DOI: 10.24411/2470-1262-2018-10015
УДК (UDC) 82-3
Diana Igorevna Kaparushkina (Diana Jang), University "Sun Moon", Asan, Republic of Korea
For citation: Kaparushkina D.I.(Diana Jang), (2018).
Features of the spatial organization represented in Andrey Bely's novel "The Silver Dove".
Cross-Cultural Studies: Education and Science.
Vol.3, Issue II, pp. 31-39 (in USA) Manuscript received: 05/06/2018 Accepted for publication: 06/13/2018
CC BY 4.0
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РОМАНА АНДРЕЯ БЕЛОГО "СЕРЕБРЯНЫЙ ГОЛУБЬ"
FEATURES OF THE SPATIAL ORGANIZATION REPRESENTED IN ANDREY BELY'S NOVEL "THE SILVER DOVE"
Abstract
This article analyzes the spatial organization of A. Bely's novel The Silver Dove. The article demonstrates the basis of spatial construction, which is construed by the writer's view on synthesized geometry and philosophy. Through A. Bely's view of the world order and the place of humans existing in it, it is clearly shown that A. Bely's ideas about the space in the novel is one of the factors organizing its theme and chronoscope.
The author of the article shows how, through the prism of the philosophical and mathematical synthesis of A. Bely's ideas, the author's strongest creative potential is revealed. First, the article shows the writer uses scientific and philosophical cognition methods of reality as tools for the design of creative ideas. Secondly, it indicates that the natural philosophical views of A. Bely were expressed in the geometric structure of the novel The Silver Dove. On the basis of the spatial structure of the novel there are not only geometric plane figures: a triangle, a square, a circle, but also three-dimensional polyhedron: pyramids, and a cone. Thirdly, it demonstrates that the
movement of the protagonist in the novel is described using a method of imparting dynamic properties to a static space.
Keywords: Andrey Bely, Silver Dove, symbolism, mythopoetic symbolism, natural philosophy, chronotope, space, geometry, triangle, pyramid, return
Введение
Роман «Серебряный голубь», отразивший результаты поисков новых методов художественного отражения, воспринимаемой А. Белым в действительности - сложное недостаточно изученное с точки зрения философско-математических взглядов писателя на мир и место человека в нём произведение. Во-первых, затруднения в интерпретации романа заключаются в том, что А. Белый в своем стремлении реализовать неограниченные возможности человека в рамках творчества и отобразить всю сложность и многогранность бытия использовал научные и философские понятия, сочетая в одном произведении многочисленные теории. Во-вторых, сложность его произведений обусловлена психологическими причинами - болезненными переживаниями раздвоения личности, ведущим к противоречивому восприятию мира [1, 410; 8], которые в свою очередь породили основную концептуальную идею - идею двухбытийности мира, определяющую специфику хронотопа произведений А. Белого. [7, 421].
1. Научно-философские способы познания действительности как инструменты о формления творческих идей А. Белого
Однако без строгих правил в ранних произведениях писатель встает на «путь безумий». В тот момент противовесом «безумной» мистике становится теория познания И. Канта. [1], с помощью которой молодой писатель пытается упорядочить свои творческие находки, в чем на тот момент и находит спасение от «хулиганствующей мистики» и «словесного пьянства». Однако позднее, он все-таки пишет, что для него гносеология убивает метафизику, и «логизм» убивает жизнь. [11, 47]
Так, опасаясь снова оказаться на «пути безумий», А. Белый лихорадочно пытается решить многие вопросы в творчестве, явившемся для него формой и содержанием жизни, и которое он вскоре начинает противопоставлять теоретико-познавательным схемам. Тогда же А. Белый дает определение своему мировоззрению, называя его «плюро-дуо-монизм» - некая пространственная фигура, имеющая одну вершину и многие основания, совмещающая в себе антиномию дуализма, преодоленного в монизм. [4, 197] А. Белый неустанно пытается соединить воедино полюсы мироздания и выразить его структуру при помощи художественно-выразительных средств и символов, поскольку «только в символе возможно единство крайних сторон пирамиды познания мира» [7, 66], только символ есть наивысшая точка, к которой стремится человек в своем желании познать смысл жизни и составить целостное мировоззрение. [Там же, 74] А. Белый продолжает развивать эту мысль, утверждая, что пирамида познания должна быть увенчана символом во избежание идущих за
дуализмом противоречий, а творчество должно поднимать человека от оснований пирамиды, из хаоса и вести к ее высшей точке, придавая тем самым смысл жизни.
