, как утрата навыков самообеспечения. Кроме того, длительная социальная невостребованность может приводить к физическим и психологическим отклонениям [13, 14].

Считая NEET маргинальной группой, власти европейских государств и различные общественные организации оказывают молодежи поддержку по выходу из состояния «не-работы» и «не-учебы». В России данная проблема стоит довольно остро и требует глубокого изучения. В условиях движения к

информационному обществу, в котором знания выступают в роли главного ресурса, трансформируется структура занятости, у молодежи меняется отношение к труду, к социальной и экономической самореализации. Высока вероятность того, что на фоне перехода к дистанционным формам обучения и занятости, среди молодежи усилится тенденция социального иждивенчества.

Опросы, проведенные среди студенческой молодежи годом ранее [10], показали, что при вступлении во взрослую жизнь молодые люди, в первую очередь, опасаются столкнуться с проблемами трудоустройства и поиска жилья, при этом большинство из них намерены самостоятельно добиваться успехов в карьере, создании семьи и в ее материальном обеспечении. Это также может быть связано с недоверием российской молодежи к государству.

Взгляд китайских студентов на актуальные социальные проблемы. В рамках данного исследования с целью выявления наиболее актуальных проблем у молодежи Китая в 2020 г. нами были проведены опросы (г. Циндао и г. Цзинань Шаньдунской провинции). В исследовании приняли участие 246 студентов университета г. Циндао, и 151 студент вузов г. Цзинань, средний возраст которых составлял 20-26 лет.

Как показало исследование, самой острой проблемой для китайской молодежи является покупка жилья и поиск работы, на что указали 86 и 70 % респондентов. Именно эти проблемы являются не только серьезными вопросами социально-экономического характера, но и источниками ежедневного стресса, что крайне негативно сказывается на психологическом состоянии молодых людей. С одной стороны, считается, что чем быстрее молодой человек будет иметь собственное жилье, тем более надежным будет его будущее. Согласно данным, средний возраст китайских покупателей собственных квартир в 2018 г. составил всего 29,5 года, что значительно меньше, чем в других странах мира [15]. С другой стороны, стремясь как можно быстрее приобрести жилье, молодые люди в ущерб себе решают данный вопрос, приносят в жертву многие аспекты своей жизни. Как показывают расчеты, средняя стоимость покупки жилья составляет 38 % от предполагаемого дохода [16]. А для молодых людей, только начинающих карьеру, этот показатель значительно выше. Проблемы с жильем отметили в своих ответах 48 % опрошенных. По традиции жилье приобретают своим детям родители, однако это в большей мере касается юношей, так как девушек должны обеспечивать будущие мужья.

Второй наиболее важной проблемой является интенсивность рабочего дня. По данным Госкомстата КНР, в 2018 г. средняя продолжительность рабочего времени на предприятиях составляла 46 часов в неделю, что выводит страну на первые места по показателю наибольшей продолжительности рабочей недели. Так, например, Великобритания занимает 17-е место с показателем 33,46 часа, Россия - 40 часов [17], при этом производительность труда в России меньше, чем в других развитых странах в 4 раза [18, с. 201]. Не-

смотря на то, что существует Положение о еженедельном отдыхе не менее одного дня, подавляющее большинство молодых людей работают внеурочно и в выходные дни. Отсутствие достаточного отдыха в течение длительного времени оказывает негативное воздействие на физическое и на психологическое состояние молодых людей.

Опрос студентов Шаньдунского женского университета выявил, что наиболее острыми проблемами оказались недостаток финансов (75 %) и поиск работы по окончании университета (73 %). Эта проблема стоит остро в Китае из-за очень высокой конкуренции среди выпускников. При этом студенты отмечают, что в поиске работы им помогают родственники (63 %), университеты, в которых они обучались (56 %), друзья (41 %) и преподаватели (39 %).

Очень острой оказалась проблема недостатка свободного времени. Как указали 42 % опрошенных, в период обучения молодые люди имеют полный занятый день, у них практически не остается свободного личного времени.

Около трети участников опроса отметили проблемы во взаимоотношениях с родителями, что свидетельствует о скрытых конфликтных ситуациях в семьях. Студенты отмечают разногласия с родителями по ряду вопросов в отношении будущего: выбором места работы и жительства, продолжении обучения и др.

