Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ НАПРЯЖЕННОГО СОСТОЯНИЯ КАНАЛА КОРОБЧАТОЙ ФОРМЫ ПРЯМОТОЧНОГО ДВИГАТЕЛЯ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ НАПРЯЖЕННОГО СОСТОЯНИЯ КАНАЛА КОРОБЧАТОЙ ФОРМЫ ПРЯМОТОЧНОГО ДВИГАТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
11
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Труды МАИ
ВАК
Ключевые слова
КАМЕРА СГОРАНИЯ / КОНЦЕНТРАЦИЯ НАПРЯЖЕНИЯ / COMBUSTION CHAMBER / STRESS CONCENTRATION

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Хомовский Ярослав Николаевич

В прямоточных гиперзвуковых двигателях поперечное сечение газовоздушного канала может изменяться от прямоугольной формы до цилиндрической. Особое внимание было уделено определению напряжения в углах коробчатого сечения. Проведены расчёты концентрации напряжения в зависимости от изменяющегося внутреннего радиуса. На основании полученных результатов предложены рекомендации по раздельному рассмотрению влияния градиентов температур и силовых факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Хомовский Ярослав Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING SPECIFICS OF STRAINED STATE OF A BOX-SHAPE CHANNEL OF RAMJET ENGINE

In hypersonic ramjet engines of underslung type the structural forms of air intake units, transition parts (the so-called insulators), through which the air is supplied to the combustion chamber and combustion chambers themselves represent thin-walled channels of rectangular or circular cross-sections. The airflow duct of an American X-51 hypersonic rocket and, particularly, its insulator is a consistent combination of channels of this shape. The thin-walled structural elements of box, oval and cylindrical shape, forming the insulator sections, are exposed mainly to the pressure drops and temperature gradients. The stress state of such elements has its own specifics, and no sufficient information on it is available in the known literature sources. It relates, in the first place, to the inner corners. A significant concentration of stresses may be supposed in these places. Instead of a real insulator, let us consider the stressed state of a boxed-shape channel on the example of its six cross-sections. The calculations were performed separately for the cases of loading by temperature gradient, pressure drop and a joint impact of these loads. The impact of R radius (R = 1; 3; 5; 13; 21; 28,5 mm) in the inner corners of models on the stress concentration factor was considered for each model. Analyzing the obtained results, we can draw conclusions that the stresses in the corners of the models arising from the influence of pressure are very sensitive to the inner radius (in contrast to the temperature stresses). This may indicate the feasibility of separate consideration of these factors in the calculation of stress-strain state. Separate evaluation of stress concentration factors along the x and y axes may be handy for evaluating the strength of shells made of carbon-carbon composite materials with a fiber structure.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ НАПРЯЖЕННОГО СОСТОЯНИЯ КАНАЛА КОРОБЧАТОЙ ФОРМЫ ПРЯМОТОЧНОГО ДВИГАТЕЛЯ»

Труды МАИ. Выпуск № 101

http://trudymai.ru/

УДК 621.452.225

Исследование особенностей напряженного состояния канала коробчатой формы прямоточного двигателя

Хомовский Я.Н.

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), МАИ, Волоколамское шоссе, 4, Москва, A-80, ГСП-3, 125993, Россия

e-mail: [email protected]

Аннотация

В прямоточных гиперзвуковых двигателях поперечное сечение газовоздушного канала может изменяться от прямоугольной формы до цилиндрической. Особое внимание было уделено определению напряжения в углах коробчатого сечения. Проведены расчёты концентрации напряжения в зависимости от изменяющегося внутреннего радиуса. На основании полученных результатов предложены рекомендации по раздельному рассмотрению влияния градиентов температур и силовых факторов.

Ключевые слова: камера сгорания, концентрация напряжения.

Введение

В гиперзвуковых прямоточных воздушно-реактивных двигателях подфюзеляжного типа конструктивные формы воздухозаборных устройств (ВЗУ), переходных участков (так называемых изоляторов), по которым воздух подводится

к камере сгорания, и самих камер сгорания (КС) представляют собой тонкостенные каналы прямоугольного или круглого поперечного сечения [1].

Проточный тракт двигателя американской гиперзвуковой ракеты Х-51 и, в частности, его изолятор представляет собой последовательную комбинацию каналов именно такой формы (рис. 1).

Рисунок 1. Общий вид проточного тракта ракеты Х-51 с изолятором переменного поформе сечения: 1 - ВЗУ; 2 - трехсекционный изолятор; 3 - КС; 4 - сопло; 5 - крепление к летательному аппарату В некоторых случаях каналы прямоугольного сечения подкрепляются промежуточными стенками (рис.2).

Рисунок 2. Гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель летающей лаборатории ГЛЛ-АП (макет) на МАКС-2009

Тонкостенные конструктивные элементы коробчатой, овальной и цилиндрической формы, из которых состоят секции изолятора, в основном подвержены воздействию перепадов давления и градиентов температур [2].