В попытке обуздать свой сильнейший творческий потенциал и оформить его в определенную, понятную всем форму, А. Белый прибегает к научно-философским способам познания, и роман «Серебряный голубь» становится первым опытом подобного систематизирования. Одной из главных особенностей романа «Серебряный голубь» является отражение научно-философских взглядов писателя на двойственность и одновременно единство мира в системе мифопоэтических образов, суть которых заключается в объединении и взаимопроникновении полярных начал, а также в последующем порождении из них совершенно новых смыслов и образов. [9, 10] Анализ символических значений мифопоэтических образов романа показал, что процесс объединения полюсов мира А. Белый описывает, используя различные художественно-выразительные средства на фонетическом, морфологическом, семантическом, стилистическом уровнях. [13]
2. Отражение натурфилософских взглядов А. Белого в геометрической структуре романа «Серебряный голубь»
Однако сложность поэтики романа «Серебряный голубь» не ограничивается только этим. На наш взгляд, ближе всего к пониманию творчества А. Белого стоит великий русский философ А.Ф. Лосев, который доступно объяснил суть творчества, введя понятие «принципа оформленность», отражающее суть художественного переживания автора произведения искусства. Так А.Ф. Лосев пишет, что «понятие оформленности в творчестве должно играть первенствующую роль потому, что искусство есть прежде всего познание, а в познании является главным прежде всего степень его оформления». [14, 301]. В свою очередь оформленность произведения искусства должна характеризоваться двумя критериями: музыкальным и образным [10, 380], которым, что можно с уверенностью заявить, соответствует роман «Серебряный голубь». [3, 51]
Далее в статье будет выявлено, каким образом А. Белый словами А.Ф. Лосева оформляет структуру романа «Серебряный голубь», и являются ли присутствующие в романе геометрические формы отражением натурфилософских взглядов писателя, знакомого с аристотелевской физикой, платоновской геометрией, монадологией неоплатоников, Лейбница и своего отца Н.В. Бугаева [17, 144]. Согласно этим учениям мир состоит из пяти основных стихий: воды, земли, огня, воздуха и эфира, элементы которых, названные монадами, стремятся к единому источнику, оказывая влияние друг на друга. В статье корейской исследовательницы Ё.Ы. Пак «Феноменология хаоса и эфира в «Серебряном голубе» Андрея Белого» уже был произведен анализ романа с точки зрения монадологии. [15] В данном исследовании предстоит определить, каково расположение элементов стихий в каркасе художественного пространства романа, как А. Белый применяет используемые в своих программных теоретических работах фигуры треугольника и пирамиды.
А. Способы преодоления изображения в плоскости и переход к объемному трехмерному изображению
Для того, чтобы яснее увидеть эту структуру, нельзя не прибегнуть к составлению схемы пространства романа, к которой, наверняка, прибегал А. Белый в попытке оформить свое видение, преодолеть двухмерность плоского изображения и создать объемные многомерные образы. По этой причине, считаем, что обозначать передвижение главного героя Петра Дарьяльского в виде линии будет ошибкой. Отметим также, что в передвижении героя обнаруживается несколько точек, влияющих на дальнейшее направление его движения - это дуб, пруд и Мертвый Верх. У дуба, растущего на западе около села Гуголево, несущего значение увядания и смерти, Дарьяльский получает некое благословение от Абрама, который ассоциируется с библейским патриархом Авраамом, символом веры и высшего знания. Так дуб становится первой гранью, которую переходит Дарьяльский и попадает в восточную часть, в село Целебеево, где происходит его приобщение к духовному опыту. У пруда Дарьяльского околдовывает Матрена. Тут происходит переворот в сознании героя, переворачивание его видения мира: он начинает видеть мир с обратной стороны, для него стирается граница между небом и водной бездной, здесь происходит выворачивание наизнанку: «нет ни верхов, ни низов и где все, что ни есть, цепенение в центре; а ты считай это в мире стоянье паденьем или полетом - все равно». [6, 148] При встрече со столяром Кудеяровым, лидером секты голубей, начинается движение вниз и вверх к Лихову по дороге Мертвый Верх. Следует подчеркнуть, что здесь А. Белый указывает на одновременно двунаправленное движение, несколько раз описывая его в тексте: «в самой глубине верха» [там же, 264], «фигурка опрокинулась вниз под верх; почему-то Петр стал придерживать вожжи, ожидая, что дрожки поднимутся вверх; но дрожки, как нырнули, так и не поднимались». [Там же, 264] Само название Мертвый Верх содержит противоположные, характерные для мифопоэтического мировоззрения значения: 1) мертвость, смерть, могила, ведущая в теллурический мир; 2) верх, небеса, поднимающие над тленным миром к эфиру. Хотя дорога по Мертвому Верху лежит в одном направлении к городу Лихову, движение по ней представлено как восходящим, так и нисходящим. Соответственно и сам город Лихов, в котором затем происходит убийство Дарьяльского, может представлять собой вершину пространства романа, направляющуюся либо вверх, либо вниз, или обозначать как высоту, так и глубину пространства: «Пробегала дорога туда <...> убегала она вверх <...> и терялась у самого неба, потому что здесь припадало небо низко к селу <...> там, за границей, и, будто бы, за небом был славный Лихов город». [Там же, 39]
Именно эти три точки в пространстве романа А. Белый использует как ключевые для выхода за пределы изображения в плоскости. В этих точках писатель словно начинает складывать пространство, поднимая одну его сторону вверх и опуская другую вниз, причем каждая из этих сторон имеет треугольную форму, а их гранями становятся линии передвижения героя. В своих исследованиях автор настоящей статьи уже рассматривала пространство романа, как составленное из двух больших треугольников: вершина одного обращена вверх к эфиру и другого - вниз, к теллурическому миру. [13, 100] Ниже представим структуру романа схематично в несколько видоизмененном виде.