Как и среди российских студентов, так и среди китайских, были выявлены проблемы социального отчуждения, которые объясняются своеобразной изолированностью: во многих школах и даже вузах Китая запрещено во время обучения общаться со сверстниками противоположного пола. Этот запрет связан с тем, что молодые люди могут отвлекаться от занятий, с предупреждением ранних сексуальных связей и т.п. Отсутствие времени и запреты на живое общение все чаще «уводят» молодых людей в виртуальное пространство.

Опросы показали, что система взглядов молодежи на рождение детей и их воспитание претерпела кардинальные изменения. Каждый четвертый участник опроса высказал опасения по вопросам рождения детей. Молодые люди прекрасно понимают, насколько ответственно, сложно и затратно содержать ребенка в современных условиях. Подчеркнем, что жесткая демографическая политика, осуществляемая в стране, привела к сокращению коэффициента рождаемости с 23.01 %о в 1975 г. до 10.48 %о в 2019 г. [19]. Несмотря на это, цель демографической политики была достигнута, ее результаты заставили общество обеспокоиться о демографической ситуации. Представители молодого поколения, родившиеся в 1980-2000-е гг., являются единственными детьми в своих семьях. Сегодня они в детородном возрасте, но не торопятся вступать в брак и заводить детей. С одной стороны, политика «Одна семья - один ребенок» усилила привязанность между родителями и их единственным ребенком, сменились и подходы к воспитанию детей. И если традиционно несколько взрослых детей содержали пожилых родителей, то в настоящее время эта забота ложится на единственного ребенка. Все это свидетельствует о глубокой

трансформации демографического поведения людей, что неразрывно связано с нравственными, психологическими, социальными и другими изменениями жизни молодых китайцев [20, с.145]. Данный вывод подтверждается еще и тем, что более 20 % респондентов высказали тревогу по вопросу создания семьи.

Исследование показало, что большинство китайских студентов считают, что в стране необходимо изменить положение молодежи, это аргументируется предложениями, высказанными ими в открытых вопросах. Мы сгруппировали эти ответы по следующим темам:

1. Получение образования. Необходима большая вариативность в предоставлении высшего и профессионального образования, а также улучшение качества образования. Последнее особо актуально для тех, кто имеет опыт обучения за рубежом, понимая, что учебные процессы Китая и России кардинально различаются. И эти различия проявляются в пользу России.

2. Вопросы трудоустройства. Необходимо провести анализ рынка труда, чтобы решить проблему трудоустройства выпускников вузов; часто звучат предложения о помощи молодым в открытии своего бизнеса. Особо остро стоит проблема дискриминации в области трудоустройства, поскольку «Некоторые предприятия игнорируют потенциал молодых людей, они нуждаются только в опытных кадрах». Респонденты отмечают острую необходимость в создании большего количества рабочих мест для молодежи. Звучали предложения о создании открытой площадки подбора персонала онлайн и сайтов, на которых есть отзывы людей о своей профессии, создании бюро вакансий рабочих мест, проведение ярмарок профессий и т.д.

3. Проблема повышения доверия молодежи к государству. Респонденты считают, что молодежь - «мощная сила, более инициативна, энергична, инновационна, способствует развитию страны». При этом часто звучит мысль о завышенных требованиях к молодежи и чрезмерном давлении на нее. Студенты уверены в том, что «молодежь должна приложить больше усилий, чтобы стать опорой общества». Выражая патриотические чувства, респонденты подчеркивают: «Процветание молодежи - процветание Китая!». Практически все показали патриотическую позицию: 99 % ответили, что им нравится ощущать себя гражданином своей страны, 97 % чувствуют, что государство поддерживает их.

4. Гражданские права и свободы. Респонденты отмечают, что молодежь должна иметь доступ к различной информации, иметь право голоса в обществе, принимать активное участие в политике и социальном управлении. Наиболее радикальные высказывания касались снижения возраста уголовной ответственности и необходимости принятия закона об отдыхе. Действенными предложениями можно считать инициативу внесения закона о безопасности, исключения дискриминации по уровню образования, изменение условий пенсионного страхования. Добиваясь большей свободы в решениях жизненных

вопросов, молодые люди понимают и меру ответственности, считая необходимым «проявлять целеустремленность, терпение и трудолюбие в решении проблем», «вести здоровый образ жизни». Во многих ответах явственно проступает конфуцианская философия.