Напряжённое состояние таких элементов имеет свои особенности и в технической литературе сведений о нём недостаточно. В первую очередь это относится к внутренним углам. Можно полагать, что в этих местах имеет место существенная концентрация напряжений и исследованию этого вопроса по отношению к элементам конструкции из углерод-углеродных материалов посвящена данная статья. В известных источниках этой актуальной проблеме уделялось недостаточно внимания [3-5, 6-9], но она требует решения.

Постановка задачи Вместо реального изолятора рассмотрим напряженное состояние канала коробчатой формы на примере шести его сечений (рис. 3) с одинаковой проходной площадью.

т.Б т. А

Рисунок 3. Виды расчётных моделей

Для определения характера нагружения моделей сначала были выполнены расчёты цилиндрической оболочки, нагруженной по радиусу градиентом температур. Рассматривались два варианта: температура внутренней поверхности

выше температуры наружной (рис. 4а) и наоборот (рис. 4б).В первом случае присутствуют сжимающие радиальные напряжения. Стоит заметить, что на участках, близких к торцам происходит изгиб оболочки, а дальнейший участок подвержен только сжатию. Сжатие происходит в сторону наибольшей температуры, что подтверждается вторым расчётом (рис. 3б). Соответственно имеем дело с плоско-напряжённым состоянием.

а

б

Рисунок 4. Цилиндрические оболочки, нагруженные градиентом температур В расчеты на прочность были заложены свойства оптически активного материала ЭД-6М, т.к. в дальнейшем планируется проведение экспериментов на поляризационно-проеционной установке ППУ-7 [10] на моделях, выполненных из этого материала [11-13].

Для всех шести моделей были заданы идентичные условия нагружения: перепад температур А1 = 50°С (повышенная температура внутри моделей) и перепад давлений Ар= 105 Па на внутреннюю стенку при наружном давлении, равном нулю. Свойства оптически активного материала ЭД-6М при комнатной температуре были

приняты следующими: модуль Юнга Е = 4.5-109 Па, коэффициент Пуассона р. = 0,29.

Расчеты выполнялись отдельно для случаев нагружения градиентом температур, перепадом давлений и этими нагрузками совместно. Для каждой из моделей рассматривалось влияние радиуса R(при значениях R = 1; 3; 5; 13; 21; 28,5 мм) во внутренних углах моделей на коэффициент концентрации напряжения. Величина последнего определялась как отношение напряжение в точке А по отношению к напряжению в точке Б (рис. 3).

Результаты определения напряжений (ax и ay) по программе SolidWorks Simulation [14] приведены в таблице 1. По этим данным были подсчитаны коэффициенты концентрации Kk (отдельно по осям х и у). В графическом виде соответствующие результаты представлены на рис. 5, 6, 7. Размерность напряжений в таблице указана в Па.

Таблица 1

R = 1 мм

ax (т.А) axCr^) ay(т.А)

At -7-106 -2.5-106 -13-106 -11-106

Ap 9-106 -0.1-106 9-106 -2-106

At+Ap -2-106 -2-106 -4,5-106 -13-106

R = 3 мм

ax (т.А) ax(т.Б) ay(т.А)

At -5-106 -2-106 -8-106 -11-106

Ap 5,9-106 -0Д-106 5,9-106 -2-106

At+Ap -2,5-106 -2,3-106 -4-106 -12-106

R = 5 мм

Gx (т.А) Gx(т.Б) Gy(т.А) ^(Т.Б)

At -б -10б -3-10б -7-10б -11-106

Ap 4,2-10б -0,1-10б 4,5-10б -2-10б

At+Ap -3-10б -3-10б -3,7-10б -12-10б

R = 13 мм

Gx (т.А) Gx(т.Б) Gy(т.А) ^(Т.Б)

At -б -10б -3-10б -б-10б -11-106

Ap 1,8-10б -0,1-10б 1,8-10б -1,2-10б

At+Ap -4-10б -3-10б -4,5-10б -12-10б

R = 21 мм

Gx (т.А) GxCr^) Gy(т.А) ^(Т.Б)

At -б -10б -3-10б -б-10б -11-106

Ap 0,9-10б -0,1-10б 0,9-10б -0,б-10б

At+Ap -4-10б -1,б-10б -4,5-10б -12-10б

R = 28,5 мм

Gx (т.А) Gx(т.Б) GyCrA) ^(Т.Б)

At -б -10б -3-10б -б-10б -11-106

Ap 0,2-10б -0,1-10б 0,2-10б 0,5-10б

At+Ap -5-10б -1,б-10б -4-10б -11-106

о 1 R/h 2 3

Рисунок 5. Зависимость коэффициентов Кк от радиуса R и соотношения R/h при нагружении градиентом температур (h - толщина оболочки)