Эфир (г. Лихов)
Запад Гуголево Интеллигенция Катя
Рациональность Вода
Восток Целебеево Народ >- Матрёна
Стихийность Огонь
г. Лихов Теллурический мир
Рис. 1. Двухмерное пространство романа СГ
Эти два треугольника с общим основанием (запад - восток или Гуголево - Целебеево), с вершиной верхнего треугольника, направляющейся вверх (Лихов/эфир) и с вершиной нижнего треугольника, направляющегося вниз (Лихов/теллурический мир), вместе составляют квадрат, который являет собой основание пирамиды. Четырьмя поднимающимися или опускающимися от основания пирамиды плоскостями являются четыре треугольника:
1) Гуголево - дуб/пруд - Лихов (эфир);
2) Лихов (эфир) - дуб/пруд - Целебеево;
3) Целебеево - дуб/пруд - Лихов (теллурический мир);
4) Лихов (теллурический мир) - дуб/пруд - Гуголево.
Каждая грань треугольника, каждый его угол соответствует одной из стихий мироздания и одновременно может обладать противоположными или смежными с ней свойствами. В основании треугольника на западе - Гуголево - вода, на востоке - Целебеево - огонь, а вершиной треугольника (т.к. к нему ведет крутой подъем Мертвый Верх), является город Лихов - воздух. Между Гуголевым и Целебеевым - дремучий лес, в центре которого старый дуб - земля. Между Целебеевым и Лиховым - Мертвый Верх - земля, вода, воздух, где смешение земли с водой производит грязь, а смешение земли с горячим воздухом, обожженным солнцем, - пыль.
Б. Описание передвижения главного героя романа как способ наделения статичного пространства динамическими свойствами
В ходе анализа также выявилось, что сюжет романа построен на нескольких видах трехсторонних отношений:
а) пространственных (Гуголево - Целебеево - Лихов);
б) идеологических (Кудеяров - Дарьяльский - барон Павел Павлович);
в) религиозных (Кудеяров-Дарьяльский-Шмидт);
г) любовных (Катя - Дарьяльский - Матрена),
д) субординационных (Матрена - Кудеяров - Дарьяльский).
Этот факт позволяет заключить, что выбор треугольной формы в качестве основной фигуры неслучаен, что для романа «Серебряный голубь» значение треугольника как символа весьма актуально, метод треугольника становится главным методом, организующим пространство романа. Описывая гороскоп Дарьяльского, составленного Шмидтом [6, 161], в котором присутствуют круг, треугольники, крест и линии, и который представляет собой каббалистическую схему мироздания и означает мистическую творческую силу, посредствующую между богом и миром, А. Белый делает прямое указание на важность толкования геометрических фигур, составляющих его произведение. Если сравнить вышеуказанный рисунок 1 с гороскопом Дарьяльского, мы с уверенностью можем сказать, что выявленная при анализе структура романа является упрощенным вариантом или частью гороскопа Дарьяльского, значение которого еще предстоит изучить.