Исходя из полученных результатов, мы можем подтвердить ранее высказанное нами утверждение о том, что в молодежной среде Китая нет явных проявлений иждивенчества [12, с. 239], наоборот, они видят себя активными участниками общества на благо процветания страны.

У китайской молодежи нет завышенных требований ни к государству, ни к обществу. Они понимают, что их жизнь - в их делах, а не в разговорах и ожиданиях. Эта деятельностная жизненная позиция взращивается с детских лет и воспитывает целеустремленность и внутреннюю самоорганизацию.

Таким образом, проведенные опросы российской и китайской молодежи подтвердили выдвинутые гипотезы и свидетельствуют о том, что обществу пора осознать, что распространяемые в информационном и цифровом обществе рекомендации «меньше сидеть за компьютером или с планшетом/смартфоном» по своей направленности абсурдны. Необходимы новые подходы и технологии, предполагающие длительное использование компьютерной техники без существенного вреда для здоровья и психики. Данная проблема обострилась в период перехода на дистанционное обучение, которое вынудило учащуюся и работающую молодежь проводить с гаджетами гораздо больше времени, чем обычно.

Исследования показали, в России и Китае при вступлении во взрослую жизнь молодые люди опасаются столкнуться с проблемами трудоустройства и поиска жилья, при этом большинство из них намерены самостоятельно добиваться успехов в карьере, создании семьи и в ее материальном обеспечении. В российских реалиях такая позиция может говорить о недоверии российской молодежи к государству, когда самостоятельность китайской молодежи наоборот связана с ее патриотичностью и стремлением вносить свой вклад в общественную жизнь. Феномен иждивенческих настроений оказался менее ощутим среди китайской молодежи, чем в нашей стране. Кроме того, на первый план выходит потребность в переосмыслении значимости общечеловеческих ценностей, умаление которых приводит к необратимым последствиям отчуждения последующих поколений.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №18-011-00548.

Список литературы

1. Кон И.С. Социология молодежи // Краткий словарь по социологии. -М.: Политиздат, 1988. - 164 с.

2. Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ

от 29.11.2014 № 2403-р. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс» (дата обращения: 15.08.2020).

3. О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 годы: Постановление Правительства РФ от 17.09.2001 № 675 (ред. от 15.12.2010). -Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 15.08.2020).

4. Кондратьева Я.В. Проблемы социальной работы с молодежью. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та упр. и экон., 2011. - 232 с.

5. Власти КНР дадут молодежи «китайскую мечту» // ИА REGNUM. -URL: https://regnum.ru/news/cultura/2263074.html (дата обращения: 10.09.2020).

6. Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г., Гусова С.А. Социальная работа с молодежью: учеб. - М.: Гардарики, 2008. - 204 с.

7. Стегний В.Н., Ермаков М.А. Социологический анализ представления студентов об информационном обществе//Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2016. - № 1. - С. 8-16.

8. Андрощук В.А. Социальный инфантилизм студенческой молодежи // Череповецкие научные чтения. - Череповец, 2016. - С. 8-9.

9. Бадзиев С.М., Пилиева Д.Э. Проблемы молодежи в современном обществе // Достижения вузовской науки. - Пенза, 2018. - С. 147-151.

10. Территориальный подход в исследованиях проблем молодежной политики (на примере Пермского края) / Т.А. Балина, Л.Ю. Чекменева, С.Е. Гасумова, А.А. Балина // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2019. -№ 3.- С. 52-64.

11. Отношение молодежи к идеологии и практике экстремизма: теоретико-методологический аспект / К. А. Антипьев, Е.А. Лазукова, Г.В. Разинский,

B.Н. Стегний // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2020. - № 2. -

C. 23-34.

12. Особенности социальных проблем молодежи России, Великобритании и Китая / Т.А. Балина, С.Е. Гасумова, Т.Д. Попкова, А.А. Балина // Вестник Удмуртского университет. Биология. Науки о Земле. - 2020. - Т. 30, № 2.- С. 231-243.

13. Буланова М.Б., Артамонова Е.А. NEET-молодежь: европейский контекст и российские реалии // Вестник Российского университета дружбы народов. Социология. - 2020. - Т. 20, № 1. - С. 64-72.

14. Карпикова И.С. Социальное иждивенчество как поведенческая детерминанта функционирования социозащитной сферы // Новые тенденции в деятельности социозащитных институтов. - Иркутск, 2019. - С. 36-39.