Рисунок 6. Зависимость коэффициентов Кк от радиуса R и соотношения R/h при нагружении перепадом давлений (h - толщина оболочки)

О 10 20 30

РадиусR

0 1 R/h 2 3

Рисунок 7. Зависимость коэффициентов Кк от радиуса R и соотношения R/h при нагружении градиентом температур и перепадом давлений (h - толщина

оболочки) Выводы

Анализируя таблицу 1и графики (рис. 5-7), можно сделать выводы, что напряжения в углах моделей, возникающие от воздействия давления, очень чувствительны к внутреннему радиусу (в отличие от температурных напряжений). Это может говорить о целесообразности отдельного рассмотрения этих факторов при расчётах напряжённо-деформированного состояния. Раздельная оценка коэффициентов концентрации напряжений по осям х и у может быть полезной при оценке прочности оболочек из углерод-углеродных композитных материалов со структурой из волокон.

Методика расчета на прочность сосудов коробчатого сечения, нагруженных давлением, приведена в книге [15], но без учета концентрации напряжений во внутренних углах и величин радиусов сопряжения в них. Численный эксперимент, выполненный путем применения метода конечных элементов, позволил

непосредственным образом получить значения коэффициентов концентрации напряжений для случаев нагружения моделей градиентами температуры и перепадом давлений. При таком подходе можно обойтись без объективно затруднительной, а иногда просто невыполнимой процедуры подбора нужных коэффициентов концентрации напряжений в соответствующей справочной литературе [16].

Библиографический список

1. Бауржанулы И. Приближенный расчет сверхзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя // XLVII Международная научно-практическая конференция «Научное сообщество студентов XXI столетия. ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ». (Новосибирск, 28 ноября 2016): Сборник статей. - Новосибирск: 2016, № 10(46). URL: https: //sibac. info/archive/technic/ 10(46).pdf

2. Сорокин В.А., Яновский Л.С., Ягодников Д.А. Проектирование и отработка ракетно-прямоточных двигателей на твердом топливе. - М: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2017. - 317 с.

3. Притыкин А.И., Мисник А.В. Распределение и концентрация напряжений в балках с синусоидальной перфорацией стенки // Вестник МГСУ. 2017. Т. 12. № 8 (107). С. 876 - 884.

4. Виноградов Ю.И., Гусев Ю.А., Золотухин В.С. Методы исследования концентрации напряжений в оболочках // Вестник Московского авиационного института. 2005. Т. 12. № 3. С. 61 - 65.

5. Ендогур А.И., Кравцов В.А. Напряженное состояние композиционной панели в зоне отверстия // Труды МАИ. 2013. № 64. URL: http: //trudymai. ru/published. php?ID=36558

6. Фриштер Л.Ю. Анализ методов исследования локального напряженно -деформированного состояния конструкций в зонах концентрации напряжений // Вестник МГСУ. 2008. № 3. С. 38 - 44.

7. Williams M.L. Stress singularities resulting from various boundary conditions in angular corners of plates in extension // Journal Applied Mechanics, 1952, vol. 19, no. 4, pp. 526 - 528.

8. Durif S., Bouchair A. Behaviour of cellular beams with sinusoidal openings // Steel Structures and Bridges, 2012, vol. 40, pp. 108 - 112.

9. Helsing J., Jonsson A. On the computation of stress fields on polygonal domains with V-notches // International Journal for Numerical Methods in Engineering, 2002, no. 53, pp. 433 - 453.

10. Демидов А.С. Метод фотоупругости и его применение в лабораториях МАИ // Двигатель. 2018. № 3 (117). С. 10 - 11.

11. Албаут Г.Н., Харинова Н.В. Поляризационно-оптический анализ геометрически нелинейных задач концентрации напряжений // Известия высших учебных заведений. Строительство. 2006. № 11-12 (575-576). С. 79 - 84.

12. Албаут Г.Н., Табанюхова М.В. Модельное определение концентрации напряжений в элементах строительных конструкций с угловыми вырезами // Известия высших учебных заведений. Строительство. 2006. № 10 (574). С. 107 - 112.

13. Албаут Г.Н., Барышников В.Н., Пангаев В.В, Табанюхова М.В., Харинова Н.В. Определение коэффициентов концентрации напряжений в нестандартных задачах поляризационно-оптическими методами // Физическая мезомеханика. 2003. Т. 6. № 6. С. 91 - 95.

14. Алямовский А.А., Собачкин А.А., Одинцов Е.В. и др. SolidWorks. Компьютерное моделирование в инженерной практике. - СПб.: БХВ-Петербург, 2005. - 800 с.

15. Пономарев С.Д., Бидерман В.Л., Лихарев К.К. и др. Расчеты на прочность в машиностроении.- М.: МАШГИЗ, 1958. Т. 2. - 974 с.

16. Савин Г.Н., Тульчий В.И. Справочник по концентрации напряжений. - Киев: Вища школа, 1976. - 410 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.