Если в начале повествования Дарьяльский представлен одиноким безродным поэтом, а его «дом» в виде тоски персонажа по некоему мифологическому пространству, то в конце герой обретает свой истинный «дом» через смерть. В сюжете «Серебряного голубя», построенном в форме испытаний героя на пути к своей «истинной родине» в рамках, очерченных несколькими взаимопроникающими с размытыми границами треугольниками, явно прослеживаются все принципы построения волшебной сказки, названные В.Я. Проппом [16, 106], среди которых наиважнейшим является обряд инициации, в архаических системах связанный со смертью и перерождением прежнего героя в нового, что наблюдается в романе А. Белого.
Особенностями перемещения Дарьяльского является движение от одного полюса к другому: по горизонтали - от запада к востоку, от рационального к стихийному; и по вертикали - из глубины земного бытия в высоты изначального мироздания. Также передвижение героя циклично и сопровождается трудностями, поднимающими его на новый уровень и приближающими к «дому». Этим А. Белый обращает внимание на то, что путь познания своих истоков непрост и опасен, более того этим писатель снова поднимает тему возврата, поднимавшейся как в третьей симфонии «Возврат», так и в «Глоссолалии», где эксперименты со звуками являются прямым обращением к праязыку предков.
Учитывая то, что в своих теоретических произведениях А. Белый использовал треугольники и составлял из них пирамиды [1], можно с уверенностью сказать, что и пространство романа «Серебряный голубь» оформлено в виде объемной фигуры, и, судя по возможному количеству сторон, она представляет собой пирамиду. Однако, если учесть возможность движения вверх или вниз к одной точке без каких-либо граней, т.к. границы размыты, то движение будет ассоциироваться со спиралевидной линией (эпизоды, описывающие блуждания Дарьяльского по полю и лесу). В таком случае геометрическая
фигура, которая будет соответствовать движению героя, может представить собой конус, вершина которого также может быть направлена как вниз, так и вверх.
Таким образом, можно заключить, что представленная выше на рисунке 1 схема двухмерного пространства, имеет способность трансформироваться в трехмерную геометрическую фигуру - в пирамиду или конус. Более того, со смертью героя, когда А. Белый вводит символ эфира, это трехмерное замкнутое пространство открывается и переходит в четвертое измерение - пространство иного бытия - эфир. [6, 279]
Заключение
В данной статье наглядно продемонстрировано строение романа «Серебряный голубь», в котором были обнаружены не только некоторые плоские геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг, но и объемные - пирамида и конус. Объемность, многогранность пространству произведения и многомерное видение мира обеспечивают восходяще-нисходящие плоскости пирамиды. Поступательное движение главного героя, его испытания также указывает на путь его восхождения к некой высшей цели. В этом с новой силой были актуализированы монадологические идеи о восхождении-возврату к истокам, отразились натурфилософские взгляды А. Белого на мир. Однако, считаем, что символические значения геометрических фигур, заложенных в основу структуры романа, еще предстоит раскрыть посредством сравнительных исследований романа «Серебряный голубь» с последующими произведениями, особенно с романом «Петербург». На данном этапе исследования заключим, что в образе пирамиды выразились синкретизм, мифологизм, натурфилософский и символический характер творчества А. Белого.
В ходе анализа выявлено, что пространство романа, не имеющее четких границ, воспринимается искривленным и вывернутым наизнанку, этим А. Белый хотел сказать, что возможности человека, прорывающегося к неведомой безграничной реальности мироздания, нельзя ограничить рамками конкретных геометрических фигур. Несколько лет спустя в книге «На перевале и кризис мысли» А. Белый напишет о преобладании творческих идей над логическими умозаключениями: «Безумие Сердца гонит Дарьяльского к свободе от мозга». [5, 500]
В целях указания на изменения в сознании главного героя и его поэтапное приближение к смерти, означающей некую высшую цель, помимо статичных треугольных и квадратных форм, составляющих пирамиду, А. Белый вводит круг, как символ бесконечного движения. Более того, постепенно увеличивая угол подъема линии окружности (в описании перехода героя от одного испытания к другому), писатель разрывает ее и трансформирует в восходящую спиралевидную линию, за счет чего наделяет пространство динамичными качествами. Пространство романа находится в постоянном движении: меняется расположение его границ, глубина пруда и высота неба взаимозаменяемы, как и взаимозаменяемы другие качества персонажей, характеристики звуков или цвета. [13, 42] Пространство живет своей жизнью как небольшая вселенная, а ее элементы направляют героя к истокам. Однако, в отличие от романа «Петербург», где спираль идет на
расширение, в центробежном движении разрывает мир на куски, в «Серебряном голубе», где герой встречает смерть, спираль стремится из множества точек земного основания к одной единственной точке, эфиру, для А. Белого означающего вершину Символа -единение всех творений мироздания в одном извечном изначальном источнике, на чем и завершается роман «Серебряный голубь».