15. Shell Research Institute. National house buyers Survey Report, 2018. -URL: https://reports.shell.com/annual-report/2018/servicepages/disclaimer.php (accessed 10 September 2020).

16. Guo Jiayuan. Research on the impact of per capita income on house prices // China Economic and Trade Guide: theoretical edition. - 2018. - No. 897 (14). - Р. 36-39 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.stats.gov.cn/tjsj/zxfb/201911/t20191 114_1709102.html (дата обращения: 10.09.2020).

17. National Bureau of Statistics. 2018. - URL: http://www.stats.gov.cn/en-glish/ (accessed 10 September 2020).

18. Замараева З.П., Оконская Н.К. Культура в информационно-инновационном обществе: моногр. / под ред. В.Н. Стегния. - Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2017. - 497 с.

19. Population // New Statistical Yearbooks Published by China Statistics Press. - China National Bureau of Statistics, 2019 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2019/indexeh.htm (дата обращения 10.09.2020).

20. Цзян Ц. Влияние планирования семьи на демографическое поведение населения Китая // Молодые исследователи - регионам: материалы междунар. науч. конф. - Вологда, 2020. - С. 144-146.

References

1. Kon I.S. Sotsiologiia molodezhi [Sociology of youth]. Kratkii slovar' po sotsiologii [A brief dictionary of sociology]. Moscow, Politizdat, 1988, 164 p.

2. Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoi molodezhnoi politiki Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 goda [On approval of the fundamentals of the state youth policy in Russian Federation until 2025]. Order of the RF Government of Nov. 29, 2014 no. 2403-r. Available at: http://base.garant.ru/70813498/ (accessed 15.08.2020).

3. O federal'noi tselevoi programme "Zhilishche" na 2002-2010 gody [On the Federal Program "Housing" for 2002-2010]. Resolution of the RF Government of Sept. 17, 2001 no. 675 (rev. Dec. 15, 2010). ConsultantPlus Reference System (accessed 15.08.2020).

4. Kondrat'eva Ia.V. Problemy sotsial'noi raboty s molodezh'iu [Problems of social work with youth]. Saint Petersburg, Saint-Petersburg University of Management Technologies and Economics, 2011. ISBN 978-5-94047-420-3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Vlasti KNR dadut molodezhi "kitaiskuiu mechtu" [The Chinese authorities will give young people "a Chinese dream"]. REGNUM, available at: https://regnum.ru/ news/cultura/2263074.html (accessed 09.10.2020).

6. Grigor'ev S.I., Gusliakova L.G., Gusova S.A. Sotsial'naia rabota s molodezh'iu [Social work with youth]. Moscow, Gardariki, 2008, 204 p.

7. Stegnii V.N., Ermakov M.A. Sotsiologicheskii analiz predstavleniia studentov ob informatsionnom obshchestve [Sociological analysis of the students'

notions about the information society]. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2016, no. 1, pp. 8-16.

8. Androshchuk V.A. Sotsial'nyi infantilizm studencheskoi molodezhi [Social infantilism of student youth]. Cherepovetskie nauchnye chteniia, Cherepovets, 2016, pp. 8-9.

9. Badziev S.M., Pilieva D.E. Problemy molodezhi v sovremennom obshchestve [Problems of youth in modern society]. Dostizheniia vuzovskoi nauki, 2018, Penza, pp. 147-151.

10. Balina T.A., Chekmeneva L.Iu., Gasumova S.E., Balina A.A. TerritoriaTnyi podkhod v issledovaniiakh problem molodezhnoi politiki (na primere Permskogo kraia) [The territorial approach to researching issues of youth policy (the case of Perm Krai)]. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2019, no. 3, pp. 52-64.

11. Antip'ev K.A., Lazukova E.A., Razinskii G.V., Stegnii V.N. Otnoshenie molodezhi k ideologii i praktike ekstremizma: teoretiko-metodologicheskii aspekt [The attitude of young people to the ideology and extremist practices: theoretical and methodological aspect]. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2020, no. 2, pp. 23-34.

12. Balina T.A., Gasumova S.E., Popkova T.D., Balina A.A. Osobennosti sotsial'nykh problem molodezhi Rossii, Velikobritanii i Kitaia [Features of social problems of young people in Russia, Great Britain and China]. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriia biologiia. Nauki o zemle, 2020, vol. 30, no. 2, pp. 231-243.

13. Bulanova M.B., Artamonova E.A. NEET-molodezh': evropeiskii kontekst i rossiiskie realii [NEET-youth: European context and Russian realities]. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Sotsiologiya, 2020, vol. 20, no. 1, pp. 64-72.

14. Karpikova I.S. Sotsial'noe izhdivenchestvo kak povedencheskaia determi-nanta funktsionirovaniia sotsiozashchitnoi sfery [Social dependency as a behavioral determinant of functioning of social protection sphere]. Novyye tendentsii v deyatel'nosti sotsiozashchitnykh institutov. Irkutsk, 2019, pp. 36-39.

15. Shell Research Institute, 2018 national house buyers survey report, 2018, available at: https://reports.shell.com/annual-report/2018/servicepages/disclaimer.php (accessed 10.09.2020).

16. Guo Jiayuan. Research on the impact of per capita income on house prices. China Economic and Trade Guide: Theoretical Edition, 2018, no. 897(14), pp. 36-39, available at: http://www.stats.gov.cn/tjsj/zxfb/201911/t20191114_1709102.html (accessed 10.09.2020).

17. National Bureau of Statistics, 2018, available at: http://www.stats. gov.cn/english/ (accessed 10.09.2020).

18. Zamaraeva Z.P., Okonskaia N.K. Kul'tura v informatsionno-innovatsion-nom obshchestve [Culture in an information-innovative society]. Ed. V.N. Stegniy. Perm, Perm National Research Polytechnic University, 2017, 497 p.

19. China National Bureau of Statistics, "Population", 2019, available at: www.stats.gov.cn (accessed 10.09.2020).

20. Tszian Ts. Vliianie planirovaniia sem'i na demograficheskoe povedenie naseleniia Kitaia [Family planning influence on the demographic behavior of China population]. Molodyye issledovateli - regionam. Proc. Int. Conf. (Vologda, April 13-23). Vologda, 2020, pp. 144-146.

Оригинальность 82 %

Получено 06.10.2020 Принято 30.10.2020 Опубликовано 31.03.2021

T.A. Balina, S.E. Gasumova, T.D. Popkova, A.A. Bal^, J. Ziyue

PECULIARITIES OF YOUNG PEOPLE'S SOCIAL PROBLEMS ON THE THRESHOLD OF THE INFORMATION SOCIETY

The article examines acute social problems of young people in Russia and China, which shall be thoroughly studied before developing and implementing state youth policy and social security system in the context of digitalization. The research scope is social problems of youth in Russia and China, as they are perceived by young residents of the two countries which significantly strengthen cooperation in various spheres, including education. The purpose of this study is to identify the most important social problems typical of both countries with different types of socio-economic development and the roots of these problems. To achieve the goal, analytical, statistical and comparative methods, as well as interviewing and survey were used. Particular attention is paid to the problems of digitalization in many spheres of public life, which has become widespread in many developed countries in recent decades. This study will highlight the most effective methods and technologies for resolving social problems of young people for them to be introduced into the Russian system of youth policy and social work. The article analyzes the results of sociological studies that reveal the attitude of Russian and Chinese young people to social problems and their connection with the phenomenon of youth alienation and social dependency. It was revealed that the study of the problems of this age group within the framework of informatization of social development will contribute to the improvement of social work with young people, the activation of the younger generation and the acceleration of its inclusion in social life.

Keywords: youth, youth policy, social work, social problems, informatization, Russia, China.

Tatyana A. Balina - Cand. Geogr. Sciences, Associate Professor, Department of Socio-Economic Geography, Perm State National Research University, e-mail: seg@psu.ru.

Svetlana E. Gasumova - Cand. Soc. Sciences, Associate Professor, Department of Social Work and Conflictology of Perm State National Research University, e-mail: socworkdpt@psu.ru.

Tatyana D. Popkova - Professor, Department of Russian Language, Jinan Woman University, China, e-mail: ttayana3@mail.ru.

Anna A. Balina - Master's Student, Perm State National Research University, e-mail: anna.balina.97@gmail.com.

Jiang Ziyue - Master's Student, Faculty of Geography, Perm State National Research University.

Received 06.10.2020 Accepted 30.10.2020 Published 31.03.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.