Несомненно, представление о пространстве романа «Серебряный голубь» - всего лишь один из факторов, организующих его тематику и хронотоп и нуждается в более глубоком изучении, как и роль геометрии и гносеологии в установлении связей в романе. Его по праву можно назвать отправной точкой для исследования последующих произведений А. Белого, который написал позднее в «Воспоминаниях»: «Серебряный голубь» удачен в одном: из него торчит палец, указывающий на пока еще пустое место». [6, 438]
References:
1. Bely A. Emblematika smysla / Kritika. Estetika. Teoria simvolizma: V 2-h tomah. T. 1 / М.: Iskusstvo, 1994. URL: http://az.lib.rU/b/belyj_a/text_05_1904_simvolizm.shtml (Acc essed: 5.05.2018).
2. Bely A. Krititsizm i simvolizm / Kant: pro et contra. - Spb, Izd-vo Russkoj Hristianskoj g umanitarnoj akademii (RHGA), 2005. - s. 553-562. URL: http://az.lib.ru/b/belyj_a/text_0 3_1904_simvolizm.shtml (Accessed: 5.05.2018).
3. Bely A. Masterstvo Gogolia. M.: MALP, 1996. - 351 s.
4. Bely A. Na rubege dvuh stoletij. M.: Hudogestvennaja literatura, 1990. - 542 s.
5. Bely A. Peterburg. Spb: Nauka, 2004. - 699 s.
6. Bely A. Serebrianyj golub. M.: Sovetskaja Russia, 1988. - 464 s.
7. Bely A. Simvolism kak miroponimanie. M.: Respublika, 1994. - 528 s.
8. Bely A. Vospominania. T. III. Ch. 2. (1910-1912 gg.) // Literaturnoe nasledstvo. Simvolis ty. T. 27-28. - M.: Gurnalno-gazetnoe objedinenie, 1937 / Publ. K. Bugaevoj. - S. 409-45 6.
9. Hanzen-Liove A. Mifopoeticheskij simvolizm. Spb.: Akademicheskij proekt, 2003. - 816 s.
10. Isjanova L.M. Fenomenologicheskaja dialektika - Iskusstvo - Muzyka. Uroki A.F. Losev a: Monografía. - K.: Institut povyshenia kvalifikatsii rabotnikov kultury Ministerstva kult ury I iskusstv Ukrainy, 1998. - 450 s.
11. Ivanov-Razumnik R.V. Andrej Belyj. URL: https://www.e-reading.club/book.php?book= 95029 (Accessed: 5.05.2018).
12. Kaparushkina D.I. Issledovanie simvolicheskih znachenij elementov zvukovoj organizatsi i romana A. Belogo "Serebrianyj golub". - Korejskaja assotiatsia russkogo jazyka i literat ury. T. 30. Vyp. 1, 2018. - S. 251-286.
13. Kaparushkina D.I. Miphopoeticheskie obrazy v romane A. Belogo "Serebrianyj golub" (A naliz simvolicheskih znachenij folklornyh obrazov). - Dusseldorf: Lambert Academic Pu blishing, 2016. - 210 s.
14. Losev A.F. Stroenie hudogestvennogo mirootshutshenia // Losev A.F. Forma - Stil - Vyr agenie. - М.: Mysl, 1995. - S. 297-320.
15. Pak E.Y. Fenomenología haosa i efira v "Serebrianom golube" A. Belogo. - Korejskaja a ssotiatsia slavistov. T. 19. Vyp. 1, 2004. - S. 85-114.
16. Propp V.J. Morfología volshebnoj skazki. - M.: Labirint, 2001. - 144 s.
17. Silard L. Andrej Belyj // Russkaja literatura rubega vekov (1890-e - nachalo 1920-h godo v), kniga 2, IMLI RAN, "Nasledie", 2001. - S. 144-189.
Information about the author:
Diana Igorevna Kaparushkina (Diana Jang) (Asan, Republic of Korea) - CandSc. (Pedagogogy), Visiting Professor College of Global Business and Foreign Languages,
Department of Russian Language and Russian Studies, University "Sun Moon", Address: 103-101, Magellan, Dae-hak-ro 102-7, Dong-gu, Daejeon, Republic of Korea, e-mail: [email protected], tel.: (82) 10-9183-3101,
25 proceedings on Russian and Korean literature, methods for teaching Russian as a foreign language, experimental phonetic, Russian and Korean pronunciation.